Глава 2. Лидеры старообрядческого движения России начала XX века



Положение старообрядцев в начале XX века

В истории старообрядческой церкви период с 1905 по 1917 гг. назван как «золотой век». В силу постоянных гонений на представителей старой веры, церковь их была достаточно закрыта. Только с введением знаменитого указа Николая II от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости»[39], впервые в российской истории законодательно утверждались права на свободу вероисповедания лиц неправославного исповедания, и устанавливалось, что отпадение от православной веры не подлежит преследованию. С этого указа и наступил так называемый «золотой век старообрядчества»: строились новые храмы, реставрировались уже существующие, издавались книги, газеты и журналы, открывались специализированные учебные заведения, общественная деятельность старообрядцев больше не преследовалась.

Журнал «Старообрядец» пишет: «…власти вынуждены были распечатать сотни закрытых церквей и часовен, вернуть старообрядцам часть конфискованных книг и икон, признать за староверами право совершать общественные богослужения, содержать свои храмы, монастыри, школы и богадельни, издавать литературу»[40].

Золотой период был почти сплошным триумфом старообрядческих начетчиков. В толковом словаре В.И. Даля значение термина «начетчик» отправляет нас к слову «начитывать», т.е. начитать, прочитать известное количество книг, перечитывать. Начетчик – церковный чтец, особо из прихожан[41].

Начетчики появились еще в Древней Руси, тогда читали много, но не многие. В.О. Ключевский пишет: «Этим чтением со строго-ограниченным содержанием и направлением вырабатывались мастера-начётчики, которые знали свою литературу, свое божественное писание, как они ее называли, не хуже чем Отче наш или святцы. Такие начётчики не переводились у нас во весь XVIII век, не перевелись и доныне»[42].

Известными в то время лидерами старообрядцев были: святитель Геннадий Новгородский - автор первой славянской Библии и святитель Макарий, митрополит Московский, составивший Великие Четьи Минеи. Начётчиком также был протопоп Аввакум. После церковного раскола XVII века институт начётничества сохранился только у последователей старой веры.

В XIX в. было также немало прославленных людей, которых можно назвать начетчиками: это знаменитый богослов Хомяков А.С., Аксаков И.С.

Ф.Е. Мельников в своей книге «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви» так пишет о начетчиках: «начетчик – значит, начитанный человек. Каждый христианин должен быть начетчиком, т.е. знающим свое исповедание, способным защищать свое верование и поэтому должен быть начитанным, прежде всего в Священном Писании, а потом и во всей другой церковной письменности»[43].

Начётчики у старообрядцев представляли собой мирскую общественную элиту, которая, наряду с попечителями и духовенством, составляла важную часть всей старообрядческой жизни.

Старообрядцы считают, что звание начётчика может носить не просто начитанный человек, а только тот, кто запоминает книги наизусть, умеет их правильно толковать и к месту цитировать. «Под старообрядческим начётничеством, – пишет духовный наставник Невской Поморской общины В.В. Шамарин, – следует понимать основательное, порой дословное знание апологетической литературы, в первую очередь, традиционной дониконовской книжности, свободное цитирование по обсуждаемым вопросам»[44]

Книга для староверов не источник знаний, а духовное лекарство. Важно не просто читать и осваивать новые знания, но и делиться с другими. Не книга является инструментом в руках начётчика, а начётчик орудием Божьим, тем инструментом, который с помощью книги «врачевал души «болевших» неправой верой»[45]. Таково, в понимании староверов, апостольское служение каждого христианина. По негласному этикету старообрядцев, цитирующий должен был говорить не только по памяти, но раскрыв необходимую книгу на определенном месте.

Идеологическими противниками начётчиков выступали миссионеры синодальной церкви. В отличие от староверов, они специально готовились церковью для ведения полемики с иноверными, в том числе старообрядцами. Со стороны господствующей церкви на диспуты приходили не только обученные полемике миссионеры. Иногда против начётчиков выступали бывшие старообрядцы, перешедшие в православную церковь. Старообрядцы учились полемике по учебникам риторики, изучавшимся в среде миссионеров.

 «Миссионерство учило, вопреки академическим богословским наукам, что в еретических обществах не епископы и не священники, а «простые мужики» и что даже все таинства не действительны и ничтожны в этих неправославных обществах…»[46].

Миссионеры были назначены по всем епархиям России. Они разъезжали по всем приходам, где были старообрядцы и вызывали их на публичные беседы.

Помимо защиты веры и обучения грамоте, звание начётчика предполагало способность к проповеди. Ф.И. Масленников дает такое определение: «Начётчик – это человек, глубоко преданный своей религии, прекрасный знаток учения своего упования, неутомимый проповедник, стойкий борец за свои убеждения, готовый пожертвовать за них своею жизнью, если это потребуется»[47].

Со временем оценка начётничества полностью утрачивает положительный смысл. Слово «начётничество» начинает выступать общим понятием излишнего догматизма, а также формального отношения к тексту и устной речи. Об этом упоминает и Ф.Е. Мельников в своей книге «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви»[48] он говорит о том, что в светской среде сложилось достаточно презрительное отношение к начетничеству, как к чему-то ветхому, устаревшему. Федор Евфимьевич, будучи сам начетчиком, отрицал такое представление о начетничестве. Он объяснял это тем, что всякий образованный человек – профессор, ученый, является в своей степени начетчиком, так как он достаточно начитан в своей области и в своих знаниях.

В рассматриваемый нами период 1905-1917 гг. особое влияние на жизнь старообрядчества оказали такие начетчики как: Ф.Е. Мельников, М.И. Бриллиантов, Н.Д. Зенин и И.К. Перетрухин, И.А. Лукин. 

Чтобы узнать о роли начетчиков и показать, какое влияние они оказали на общественную жизнь старообрядчества нам необходимо проследить за их биографиями и понять как их происхождение, образование, профессия повлияли на их последующую деятельность.

Лидеры старообрядцев

Ф.Е. Мельников

Федор Евфимьевич Мельников родился 1874 г. в г. Новозыбков, ныне Брянской области – важнейший в то время железнодорожный узел и промышленный город – там находились фабрики и заводы по производству спичек. Новозыбков являлся одной из слобод Стародубья, крупнейшего старообрядческого центра. Мельников был сыном старообрядческого священника о. Евфимия, который бы известен в Стародубье как один из самых начитанных и деятельных пастырей, трудами и усилиями которого многие беглопоповские общины были присоединены к старообрядческой Церкви. Начальное образование Федор Евфимьевич получил в семье - ещё в юности начал изучение святоотеческой и богословской литературы. Затем учился у священноинока Арсения Швецова, который впоследствии стал епископом Уральским.

Мельников уже в молодые годы встал на путь начётничества, вместе со своим старшим братом Василием участвовал в миссионерских диспутах сначала в родном городе Новозыбкове, а позже и во всех пределах Стародубья, вместе с учеником владыки Арсения – Иваном Усовым (епископ Иннокентий). Вскоре их начетническая деятельность распространилась за пределы Стародубья, юношей стали приглашать для бесед с миссионерами на Кавказ, в Бессарабию, в Москву.

Особенно знаменитыми были их беседы в г. Измаил в 1983 году. Федор Евфимьевич вспоминает: «местный миссионер священник Ф. Воловой просто сбежал от них с первой же беседы, представил фальшивую телеграмму, что его мать как будто бы умерла и на погребение ее ему нужно немедленно уехать»[49]. Вот так миссионеры избавлялись от нежелательных бесед.

Братья Мельниковы установили новую тактику бесед с миссионерами – наступательную, разработали новые вопросы о цезарепапизме господствующей церкви, о синодском строе. Требовали на беседах равноправия и ведения речей по очереди. Отказ миссионеров от использования такой тактики означал их поражение.

Проводились беседы во всех уголках России, так на Алтае в мае 1903 г. вместе с другим защитником древлеправославия В.Т. Зеленковым Федор Евфимьевич провел ряд бесед с миссионерами. После них отдельные «последователи никонианства» выказали откровенную симпатию по отношению к старообрядчеству. Это можно было считать очередным поражением никониан в давнем споре.

Победоносные беседы состоялись в 1908 г. Петрограде. Со стороны старообрядцев выступали Ф.Е. Мельников и Д.С. Варакин. По выражению петроградской газеты «Новая Русь», эти «собеседования, подобно землетрясению, всколыхнули, исторически сложившиеся, религиозные пласты и наслоения нашей родины и между ними началось глубокое брожение»[50]. Вся светская печать отмечала поражение миссионеров. 

В 1914 г. беседы были в городе Чистополе Казанской губернии с миссионером – профессором Казанской духовной академии М.И. Васильевским, в Нижнем Новгороде почти каждый год беседы проходили во время всероссийской ярмарки. На эти беседы съезжались миссионеры в большом количестве из разных епархий, чтобы здесь, на практике, узнать, как вести беседы со старообрядцами. Съезжались сюда и начетчики. Эти беседы были действительно показательными, но не свободными в постановке вопросов: миссионеры заранее сами выбирали и ставили темы для бесед, и начетчики вынуждены были подчиняться им.

Мельников в золотой период старообрядчества прославился как писатель. Наиболее выдающимся его сочинением было «Блуждающее богословие. Обзор вероучений господствующей церкви», которое вызвало много дискуссий в среде миссионеров и богословов новообрядческой церкви. Сам Федор Евфимьевич пишет об этом так: «принято думать, что старообрядчество отличается от «казенного» православия лишь некоторыми обрядами да разницей в богослужении. Догматы же у них одни и те же. В книге показано и доказано, что православие заражено многими догматическими заблуждениями, что вообще все это богословие «блуждающее» - смесь латинства и протестантизма…»[51].

Писал Федор Евфимьевич в основном под псевдонимами, такими как: «Шалаев», «Феостерикт», «Фита». С 15 января 1906 г. в Москве Ф.Е. Мельниковым под редакцией Алексеевского и М.И. Бриллиантова начала издаваться «Народная газета» с приложением «Голос старообрядца».

Ф.Е. Мельников, Н.Д. Зенин вместе с епископом Арсением, епископом Иннокентием, архимандритом Михаилом были сотрудниками журнала Старообрядцы. Газета Нижегородский листок от 6 апреля 1908 г. сообщает: «В старообрядчестве замечается живое движение религиозной мысли, живое религиозное чувство, которое вносит христианское настроение. Журнал показывает каких успехов в нравственном и умственном отношении достигло старообрядчество»[52]. 

Ф. Е. Мельников занимался активной общественной деятельностью: сотрудничал в многочисленных старообрядческих периодических изданиях, был членом Союза старообрядческих начетчиков, занимал должности председателя начетнической комиссии при московском Братстве Честнаго и Животворящего Креста Господня, главным деятелем которого являлся М.И. Бриллиантов, секретаря Совета общины Рогожского Кладбища, работал над созданием сочинений и книг.

Почти на всех Всероссийских Съездах Мельников был неизменным и незаменимым их секретарем. Многочисленные тома Протоколов Всероссийских Съездов составлены, главным образом, им. Он состоял главным членом Совета Съездов и участвовал во всех его делах, во всех представлениях правительству и царю.

М.И. Бриллиантов

О происхождении Михаила Ивановича Бриллиантова мало что известно: родился он 1 января 1858 г. в деревне Какузево Чулковской волости, Бронницкого уезда Московской губернии. Родители Бриллиантова, предположительно, были крестьянами.

Старообрядческий краевед В.Н Анисимова пишет: «Разыскать его потомков в Москве я не смогла. И даже поездка в деревню Какузево, на его Родину, не помогла мне. Не нашла я и захоронений Бриллиантовых на старообрядческих кладбищах Бронницкого района»[53].

Некоторые данные дает нам Ф.Е. Мельников в своей книге «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви»[54]. Он пишет о Михаиле Ивановиче как о помощнике Д.В. Сироткина в деле защиты старообрядчества: «помощником ему в этом трудном, сложном и, по тому времени, даже опасном деле стал москвич Михаил Иванович Бриллиантов - не из тех «именитых» купцов, которые миллионами ворочали, а из начетнической среды, из тех «торговых» старообрядцев, которые и дела торговые вели, и хозяйством занимались, и в то же время божественные книги не выпускали из рук…»[55].

М. И. Бриллиантов проводил беседы в основном в Москве, так как сам жил там, в провинцию же выезжал изредка.

Михаил Иванович выпустил две большие книги: «Бремя правды» и «Шувойская беседа». В первой книге раскрываются многочисленные подлоги, вымыслы, созданные в господствующей церкви против старообрядчества. «Шувойская беседа» заключает в себе богатый и редкий материал по вопросам неокружнического раздора.

В «золотой век старообрядчества» Михаил Иванович особенно выдвинулся как сподвижник «титанов старообрядчества» – Д.В. Сироткина, П.П. Рябушинского. Обладая большой начитанностью в старообрядческих вопросах, серьезным знанием церковных канонов, святоотеческой литературы, он был «незаменимым помощником всероссийских ходатаев за старообрядчество во всех их начинаниях и предприятиях по церковно-общественным делам старообрядчества»[56].

Деятельность его была распространена по всей России: составление справок, писем, прошений – всем этим и занимался Михаил Иванович вместе со своим братом советником по Совещательному Отделу В. Е. Мельниковым. Бриллиантов был ближайшим помощником Д.В. Сироткина, именно их деятельность и привела к принятию 17 апреля 1905 года Высочайшего Указа о религиозной веротерпимости, а затем и законопроекта о старообрядческих общинах.

И.К. Перетрухин

Иосиф Климентович Перетрухин родом был из семьи старообрядческого начетчика Климента Анафиногеновича Перетрухина. Точных данных о дате его рождения нет. Об образовании Перетрухина есть небольшая заметка в статье Ф.А. Селезнева[57], из нее мы узнаем, что Иосиф Климентович был студентом Московского Университета.

Перетрухин с малых лет участвовал со своим отцом в беседах с миссионерами. С 16-ти лет он уже выступал самостоятельно, и вел их значительно лучше отца. Обладая звучным голосом, ясной и выразительной речью, Иосиф Климентович нередко заставлял миссионеров бежать с бесед.

Журнал Старообрядец приводит данные о некоторых беседах Иосифа Климентовича[58]: Так, в марте 1905 г. в селе Березове Николаевского уезда Самарской губернии происходили беседы И.К. Перетрухина с нетовцем А.А. Коноваловым о крещении греческой церкви и митрополита Амвросия. Беседы эти были вызваны тем, что беспоповцы стали принимать старообрядческое священство, так как убеждались из Священного и Святоотеческого Писания, что без истинного священства и таинств спастись невозможно. Чтобы помешать этому в село был вызван слепец Коновалов – наставник беспоповщины и ярый противник старообрядческого священства. Беседа заключалась в споре между А.А. Коноваловым и И.К. Перетрухиным по поводу обливания в греческой церкви, в которой был обливан м. Амвросий – родоначальник австрийского священства. Коновалов пытался доказать, что «греки – еретики обливанцы»[59]. После длительных споров, Коновалов провалился по вопросу о крещении греческой церкви и митрополита Амвросия, а Перетрухин ясно доказал, что Амвросий крещен в три погружения.

Следующая беседа с А.А. Коноваловым состоялась в мае в с. Помрясенском Стерлитамакского уезда, Уфимской области. Главными вопросами этой беседы были: откуда ведет свое начало нетовщина? Кто ее основатель? Законны ли, спасительны ли, благодатны ли действия общины?[60]. Община появилась 60-65 лет назад, от рождения Иисуса Христа, до 40 – х годов прошлого столетия о нетовщине ничего не было слышно. Таким образом, эта община не может считаться как основанная Господом Иисусом. Представители общины позволяют мирянам совершать крещение и брак, и имеют стариковскую исповедь, у них есть свои наставники-попы. Но Христос не устанавливал стариковской исповеди, поэтому нетовщина не может считаться церковью Христовою. И на этот раз Иосиф Климентович наголову разбил Коновалова, так, что тот ничего не мог возразить против.

Проводил беседы Иосиф Климентович и с миссионерами господствующей церкви. Так в г. Николаевске Самарской губернии ежегодно на третьей неделе великого поста собиралась ярмарка, во время которой происходили религиозные беседы миссионеров господствующей церкви со старообрядцами.

И.К. Перетрухин являлся сотрудником журнала «Старообрядец». Писал он в основном полемические статьи и беседы по спорным вопросам с никонианами.

Н.Д. Зенин

Родился в 1869 г. в деревне Гостилово, Чаплыженской волости, Бронницкого уезда, Московской губернии (ныне Воскресенский район Московской области) в крестьянской патриархальной старообрядческой семье. Никифор был последним шестым ребенком. Как пишет правнук Н.Д. Зенина Вячеслав Николаевич в биографическом очерке: «Отца Никифора Дмитриевича – крестьянина Димитрия Ивановича Зенина с полным правом можно отнести к числу тех людей, стараниями которых держалась и развивалась наша страна, это был великий труженик и хороший хозяин»[61]. Что интересно, отцу Никифора, тогда простому крепостному крестьянину, с 1853 года принадлежала бумаготкацкая фабрика. У Зениных было два дома, четыре лошади, две коровы, мелкий скот, площадь арендованной земли. У них также был свой магазин, где они торговали промышленными и другими товарами.

Никифор Дмитриевич получил хорошее образование. Он знал несколько языков: немецкий, французский, польский, латышский, эсперанто, все наречия славянского. Направления деятельности Зенина были многочисленны: фотограф, документалист, художник, репортёр, книгоиздатель, писатель, журналист, книготорговец.

Н.Д. Зенин также активно участвовал в беседах с миссионерами. Обладая ораторскими способностями и бойцовскими качествами, он продолжил наступательную тактику, разработанную Мельниковыми. Эта тактика особенно видна из беседы Никифора Дмитриевича с миссионером о. Цветковым в Коломне: «… Зенин, с обычной манерой говорить лекционно, захватил своим ответом внимание всей собравшейся публики и с выпуклостью показал всё несоответствие поставленной на обсуждение темы с речью миссионера и потребовал, чтобы он отнюдь не уклонялся от неё, если только хочет быть искателем правды. В одной речи, без пособия книг, г. Зенин выяснил весь вопрос до самых мельчайших подробностей и объявил, что беседа, за исчерпанностью вопроса заканчивается. Публика очень осталась довольна его беседой»[62].

Зенин вскоре отступил от личного участия в беседах, и предоставил это дело своим ученикам, всячески напутствуя их и снабжая материалом из Братского книгохранилища.

Никифор Дмитриевич сам так оценил свою деятельность на поприще начетничества: «Частных бесед лично вел очень много, как с членами здешнего никонианского Братства, с его миссионерами, так и с мирянами, интересующимися вопросами религии. Результатами моей настоящей, а также прежней деятельности получилось то, что господствующее население нашей округи, прежде резко враждебное к нам, сделало крупный поворот в пользу симпатии к нашему упованию. В особенности это заметно среди местных интеллигентов...»[63].

Зенин Н.Д. был одним из создателей и руководителей журнала «Старообрядческая мысль», который начал выходить в 1910 г. Издательством занимался епископ Иннокентий, а Никифор Дмитриевич помогал ему в этом: искал подписчиков, покупал и распространял журналы. Позже, когда спрос на журнал стал падать, и издавать его стало не выгодно, Зенин сам взялся за издание. Для уменьшения затрат он перевёл редакцию из Москвы в Богородск, а контору в Егорьевск. Н.Д. Зенин являлся фактическим руководителем журнала.

Цель журнала была прописана на страницах самого издания: «Журнал ставит своей задачей проводить в жизнь взгляды широко-христианские, всегда смотреть правде прямо в глаза, отражать жизнь такою, какова она есть в действительности, и, отнюдь, не прятать недостатков её от взора людей, дабы таким путём точнее выяснить болезни общественного организма и скорее их исцелять…Подписчиком его может быть всякий христианин, к какой бы фракции христианства он не принадлежал…»[64]. Н.Д. Зенину удалось уже в первый год сделать журнал самоокупаемым.

Имея хорошее образование, общаясь с людьми всех слоёв общества, имея возможность изучать любую литературу, Н.Д. Зенин прекрасно разбирался в политике и предчувствовал надвигающиеся большие перемены (революция 1917 г.). Об этом он не говорил напрямую из-за цензуры. Свои суждения он высказывал либо через гротесковые статьи, либо через тему «антихриста».

Никифор Дмитриевич искренне верил, что через почти 2000 лет христианства, все люди в состоянии осознать, и обязаны жить по христианским правилам – в мире и любви. Только так можно избежать катастрофы. Борьбе за эту идею он отдал лучшие годы своей жизни. Он понимал, начинать надо с устранения «нестроений» в самой Церкви. Надежда была только на старую Веру, поскольку, правящая церковь давно уже стала частью существующего государства. Старообрядческая церковь сохранила старую Веру, но после гонений была ещё далеко от совершенства, фактически, только начинала строиться. Для достижения своей цели Н.Д. Зенин и использовал журнал «Старообрядческая жизнь», где говорил обо всех пороках господствующей церкви.

С началом Первой Мировой войны Н.Д. Зенин публикует большую статью «Мировой пожар войны», в которой объясняет своим читателем её причины и высказывает своё мнение: «Случилось то, чего не было от сложения мира: весь земной шар внезапно охватил пожар войны... Всюду идет разграбление имущества одним другого, всюду гибнут люди во взаимном самоистреблении, всюду гибнут огромные ценности как имущественные, также точно и культурные... Жестокое дело – война, но по воле судеб она сейчас необходима, неизбежна. Так идем же, братья, с надеждою на Бога воевать с немцами, чтобы нашими испытаниями и кровью достичь прочного мира надолго»[65].

Последнее известное произведение Н.Д. Зенина: «Трилогии. Христос и Антихрист»: «Слово первое. Чаяния иудеев», «Слово второе. Предтечи Антихриста» и «Слово третье. Антихрист», написанное в середине 1917 г., в дни, когда в России уже начались катастрофические изменения. Обращаясь к читателям, Н.Д. Зенин пишет: «Перед человечеством настоят события величайшего мирового значения, а оно до сих пор ещё слепо и глухо к их тяжёлому всесокрушающему шагу. Приближается время тех дней, о которых говорил пророк, что это дни «такой великой скорби, каковой не было от дней творения мира», а человечество, поглощенное своими себялюбивыми устремлениями, основываемые исключительно на материальной почве, и не хочет пропасти, и даже подумать о том, куда оно идет и как близок от него, край которого он внезапно сорвётся и полетит в бездну погибели. Вот и хочется крикнуть этим словом моим: Очнитесь!... Вдумайтесь в ваши безумные, злые деяния и остановитесь хотя бы на краю пропасти... уразумейте ход истории и, уразумев, обращением к Богу и исправлением своих поступков, остановите её неумолимое шествие...» [66].

В «Слове втором» Н.Д. Зенин провел анализ всех политических течений, назвал всех зарубежных и русских деятелей, отметив, что большинство из них евреи, и сделал вывод, что все они проповедуют насилие и отрицание или умаление значения Церкви, являются «предтечами Антихриста». Несмотря на то, что раньше он считал социалистическую идею «даже благородной», к нынешним событиям он относится крайне отрицательно. Главная причина – насилие.

Значительна была общественная деятельность Н.Д. Зенина, начавшего свою работу еще в родном Егорьевске. Никифор Дмитриевич являлся членом Русского фотографического общества в Москве, им сделаны дореволюционные фотографии исторических памятников старообрядчества и Егорьевска, снимки представителей старообрядческого духовенства, церковно-общественных деятелей, он первым запечатлел вид алтарей храмов Рогожского кладбища в момент их распечатывания 16 апреля 1905 года. Как уже было сказано, Никифор Дмитриевич был знаменитым писателем, журналистом, одним из создателей и фактическим руководителем журнала «Старообрядческая мысль», состоял в Московском и Международном обществах эсперантистов Moskva sosieto esperantista и Universala esperantista asocio; незаменимый участник Всероссийских Съездов начётчиков, Всероссийских и Чрезвычайных Съездов старообрядцев и член Совета Съездов.

Вместе со своими единомышленниками и соратниками Н.Д. Зенин посвятил жизнь борьбе за лучшую долю старообрядческой жизни, за свободу веры, совести и личности, чистоту Православной веры и созданию культурной среды старообрядчества.

И.А. Лукин

Иван Алексеевич родился в селе Ахмат Новоузенского уезда Самарской губернии (ныне Саратовской области) в 1878 или в конце 1877 года в крестьянской семье. Село было основано старообрядцами, переселившимися сюда в конце XIX в. с правого берега Волги из села Ахмат и деревни Студенки Камышинского уезда Саратовской губернии. До революции 1917 г. в Ахмате проживали старообрядцы разных толков: поморцы-брачники, безбрачные, спасовцы и австрийского толка, к которому относился Лукин, каждый толк имел своего руководителя. 

Первые упоминания об Иване Алексеевиче в печати относятся к 1904 г., когда он присутствовал на Пятом Всероссийском съезде старообрядцев в Нижнем Новгороде.

В период с 1904 – 1915 гг. Иван Алексеевич Лукин активно занимался начетнической деятельностью, почти по всей России проводил публичные собеседования с миссионерами господствующей церкви, а также с начетчиками других старообрядческих толков. Он также являлся членом «Союза старообрядческих начетчиков» с самого его образования.

В 1911 году Лукин работал епархиальным начетчиком в Кавказской епархии, в 1913 году был избран епархиальным начетчиком в Самарской епархии. Миссионеры господствующей церкви называли Ивана Алексеевича «видным всероссийским начетчиком». Многие из тех, кто слушал речи Лукина, удивлялись его необыкновенной памяти и знаниям.

Одновременно с начетнической деятельностью, И.А. Лукин занимался изданием и распространением старообрядческой литературы. Им были изданы такие труды как: «Церковная история Сократа Схоластика», «Разбор ответов Миссионера Калины Картушина. В Красном Куте, к которому принадлежало с. Ахмат, у Ивана Алексеевича был собственный книжный склад со старообрядческой литературой.

Не раз Иван Алексеевич Лукин принимал участие в работе Всероссийских съездов старообрядцев и, в качестве мирянина, присутствовал на Освященных Соборах старообрядческой Церкви. При этом он не боялся открыто, смело, а иногда и резко, высказывать свое мнение по разным вопросам. Вероятно, этим он нажил себе немало врагов и недоброжелателей. Примером этого служит беседа в городе Кузнецке, которая не состоялась по причине того, что «Лукин уж вторую беседу вел весьма ругательно, чем оскорбил религиозное чувство не только православных участников беседы, но вызвал крайнее недовольство против себя даже своих единомышленников, и народ готов был нанести ему насилие, от чего удержан был местным о. Протоиереем и полицией»[67].

Выступал И.А. и на собраниях Всероссийского съезда старообрядцев. Так, на VI Всероссийском съезде старообрядцев был поднят вопрос: «Существующий государственный строй, соответствует ли интересам и благосостоянию народа?»[68]. И.А. Лукин высказался по этому вопросу. По его мнению, существующий государственный строй не соответствует интересам и благосостоянию народа. В качестве аргументов он привел крестьянскую жизнь с ничтожно малым земельным наделом, которого не хватает, чтобы прокормиться, а также высокие налоги и пошлины, возлагаемые на крестьян. Видимо, то, что сам Иван Алексеевич происходил из простой семьи, и помогло ему понять тягостное положение крестьян.

Участвовал Лукин и в беседах с миссионерами. Так, в Кубанской области в ноябре 1909 года была проведена беседа со ставропольским миссионером господствующей церкви о. Михаилом Виноградовым. Темой беседы стал вопрос о том, что у старообрядцев не было епископа 180 лет. Эта тема не раз разбиралась Лукиным в беседах, и он смог опровергнуть все доводы миссионера. Лукин в этой беседе указал на четыре ереси, которые содержит господствующая церковь: 1) хуление древлеправославной Церкви, ее обрядов и преданий; 2) наложение проклятий на православных христиан за обряды и предания; 3) хуление имени Исус и 4) искажение древних богослужебных книг[69]. Все эти обвинения начетчик опроверг.

В 1913 году в с. Сосновая Маза Саратовской губернии были проведены 9 бесед старообрядцев различных согласий с миссионерами. 1-ю беседу вел Лукин с беглопоповцем Глуховым о якобы «поливательном крещении митр. Амвросия». Иван Алексеевич без труда доказал, что митрополит крещен в три погружения . 3-ю беседу вели те же начетчики «О беглопоповском священстве». Здесь Лукин показал все слабости положения беглопоповства и неосновательность их разделения с нами. 4-ю беседу Лукин провел уже со слепцем Коноваловым «О чиноприеме митр. Амвросия». 5-я беседа – «О чиноприеме нетовцев», проведенная тем же начетчиком Лукиным с Коноваловым, показала полную несостоятельность последнего. 7-ю беседу – «О вечности епископов» вел снова Лукин. Отстаивая свою точку зрения, он приводил такие доказательства, что возразить ему не смог никто. Несмотря на то, что, по условию, оставалось еще две беседы, миссионеры постыдно бежали, не окончив беседы.

Лукина все горячо благодарили за его деятельность, в которых он показал «обширные знания Писания, громадную начитанность и недюжинную память»[70].

Лукиным написано множество статей в журналах «Старообрядец» и «Старообрядческая мысль». Статья И.А. Лукина в журнале «Старообрядец» под названием «Священник – арендатор кладбища для старообрядцев»[71] посвящена тягостному положению старообрядцев в селах и деревнях. Автор указывает на конкретный случай, произошедший в с. Озерках Саратовской губернии, где священник за похороны женщины старообрядки потребовал 3 рубля, что по тому неурожайному 1899 году было очень много. Семья похоронила усопшую своими силами, а сын умершей оказался под арестом на 7 суток за похороны по раскольничьему обряду без разрешения местного священника. События происходили еще до 1905 года и указа о веротерпимости, но и после него бесчинства священников не прекратились. Были случаи, что со старообрядцами хоронили и немцев лютеранского вероисповедания и пьяниц.

К сожалению, дальнейших сведений об Иване Алексеевиче нет. Неизвестно как он пережил Первую мировую войну, гражданскую войну и революцию 1917 г. Также неизвестно, об образовании начетчика, его профессии, чем он занимался в промежутках между беседами. Но и по имеющимся у нас сведениям можно сделать вывод о том, что И.А. Лукин внес большой вклад в развитие и защиту старообрядчества. Он честно и стойко отражал все нападки миссионеров на беседах и на страницах журналов, иногда даже выходя за рамки дозволенного.


 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!