Глава 3. Общественное старообрядческое движение в России начала XX века



Положение и развитие общественных организаций старообрядцев в период революционного движения 1906-1907 гг

В рамках изучаемой темы центральным вопросом станет вопрос об общественных организациях старообрядцев. XX век – бурное время в России, когда складывалось общественное движение и появлялось большое количество разных по своей структуре, целям и задачам организаций. Эти организации могли быть как политические (партии), так и общественные. Кроме того, могли возникать и религиозно-общественные. Стоит уточнить, что религиозные организации носили скорее просветительский (начетничество) или духовные интеллигентский характер.

Отправной точкой создания старообрядческих организаций стал указ императора Николая II от 17 апреля 1905 года «Об укреплении основ веротерпимости». Этот указ, по сути, легализовал старообрядчество, т.е. разрешал старообрядцам проводить крестные ходы, совершать церковные обряды, а также создавать новые скиты и организации. Однако официальная церковь это не признавала.

Так, например, для более объединенной и планомерной деятельности в 1906 г. был создан «Союз старообрядческих начетчиков», где те ежегодно собирались на съезды, давали отчеты о проделанной работе, делились между собой новыми аргументами в защиту старообрядчества и вели практические беседы. Впоследствии, «Союз начетчиков» слился с Московским Братством имени Честного и Животворящего Креста Господня, так как почти все деятели «Союза начетчиков» состояли членами Братства.

В июле 1906 годаI съезд старообрядческих начетчиков в Нижнем Новгороде, на котором был выработан и принят устав Союза, произведены выборы Правления, в которое вошли: почетный председатель архиепископ Иоанн Московский, председатель епископ Иннокентий Нижегородский, товарищ председателя Ф.Е. Мельников, члены съезда: И.Н. Цепов, И.К. Перетрухин и казначей Н.Д. Зенин. Правление должно было находиться в Москве. Союзу полагалось иметь в своем распоряжении несколько начетчиков-специалистов, которые могли поехать в любое место России для религиозных бесед.

Первый пункт программы съезда касался целей и задач деятельности начетчиков. По этому вопросу высказался Ф.Е. Мельников: «Настоящий съезд собран с целью объединить между собой всех наших начетчиков. Начетчики старообрядческие, к сожалению, доселе не были объединены, они действовали каждый на свой риск и страх. У каждого начетчика есть сведения в пользу старообрядчества, но они не собраны в одну стройную систему. Желательно, чтобы начетчики обменивались между собою доказательствами, чтобы у каждого из них имелось бы во всей полноте то, что теперь разбросано по многим рукам»[72].

Также Федор Евфимьевич обратил внимание на почти нищенскую бедность начетчиков. В этом его поддержал и И.К. Перетрухин, который высказался за то, чтобы Союз взял на себя заботу о материальном положении и обеспечении начетчиков, т.к. последним деньги необходимы на пропитание, проезды, книги.

Некоторые из выступавших, например, св. Георгий Фомичев, Д.Н. Горятовский высказались за то, чтобы священники оказали материальную помощь Союзу, тем самым показали бы добрый пример и мирянам. До этого времени начетчики работали без жалования и таким образом считались людьми идеала. Теперь же, когда Союз станет помогать начетчикам, они могут стать ремесленниками дела, подобно миссионерам господствующей церкви.

Подвел итог Н.Д. Зенин: «Кажется, мы все приходим к одному заключению, что помогать начетчикам нашим необходимо. Но как - оказывать эту помощь, жалованьем ли окладом безразлично»[73]. Съезд, в итоге, признал нужным выдавать начетчикам определенное жалованье.

29 июля состоялось второе заседание съезда. Обсуждался «Устав союза начетчиков». Особые разногласия вызвал 12 параграф – «делами Союза владеет Правление, состоящее из пяти лиц: председателя, его товарища, казначея, члена совета и делопроизводителя, избираемых из начетчиков на каждое трехлетие съездом членов Союза»[74].

 Епископ Иннокентий высказал соображения, что начетчики, существующие на средства Союза не должны входить в состав Правления, потому что они тогда получали бы помощь от этого учреждения, во главе которого сами состоят, т.е. от самих себя. Свое согласие также выразили Ф.Е. Мельников, Н.Д. Зенин и другие. Начетчики профессионалы, которые жили за счет Союза, в свою очередь докладывали, что исключать их из состава Правления не справедливо и предлагали хотя бы одного начетчика допустить в Правление. Вопрос был поставлен на баллотировку. Большинством голосов было решено допустить в состав Правления одного начетчика из числа, получавших помощь от Союза. Рассмотрев и обсудив Устав, собрание утвердило его в следующей редакции[75].

30 июля состоялось третье заседание. Председатель поставил на обсуждение вопрос программы Союза: «Как относится начетчик к политическим вопросам?» По этому вопросу был заслушан доклад В.Е. Макарова, в котором он кратко охарактеризовал главные политические партии России и в заключении высказал, что Союз начетчиков не должен представлять собой какую-либо политическую партию, предоставляя тем самым каждому самому придерживаться тех или иных политических взглядов. После речей других членов съезда собрание признало, что «обязанностью начетчиков должно быть проведение в жизнь учения Христа Спасителя. Политическая же деятельность не входит в задачи Союза»[76].

М.О. Шахов в своей книге «Религиозно-мировоззренческие основы социальной позиции старообрядчества» пишет: «старообрядчество (особенно беспоповство) рассматривало государственную власть как власть антихриста, государственный герб как печать антихриста; многие не совершали молитву о властях, всячески избегали участия в государственной деятельности»[77].

1 августа под председательством Н.Д. Зенина было открыто четвертое заседание. Был поднят вопрос – следует ли начетчику иметь грамоту от епископа для поездок и религиозных собеседований. По этому вопросу высказался Ф.Е. Мельников, который поддержал идею выдачи грамот начетчикам, но в то же время он затронул проблему взаимоотношений епископов и епархий. Дело в том, что деятельность начетчиков в то время не ограничивалась каким-либо определенным округом или епархией, они работали по всей России, и могло случиться так, что начетчик с грамотой епископа одной епархии мог вести беседу в епархии другого епископа.

Мельников предложил съезду ходатайствовать перед собором епископов, чтобы он благословил деятельность начетчиков. Предложение Ф.Е. Мельникова было принято. Благословение епископов получено [См. Приложение 2][78].

По уполномочию Московского Братства Честнаго Креста, на собрание приехал М.И. Бриллиантов. Он высказался по поводу устава Союза. По его мнению слова «союз» и «правление» так часто употребляются в названии правительственных партий и организаций, а также в коммерческих учреждениях, что они уже «опошлились» и не должны употребляться в уставе. Ф.Е. Мельников был не согласен с Михаилом Ивановичем и аргументировал это тем, что, если назвать слово «союз» опошленным, тогда тоже придется сделать с такими словами как: товарищ, братство, свобода, равенство. Слово «союз» употребляется в церковных песнопениях, в Священном Писании и в старопечатных книгах, поэтому его не стоит смущаться. Мельникова поддержал и Д.С. Варакин. Таким образом, собрание признало заявление М.И. Бриллиантова неосновательным.

Далее Бриллиантов вновь поднимает вопрос о составе Правления Союза начетчиков и заявляет, что не следует избирать лиц, получающих от Союза помощь. Против этого возражает И.К. Перетрухин: «Я не понимаю, какая причина побуждает вам не допустить одного члена в Правление Союза. Почему начетчики профессионалы не должны иметь от себя представителя в Правлении того учреждения, которое сами же основали»[79]. Перетрухина поддержали В.Е. Макаров и И.А. Лукин. Снова этот вопрос был поставлен на баллотировку и снова же постановлено допустить в члены Правления начетчика профессионала.

В августе 1907 года был – II съезд Союза начетчиков в Нижнем Новгороде. Был дан отчет о проделанной работе, составлен план деятельности Союза на следующий период. Журнал «Старообрядец» сообщает: «…участников оказалось значительно больше прошлого года. Епископ Арсений Уральский был избран почетным членом Союза»[80].

Казначей Н.Д. Зенин выступил с финансовым отчётом, в конце которого обратился к Съезду с просьбой освободить его от этой должности. Главной причиной он указал - недостаточное доверие к нему и удаленность Егорьевска от Москвы: «...мы, обычно, привыкли доверять людям, известным нам своими капиталами, а я, к сожалению, капитала не имею, и потому более крупных сумм Союзу доверить никто не хочет…дорогие собратья, прошу вас не пренебрегать этими указаниями, и на будущее время меня и мне подобных санкюлотов в казначеи не выбирать... приношу вам мою глубокую благодарность за то доверие, которым вы меня уже почтили в прошедшем»[81]. Все попытки Собрания уговорить его остаться были тщетны.

Далее Н.Д. Зенин выступил с докладом как начётчик. Он говорил о том, что, будучи руководителем Егорьевского Братства, он сам уже несколько лет уклонялся от личных публичных диспутов, предоставляя это своим ученикам, их он снабжал всем необходимым материалом. Сам он провел много частных бесед с членами никонианского Братства, с его миссионерами, с мирянами, интересующимися вопросами религии. Результатом этих бесед стало то, что население стало более заинтересовано в делах религии.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!