Постмодернізм як культурфілософський феномен 20 ст.



В качестве определения современного этапа в развитии философии, искусства и науки используется термин "постмодернизм", объединяющий все многообразие проявлений культурной деятельности человека, живущего во второй половине ХХ века. Уже несколько десятилетий ведутся бурные дискуссии об этом феномене.

Постмодернизм – это производное от понятия "постмодерн", возникшего в то время, когда самого явления еще не существовало – впервые термин был употреблен Р. Паннвицем в книге "Кризис европейской культуры" (1917) как определение эпохи, характеризующейся ощущением завершенности целого этапа культурно-исторического развития и начала эволюционного кризиса.

Термин "постмодернизм" был введен в культурный оборот в 1920 – 30-е гг. в качестве обозначения литературы, идущей на смену модернизму.

Наиболее точным и всеобъемлющим из существующих на сегодняшний день представляется определение постмодернизма, данное И.П. Ильиным в энциклопедическом словаре "Зарубежное литературоведение": "многозначный и динамически подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений", "характеристика определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных возможностей человека, так и его роли и места в окружающем мире". Иначе говоря, постмодернизм – это тип культурного сознания, сложившийся во второй половине ХХ века.

Характерные черты постмодернизма

Интертекстуальность

 пародирование (само-),

иронизирование,

 переосмысление элементов культуры прошлого многоуровневая организация текста прием игры, принцип читательского сотворчества неопределенность,

 культ неясностей, ошибок, пропусков,

фрагментарность и принцип монтажа (принцип ризомы)

жанровый и стилевой синкретизм (соединение, нерасчлененность различных видов культурного творчества)

театральность, работа на публику, использование приема «двойного кодирования» явление «авторской маски», «смерть автора».

Итак, в философии (так же, как и в науке, искусстве, религии) эпохи постмодерна не существует и не может существовать какая-либо объективная основа, ибо нет объективной истины, той точки зрения, которая могла бы служить основанием для «истинного» мировоззрения. Отсутствие опорных пунктов и устойчивых принципов познания, размытость границ между объектом и субъектом познания, социокулътурная обособленность, историческая относительность и неопределенность любого знания – все это и характеризует «ситуацию постмодернизма» в современной культуре вообще и философии в частности. В «состоянии постмодерна» человек оказался лишенным каких-либо философских, научных, религиозных или нравственных опор и устоев и остался один на один с миром, в котором безраздельно властвует гераклитовское «panta rei».

 

 

Поняття коду у літературознавчому дискурсі ІІ пол. ХХ ст. Постмодернізм як специфічний код письма. Подвійне кодування.

Двойное кодирование – принцип организации текста, согласно которому произведение адресуется одновременно различно подготовленным читателям, которые могут прочесть разные пласты произведения. В одном тексте могут сосуществовать авантюрная фабула и глубокая философская проблематика

 

Другие коды, на которые ориентируются писатели, - это прежде всего лингвистическийкод(естественного языка - английского, французского и т. д.), общелитературный код, побуждающий читателяпрочитывать литературные тексты как тексты, обладающие высокой степенью когерентности, жанровый код,активизирующий у реципиента определенные ожидания, связанные с выбранным жанром, и идиолектписателя, который в той мере, в какой он выделяется на основе рекуррентных признаков, также можетсчитаться особым кодом. Из всех упомянутых кодов каждый последующий в возрастающей пропорцииограничивает действие предыдущих кодов, сужая поле возможного выбора читателя, однако при этомспецификой литературной коммуникации является тот факт, что каждый последующий код способенодновременно оспаривать правомочность остальных кодов, создавая и оправдывая свой выбор языковыхединиц и их организации, запрещаемый остальными, более широкими кодами. При этом и сами идиолектыотдельных писателей-постмодернистов вместе взятые должны в своем диалектическом взаимодействиичастично подтверждать, частично опровергать существование социолекта постмодернизма как целостноголитературного течения. Таким образом, постмодернистский код может быть описан как системапредпочтительного выбора тех или иных семантических и синтаксических средств (как системапреференций), частично более ограниченного по сравнению с выбором, предлагаемым другими кодами,частично игнорирующего их правила.

Уровни кодификации

Код – совокупность правил или ограничений, обеспечивающих коммуникацию;

Уровни кодификации по Барту: культурный, герменевтический, символический, семический, нарративный

Уровни кодификации по Фоккеме: лингвистический, общелитературный, жанровый, идиостилистический

Двойное кодирование – кодификация текста с учетом интересов как элитарного, так и массового читателя

Постмодернистский код письма

«Смерть автора» -> авторская маска

«Языковая личность» -> «плавающая» точка зрения

Кризис метанарратива -> упадок жанра романа, фрагментаризация, дискретность

«Постмодернистская чувствительность» -> иронический модус, нонселекция

«Мир как текст» -> интертекстуальность, игра, ризома

«Открытый текст» ->двойное кодирование, жанровая гибридизация

 


Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 622; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!