Проект урока по истории – «Старообрядчество Нижегородского края».



Цели урока: сформировать ценностное отношение учащихся к культуре и прошлому страны.

1-й этап. Проблема,выбор темы, которая должна содержать проблему; формулировка гипотезы, определение цели и задач. Проблема – место жительства и отшельничество в старообрядчестве. Многие старообрядцы сейчас и ранее живут в лесных краях и имеют весьма закрытую общину.

2-й этап. Проектирование. Определение количества участников, в какой форме будет проект. Запуская проект необходимо составить календарь работы над проектом: даты, основные этапы и краткое содержание проделанной работы, ответственные за каждый этап.

3-й этап. Поиск (исследовательская деятельность). Здесь учащиеся ищут информацию о старообрядцах, выясняют кто из их бабушек или дедушек или прабабушек/прадедушек был или есть старообрядцами. Подбор информации сопровождается фотоматериалом.

4-й этап. Продукт. Оформление материалов. Предполагаемый иллюстративный ряд к проекту. Материально-техническое обеспечение проекта: аудио, видео, стенд. Тот материал по старообрядцам (статьи, фото) учащиеся могут разместить на интернет-странице или в презентации, стенде и т.д.

5-й этап. Презентация. Защита учащимися своих проектов.

Таким образом, тема магистерской диссертации может быть успешно использована в проектной деятельности учащимися школ, лицеев и гимназий. Кроме того, материалы диссертации можно использовать при подготовке к урокам.

Тема урока

Раскол церкви. Старообрядчество.

Тип урока

Проектный

Информационно методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности

История России: учебник для 7 класса / Данилов А.А. Косулина Л.Г. – М.: Просвещение, 2015

Личностные результаты

Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны

Предметные УУД:

-усвоить основные знания по истории старообрядчетсва

-уметь систематизировать информацию из различных исторических источников, выделять основную;

-понимать причинно – следственные связи по истории Раскола и старообрядчества.

-применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого;

Метапредметные УУД: -уметь выделять в тексте главное (причины, состав, итоги выступлений) -уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; -уметь формулировать свое мнение; -уметь решать проблемные вопросы  
     

Таким образом, данная тема магистерской диссертации может быть использована на школьных уроках, в которых реализуется проектная деятельность.


Заключение

В настоящем исследовании рассмотрены особенности нижегородских старообрядцев в начале XX века, выявлены главные проблемы и вопросы. Основная цель - проследить за деятельностью начетчиков-интеллигентов М.И. Бриллиантова, Н.Д. Зенина, Ф.Е. Мельникова, И.К. Перетрухина, И.А. Лукина в Союзе старообрядческих начетчиков можно считать достигнутой. Проведен биографический анализ данных о начетчиках, их влияние на общественную жизнь старообрядчества.

Проведен анализ источников и литературы, которые дают нам возможность узнать о значении начетчиков для старообрядчества того периода, их мировоззрении, отношении к обществу и стране в целом. Как уже было сказано, работ по заявленной нами теме нет, в основном представлены данные по конкретному региону страны, о становлении и развитии старообрядчества в России в историческом контексте.

Мы попытались собрать сведения из разных источников, чтобы представить полную картину затрагиваемой нами темы.

Проследив за биографией каждого из лидеров можно с уверенностью сказать, что они внесли в жизнь старообрядчества неоспоримый вклад. Отчасти, благодаря им был издан указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», после него они продолжали честно сражаться за права и свободы староверов, искореняя всякую миссионерскую деятельность, они издавали литературу, занимались просветительской деятельностью.

Все, рассмотренные нами старообрядческие лидеры происходили из простых семей, все с детства были приучены к старой вере, к ее обычаям, традициям и правилам. С молодых лет они готовились своими отцами, как например И.К. Перетрухин, к миссионерским диспутам и беседам. Федор Евфимьевич Мельников вместе со своим братом молодыми юношами уже выступали на миссионерских диспутах в пределах своей малой Родины, а позже и по всей стране. Уже тогда они знали, за что и ради чего боролись.

Старообрядчество Нижегородского края имело свои отличительные особенности. Во-первых, это движение на начало XX века имело большое количество приверженцев, более 2 миллионов человек. Во-вторых, у старообрядцев было большое количество лидеров-интеллектуалов, которые занимались общественной жизнью, политикой, выдвигали свои идеи. В-третьих, старообрядцы вынуждены были скрываться в лесных и глухих местах. Старообрядчество тоже было неоднородным и имело несколько течений. Это движение получило большое распространение на территории России. В связи с гонениями официальной РПЦ старообрядцы были вынуждены селиться в отдаленные районы России, в частности в глухих лесах Нижегородского края.

 

 

Список использованной литературы и источников

Источники:

Законодательные акты:

1. Высочайший указ Николая II «об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1906 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://libbabr.com/?book=2513 (дата обращения: 12.04. 2016).

Периодическая печать:

2. 100 лет свободы // Старообрядец. - 2005.-  №33. – С.3.

3. Беседа И.К. Перетрухина с наставником нетовщины А.А. Коноваловым о законности нетовской общины // Старообрядец. – 1906. - №7. – С.756 – 761.

4. Беседа И.К. Перетрухина с нетовцем А.А. Коноваловым (слепцом) о крещении греческой церкви и митрополита Амвросия // Старообрядец. – 1906. - №2. – С. 177 -199.

5. Веротерпимость и нехристианские религии // Нижегородский листок. - 1905. - №108. – апрель. - С.1.

6. За что был приостановлен журнал «Церковь» // Слово церкви. – 1917. - №23. – С. 1701.

7. Кавказский епархиальный съезд // Церковь. – 1911. – №36. - С. 874.

8. Масленников Ф.И. О значении начетчиков // Старообрядческий вестник. 1905. №9 – С.598-601.

9. Нижегородские беседы со старообрядцами // Церковь. –1908. – №34. - С. 1160-1161.

10. О союзе старообрядческих начетчиков // Церковь. – 1908. - №38. - С. 1289-1291 .

11. Обращение к членам союза старообрядческих начетчиков // Церковь. – 1908. – №46. - С.1556-1557.

12. По городам и весям. В Н. Новгороде // Старообрядец. - №9. 1906. – С. 860.

13. Предложение начетчиков // Церковь. - 1908. – №39 - С.1330-1331.

14. С миссионерского съезда // Церковь. – 1908. - №33. - С. 1130-1131.

15. Село Сосновая Маза, Хвалынского у., Саратовской губ. // Церковь. – 1913. – №15. - С. 360-361.

16. Собеседования с миссионерами // Церковь. – 1909. - №30. - С. 910.

17. Старообрядческое издание // Нижегородский листок. – 1908. - №82. – апрель. - С.4

18. Хворость // Церковь. – 1910. – №47. - С. 1163-1164.

19. Четырнадцатый всероссийский съезд старообрядцев // Церковь. - 1915. – №38. - С.876-878.

20. Чтение в Московском Братстве Св. Креста // Церковь. – 1911. - № 6. - С.145-146.

 

Делопроизводственные документы:

21. Протоколы I съезда членов Союза старообрядческих начетчиков – М., 1906.

22. Протоколы 3-го съезда союза старообрядческих начетчиков в Нижнем Новгороде 7-11 августа 1908г. – М., 1908. - С. 9.

23. Протоколы IV съезда Союза старообрядческих начетчиков в Москве 27 августа 1908г. – М., 1908. - С.6.

Литература

24. Анисимова В.Н. Незабвенной памяти Михаила Ивановича Бриллиантова (1858-1941) [Электронный ресурс] / В.Н. Анисимова. Материалы доклада на международной научно-практической конференции «Старообрядчество: история и современность, СПб., 2008. - Режим доступа: http://samstar.ucoz.ru/news/2009-04-20-1927.

25. Белков А.Н. Деятельность Ф.Е. Мельникова по духовно-нравственному воспитанию молодежи в 1920-30е гг. 2011. – С. 1-5.

26. Виноградова О.А. Общественно-политическая жизнь старообрядчества в России в нач. XX в. – Дисс. … канд. ист. наук. – М., 1999.

27. Волгирева Г.П. Русские старообрядцы и крестьянский  
вопрос в начале XX века / Г. П. Волгирева // Русский мир: сборник / Администрация Перм. обл. [и др.]. – Пермь : Пермское кн. изд-во, 2005. - Вып. 1. – 2005. – С. 115-123.

28. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка в 4-х томах. - Спб., 1863-1866.

29. Ершова О.П. Некоторые проблемы развития старообрядчества после Манифеста 1905 г. // Старообрядчество: история, культура, современность. – Вып. 6. – М., - 1998. – С. 2 - 9. 

30. Ершова О.П. Старообрядчество и власть. – М., 1999. – 204с.

31. Катунский А.Е. Старообрядчество. - М.: Политиздат, 1972. - 120 с.

32. Керов В.В. Старообрядчество как конфессия раннесовременного типа и проблема «обрядоверия» // Старообрядчество: история, культура, современность. – 2007. - Вып. 12. – С. 15-18.

33.  Керов В.В. Старообрядчество в политическом развитии России начала ХХ в // Старообрядчество: история, культура, современность. – 2015. – Вып.15. – С.4.

34. Керов В.В. Конфессиональные факторы старообрядческого предпринимателя // Старообрядчество: история, культура, современность. – 2007. – Вып.10. – С.14.

35. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX в. -1917 г.). - М.: Наука, 1965. - 348 с.

36. Ключевский В.О. Очерки и речи: второй сборник статей В.Ключевского. – М., 1913. – С. 250.

37. Козлов В.Ф. Московское старообрядчество в первой трети XX в. (храмы, молельни, общественные организации и учреждения) // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): Сб. науч. трудов. – М., 1999. – С. 218. 

38. Маслова Ю. Начетчики старой веры: историко-культурный аспект [Электронный ресурс] // Культурное наследие России. – Самара. - 2014. № 3- 4. – С.2. – Режим доступа: http://samstar.ucoz.ru/news/ju_maslova_nachetchiki_staroj_very_istoriko_kulturnyj_aspekt/2014-06-15-6120

39. Мельгунов С.П. Из истории религиозно-общественных движений в России XIX в. – М.: Задруга, 1919. — 240 с.

40. Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. – М.: Мысль, 1979. – 125с.

41. Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. – М., 1969. – 112с.

42. Островский А.Б. Старообрядцы и православные: межконфессиональные отношения в начале XX и XXI веках / А. Б. Островский // Русский мир: сборник / Администрация Перм. обл. [и др.]. – Пермь : Пермское кн. изд-во, 2005. - Вып. 1. – 2005. – С. 109-115.

43. Поздеева И.В. Русское старообрядчество и Москва в начале 20 века //Мир старообрядчества. Вып.2. - М. - 1995. - С.6-41. Виноградова О.А. Общественно-политическая жизнь старооб­рядчества в нач. XX в. Автореф. Канд. Дисс. - М. - 1999.

44. Пругавин A.C. Старообрядчество во 2-й половине XIX в. Очерки по новейшей истории раскола.- М., 1904.

45. Рожков В. Церковные вопросы в Государственной Думе. - М.: Издательство Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2004. — 560 с.

46. Саратовские епархиальные ведомости. – 1905. - № 22. – 31 июля [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.proza.ru/2013/03/13/856.

47. Селезнев Ф.А. Политическая борьба вокруг законопроекта о старообрядческих общинах (1905-1914) / Ф. А. Селезнев // Старообрядчество: история, культура, современность: [сборник] / Музей истории и культуры старообрядчества; гл. ред. В. И. Осипов. – Москва: [б. и.], 2006. - Вып. 13. – 2009. – С. 24-35.

48. Селезнев Ф.А. Старообрядческое купечество и политический партии в годы революции (1905-1907) // Старообрядец. - 2007. №40. – С.15.

49. Селезнев Ф.А. Д.В. Сироткин и Всероссийские съезды старообрядцев в начале XX в. // Отечественная история. – 2005. - №5. – С.78-89.

50. Семибратов В. К. Духовная культура старообрядчества в конце XIX - первой трети XX в. (на материалах Вятского края): автореф. дис ... канд. культурологии: 24.00.01 - теория и история культуры / В. К. Семибратов; [Вятский гос. гуманитарный ун-т]. – Киров: [б. и.], 2005. – 18 с.

51. Сенатов В.Г. Философия истории старообрядчества. – М.: Изд-во Церковь. – 1995. – 42с.

52. Соколов А. Н. Православная Церковь и старообрядчество / А. Н. Соколов; митрофорный прот. Александр Соколов. – Нижний Новгород: Кварц, 2012. – 426с.

53. Старообрядчество в России (XVII - XX вв.): [Сб. науч. тр.] / Отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко; Гос. ист. музей. – Москва: Языки русской культуры: Кошелев, 1999. – 455с.

54. Старухин Н.А. Общественно-политическая жизнь старообрядцев в начале XX в. (на примере сибирских белокриницких общин) / Н. А. Старухин // Старообрядчество: история, культура, современность: [сборник] / Музей истории и культуры старообрядчества; гл. ред. В. И. Осипов. – Москва: [б. и.], 2006. - Вып. 13: . – 2009. – С. 19-23 .

55. Тарасов Б. Ю. Русское старообрядчество и Российское государство - современный взгляд на проблему. / Б. Ю. Тарасов // Старообрядчество: история, культура, современность: материалы [X Междунар. науч. конф., г. Москва, 15-17 нояб. 2011 г.] / Культурно-паломнический центр им. протопопа Аввакума [и др.; ред.-сост.: В.И. Осипов и др.]. – Москва: [б. и.], 2011. - Т. 2: . – 2011. – С. 89-91.

56. Шахов М.О. Религиозно-мировоззренческие основы социальной позиции старообрядчества – М.: Изд-во РАГС. – 2001. – 377с.

57. Шахов М. О. Старообрядчество, общество, государство. — М.: Изд-во «СИМС», 1998. — 208 с.

58. Юрчикова А.Ю. Указ 17 апреля 1905 г. (Из истории свободы вероисповедания в России) // Старообрядчество: история, культура, современность. - Вып. З. - М., 1995. - С.16-19.

59. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. – Барнаул, 1999. – 557с.

 


[1] Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. – Барнаул, 1999. – С. 402.

[2]Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. – М.: Мысль, 1979. – 125с.

[3] Высочайший указ Николая II «об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1906 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://libbabrу.com/?book=2513 (дата обращения: 12.04.2018)

[4] Там же.

[5] Веротерпимость и нехристианские религии // Нижегородский листок. - 1905. -№108. - апрель. – С.1.

[6] Нижегородский листок. – Н. Новгород. - 1905-1917 гг.

[7] Масленников Ф.И. О значении начетчиков // Старообрядческий вестник. - 1905. - №9 – С.598-601.

[8] Карташёв А. В. Очерки по истории русской церкви — Париж: YMCA-Press, 1959. — Т. 1-2 — 681 с.

[9] Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX в. -1917 г.). - М.: Наука, 1965. - 348 с.

[10] Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. – М., 1969. – 112с.

[11] Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: духовное движение XVII века. — М.: Церковь, 1995.

[12] Катунский А.Е. Старообрядчество. - М.: Политиздат, 1972. - 120 с

[13] Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. – М.: Мысль, 1979. – 125с.

[14] Селезнев Ф.А. Д.В. Сироткин и Всероссийские съезды старообрядцев в начале XX в. // Отечественная история. – 2005. - №5. – С.78-89.

[15] Селезнев Ф.А. Старообрядческое купечество и политический партии в годы революции (1905-1907) // Старообрядец. - 2007. - №40. – С.15.

[16] Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. – Барнаул, 1999. – 557с.

[17] Зенин В.Н. Зенин Н.Д. Биографический очерк. – Воскресенск, 2015. - 82с.

[18] Шахов М.О. Религиозно-мировоззренческие основы социальной позиции старообрядчества – М. : Изд-во РАГС. – 2001. – 377с.

[19] Керов В.В. Старообрядчество как конфессия раннесовременного типа и проблема «обрядоверия» // Старообрядчество: история, культура, современность. – 2007. - Вып. 12. – С. 15-18.

[20] Керов В.В. Старообрядчество в политическом развитии России начала ХХ в // Старообрядчество: история, культура, современность. – 2015. – Вып.15. – С.4.

[21] Керов В.В. Конфессиональные факторы старообрядческого предпринимателя // Старообрядчество: история, культура, современность. – 2007. – Вып.10. – С.14.

[22] Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Духовные движения 17 в. М., 1995. С. 24

[23] Там же.

[24] Мельников П.И. Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии // Сборник НГУАК. Т.9. Н. Новгород, 1911. С. 113-131.

[25] Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Духовные движения 17 в. М., 1995. С. 25

[26] Там же. С. 26

[27] Апанасенок А.В. Религиозный традиционализм в провинциальной России: история старообрядческих сообществ центрального Черноземья в XVII-начале XX вв. Курск. 2004. С. 262

[28] Там же

[29] Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Духовные движения 17 в. М., 1995. С. 26

[30] Там же. С. 27

[31] Там же

[32] Апанасенок А.В. Религиозный традиционализм в провинциальной России: история старообрядческих сообществ центрального Черноземья в XVII-начале XX вв. Курск. 2004. С. 264

[33] Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996;. С. 43

[34] Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. Духовные движения 17 в. М., 1995. С. 32

[35] Там же.

[36] Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996;

[37] Апанасенок А.В. Религиозный традиционализм в провинциальной России: история старообрядческих сообществ центрального Черноземья в XVII-начале XX вв. Курск. 2004. С. 267

[38] Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. С. 56

[39] Высочайший указ Николая II «об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1906 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://libbabr.com/?book=2513 (дата обращения: 12.04. 2016)

[40] 100 лет свободы // Старообрядец. - 2005. - №33. – С.3

[41] Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка в 4-х томах. - Спб., 1863-1866.

[42] Ключевский В.О. Очерки и речи: второй сборник статей В. Ключевского. – М., 1913. – С. 250.

[43] Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. – Барнаул, 1999. – С. 479.

[44] Маслова Ю. Начетчики старой веры: историко-культурный аспект [Электронный ресурс] // Культурное наследие России. – Самара. - 2014. - № 3- 4. – С.2. – Режим доступа: http://samstar.ucoz.ru/news/ju_maslova_nachetchiki_staroj_very_istoriko_kulturnyj_aspekt/2014-06-15-6120

[45] Там же.

[46] Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. – Барнаул, 1999. – С. 482

[47] Масленников Ф.И. О значении начетчиков // Старообрядческий вестник. 1905. - №9 – С.598.

[48] Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. – Барнаул, 1999. С. 482

[49] Там же. С. 483

[50] Белков А.Н. Деятельность Ф.Е. Мельникова по духовно-нравственному воспитанию молодежи в 1920-30е гг. 2011. – С. 1-5.

[51] Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной старообрядческой церкви. – Барнаул, 1999. – С. 496.

[52] Старообрядческое издание // Нижегородский листок. – 1908. - №82. – апрель. - С.4

[53] Анисимова В.Н. Незабвенной памяти Михаила Ивановича Бриллиантова (1858-1941) [Электронный ресурс] / В.Н. Анисимова. Материалы доклада на международной научно-практической конференции «Старообрядчество: история и современность, СПб., 2008. - Режим доступа: http://samstar.ucoz.ru/news/2009-04-20-1927.

[54] Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. – Барнаул, 1999.

[55] Там же. - С. 388.

[56] Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. – Барнаул, 1999. – С. 476

[57] Селезнев Ф.А. Старообрядческое купечество и политический партии в годы революции (1905-1907) // Старообрядец. - 2007. - №40. – С.15

[58] Беседа И.К. Перетрухина с нетовцем А.А. Коноваловым (слепцом) о крещении греческой церкви и митрополита Амвросия // Старообрядец. – 1906. - №2. – С. 177 -199.

[59] Там же. - С. 178.

[60]Беседа И.К. Перетрухина с наставником нетовщины А.А. Коноваловым о законности нетовской общины // Старообрядец. – 1906. - №7. – С.756 – 761.

[61] Зенин В.Н. Зенин Н.Д. Биографический очерк. – Воскресенск, 2015. - С. 5.

[62] Там же. С. 32.

[63] Там же. – С. 35.

[64] В.Н. Зенин, Н.Д.Зенин. 1869-1922г. Биографический очерк. – Воскресенск, 2015. – С. 34

[65] В.Н. Зенин Н.Д.Зенин. 1869-1922 гг. Биографический очерк. – Воскресенск, 2015. – С.58

[66] Там же. - С.64

[67] Саратовские епархиальные ведомости. – 1905. - № 22. – 31 июля [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.proza.ru/2013/03/13/856.

[68] Протокол частного собрания VI Всероссийского съезда старообрядцев 1905.

[69]Собеседования с миссионерами // Церковь. – 1909. - №30. - С. 910.

[70] Село Сосновая Маза, Хвалынского у., Саратовской губ. // Церковь. – 1913. – №15. - С. 360-361.

[71] Старообрядец. – 1906. – № 4. - С. 458-460.

[72] Материалы I съезда членов Союза старообрядческих начетчиков – М., 1906. – С. 12.

[73] Там же. С.15.

[74]Там же. С. 17.

[75] Там же. С.18-22.

[76] Беседа И.К. Перетрухина со священником миссионером господствующей церкви о. Дмитрием Александровым о православности троеперстия // Старообрядец. – 1906. - №8. – С. 860 - 868.

[77] Шахов М.О. Религиозно-мировоззренческие основы социальной позиции старообрядчества – М. : Изд-во РАГС. – 2001. – 28с.

[78] Материалы I съезда членов Союза старообрядческих начетчиков – М., 1906. – С. 33.

[79] Там же. – С. 29.

[80] По городам и весям // Старообрядец. - 1907. - №9. – С. 1056.

[81] Зенин В.Н. Н.Д.Зенин. 1869-1922 Биографический очерк. – Воскресенск, 2015. – С.33.

[82] Протоколы 3-го съезда союза старообрядческих начетчиков в Нижнем Новгороде 7-11 августа 1908г. – М., 1908. - С. 9.

[83] Там же. - С. 11.

[84] Протоколы 3-го съезда союза старообрядческих начетчиков в Нижнем Новгороде 7-11 августа 1908г. – М., 1908. - С. 24-25

[85] Протоколы IV съезда Союза старообрядческих начетчиков в Москве 27 августа 1909г. – М., 1909. - С.6.

[86] Протоколы IV съезда Союза старообрядческих начетчиков в Москве 27 августа 1909г. – М., 1909. - С. 12.

[87] Там же. - С.16.

[88] Ермакова Д.С. Всероссийские миссионерские съезды и единоверие в конце XIX-начале XX века. М., 2014. С. 2

[89] Там же. С.3

[90] Там же.

[91] Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий.-М.:2006 г. С. 11

[92] Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. С. 151-157.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 352; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!