Философские основы романтизма



(фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Характерная черта романтического мировоззрения – это резко выраженное субъективное осмысление автором явлений реальной действительности, стремление приписать ей то, что романтический поэт хотел бы видеть в жизни. Это часто приводит к неправильному пониманию, а порой и к искажению объективных законов действительности. Романтики ищут ответа на вопрос, как устранить зло и пороки общества, где найти идеал, к которому надо стремиться. Основная черта романтизма – преобладание субъективного в осмыслении явлений и процессов действительности и как неизбежное следствие - разрыв между идеалом и действительностью. Реакционные романтики призывали к восстановлению прошлого, хотели бы остановить общ.развитие, вернуться назад. Осуществление идеала для них было возможно только при условии попятного исторического движения. Поэтому «сущее» и «должное» находилось у них в неразрешимом противоречии. Прогрессивные романтики часто исходили из утопий, в чем обнаруживалась их историческая ограниченность. Противоречие между мечтой и реальностью у них обнаруживается в стремлении превосходить то, что будет, но чего еще нет сегодня. Идеалы романтиков опережали действительное развитие. Но их мировоззрение далеко не было свободно от противоречий и иллюзий. Субъективизм в понимании исторического процесса толкал их порой к совершенно произвольному созданию собственной исторической концепции.

 

Детективный жанр в новеллистике Э.По

 

Новеллистика По отличается мрачным колоритом, где повествуется о различных преступлениях и ужасах. Несколько «логических» рассказов заложили основу развития детективного жанра, получившего во всем мире широкое распространение. В трех из них (Убийство на улице Морг, Тайна Мари Роже, Похищенное письмо) действует Огюст Дюпен, первый в ряду знаменитых детективов. С помощью блестящих аналитических способностей, Дюпен разгадывает тайны и преступления. Его метод полностью основан на математическом подходе – сопоставление деталей и высматривании цепочки умозаключений. Преступления для Дюпена – только повод для логической игры. Справедливость или возмездие его не интересует. Он живет «в себе и для себя», отвернувшись от окружающего мира. Соединение романтической меланхолии с рационалистическим, исследовательским складом ума делает Дюпена типичным героем прозы По. Аналитический принцип исследования явлений и фактов положен По в основу «Золотого жука». Писателя не интересует анализ социальных причин раскрываемых тайн. Разум человека, логика его рассуждений одерживают победу. Новеллы По характеризуются безупречностью содержащихся в них логических построений, строгим лаконизмом. Большой мастер построения сюжетов, По чрезвычайно экономен в использовании художественных приемов и образов. Манера повествования проста и лаконична, нет ничего лишнего, это производит должный эффект, к которому так стремился По.

 

Билет 20

Взгляды романтиков нанародную поэзию

Романтики любовно собирают, изучают и издают памятники народного творчества – народные книги, песни и сказки. Сборник «Чудесный рог мальчика», составленный Арнимом и Брентано. Эти писатели вместе с Герресом составили Гейдельбургский кружок. Наряду с народными песнями они включали в сборник образцы мейстерзанга и произведения книжной литературы 18в. Не воспроизводили народные песен точно, а произвольно редактировали, сокращая и дополняя, исправляя диалектизмы и архаизмы, меняя рифмы и размеры, что вызывало раздражения современников (Якова Гримма). Но эти сборники имели огромное влияние на многих поэтов-романтиков, напр. Генриха Гейне.

Другой сборник «Детские и семейные сказки» составленный братьями Гримм, имел огромный успех. Гриммы не позволяли себе так свободно обращаться с текстом, как Арним и Брентано, а старались воспроизвести первоначальный текст. Заложили основы научной германистики: изучали германскую мифологию.

Романтики рассматривают народ недифферинцированно, как нечто целое, и подчеркивают в быте народа его патриархальность, смирение, религиозность, т.е. идеализируют консервативное и отсталое в народе

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 677; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!