Життєвий і творчий шлях В. Теккерея.



Уильям Мейкпис ТЕККЕРЕЙ (1811, Калькутта - 1863, Лондон) Английский писатель, журналист, график, иллюстратор своих произведений. Родился в Индии, в семье крупного колониального чиновника. Лишившись рано отца, был отправлен в Англию для обучения в школе. Еще будучи учеником, увлекся рисованием, долго мечтал о карьере живописца, о чем свидетельствует автобиографический образ Клайва из романа «Ньюкомы». Учился в Кембриджском университете, где увлекся философскими взглядами М. Монтеня, Д. Юма, интересовался политикой. Иллюстрировал комическими рисунками книги античных классиков, начал создавать пародии в стихах и прозе на современных ему авторов. Разочаровавшись в учебе, бросает университет и в 1830 г. уезжает за границу, где ведет жизнь свободного художника, проигрывает в карты значительную часть оставленного ему отцом состояния. А в 1834 г. терпит крах индийский банк, куда были вложены остальные деньги отца. Теккерей вынужден искать средства к существованию - эти события тоже нашли отражение в «Ньюкомах». Но до этого, в 1830 - 1831 гг., будущий сатирик прожил несколько беззаботных месяцев в Веймаре, где удостоился быть принятым Гёте. В 1833 - 1834 гг. он активно работает в газетах «Нэшнл стэндард» и «Конститьюшнл», издававшихся его отчимом. В 1836 г. выходит первая книга - буклет «Флора и Зефир», сборник комических рисунков с подписями, в которых пародировались штампы тогдашнего балета. Тогда же автор предлагает свои услуги в качестве иллюстратора «Записок Пиквикского клуба» Диккенсу и получает отказ. Это ускорило решение Теккерея оставить карьеру художника-графика. С конца 30-х гг. он начинает сотрудничать с многочисленными журналами и газетами, среди которых надо отметить издания «Фрэзер», «Морнинг кроникл» и «Панч». Во многом благодаря талантливым юморескам писателя еженедельник «Панч» становится начиная с 40-х гг. международно известным комическим журналом. Но писательская известность Теккерея вплоть до конца 40-х гг. была небольшой. Он выступал под псевдонимами Майкл Анджело Титмарш, Айки Соломонз, Желтоплюш, Толстый Корреспондент и др. В эти годы он много путешествует - по Франции, Германии, Италии, Ирландии, на Ближний Восток. К частой перемене мест его побуждает не только любознательность, но и стремление отвлечься от личной трагедии - его жена Изабелла Шоу в 1840 г. сошла с ума и всю оставшуюся долгую жизнь провела в психиатрической лечебнице. Утешением для Теккерея были две их дочери, из которых старшая - Энн Теккерей-Ритчи (1837-1911) - стала впоследствии писательницей, биографом отца, а младшая - Гарриэт (Минни) (1840-1875) - вышла замуж за известного критика Лесли Стивена. Неудивительно, что во многих ранних произведениях сатирика, которые традиционно считаются образцами юмора, сильны мотивы горечи, тревоги, мрака, страшных тайн и т. п.: его первый роман «Кэтрин» (1839-1840), цикл комических повестей «Жены своих мужей» (1843), сказка «Султан Аист» 1842 и др. Значительным, но оцененным лишь впоследствии достижением писателя в 40-е гг. стал его роман «Карьера Барри Линдона, 1844. Настоящий успех пришел к автору только с опубликованием в журнале «Панч» «Книги снобов” (1846-1847) и выпуском романа «Ярмарка тщеславия. Роман без героя» 1847-1848. С этого времени начинается открытое соперничество двух великих английских реалистов - Диккенса и Теккерея, приведшее в 50-е гг. даже к открытой ссоре между ними, хотя их семьи дружили между собой. В творческом же споре двух различных художественных манер выигрывали по существу оба писателя. Диккенс всегда оставался значительно более популярным автором, зато Теккерей имел больше успеха у читателей-интеллектуалов. Как афористически заметил один из них, «молодежь в эти годы говорила языком Диккенса, а думала на языке Теккерея. Это соперничество особенно ощутимо в двух создававшихся одновременно романах - «Дэвиде Копперфилде» Диккенса и «Истории Пенденниса», 1848-1850 Теккерея. Оба художника избрали один жанр - роман воспитания и тип сюжета - историю одаренного молодого человека, который, пройдя ряд жизненных испытаний, становится талантливым писателем. В обоих произведениях ощутимо лирическое автобиографическое начало, органически сливающееся со стихией комического. В то же время «Пенденнис» звучит как более «заземленный» и даже пародийный вариант «Копперфилда», особенно романтических его мотивов. В 1851 г. Теккерей пишет цикл лекций «Английские юмористы XVIII века», с которыми он успешно выступает в Англии, а также во время своей первой поездки в США в 1852-1853 гг. Эти лекции явились солидной подготовкой к его историческому роману «История Генри Эсмонда 1852, в котором нашла также отражение любовь Теккерея к Джейн Брукфилд, жене его друга. В 1853 - 1855 гг. выходит отдельными выпусками роман «Ньюкомы. История весьма почтенного семейства», а одновременно с этим создается последняя сказка Теккерея «Роза и Кольцо 1854, возникшая из набора рисунков и игры для детей, придуманной писателем.Зимой 1854 г. в Риме Теккерей тяжело болеет, и с этого времени его здоровье, никогда не отличавшееся устойчивостью, быстро ухудшается. Но он еще находит в себе силы для работы, пишет цикл лекций «Четыре Георга» (1855) и выступает с чтением их сначала в Америке, затем в Англии, создает единственную свою пьесу - комедию «Волки и ягненок», 1855. В 1861 г. Теккерей переделывает свою комедию в повесть «Вдовец Ловел», в которой виртуозная техника ранних фарсовых вещей художника обогащается тонким психологизмом, разработкой техники внутреннего монолога. В 1858 - 1859 тт. печатается роман «Виргинцы», в котором отразился интерес писателя к Соединенным Штатам, их истории. Слабым оказался последний законченный роман художника «Филипп» (1861-1862), ставший перепевом «Пенденниса». Зато очень большим успехом пользовался журнал «Корнхилл мэгэзин», редактором которого Теккерей был в 1860 - 1862 гг. и где он печатал свои последние эссе под заглавием «Окольные заметки». В 1863 г. автор начинает работу над историко-приключенческим романом «Дени Дюваль», который из-за смерти писателя остался неоконченным и был оценен в некрологе Диккенса как «лучшее произведение» Теккерея.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 348; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!