Старообрядческие организации и их деятельность в 1908-1910г



В августе 1908 годасостоялся III съезд Союза начетчиков в Нижнем Новгороде. Председателем Съезда был избран епископ Иннокентий, он предложил избрать ревизионную комиссию на будущий год в составе священника о. Иллариона Аронова, И.А. Лукина и И.В. Галкина.

Протоиерей отец А. Старков внес предложение приветствовать о. архимандрита Михаила на съезде как «неутомимого и полезного работника на ниве Христовой». По этому поводу разгорелся спор – И.Г. Водягин первый высказался против приветствия, объяснив это тем, что о. Михаил ничего нового в старообрядчество не внес, и о его политических воззрениях ходят различные мнения. В этом Водягина поддержал И.А. Лукин.

 Ф. Е. Мельников в оправдание арх. Михаила говорил о том, что никто из старообрядцев ничего нового не может привнести в веру, так как они основываются на Божественном Евангелии, постановлениях вселенских и поместных соборов и творениях святых отцов, «едва ли кто из нас осмелится вносить сюда что-либо новое…Арх. Михаила нужно приветствовать за выяснение и защиту старых истин»[82].

Мельникова поддержал И.Е. Усачев и священник о. А. Старков, который говорил, что нужно просить о. Михаила быть членом Союза начетчиков. После этих прений единогласно, за исключением Водягина, постановлено: приветствовать арх. Михаила и просить войти его в состав Союза начетчиков.

Ф.Е. Мельников внес на обсуждение поступок члена Союза И.Г. Водягина, который открыто порицал на IX всероссийском съезде старообрядцев деятельность Союза и Правления. И.Г. Водягин аргументировал это тем, что Союз – молодая организация и никому не нужна. На соборе епископов постановлено, чтобы при каждом епископе был постоянный начетчик, благодаря чему Союз сам по себе распадется. Ф.Е. Мельников отвечал на эти слова так: «Союз не может терпеть в своей среде тех, которые копают ему яму. Нам нужна дружная, сплоченная, единомышленная семья, чтобы успешно работать на пользу св. Церкви»[83]. После некоторых прений И.Г. Водягин подал заявление об уходе из Союза. Съезд постановил его считать исключенным.

9 августа состоялось второе заседание. Избрано Правление на будущий год – председатель – епископ Иннокентий, товарищ председателя Ф.Е. Мельников, казначей – А.И. Королев, члены – диакон Федор Гусляков, Ф.И. Масленников, Н.Д. Зенин. Так же съезд принял в Союз В.Е. Мельникова. Постановлено принимать в Союз лиц обоего пола. Председатель предложил расширить издательскую деятельность Союза, а начетчиков просить распространять литературу Союза.

Обсуждался вопрос о курсах начетчиков. По этому вопросу высказался Ф.Е. Мельников: по его мнению, курсы необходимы не только чисто начетнические, но и общеобразовательные, т.к. некоторые начетчики не могут правильно излагать свои мысли. Большинством голосов постановлено открыть курсы в Москве летом на 10 человек, на что Съездом выделено 500 рублей. Признано желательным, чтобы у начетчиков были помощники.

Съезду представлен отчет Правления Союза начетчиков, в котором излагаются направления основной деятельности. Всюду, где требовалась помощь, начетчики подвизались на публичных собеседованиях, диспутах отражая нападки на Церковь Христову, изобличая и опровергая ложь и клевету. В отчете приводится отзыв официального органа правительствующего Синода о деятельности начетчиков: «Ряды старообрядческих начетчиков постоянно пополняются, чтобы не было недостатка в этих деятелях, столь нужных для старообрядчества в настоящий век религиозной свободы. Для этой деятельности старообрядцы избирают людей с особенными способностями и дарования, теоретическую подготовку они получают путем самообразования под руководством старообрядческих полемистов и известных миссионерствующих начетчиков… старообрядческая миссия по части приобретения нового полемико-апологетического материала идет впереди по сравнению с миссией господствующей церкви…»[84].

Всеми делами Союза начетчиков ведало Правление. Оно издало протоколы съезда, отчет Правления за первый год существования Союза и все доклады начетчиков и других лиц, заслушанные на съезде. Получившаяся брошюра была разослана Правлением по всем старообрядческим приходам и общинам, все владыкам и священникам. В огромном количестве поступали в Правление Союза всевозможные запросы, просьбы, требования. Насколько возможно было, все они удовлетворялись.

В отчетном году Правление приступило и к издательской деятельности. Изданы были брошюры Арх. Михаила « О вере и неверии», Ф. Мельникова «В защиту старообрядческой иерархии», «Публичная беседа об именословном перстосложении».

В августе 1909 года IV съезд Союза начетчиков в Нижнем Новгороде. В этот день официального съезда, как такового не состоялось, т.к. собралось только 22 члена Союза, а согласно 25 ст. Устава, для действительности съезда требовалось не менее одной трети всего состава Союза, т.е. 81 человека. Отсутствие некоторых начетчиков объяснялось тем, что они принимали участие в публичных беседах с миссионерами.

Ф.Е. Мельников предложил собравшимся членам Союза назначить вторичный съезд на 27-е августа, а сейчас открыть собрание съехавшихся членов, заслушать на нем отчет правления Союза, доклады начетчиков и обсудить более существенные вопросы, намеченные в программе четвертого съезда. Председателем собрания избран епископ канадский Михаил. Участвовал и епископ нижегородский Иннокентий.

16 и 17 августа состоялось два собрания членов Союза. На первом обсуждался вопрос о соединении московского старообрядческого братства св. Креста с Союзом начетчиков. Был заслушан доклад Ф.Е. Мельникова в котором он сообщал о том, что Братство по характеру своих задач и деятельности очень близко с Союзом начетчиков. Деятельность обоих учреждений была тесно переплетена между собой, многие члены Братства состояли членами Союза начетчиков. Докладчик предлагал Братству св. Креста слиться с Союзом и создать из этих двух организаций одну, преследующую одни и те же цели Союза и Братства. «То, что мы бессильны сделать в одиночку, мы можем сделать при объединении сил обоих учреждений. В настоящее же время одни и те же руководители, работая одновременно на два учреждения, затрачивая на эту раздельную работу двойную энергию, естественно, лишено возможности и тут и там доводить дело до намеченных пределов. Я нахожу такую двойственную деятельность ненормальной и лично для себя невозможной»[85]. Братство св. Креста на общем собрании, состоявшемся 6-го июля, единогласно решило объединиться с Союзом.

На втором собрании, под председательством епископа Иннокентия, были заслушаны отчеты начетчиков об их деятельности за истекший год. Из них следует, что беседовать им приходилось не только с миссионерами господствующей церкви, но и с собеседниками других вероисповеданий: католичества, баптизма. Деятельность начетчиков за 1908 год была весьма плодотворна: во многих местах после бесед начетчиков к старообрядческой Церкви присоединялись иноверцы и многие лица, ранее враждебно относившиеся к старообрядчеству. Единогласно засвидетельствовано в отчетах, что повсеместно в старообрядческой среде идет широкое движение к объединению разрозненного старообрядчества в одну единомышленную Великую старообрядческую Церковь. Сознание необходимости единства церковного растет и крепнет, и общими усилиями начетчиков, пастырей и общин необходимо укреплять это сознание в массах старообрядчества.

В августе 1909 года – вторичный IV съезд Союза старообрядческих начетчиков. Председателем был избран о. А. Старков, а секретарями: А.В. Зайцева и Г.В. Галкина.

Заслушан отчет Правления Союза начетчиков:

1) О деятельности Союза и Правления за истекший год;

2) О книгоиздательстве и книготорговле Союза.

По вопросу объединения Союза начетчиков с Московским Братством св. Креста большинством голосов принципиально признано, что объединение желательно и поручено Правлению вести по этому поводу переговоры с Братством и выработать при слиянии обоих учреждений общий устав.

Председателем был избран епископ Иннокентий нижегородский и костромской, товарищем председателем Ф.Е. Мельников, членами Правления: диакон о. Ф.М. Гусляков, И.К. Перетрухин, Н.Д. Зенин, Д.С. Варакин, казначеем – А.И. Королев.

Ф.Е. Мельниковым был представлен отчет Правления Союза старообрядческих начетчиков за 1908 – 1909 гг. Из него следует, что за прошедший год, деятельность Союза стала более обширна и плодотворна. Начетчики своими беседами привлекли к старообрядчеству внимание и интерес всей читающей России. В Петербурге проходили беседы с миссионерами господствующей церкви, в Москве – с беспоповцами-поморцами брачного согласия. В ряду многих вопросов начетчиками впервые были выдвинуты вопросы современного характера: о внутреннем разложении господствующей церкви, о ее папизме и цезарепапизме. Эти вопросы привлекли к себе внимание класс интеллигенции. Беседы посещались синодальными архиереями и чиновниками, профессорами и студентами, столичным духовенством, членами Государственной Думы.

О каждой беседе в столичных газетах давались отчеты, которые затем перепечатывались в провинциальных органах печати и таким образом, вся читающая Россия знала и о ходе бесед и об их результатах. Под влиянием бесед и переменился взгляд на старообрядчество у тех лиц, которые смотрели на него с недоверием.

 Во время бесед велись стенографические записи речей собеседников. Напечатаны они были за счет Союза начетчиков и беспоповцев. Вышла большая книга в 312 страниц, распространенная по всем беспоповским общинам, она, по мнению начетчиков, «принесет огромную пользу св. Церкви и послужит к объединению с нею «иных овец, яже не суть от двора сего»[86].

Расширилась деятельность начетчиков и в провинции. Почти по всей России они непрестанно и с успехом работали на ниве церковной. Начетчики отражали все нападки на Церковь Христову врагов ее. Вставали на защиту св. Церкви не только устно, но и письменно, на страницах своих сочинений.

 «Нельзя не отметить, что наши противники в последнее время увеличивают ряды своей армии. В дни свободы они были подавлены и притаились в своих норах. Теперь же они, в виду некоторой перемены в правительственных кругах, начали с прежней беззастенчивостью и даже с остервенением нападать на старообрядчество и мечтают о полном возвращении к мрачному прошлому. Они стали непримиримы и пускают в ход все свое старое оружие, чтобы как-нибудь упрочиться на прежних позициях»[87].

В истекшем году начетчики вступали в собеседования и с сектантами. В Москве против них выступал Ф.Е. Мельников, Н. Д. Зенин в Коломенском уезде, Московской губернии. Но сектанты не причиняли в то время заметного вреда старообрядчеству.

Также в отчете затронут вопрос организации курсов начетчиков. Для этого требовались преподаватели и средства для содержания слушателей курсов. Нужно было в то же время получить разрешение правительства на открытие этих курсов. Для того чтобы открыть курсы, правление Союза вошло в соглашение с московским старообрядческим благотворительным обществом, решившим открыть в Москве курсы для подготовки учителей. Благотворительное общество изъявило согласие принять на свои курсы членов Союза, указанных Правлением Союза, вести на них преподавание начетнических вопросов и для всех желающих курсистов. Предметы по начетничеству выразили желание вести бесплатно Ф.Е. Мельников и Д.С. Варакин. Курсы открылись в 20-х числах июня.

Пересмотренный и измененный устав Союза был разослан всем его членам с предложением - прислать свои замечания и мнения по поводу сделанных в уставе изменений и дополнений.

Деятельность Союза старообрядческих начетчиков, несомненно, важна и показательна. Именно на этих собраниях решались важные политические, экономические и духовные вопросы старообрядцев. Здесь они высказывали свои мнение по поводу принятых в законодательстве решений об их судьбе, здесь разрабатывались новые принципы ведения миссионерских бесед и диспутов.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!