ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ – РАССМАТРИВАНИЕ ПОРТРЕТОВ



 

     П р о г р а м м н ы е з а д а ч и.

Формировать представление о портрете, о том, для чего его создают художники, что художник изображает не только внешний вид конкретного человека, но и его душевное состояние, настроение, что в портрете ничего не бывает лишнего, все работает на раскрытие образа человека.

М а т е р и а л.

Репродукции портретов: «Стрекоза» И.Репина, «Мика Морозов» В.Серова, «Портрет скульптора Мухиной» и «Портрет хирурга Юдина» Н.Нестерова, портрет художника А.Шилова «Пастух», автопортрет Лактионова, портрет А.С.Пушкина (любого художника).

Х о д з а н я т и я.

«Я сейчас расскажу вам о внешнем виде одной девочки (мальчика) из нашей группы. А вы постарайтесь по моему описанию узнать, про кого я рассказала», – говорит воспитатель.

Дает описание (не глядя на ребенка). Указывает цвет его глаз, волос, прическу, форму носа (прямой, курносый) и другие особенности.

После того как дети узнают по описанию своего товарища по группе, предложить им посмотреть друг на друга, рассмотреть, какие у мальчика или девочки, сидящей рядом, глаза, волосы, нос, рот, щеки. Спросить, кто хочет описать портрет своего товарища. Выслушать несколько описаний. Сказать, что сейчас мы описали внешность (лицо) словами. А художники рисуют портрет человека, и те, кто с ним знакомы, узнают его на портрете. Рассказать, что художники рисуют портреты людей разных профессий: писателей, артистов, рабочих, крестьян. Поместить перед детьми репродукции картин «Стрекоза» И.Репина и «Мика Морозов» В.Серова. Рассказать: «Эту девочку художник Илья Репин назвал стрекозой. Как вы думаете, почему он так ее назвал?» После ответов детей пояснить: «Художник изобразил девочку в ясный, теплый, солнечный день. Девочка наигралась, набегалась, взобралась на перекладину забора и свесила ноги, как будто стрекоза присела на время отдохнуть после своего быстрого полета. На девочке сине-зеленое платье, по цвету похожее на стрекозиные крылья и тельце.

Далее переключить внимание детей на портрет Мики Морозова и сказать: «A вот перед вами портрет мальчика. Его зовут Мика Морозов. Посмотрите на его лицо. Он такой же спокойный, как стрекоза, или чем-то встревожен? Как художник нам рассказал, что Мика чего-то испугался, чего-то ждет? (У него широко раскрыты глаза, он напряженно смотрит вперед, губы его приоткрыты.) Посмотрите на его позу. Он сидит на краю кресла, руками держится за подлокотники. Вот-вот привстанет. Значит, художник может передать в портрете не только внешность человека – какие у него глаза, волосы, во что он одет, но и его настроение, что он чувствует. Мы, зрители, это понимаем по выражению лица человека, по его позе».

Поместить перед детьми другие портреты. Спросить, кто на этих портретах изображен спокойным, задумчивым, а кто сердитым, недовольным. Обратить вниманию на автопортрет Лактионова, на его сдвинутые, нахмуренные брови, выпяченную нижнюю губу, сердитый взгляд.

Далее рассмотреть портреты, выполненные художником Н.Нестеровым: скульптора Мухиной и хирурга Юдина. Спросить детей, могут ли они по одежде, по действиям людей, изображенных на этих картинах, узнать, кто они. Сказать: «На одной картине изображена скульптор Мухина за работой. Она заканчивает скульптуру. Посмотрите на ее лицо. Она увлечена, внимательна, сосредоточена на своей работе. А это портрет врача-хирурга. Он изображен в своем кабинете. Посмотрите на его лицо, позу, руки. Как вы думаете, он один в кабинете или там находится кто-то еще? Почему вы решили, что хирург с кем-то разговаривает? Ведь на картине никто больше не нарисован. Вы об этом догадались по лицу и жестам хирурга. Он с интересом смотрит и слушает кого-то. У Юдина такой жест, что если бы он был один в кабинете, то так бы руку не держал. Посмотрите на его руку. Какие длинные, гибкие, сильные пальцы! Такие пальцы бывают у музыкантов и хирургов».

Поместить перед детьми портрет пастуха художника Шилова и предложить самим догадаться, кто этот человек, кем он работает. Для этого нужно внимательно рассмотреть его лицо, одежду, заметить, что у него на плече, что нарисовано за ним.

Не следует спешить с подсказкой. Когда дети назовут профессию, обратить внимание на загорелое, обветренное лицо пастуха, его выгоревшие брови, уже немолодое лицо (складки, морщины, седая щетина). Сказать, что по портретам мы можем узнать, как выглядели, как одевались люди, которые жили в далекие времена. Можно показать портрет А.С.Пушкина. Сказать, кто это, если дети не знают.

В заключение подвести итог: «Сегодня мы рассматривали портреты разных людей, которые нарисовали художники в разное время. На портретах можно увидеть не только внешний вид человека, но и его настроение, узнать, какой он. A вы, дети, хотели бы, как художники, попробовать нарисовать портрет своей мамы? Когда придете домой, хорошо рассмотрите мамино лицо. Определите, какого цвета у нее глаза, какие волосы, как она их причесывает, какое у нее любимое платье. И на следующем занятии вы нарисуете портрет своей мамы».

 

ЗАНЯТИЕ 6

РИСОВАНИЕ. «ПОРТРЕТ МАМЫ»

 

     П р о г р а м м н ы е з а д а ч и.

Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос); приучить правильно располагать части лица; закреплять приемы рисования красками всей кистью и ее кончиком.

М а т е р и а л.

У воспитателя женский погрудный портрет, мел для рисования схемы лица. У детей большие листы бумаги прямоугольной формы, краски гуашь, среди которых светло-розовая или светло-оранжевая для рисования лица, толстые и тонкие кисточки.

Х о д з а н я т и я.

– Дети, – говорит педагог, – сегодня вы будете рисовать портрет самого дорогого и любимого для вас человека – своей мамы. Вы знаете, какие у вашей мамы глаза, цвет волос, какая прическа, какое любимое платье. Прежде чем нарисовать мамин портрет, рассмотрим портрет этой актрисы, чтобы глаза, нос, рот на лице вы изобразили на нужных местах. Какой формы голова у человека? (Обвести пальцем голову на портрете.) Положите руку на лоб. Глаза у человека расположены ниже лба, на середине лица. Какой они формы? (Овальные с острыми уголками.)

Рисует мелом на доске или толстым фломастером на бумаге овал лица и посередине его глаза, пояснив при этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза. Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок. Спрашивает, что находится над глазами (брови). Далее объясняет, что нос у человека такого же цвета, как лицо, поэтому надо нарисовать только кончик носа. Заканчивается нос посередине расстояния от глаз до конца лица. Можно кончик носа нарисовать короткой черточкой или изобразить ноздри. От кончика носа до конца лица посередине находятся губы.

– Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа отличается по форме от нижней? На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна (нарисовать губы). Ниже губ – подбородок. Положите руку на подбородок.

Подводит вместе с детьми итог расположения частей лица: «Глаза... (посередине лица), кончик носа... (посередине от глаз до конца лица). Губы... (посередине от кончика носа до конца лица). Портрет своей мамы вы нарисуете погрудный – голову, шею и плечи. Не забудьте, что шея эже лица, а плечи шире головы (показывает на портрете). Цвет глаз, волос, прическу, верхнюю часть платья постарайтесь нарисовать такими, какие у вашей мамы. Представьте себе свою маму и начинайте рисовать ее портрет». (Воспитатель убирает портрет актрисы.)

 

         

                               Рис. 29                 

 

     В процессе занятия воспитатель советует рисовать на листе бумаги крупное лицо, закрашивать его по форме всей кистью, оставлять вверху листа место для волос, пока высыхает краска, рисовать шею, плечи; части лица изображать концом кисти. Помогает детям вспомнить, какие украшения носит мама, и изобразить их. Если кто-нибудь из детей будет рисовать лицо мамы с зачесанными за уши волосами, надо показать на схеме, что уши начинаются на уровне глаз и кончаются на уровне кончика носа.

В конце занятия целесообразно выставить детские работы на стенд и спросить: «Как вы думаете, дети, узнают ли ваши мамы себя на портретах? Как ты думаешь, Петя (Вася), твоя мама узнает себя? Почему?» Дети называют те или иные черты облика своей мамы, которые они отразили в рисунках. Надо выслушать всех детей, желающих рассказать о своих мамах. В заключение сказать, что каждый из них очень старался хорошо нарисовать портрет своей мамы. Все мамы на портретах получились красивыми, потому что все дети любят своих мам. Все эти рисунки попадут на выставку, чтобы мамы полюбовались своими портретами.

 

ЗАНЯТИЕ 7


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 357; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!