Синкретизм в поэме Гейне «Зимняя сказка».



Это поэтически свободное произведение о поездке в Германию было написано в 1844 году. Гейне описывает «старую Германию» такой, какой он ее нашел, но при этом говорит, часто используя фольклорные мотивы. Путевые наблюдения дают повод для множества едких замечаний: о прусских военных, которые держатся так ровно, словно проглотили палку, которой их когда-то били; о состоянии дорог. Автор надеется на грядущую немецкую революцию. Таким образом, эта поэма не только сатира, но и, своего рода, предсказание. Характерной есть аналогия зимы как вечного сна, бездеятельности, которая витала в воздухе Германии. Многочисленные фольклорные лирические отступления отсылают нас к далекому прошлому, когда в этой стране была весна, была активная общественная жизнь. А многочисленные сны и видения героя напоминают нам о романтической направленности произведения. В одно и тоже время, синкретизм проявляется и в мировоззрении самого писателя, ведь именно в этот момент он ощущает себя не таким одиноким: его идеи во многом совпадали с идеями Маркса. Гейне чувствует себя барабанщиком, который будит свой народ ото сна, ибо наступает время, когда величайшие достижения мысли (гегелевская философия) осуществляются на практике (труды Маркса).

Гайне в укр перекладах

В 19-ом веке на творчество этого поета обратили внимание украинские писатели. Леся Украинка переводила «Книгу Песен» и «На крилах пісень». М. Старицкий также переводил Гайне, но в его переводах много непонятных слов, хотя дух Гайне в целом был передан. В 1908 г Старицкий использует стиль Гайне, даже его сюжет, но маскирует его стихи под свои, создавая таким образом вариации (поезія «У пишному салоні — Круг чайного стола», где лирический момент один и тот же, однако у Гайне акцент стоит на любви, а у Старицкого на общественных настроениях.) Следует отметить, что Старицкий создал молодую школу, этот литературный круг поставил задание сохранить и обогатить укр культуру переводами мировой литературы. Здесь Гайне переводили Леся Украинка (Старицкий ее переводы ценил). Она переводила то, что было ей ближе, а именно раннее творчество Гейне, навеянное романтизмом. Гайне пытался переводить и Славинский (с того же лит кружка), Стешенко перевел «Подорож в Гарц». Позднее появились переводы Дмитрия Загула, Кобылянского («Лореляя»). Сложность переводов Гайне в том, что в них игра слов, ирония, парадоксальное окончание. Лирика конца 19 века в Украине была под влиянием лирики Гайне, его можно заметить и в суховатой манере Самийленка, и в ярких, сильных романсах Леси Украинки, в поэзиях Славинского, Старицкой-Черняховской, Крымского. Культура этих малых лирических форм дошла и до укр модерна 20 ст (лирика Гринченка). Ценными являются переводы М. Лукаша, С. Руданського («Стоїть сосна одинока»), Первомайського.

Життя і творчий шлях О.Бальзака

Оноре де Бальзак родился 8(20) мая 1799 года в Туре, умер 6(18) августа 1850 года в Париже.

Бальзак унаследовал мировоззрение своего отца, его здоровье и железную волю. Получив первоначальное образование сперва в провинциальном, потом в парижском колледже, Бальзак остался в столице, когда его отец уехал с семьей в провинцию. Решив, вопреки воле отца, посвятить себя литературе, он был почти лишен поддержки со стороны семьи. В своей убогой каморке он мечтал о влиянии, славе и богатстве, о завоевании великого города. Он пишет под псевдонимом ряд романов, лишенных литературного значения и не включенных им впоследствии в полное собрание его сочинений. В то же время в нем просыпается прожектер и предприниматель. Предупреждая широко утвердившуюся впоследствии идею дешевых изданий, Бальзак первый затевает однотомные издания классиков и выпускает со своими примечаниями Мольера и Лафонтена. Но издания его не имели успеха. Так же неудачно пошли затеянные им типография и словолития, которые он должен был уступить своим компаньонам. Еще печальнее закончилась поездка Бальзака в Сардинию, где он мечтал открыть серебро, оставленное там древними римлянами в разрабатываемых ими копях. В результате всех этих предприятий Бальзак очутился в неоплатных долгах, вынуждавших его к упорной литературной работе. Он пишет повести, брошюры по разным вопросам, сотрудничает в журналах "Карикатура" и "Силуэт". Известность Бальзака начинается с появлением в 1829 году его романа "Le dernier Chouane ou la Bretagne en 1800". С этого момента Бальзак почти не сходит с пути, на который вступил. Один за другим появляются его романы, в которых он обрисовывает все стороны французской жизни, выводит бесконечную вереницу самых разнообразных типов, составляет "величайшее собрание документов о человеческой природе". Он типичный писатель-ремесленник. Он работает по 15 - 18 часов в сутки, садится за стол после полуночи и почти не оставляет пера до шести часов следующего вечера, прерывая работу только для ванны, завтрака, а особенно для кофе, которым поддерживает в себе энергию и который сам тщательно готовил и употреблял в огромном количестве. Появившиеся в начале тридцатых годов романы "Шагреневая кожа", "Тридцатилетняя женщина" и особенно "Евгения Гранде" доставили ему громкую славу, и Бальзаку больше не приходиться гоняться за издателями. Однако ему не удается осуществить мечту о богатстве, несмотря на его необыкновенную плодовитость; он выпускает иногда по несколько романов в год. Из его многочисленных романов наиболее известны: "Сельский врач", "В поисках абсолюта", "Отец Горио", "Утраченные иллюзии", "Сельский священник", "Хозяйство холостяка", "Крестьяне", "Кузен Понс", "Кузина Бетта". Быть может, влияние научного духа времени на Бальзака ни в чем не сказывалось так ярко, как в его попытке соединить в одно целое свои романы. Он собрал все изданные романы, присоединил к ним ряд новых, ввел в них общих героев, связал родственными, дружескими и другими связями отдельные лица и, таким образом, создал, но не довел до конца грандиозную эпопею, которую назвал "Человеческая комедия", и которая должна была как бы послужить научно-художественным материалом для изучения психологии современного общества. В целях научной систематизации Бальзак разбил все это огромное количество романов на серии. Кроме романов Бальзак написал ряд драматических произведений; но большая часть его драм и комедий не имела успеха на сцене. В 1833 году Бальзак получил письмо от неизвестной ему польской аристократки Ганской, урожденной графини Ржевусской. Между романистом и почитательницей его таланта завязалась переписка. Бальзак впоследствии несколько раз встречал Ганскую Петербурге, куда он приезжал в 1840 году. Когда Ганская овдовела, она приняла предложение Бальзака, но еще несколько лет по разным причинам не могла состояться их свадьба. Но когда, наконец, в марте 1850 года свадьба состоялась в Бердичеве, смерть уже ждала его, и Бальзаку всего несколько месяцев осталось наслаждаться семейным счастьем и сравнительно обеспеченным существованием. Бальзак является общепризнанным отцом реализма и натурализма. Развитие реализма в литературе было отражением общего научного духа XIX века так же, как торжество позитивизма в философии и успехи естествознания. Изображая "общественные разновидности" Бальзак стремиться к точной научной классификации и проявляет наблюдательность, свойственную ботанику или зоологу. Он с изумительной точностью изучал особенности, свойственные той или иной "разновидности". Он знает привычки, обороты речи, приемы, движение, походку, жесты, даже мелочи обстановки, детали костюма, свойственные тому или другому герою. Бальзак по одному жесту или слову определяет всю психику данного общественного типа. Бальзак стремится установить соответствие между проявлениями человеческой психики. Вот почему он так тщательно следит за своими героями, подробно изображает расположение комнат в квартире, безделушек на туалетном столике, знает точно до сантима количество денег в кошельке действующего лица. Он питает глубокое уважение к факту. Подобно истинному ученому, он как бы сознает, что его психологические заключения будут оправданы только тогда, когда они обнимут множество фактов, и Бальзак с беспримерным рвением стремится собрать как можно большее количество документов. Бальзак поражает обилием собранного им материала. Мировоззрение Бальзака, как оно выясняется из его романов, носит пессимистический оттенок. Он объективен в изображении своих героев и в этом отношении не отступает от общего научного духа своего творчества. Он не преследует сатирических целей. Его задача - собирать документы о человеке и классифицировать их. И, тем не менее, нельзя не видеть, что в общем его "Комедия" - тяжкий обвинительный акт против французского общества эпохи реставрации и июльской монархии и против человека вообще. Быть может, никто не воплотил в такие яркие образы бессердечный эгоизм, царствующий в буржуазном мире. Этот эгоизм, порожденный бешеной погоней за благами жизни, за наслаждениями и богатством, представляется Бальзаку главной движущей силой общества. Излюбленная тема Бальзака - яростная борьба даровитых честолюбцев, пробивающих себе дорогу в большом городе. Чистый юноша, попавший в большой город и делающий карьеру ценой своей нравственной гибели, - излюбленный образ Бальзака. Его женщины в большинстве случаев такие холодные эгоистки, как дочери Горио, с легкостью торгующие как туалетами, так и душами. Его мужчины - в большинстве похотливые животные. Если он выводит чистую девушку, как Евгения Гранде, то, кажется, только для того, чтобы показать, как в ужасной атмосфере современной общественной жизни черствеет самое чуткое и нежное сердце, вытравляются искреннее чувство и трогательная любовь. Бальзак постиг власть денег. Деньги у него - главная причина событий. Он сумел показать, как его век разменял на звонкую монету все, начиная от предметов первой необходимости и кончая талантом, вдохновением и самыми нежными и святыми чувствами. Представители самых благородных профессий - врачи, священники, публицисты, артисты, поэты - стали наемными слугами тех, кто обладает капиталом. Этот пессимизм соответствует общему материалистическому направлению бальзаковского творчества. Идеальные образы менее удаются ему, чем те фигуры, в которых отразилось материальное направление XIX столетия. Жизнь представляется Бальзаку жестокой борьбой аппетитов, бессердечной братоубийственной войной всех против всех из-за наслаждений и богатства. Объективный научный метод применен Бальзаком и к исследованию внутреннего мира женщины. В противоположность большинству поэтов и романтиков, которые любили изображать восторги первой любви и первого поцелуя и опускали занавес над историей женщины, после того как кончится период ее наивного отношения к жизни, Бальзак проследил историю женской души от юных лет до старости и сделал центральным моментом своего внимания тот период жизни женщины, когда она достигает полной зрелости, приобретает широкий опыт, достигает расцвета своих физических и духовных сил. 30-летниий возраст женщины Бальзак предпочитал ее юности, так как в этом возрасте она свободна от иллюзий, от наивного понимания жизни; она отдает свое сердце сознательно, умеет выбирать и различать людей, а потому и ее любовь имеет больше цены, дает больше счастья и утех.

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 390; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!