Вашингтон Ірвінг: життя і творчість (1783 – 1859)



Писатель-романтик, с которого началась американская национальная литература, родился под счастливой звездой. Современники любили и его самого – безупречно честного и сердечного человека, и его книги. Одиннадцатый и последний ребенок в семье преуспевающего торговца, он родился в год завоевания Америкой независимости, и его назвали в честь первого президента страны Джорджа Вашингтона. Так как мальчик не отличался крепким здоровьем, его не мучили ученьем, и он спокойно мог отдаться главной своей страсти – чтению.

Другой страстью Вашингтона Ирвинга были мечты о путешествиях. И они осуществились: в 1804 г. Ирвинг поехал в Европу и пробыл там около двух лет.

У США не было своего литературного эпоса, и Ирвинг решил его выдумать. Так появилась героико-комическая «История Нью-Йорка» (1809 г.), которую сам автор позже назвал «юношеской дерзостью». Построенная по канонам классического эпоса, «История рассказывает о событиях от сотворения мира до 1664 г., когда Новый Амстердам стал Нью-Йорком.

Современники умирали со смеху, читая «Историю». Однако по-настоящему занаменитым сделала Ирвинга его «Книга эскизов» (1819 – 1820 гг.). Это – беглые зарисовки «сменяющихся сцен жизни». Среди них – очерки лондонского быта («Таверна Кабаньей Головы», «Вестминстерское аббатство»), трогательные картины английской провинции («Трактирная кухня», «Почтовая карета», «Сочельник», «Рождественский обед»), а также описания нравов американских индейцев («Черты индейского характера», «Филипп из Поканокета»). До Ирвинга об индейцах почти никто не писал. Прославили писателя две новеллы из «Книги эскизов», основанные на преданиях голландских поселенцев его родного штата Нью-Йорк, - «Рип Ван Винкль» и «Легенда Сонной Лощины».

Простой, беспечный малый Рип Ван Винкль, обитатель голландской деревушки (действие рассказа начинается в пору британского владычества), был покорным, забитым супругом. Чтобы избавиться от брани сварливой жены да и от работы на ферме, к которой не имел склонности, Рип взял в руки ружье и отправился бродить по лесам. Там с ним произошло удивительное приключение. Какие-то странные человечки пригласили его в свою компанию, угостили крепким напитком, и Рип погрузился в глубокий сон. Когда он проснулся, многое переменилось, особенно в его родной деревне. Никто его не узнавал, да и он не мог найти ни одного знакомого лица. Оказалось, что проспал он много лет. Умерли его друзья, выросли дети, в стране прошла Война за независимость, и Рип Ван Винкль, подданный короля Георга ІІІ, превратился в свободного гражданина Соединенных Штатов. О чем бы ни рассказывал Ирвинг, он это делает с мягким юмором.

В «Легенде Сонной Лощины» Ирвинг просто и без прикрас рассказывает, какие чудеса приключились с его героем. Незадачливый школьный учитель хочет жениться на деревенской красавице. Нельзя сказать, что он влюблен в нее без памяти. Тощий, вечно голодный, он мечтает о сказочных яствах, которыми забиты кладовые в доме ее родителей. Его более удачливый соперник знает еще об одной слабости учителя: тот до смерти боится призраков. В результате жестокого розыгрыша учитель навсегда покидает деревню. Но деревенские кумушки верят, что бедолага «был унесен с бренной земли каким-то сверхъестественным способом».

Ирвинг стал первым американским писателем, покорившим европейскую публику. Влюбленный в мавританское прошлое Испании, он досконально изучил его и воспел в сборнике новелл «Альгамбра» (1832 г.). Опять под его пером пестрые картинки быта причудливо перемешались со старинными преданиями, ведь «у испанских простолюдинов – восточное пристрастие к небылицам и особый вкус ко всему чудесному».

Ирвинг по-своему воссоздает романтический мир арабской сказки. Сюжет «Легенды об арабском звездочете» пришел в русскую литературу – мы узнаем его в пушкинской «Сказке о золотом петушке».

Література США в XIX ст.

В американской литературе первой половины XIX в. Господствующее положение занял романтизм. В США романтизм характеризовался критикой буржуазной цивилизации, идеализацией жизни, близкой к природе, в частности жизни индейцев, воспеванием мужественной борьбы человека с грозными силами природы и т. д.

Один из крупнейших представителей романтизма в США Фенимор Купер (1789 – 1851). Его произведения – исторические и приключенческие романы о войне за независимость в Северной Америке, эпохе фронтира (понятие, обозначающее эпоху освоения свободных земель в США), морских путешествиях, пенталогия (пятитомник) о Кожаном Чулке (в том числе «Последний из могикан», «Зверобой» и др.), «Лоцман»; социально-политическая сатира – роман «Моникины», публицистика – памфлетный трактат «Американский демократ». Он первый из американских романтиков завоевал широкую популярность не только в Америке, но и в Европе. Помимо их популярности как приключенческих романов они привлекают значимостью моральных и социальных вопросов, поставленных автором.

Родоначальником американской новеллистики стал писатель-романтик Вашингтон Ирвинг (1783 – 1859). Его произведения: сборник «Книга эскизов», «Рассказы путешественника», «Альгамбра». Юмористическая трактовка американской «старины» дана в хронике «История Нью-Йорка»; автор жизнеописаний Х. Колумба, Дж. Вашингтона и др. Для лучших произведений Ирвинга характерно сатирическое осмеяние буржуазных нравов, пренебрежительно-ироническое отношение к делячеству и торгашескому духу американской буржуазии. Одним из первых в американской литературе Ирвинг обратился к сокровищнице американского фольклора.

Зачинателем романтической традиции в американской поэзии стал У. К. Брайант (1794 – 1878). В поэме «Танатопсис» (1811), сборниках «Стихотворения», «Гимны» он ярко выражает соответствие меду «храмом» поэтической души и гармонией природы.

Так усилиями публицистов Б. Франклина, Т. Джефферсона, Т. Пейна, поэтов Ф. Френо, У. К. Брайанта, романиста Ф. Купера, новеллиста В. Ирвинга формировалась национальная американская литература.

Для литературы позднего американского романтизма характерно усиление мрачных настроений, отражающих растущее разочарование в буржуазной действительности. Мистические мотивы присущи поэзии и новеллистике Э. По (1809 – 1849), ставшего родоначальником детективного жанра («Убийство на улице Морг», «Золотой жук»). Для поздней лирики По («Ворон» и др. стихотворения 1845 г.)характерна тема трагических поисков красоты и ее смысла. Он выступает как предшественник упадочнических и эстетских течений в американской литературе не только в своей творческой практике, но и литературно-критических статьях. Его стихи, наполненные лирической красотой, оказали влияние на символистов.

В творчестве Наталиэла Хоторна (1804 – 1864) осуждаются пуританское морализаторство, стяжательских дух современной ему Америки (романы «Алая буква», «Дом о семи шпилях» и др.)

Острое социальное звучание имеет творчество Германа Мелвилла (1819 – 1891), противопоставляющего в первых своих романах «Тайпи» и «Ому» капиталистической Америке мир туземцев. Национальной эпопеей стал философский роман «Моби Дик» (1851) о трагической судьбе сильной личности, бросившей вызов року.

К романтизму относятся также произведения трансценденталистов. Родоначальник трансцендентализма Р. У. Эмерсон (1803 – 1882) проповедовал идею самоусовершенствования, стремление к простой жизни, близкой к природе и т. п. Представителем этого направления был Г. Д. Торо (1817 – 1862), автор широко известной философской книги «Уолден, или Жизнь в лесу» о жизни человека в мире природы по законам собственного «естества» как возможности спасения личности от современной цивилизации. Торо создал также замечательные образцы страстной аболиционистской (за отмену рабства негров в южных штатах США) публицистики (памфлет «Гражданское неповиновение», речи «Рабство в Массачусете», «В защиту капитана Джона Брауна и др.)

Подъем движения за освобождение негров и за аграрное преобразование в 30-е гг. XIX в. способствовал росту демократических тенденций в американской литературе и усилению реалистической струи в творчестве писателей-романтиков. В 1835 был издан первый антирабовладельческий роман «Раб, или Воспоминания Арчи Мура». Его автор – писатель, историк и публицист Ричард Хилдреет (1807 – 1865), известен как активный борец против рабства.

Аболиционизмом проникнута поэзия поэта-романтика Дж. Г. Уитьера (1807 – 1892) – сборник стихов «Голоса свободы», «Песни труда», поэма «Занесенные снегом».

Антирабовладельческими мотивами проникнуты «Песни о рабстве» (1842) выдающегося поэта Г. У. Лонгфелло (1807 – 1882), сатирическая повесть «Бумаги Биглоу» Дж. Р. Лоуэлла (1819 – 1891), роман «Хижина дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу (1811 – 1896).

В борьбе против рабства возмужало творчество великого народного поэта Уолта Уитмена (1819 – 1892), отошедшего от канонов романтизма и проложившего путь к реализму в поэзии США. Наиболее известна его книга стихов «Листья травы» (1855), написанная свободным стихом с большой длиной строки.

Важным явлением литературной жизни середины столетия был рост свободолюбивых мотивов в устном народном творчестве. Многие американские писатели обогащают свое творчество, обращаясь к фольклору. Народную речь воспроизводит в «Бумагах Биглоу» Дж. Р. Лоуэлл, в духе народного эпоса написал эпическую поэму «Песнь о Гайавате» Г. У. Лонгфелло.

Более тесно связано с традициями амер. фольклора творчество писателей-юмористов времен Гражданской войны Ч. Ф. Брауна, печатавшегося под псевдонимом Артемус Уорд; Д. Р. Локка – псевдоним Петролеум и др. расчистив дороге реализму, ни подготовили почву для творчества великого писателя-реалиста Марка Твена (1835 – 1910).

Опираясь в своем творчестве на богатейшие традиции амер. фольклора, Марк Твен (Сэмюэль Ленгхорн Клеменс) стал основоположником самобытных традиций реалистической лит-ры в США. Он резко осудил коррупцию и мошенничество монополий в романе «Позолоченный век» (1873), показал реалистическую картину американской жизни в романе «Приключения Гекльберри Финна» (1884), считающемся его самым блестящим произведением за живые, яркие описания характеров и событий. Обличением пороков буржуазной цивилизации и феодального мира замечателен публицистический сатирический роман «Янки при дворе короля Артура» (1889). В книге путевых заметок «По экватору» Твен разоблачает американский империализм и захватнические войны.

Одновременно с Твеном вступил в лит-ру Френсис Брет-Гарт (1836 – 1902), показавший будни простых людей на Дальнем Западе США, их мужество и находчивость (роман «Габриел Конрой» и др.)

В 60 – 70-е гг. реалистические книги создали писательница Р. Г. Дэвис, описавшая в романе «Маргарет Хаут» жизнь промышленного города, и писатель – участник гражданской войны Д. У Форест.

Эстетскими и космополитическими настроениями проникнуто творчество одного из родоначальников американского модернизма Генри Джеймса (1843 – 1916), автора социально-психологических романов «Дейзи Миллер», «Женский портрет» и др.

Многие амер. писатели конца ХІХ – начала ХХ века резко выступили против эстетства в лит-ре. Правдивые рассказы об амер. деревне («Главные проезжие дороги») создал Гамлин Гарленд (1860 – 1940), реалистическую повесть «Мегги – дитя улицы» (1893) опубликовал Стивен Крейн (1871 – 1900). Правда, в их творчестве присутствуют черты натурализма.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 658; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!