Структура и композиция романа Новалиса «Генрих фон Офтердинген».



«Генрих фон Офтердинген» (1799-1800)- главное сочинение Новалиса. Роман впитывает и утверждает все основные романтические идеалы. Автор хочет восстановить миф как основу жизни. Роман удивительно экспериментальный, сложно воспринимается, наивность изложения. Закончил только первую часть романа, о предполагавшейся второй известно со слов Тика. Это текст поэта для поэта, а не для массового читателя. Сюжет из древнейшей хроники о состязаниях поэтов. Первый поэт прославлен, последний(самый плохой) – казнен. Генрих отказывается от традиционного воспевания графа и графини, он приговорен к смерти.Роман начинается с описания сна юноши: ему снится голубой цветок и его охватывает страстное томление. Генрих совершает путешествие из Эйзенаха в Аугсбург к деду и матери. По дороге он беседует с купцами, встречает в рыцарском замке пленницу с Востока, затем пленника, прибыв к деду знакомится на празднике с поэтом Клинсором и его дочерью Матильдой. Генрих полюбил ее. Клингсор рассказывает ему сказку, ею заканчивается первая часть романа, которая носит подзаголовок «Ожидание».Первая часть романа – становление поэта, сон о голубом цветке как бы смутное предчувствие будущего призвания. Встречи во время путешествия символически выражают этапы внутреннего становления Генриха-поэта. Важное место занимает сказка Клингсора, которой заканчивается первая часть, она выражает символическую суть романа, т.е. мысль о том, что любовь и поэзия спасут мир.Во второй части, кот.должна была иметь подзаголовок «Исполнение», Г. став поэтом и полюбив Матильду, должен был выступить спасителем природы и роман, подобно сказка К, должен был завершиться наступлением Золотого века, царства чистой духовности.Роман был задуман как романтический ответ на роман Гете «Ученические годы Вильгельма Мейстера».

(Генрих рассказывает Клингсору о своём путешествии, и вся его речь, её строй и образность свидетельствуют о том, что молодой человек рождён быть поэтом.

По убеждению Клингсора, в поэзии нет ничего необычного, она есть «основное свойство духа человеческого». Вечером во время пира Клингсор по просьбе Генриха рассказывает гостям символическую сказку о победе поэзии над рассудочностью и другими её врагами. Эта история предвосхищает то, о чем должна была пойти речь во второй части романа. В сказке говорится о королевстве Арктура и о прекрасной Фрее, его дочери, об Эросе и его молочной сестре Басне, а также об их крестной матери Софии.)

Билет 2

39) Просвещение и романтизм. Влияние и отталкивание.

Революция во всей своей идеологической прогрессии была утопией. Просветители утверждали, чтобы преобразовать мир, требуется насилие: будут свергнуты тираны и наступит равенство, но люди, которые еще находятся за гранью рев. переворота думают, что насилие, которое они проповедуют, будет единовременным (как у Макиавелли). Примерно так же думали просветители: произойдет переворот и наступит благоденствие, но как показывает исторический опыт, революция пожирает своих детей. Это бесконечный процесс насилия, пока не будут уничтожены все, кто защищает прежний режим. После революцию, рождается совсем неприемлемое для романтиков лицо – буржуа. Потому что складывается новая атмосфера, новый строй. Погоня за наживой – вот что отталкивает романтиков. Это то, что заставляет встать в оппозицию обществу. Просветительский разум, который создал мир, создал его еще более уродливым и неприемлемым. И отсюда рождается целый поток новой лит-ры – антиутопий. Просветительские произведения были утопиями, а романтики делают обратное: «Вы хотели сделать это? А получили вот что». Таким образом, высокий моральный пафос, отрицание, осуждение личности, высочайший моральный пафос. Всех страданий, перенесенных.

Жанровые особенности поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда».

 

«Паломничество Чайльд-Гарольда» описывает путешествия и размышления пресыщенного молодого человека, который разочаровался в жизни, полной удовольствий и веселья, и ищет приключений в незнакомых землях. В более широком смысле поэма — выражение тоски и разочарования, которые ощущает поколение, утомлённое эпохой Великой французской революции и последовавших за ней наполеоновских войн.

Вместив в себя немало разнообразных событий бурной авторской биографии, эта написанная «спенсеровой строфой» (название данной формы восходит к имени английского поэта елизаветинской эпохи Эдмунда Спенсера, автора нашумевшей в свое время «Королевы фей») поэма путевых впечатлений, родившаяся из опыта поездок молодого Байрона по странам Южной и Юго-Восточной Европы в 1809—1811 гг. и последующей жизни поэта в Швейцарии и Италии (третья и четвертая песни), в полной мере выразила лирическую мощь и беспрецедентную идейно-тематическую широту поэтического гения Байрона. У её создателя были все основания в письме к своему другу Джону Хобхаузу, адресату её посвящения, характеризовать «Паломничество Чайльд Гарольда» как «самое большое, самое богатое мыслями и наиболее широкое по охвату из моих произведений». На десятилетия вперед став эталоном романтической поэтики в общеевропейском масштабе, она вошла в историю литературы как волнующее, проникновенное свидетельство «о времени и о себе», пережившее её автора.Новаторским на фоне современной Байрону английской (и не только английской) поэзии явился не только запечатленный в «Паломничестве Чайльд Гарольда» взгляд на действительность; принципиально новым было и типично романтическое соотношение главного героя и повествователя, во многих чертах схожих, но, как подчеркивал Байрон в предисловии к первым двум песням (1812) и в дополнении к предисловию (1813), отнюдь не идентичных один другому.Предвосхищая многих творцов романтической и постромантической ориентации, в частности и в России (скажем, автора «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, не говоря уже о Пушкине и его романе «Евгений Онегин»), Байрон констатировал в герое своего произведения болезнь века: «[…] ранняя развращенность сердца и пренебрежение моралью ведут к пресыщенности прошлыми наслаждениями и разочарованию в новых, и красоты природы, и радость путешествий, и вообще все побуждения, за исключением только честолюбия — самого могущественного из всех, потеряны для души, так созданной, или, вернее, ложно направленной». И тем не менее именно этот, во многом несовершенный персонаж оказывается вместилищем сокровенных чаяний и дум необыкновенно проницательного к порокам современников и судящего современность и прошлое с максималистских гуманистических позиций поэта, перед именем которого трепетали ханжи, лицемеры, ревнители официальной нравственности и обыватели не только чопорного Альбиона, но и всей стонавшей под бременем «Священного Союза» монархов и реакционеров Европы. В заключительной песне поэмы это слияние повествователя и его героя достигает апогея, воплощаясь в новое для больших поэтических форм XIX столетия художественное целое. Это целое можно определить как необыкновенно чуткое к конфликтам окружающего мыслящее сознание, которое по справедливости и является главным героем «Паломничества Чайльд Гарольда».

 

Поэма выявила в себе первый пример байронического героя. Идея байронического героя несет в себе множество следующих различных характеристик:

· Герой должен иметь высокий уровень интеллекта и восприятия, а также — быть в состоянии легко приспособиться к новым ситуациям и использовать хитрость для собственной выгоды. Так, Чайльд-Гарольд прекрасно образован, воспитан и умен, а также наделен внешней привлекательностью, стилем и тактом. Кроме очевидного очарования, которое это автоматически создает, он борется со своей честной прямотой, будучи склонным к колебанию настроения или биполярным стремлениям.

· В целом, герою присуща непочтительность к любой власти, — таким образом, создаётся изображение байронического героя как изгнанника или изгоя.

· Также у героя есть склонность быть высокомерным и циничным, потворствуя саморазрушительному поведению, которое сочетается с потребностью обольщения женщин.

· Таинственность героя — безусловно усиливающий фактор его привлекательности, однако ещё более провоцирующий его частое столкновение с теми или иными проблемами.

 

Билет 21

41) Лирический пейзаж в поэзии Вордсворта.

Особо следует отметить пейзажную лирику Вордсворта. Он умел передать краски, движения, запахи, звуки природы, умел вдохнуть в нее жизнь, заставить переживать, думать, говорить вместе с человеком, делить его горе и страдания. «Строки, написанные близ Тинтернского аббатства», «кукушка», «Как тучи одинокой тень», «Сердце мое ликует», «Тисовое дерево»,- это стихи, в которых навсегда запечатлены и прославлены прекраснейшие виды Озерного края. Тисовое дерево, одиноко возвышающееся среди зеленых лугов,- символ истории родных мест. Из его ветвей в средние века воины изготавливали луки для борьбы с готами и галлами. Поэт великолепно передает ритм движения ветра, колыханья головок золотых нарциссов, тот эмоциональный настрой, который вызывает в душе автора ответное чувство радости и сопричастности к тайнам и могуществу природы: !!!!Представители романтизма резко осуждали городскую культуру и уходили от неё или в средние века — «готический роман», — или в природу. В тиши мелкопоместного быта и деревни, в упрощении искали они спасения от социальных бед, противопоставляя городской жизни простой «неиспорченный» быт провинции. «Простой» быт стал их идеалом, и Вордсворт занялся его апологией в области художественной литературы. Он поставил за правило «брать материал для творчества из обыкновенной жизни, оформлять его обыкновенным способом, на обыкновенном языке». «Обыкновенная жизнь, — говорит он, — избрана мной потому, что только в ней все естественно и правдиво; в её условиях простой, ничем не прикрашенный быт не противоречит прекрасным и устойчивым формам природы» («Preface to Lyrical Ballads», 2 ed.). Рассудочный и напыщенный язык поэзии классицизма Вордсворт снизил до уровня разговорного языка; по мнению Вордсворта, язык поэзии не должен отличаться от языка прозы.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1657; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!