Іронія як художній прийом у творчості Діккенса
Эгоизм, корыстолюбие, лицемерие, самодовольство богачей становятся объектом осмеяния уже в ранних произведениях Диккенса.
В «Холодном доме» объектом социальной сатиры Диккенс избирает Канцлерский суд, погрязший в бюрократической волоките. Критика судопроизводства распространяется и на буржуазный правопорядок в целом.
Жанр романа «Тяжелые времена» (1854) писатель определил как «лаконичную сатиру». В образе вымышленного городка Коуктауна он создал типическую картину жизни всей индустриальной Англии, обезличенной, бездуховной, поклоняющейся только фактам и цифрам. Там, где процветает философия утилитаризма, нет места человечности. Герои романа, придерживающиеся утилитаристских взглядов, утрачивают человеческие черты независимо от того, являются ли они идейными приверженцами доктрины (педантичный школьный попечитель Гредграйнд) или же ставят ее на службу собственной практической выгоде (сын Гредграйнда Томас, Джозайя Баундерби, Битцер).
Объектом критики Диккенса в романе «Крошка Доррит» (1855— 1856) становится государственно-бюрократический аппарат, Они не только чиновники-бюрократы, но и представители изжившей себя аристократии, упрямо цепляющиеся за традиции прошлого. Однако их роль в жизни страны уже не является определяющей, поскольку Англией правит тугой кошелек буржуазных предпринимателей.
Влияние денег на личность высмеивается Диккенсом в романе «Наш общий друг».
|
|
Бодлер і Верлен: зв’язки і суперечності
Верлен значительно отличается от Бодлера своим представлением об объективном мире и стремлением очеловечить изображаемое. Бодлеровская традиция ощущается в общей минорной тональности стихотворений, в тонкости ощущений и обостренной восприимчивости, в разработке урбанистической темы. Но минорная тональность, знаменуя у Верлена преддекадентские тенденции, сближает его с Бодлером. Верлен основательно смягчает бодлеровский пессимизм, лишает его характерного для Бодлера оттенка трагической безысходности. У Бодлера мрачный взгляд на существующее объясняется тем, что его лирический герой подвергался натиску Зла, иногда натиску, чрезвычайно сокрушительному, причем это Зло порой именовалось Дьяволом, а порой представлялось анонимно, некоей стихийной силой, подавляющей человека. У Верлена мы иногда встречаемся в образами Зла, агрессивно ведущими себя в отношении героя, но в целом минорный тон лирики Верлена сосредоточен на образе героя, на его настроениях. Любовь у Верлена не столько страстное и мучительное чувство, сколько нежное томление. Пылкой, страстной, чувственной любви, которую выдвигал Бодлер, Верлен предпочитает любовь сдержанную, целомудренную, платоническую. Верлен, подобно Бодлеру, не ставит в то же время своего лирического героя над миром, не ищет тайного внутреннего смысла, никому не доступного. Верлен достигает обязательного присутствия субъекта восприятия в образе несколько иными, чем Бодлер, средствами.
|
|
Початок кінця у баченні Верлена
Верлен значительно отличается от Бодлера своим представлением об объективном мире и стремлением очеловечить изображаемое. Но минорная тональность, знаменуя у Верлена преддекадентские тенденции, сближает его с Бодлером. Она ощущается уже в «Сатурновых стихах». Герой послания «Одной женщине» обращается к возлюбленной из глубины своей неистовой тоски. Он так страдает, что стоны человека, изгнанного из рая, кажутся ему, по сравнению с его мучениями, эклогой. Кошмар этот представляется ему стаей волков, цепляющихся за его судьбу, обагренных его кровью. В «Желании» мы снова сталкиваемся с печальными настроениями поэта. Он одинок, исполнен отчаяния, мрачен. Он лишен какой-либо идеализации. В «Серенаде» у него кислый и фальшивый голос, сравниваемый с голосом мертвеца, который поет из глубины могилы. У героя «Nevermore» голос напоминает хриплый орган. Это преждевременный старец. В «Осенней песне» поэт представлен задыхающимся, мертвенно-бледным, вспоминающим о прежних днях и плачущим. Зловещ, мрачен и окружающий героя мир. В «Сентиментальной прогулке» на спокойных водах пруда печально блестят кувшинки. Герой «Соловья» видит над собой грустный блеск луны. В «Морском пейзаже» упомянуты взоры траурной луны. В остальные циклы сборника «Романсы без слов» несут в себе сильный меланхолический заряд. Душа поэта жалуется, герой мечтает о смерти, сердце героя плачет, на душе – грусть, он безутешен, надежды то тонут, то печально плачут в лиственной вышине.
|
|
Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 441; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!