Особенности становления и развития адвокатской деятельности в различных странах 3 страница



ОБЩАЯ ЧАСТЬ

В середине V в. до н. э. в Греции возникает так называемая софистика (от греч. — умение хитроумно спорить). Старогреческое слово «софист» вначале означало мудреца, художника, изобретателя, но с V в. до н. э. со­фистами стали называть учителей философии, в программу которых входи­ло искусство спорить {эвристика). Софисты спекулировали на хитрости, непрочности явлений бытия и неуверенности человеческого мнения, под­тасовывая выводы. Софисты, как правило, выдавали черное за белое, когда это им было выгодно, но тем не менее именно они стали основателями ри­торики. Далее от скромного описания правил стилистики и грамматики софисты перешли к составлению политических и судебных речей.

Поскольку судьями являлись обыкновенные граждане, мало понимавшие в юриспруденции, то не удивительно, что главное их внимание было обраще­но на красноречие тяжущихся, и что плохо говорить значило почти наверное проиграть дело. Тот, кто плохо говорил, — проигрывал спор. Появились ло­гографы и диктографы, которые занимались написанием судебных речей. Истцы и ответчики просто заучивали написанные им речи. На первичном этапе это были преимущественно апологии, т. е. речи в собственную защиту, поскольку адвокатов в тот период в Греции еще не было. Основной их недо­статок — неуклюжесть, неповоротливость лица, заучившего судебную речь и не могущего по ходу судебного процесса перестроиться на реплики, ответы, вопросы и др. Следует отметить, что логографы были знатоками юриспруден­ции и стали основателями судебного красноречия на Сицилии в V-VI вв. до н. э. Они не стремились к истине, а просто пытались отработать полученные от клиента деньги. В этой связи софистика приобрела негативное значение. Логография не могла заменить реальную правозащиту.

Первым профессиональным логографом считается Антифон (V в. до н. э.), который ввел обычай брать плату за сочинение судебных речей. За ним по­следовал целый ряд других логографов, в числе которых были такие знаме­нитые ораторы, как Лизий, Исократ, Эсхин и Демосфен. Такова была пер­вичная форма адвокатуры в Греции, которую некоторые современные авто­ры остроумно называют «немой адвокатурой». Тем не менее логографии не могли вполне удовлетворить потребности в судебной защите. Не говоря уже о трудности выучивать наизусть целые сочинения, логография годилась только для обвинительных и исковых речей и могла иметь весьма ограни­ченное и несовершенное применение к защитительным речам и репликам. В самом деле логограф мог заранее приготовить для тяжущихся иск или обвинение, но был ли он в состоянии возражать обвинителю или истцу, еще не зная в точности, какие доказательства приведут они на суде? Мог ли ло­гограф предугадать с достоверностью все доводы противной стороны, что-

 

МОДУЛЬ 1

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

бы опровергнуть их, прежде чем они будут высказаны? Не рисковал ли он промахнуться и направить свои возражения совсем не в ту сторону, куда следовало? Очевидно, логографии не могли заменить устных речей. Кроме того, допущения защиты, по крайней мере в уголовных делах, стала требо­вать простая справедливость.

Дело в том, что в Афинах появился институт, напоминающий современ­ную прокуратуру. Частному обвинителю было предоставлено право избрать себе одного или даже нескольких помощников из числа выдающихся орато­ров, а в важных случаях народ или высшие правительственные учреждения и при отсутствии частных жалобщиков назначали таких официальных об­винителей, которые носили название категоров, или синегоров. Суды стали допускать со стороны обвиняемого посторонних лиц для провозглашения второй речи «девтерологии» («синегоры»). И вот, с одной стороны, недо­статочность логографии, а с другой — требования справедливости привели к тому, что суды стали в отдельных случаях разрешать устную защиту тя­жущихся сторон посторонними лицами. Это происходило в большинстве случаев следующим образом: закон требовал, чтобы стороны являлись в суд и сами защищали свои интересы, а суды, не имея права нарушать это по­становление, прибегали к обходу. Стороны по-прежнему должны были яв­ляться в суд и вести прения, но им было дозволено после произнесения первой речи просить суд, чтобы вторую речь сказал кто-нибудь из посторон­них лиц.

Вторая речь называлась девтерологиеп, а произносившие ее — синего- рами, по аналогии с уголовными обвинителями. Этим способом достигалась двоякая цель: принцип личной защиты оставался в полной силе, и в то же время была допущена судебная помощь со стороны лиц, которые в деле не участвуют. Нет никакого сомнения в том, что суды не сразу допустили такой обход закона. Естественней всего предположить, что вначале к защите сторон стали допускать только лиц, связанных с ними узами кровного родства. По истечении некоторого времени эта привилегия была распространена на друзей тяжущихся, а затем и на всех посторонних лиц. Законы Солона, установившие принцип личной защиты в суде, были изданы в начале VI в. Наряду с сочинением логографии возникла устная защита, сначала в виде родственной адвокатуры, а затем — в виде договорной. Хотя логографы существовали до последних лет греческой независимости, тем не менее не­которые факты показывают, что устная защита постепенно вытеснила «не­мую». Известно, что первый профессиональный логограф Антифон никогда не говорил на суде, а только писал речи для тяжущихся. Его современник Лизий, судя по его речам, выступал всего 23 раза в качестве защитника дру-

зей и родных. Однако уже ораторы последнего периода, а именно Демосфен, Эсхин и Гиперид, наряду с сочинением речей для тяжущихся занимались и устной защитой и, притом, не только друзей, но, как мы видели, и посто­ронних лиц. Нет никакого сомнения в том, что логографии со временем были бы вытеснены устными речами синегоров и что единственной формой ад­вокатуры осталась бы устная защита. Точно так же весьма вероятно, что в силу жизненной потребности появился бы особый класс профессиональ­ных адвокатов.

Говоря о греческой адвокатуре, следует остановиться на том уже указан­ном раньше обстоятельстве, что греческая адвокатура была связана более с ораторским искусством, чем с правоведением. Это объясняется разными причинами. С одной стороны, греки вообще не отличались способностью к юриспруденции, которая была у них мало развита, а с другой — будучи на­родом в высшей степени художественным, они ревностно предавались изуче­нию всяких искусств и, между прочим, ораторского. Если еще принять во внимание простоту и общедоступность законодательства, устность и гласность судопроизводства перед обширной народной аудиторией, то станет вполне понятен тот факт, что все известные нам профессиональные синегоры были ораторами или, другими словами, что только ораторы, привыкшие говорить перед народом по политическим делам, исполняли обязанности адвокатов.

Юридических познаний от них не требовалось. Конечно, некоторые из них были хорошо знакомы с законами, но тем не менее на первом плане стояло красноречие. Другая, еще более примечательная особенность грече­ской адвокатуры заключается в том, что тяжущиеся и их защитники не всегда могли говорить в суде столько, сколько им казалось нужным. Как это ни странно, тем не менее прения сторон были ограничены по времени. Такое ограничение существовало исключительно для наиболее важных дел. Время определялось водяными часами, носившими название клепсидры. По этой-то причине все дела разделялись на «.дела с водою» и «дела без воды». Для разных дел полагалось разное количество воды, смотря по большей или меньшей важности процесса. Но так как устройство клепсидры в точности неизвестно, то нет возможности определить среднюю продолжительность судебных прений. Можно только сказать, что каждой стороне предоставля­лось определенное количество воды, невзирая на то, сколько ораторов вы­ступало в ее защиту. Течение воды приостанавливалось во время допроса свидетелей и чтения документов или законов. Несомненно, что применение клепсидры было вызвано многоречивостью ораторов, но нет сомнения и в том, что ограничение прений определенным временем было несправедливо, нецелесообразно и вредно для защиты.

МОДУЛЬ 1

Таким образом, главной особенностью греческой адвокатуры является то, что деятельность адвоката в большей степени была связана с ораторским искусством и в меньшей — с правоведением; ограничение по времени на речь в суде (чем сложнее дело, тем меньше времени для выступления). Сами ораторы зачастую конкурировали с параклетами, превознося нравственные качества своего клиента. Вообще, они не стеснялись в средствах защиты: они умоляли судей о помиловании подсудимого, приводили с собой его детей, родных и друзей, которые своими слезными просьбами должны были смягчить строгость суда, прибегали к разным театральным выходкам.

В пылу ораторского увлечения адвокат не щадил ничего: ни доброго имени своего противника, ни чести его жены и матери, ни скромности слу­шателей. В гражданских делах адвокаты были еще более или менее сдер­жанны и умеренны. Если античный принцип «самопомощи» не дозволял тяжущемуся приводить в суд своего адвоката, который бы вполне заменил его в прениях, то каким образом могло быть разрешено сторонам не являть­ся лично, а присылать вместо себя кого-либо другого? Это было бы явной непоследовательностью, прямым нарушением основного принципа, и дей­ствительно, мы видим, что греческое право допускало судебное представи­тельство только в виде исключения, в случаях настоятельной необходимости. Известны два вида представительства: законное (или необходимое) и сме­шанное. Поскольку право искать и отвечать на суде принадлежало только лицам право- и дееспособным, а женщины и несовершеннолетние не вхо­дили в число этих лиц, то они должны были действовать в суде с помощью своих опекунов, которыми были: отцы, мужья, старшие братья и другие родственники. Точно так же страдающих умственными или физическими недостатками заменяли их родственники. Но за сирот как лиц, не имеющих естественных опекунов, могли заступаться даже посторонние. Следователь­но, первичные признаки и форма адвокатуры зарождаются в виде частно­правовой деятельности.

Отмечается, что сословия адвокатов не существовало, поэтому, не может быть и речи о какой-либо организации этого института или о правилах для подготовки и принятия в число адвокатов. Существовали определенные ограничения в отношении синегоров.

Итак, особенностями развития греческой адвокатуры можно назвать такие: 1) профессия адвоката в период написания Платоном «Законов» уже существовала; 2) Платону были известны факты бесчестных выступлений адвокатов из корыстных мотивов; 3) услуги адвокатов имели платный ха­рактер; 4) от выступления адвоката зависело достаточно много, чем можно пояснить требование смертной казни за бесчестность выступления; 5) осо-

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

бого сословия адвокатов в Греции не существовало; 6) ораторское искусство вытесняло необходимость правовой обоснованности в судебном выступле­нии греческих адвокатов.

Столкновение противоречивых интересов, стремление к самосохране­нию в условиях несовершенного законодательства в неразвитых правовых отношениях в обществе формируют у адвокатов, наряду с позитивными профессиональными приемами работы, большое количество негативных, что мы можем видеть в период Греческой и ранних стадиях Римской респу­блики.

В результате этого частная адвокатура получает внутренний моральный распад, утрату доверия, формирует класс «ремесленников от юриспруден­ции». Партикулярная (particular — лат. небольшая часть, неофициальный) адвокатура даже опасна для общества, вредна целям правосудия и не нуж­на субъектам правоотношений.

Защита в Древней Греции была бесплатной, а вместо оплаты защитник вправе был ожидать другого, не денежного вознаграждения — высокого уважения и почета в обществе. Источники свидетельствуют, что первым защитником, который получил гонорар, был Антипдон. Но со временем его примеру последовали и другие. Вот так оплата работы защитника в суде стала обычным явлением.

Римскую адвокатуру считают прародительницей современной адвока­туры. Происхождение самого термина «адвокат» связывают с возникнове­нием в Древнем Риме легисакционного судебного процесса (legis ast-sones — законные действия). Сразу же отметим, что понятия адвокатура и предста­вительство уже в этот период понимались как два различных института, что не дает нам оснований для их изначального отождествления, хотя мы отдельно к проблеме представительства в контексте нашего исследования адвокатуры ниже еще не раз обратимся. Имеются достаточные основания преодолеть сомнения в том, что профессия с таким наименованием обрела официальный статус на территории Римской империи, где основным языком была латынь, и это занятие было связано прежде всего с судом, а его содер­жание заключалось в предоставлении помощи в виде консультирования и защиты с использованием юридических знаний.

Изучение литературных источников свидетельствует о том, что в респуб­ликанский период в Риме лицо, выполнявшее адвокатские функции, харак­теризовалось определенными критериями, которые определялись соответ­ствующим менталитетом общества. После периода недоверия к греческому риторическому опыту римское общество тем не менее стало его усваивать, перенимая все виды красноречия и основные типы речей (торжественные,

МОДУЛЬ 1

политические, судебные). В ранний период развития римского государства рассмотрение дел осуществлялось по принципу частной саморасправы. Но на смену ему приходит легисакционный судебный процесс. Рассмотрение дела проходило две обязательные стадии: 1) у претора; 2) в суде. Именно этот процесс и дал импульс для возникновения адвокатуры.

Институт патроната был следующим этапом после родственной правозащиты и многое в отношениях между патронами и клиентами стро­илось так же, как и в родственной адвокатуре. Клиент избирал себе в патро­ны кого-либо из кровных свободных граждан Рима — патрициев и записы­вался в род, получая право называться родовым именем. Только патриции допускались к участию в общественных мероприятиях, управлению госу­дарством, отправлению правосудия и защите в судах интересов своих кли­ентов. Клиент обязан был относиться к своему патрону с уважением, ока­зывать ему услуги, брать участие своим имуществом в уплате долгов и иных выплат. Патрон же в свою очередь обязан был всецело протекционировать своего клиента и защищать его интересы в суде. По сравнению с граждан­ским правом первичное римское уголовное право было развито недостаточ­но. Это проявлялось в сохранении институтов и представлений доистори­ческого времени. Так, дела об убийствах и прелюбодеяниях рассматривались в суде исключительно по заявлению заинтересованной стороны, хотя такие особенности имели скорее процессуальный, чем материальный характер.

С появлением писаного права «ЗаконовXII таблиц» роль патрициев как правоведов существенно возросла. Знание законов стало общедоступным, но практическое осуществление юридической деятельности осталось в руках патрициев. Главная причина— начертанные на медных досках законы были только сводом морального права и они могли быть широко известны. А про­цессуальные нормы, которые складывались из дней и времени, когда можно осуществлять правосудие, а также пользование исковыми формулами, не было обнародованы и составляли предметную тайну коллегии жрецов, чле­нами которой могли быть только патриции. Поэтому истцы не могли обой­тись без помощи патрициев. Только опубликование Флавием (V в.), а затем Элием (IV в.) таблиц приемных дней и исковых формул нанесло последний удар по юридической монополии патрициев. Изучение и применение права стали доступными для всех желающих и адвокатура превратилась в свобод­ную профессию.

Когда патронат распался, юридическая профессия стала развиваться по двум направлениям: одни юристы, не владеющие красноречием, занялись исключительно юридическим консультированием, а другие, хорошие орато­ры, отдали предпочтение адвокатуре. Таким образом, в Риме совмещались

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

две «специализации» будущей единой адвокатской профессии: юрисконсульт-правознаток — патриции (бесплатно разъясняли законы, давали юридиче­ские советы, составляли соглашения в поддержку выступающих непосред­ственно в суде адвокатов) и адвокат-патрон (защищали в суде, но с писаным правом знакомы были меньше юрисконсультов, поэтому иногда в суде им нужны были такие помощники).

Иногда даже судьи советовались с юрисконсультами до вынесения ре­шения и при этом ссылались на авторитет законника (прагматика). Подчас адвокатами назывались обычные свидетели. Но в целом этот термин стал употребляться для обозначения родных и друзей истца.

Суд производился вначале по праздничным дням в помещении центу-риатных комиций, а позднее — на центральной площади в месте, называемом форумам, со времен Цезаря — в помещениях с портиками (базиликах). По древнему обычаю каждой стороне дозволялось иметь только одного адво­ката, но впоследствии их число можно было увеличивать. Иногда количество адвокатов доходило до двенадцати с каждой стороны. Когда защита клиента перед судом входила в обязанности его патрона из числа патрициев — выс­шего сословия граждан, — за эту защиту не давалось никакого вознаграж­дения, кроме тех услуг, которые клиент по обычаю был обязан оказывать своему патрону. Со временем законоведение стало делом сложным и труд­ным для усвоения и пользования, что сказалось на вознаграждениях судеб­ного защитника в виде подарков или денег.

В республиканский период Рима в адвокатской деятельности существо­вали две основные традиции: 1) молодые патриции — граждане Рима, же­лающие посвятить себя адвокатской деятельности, приходили на Форум в сопровождении важных государственных персон, которые протежировали им в получении желаемого статуса; 2) гонорарная практика не позволяла адвокату брать оплату за осуществление гражданского представительства или защиты от обвинения вперед, до рассмотрения дела в суде; только после решения суда адвокат имел право на вознафаждение в виде подарка или мог сам определять размер вознаграждения; в случае спора, учитывая сложность дела, сумму определял суд. Законом Цинция в 204 г. было вообще запре­щено брать вознаграждение за ходатайства по делам, но с ним мало счита­лись, поскольку не было определено наказание за такое нарушение, а также в силу того, что, по общему мнению, адвокаты имели право на вознаграж­дение уже только потому, что посвятили себя специальному изучению юри­спруденции.

Но самые щедрые вознаграждения приходятся на республиканский период — до 1 млн и более сестерций. При императоре Константине был

МОДУЛЬ 1

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

установлен высший предел вознаграждения в 10 тыс. сестерций, в то время как Август пытался запретить вознаграждение, получаемое от клиента. В 549 г. в Риме было принято постановление de donis ас muneribus, которое было призвано покончить с злоупотреблениями адвокатов в вопросе получения ими непомерно высоких гонораров. Окончательно денежное вознаграждение было легализовано в период, когда адвокатура превратилась в профессию, асами адвокаты стали объединяться в специальную корпорацию. Адвокаты имели ряд привилегий: льготы по оплате различных налогов и освобождение от военной службы. А дети адвокатов поступали в адвокатуру «без очереди», по старшинству (status).

На следующем этапе развития адвокатуры осуществляется переход к простому объединению профессионалов, за которым со стороны судебной власти устанавливаются ограниченный контроль и определенная правовая цензура, хотя авторитет знатоков права получил признание и со стороны официальной власти. Со временем они не только руководили ведением дел в суде, не только давали советы, но к редактировали формулярные акты.

Император Август стал практиковать предоставление отдельным из­вестным юристам права давать официальные консультации по его поруче­нию. Консультации (ответы) юристов имели такую же силу, как и собствен­ные императорские толкования, т. е. были обязательными.

В период поздней Римской республики и Римской империи организация адвокатуры была основана на обычном объединении юристов и ограничена узким кругом вопросов. К сожалению, у нее не было значения публичности и общественных полномочий. В этот период адвокаты придерживались определенных морально-этических правил, которые регулировали их взаи­моотношения с клиентом, судом, противоположной стороной в процессе. В период империи редко допускались более двух или трех адвокатов с каж­дой стороны. Если у обвиняемого не было адвоката, ему назначали защит­ника сами судьи. Именитые адвокаты защищали не только людей состоя­тельных или знатных, но и самых обыкновенных, даже находившихся на низшей социальной ступени граждан. Адвокатам рекомендовалось ответ­ственно относиться к выбору гражданских дел, но в уголовных делах ника­ких препятствий для участия адвокатов не было.

Перед участием в очередном деле адвокаты давали присягу на Библии. В это время адвокатура фактически приравнивалась к государственной службе. К адвокатской деятельности допускал высший административно-судебный чиновник провинции или города. Дисциплинарный надзор за ад­вокатами осуществлял правитель провинции. Отметим, что в период импе­рии профессия юриста, особенно адвоката, получила корпоративное оформ-

ление, а состав адвокатуры определялся специальными императорскими списками.

Адвокатами не могли быть: несовершеннолетние; лица с физическими недостатками (немые, глухие); лица, лишенные гражданских прав; женщи­ны. Кандидат в адвокаты должен был окончить пятигодичный курс обучения в юридической школе и сдать экзамены.

Адвокаты заносились в список по префектурам в порядке их допуска к работе (rotula). Первый в таком списке назывался старшиной (primas). Адвокаты делились на: а) штатные (могли выступать во всех судах) и б) заштатные (могли выступать только в нижних судах).

За серьезные профессиональные нарушения (измена клиенту, вымога­тельство больших гонораров, клевета) на адвокатов правителем провинции могло быть наложено взыскание: а) штраф; б) запрещение заниматься адво­катской деятельностью на время; в) исключение из списка адвокатов на­всегда. Перед рассмотрением каждого дела адвокат принимал присягу. В ходе судебного заседания адвокат был обязан воздерживаться от оскорбительных выпадов и сознательно не препятствовать процессу.

Малообеспеченным гражданам Рима гарантировалось бесплатное уча­стие адвоката по назначению. Причем по уголовным делам участие защит­ника было обязательным. Если сторона не имела защитника, то претор та­кого защитника назначал. За отказ от «защиты по назначению» адвоката могли запросто исключить из коллегии. Хотя следует отметить, что долж­ность адвоката приравнивалась к государственной службе. Невыполнение такого решения для адвоката грозило исключением из коллегии.

При Юстиниане адвокатура получила еще большее развитие. Хотя, с другой стороны, нужно сказать, что Юстиниан запрещал адвокатам при­нимать к своему производству так называемые «злые дела». Дисциплинар­ный надзор за адвокатами осуществлял суд. Мы видим, что административ­ное подчинение подорвало свободный дух адвокатуры.

Немало вреда принесли адвокатуре Рима подпольные правовые совет­ники, так называемые рабулисты, которые своим непрофессионализмом окончательно подорвали авторитет адвокатов. Общество свое недовольство рабулистами легко переносило на весь институт адвокатуры.

Одежда адвокатов состояла из белой тоги, которая в течение опреде­ленного времени была общей одеждой для всех римских граждан. Граждане низших сословий стали носить ее со времени цензорства Катона, а в конце республиканского периода ее носили только сенаторы и всадники. В период империи тога превратилась в принадлежность судей и адвокатов.

Продолжительность словесных прений со временем менялась. Помпеи установил, что обвинитель в уголовном процессе не должен говорить более

 

МОДУЛЬ І

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

двух часов, а обвиняемый — более трех часов. При Марке Аврелии адвока­там давали очень много времени для речей, но впоследствии ограничили их условием не злоупотреблять этой свободой с целью увеличения гонорара. Например, известно, что в процессе Марка Приска его защитник Плиний, излагавший дело перед сенатом, говорил на протяжении семи часов.

О нравственном состоянии адвокатуры можно сказать весьма немногое вследствие скудности материалов. Несомненно, что в первое время, когда она составляла привилегию патрициев, ее окружал ореол почета и славы. Патри­ции, привлекаемые к этой профессии не материальными расчетами, посколь­ку они и без того были богаты, видели в ней только благородное поприще, на котором они могли выдвинуться и проявить свои дарования. Наиболее вы­дающиеся политические деятели республики были адвокатами.

Суровый цензор Катон часто выступал не только как обвинитель, но и как защитник. В императорский период при общем падении нравов, раст­левающем влиянии цезаризма адвокаты, менее чем какой-либо другой класс общественных деятелей, были в состоянии поддерживать завещанные им патронатом принципы честности и бескорыстности.

Организация римской адвокатуры имела две крайности: 1) в республи­канский период она была абсолютно свободной профессией, когда любой человек, если он обладал знаниями и умением, мог оказывать другим граж­данам юридическую помощь; 2) в период империи базировалась на противо­положных принципах: свобода профессии была ограничена, а представите­ли превратились из ораторов в чиновников.

Сущность римской адвокатуры определяли такие критерии: 1) адвокат — это профессиональный юрист, т. е. человек, который знает законы и имеет опыт ведения гражданских и уголовных дел; 2) адвокат не являлся государ­ственным служащим и жил за счет оплаты его труда клиентами, т. е. людьми, которые приглашали его для оказания правовой помощи; 3) адвокат действо­вал только в интересах клиента — лица, которое пригласило его для ведения дела; 4) адвокат руководствовался законами по месту исполнения профес­сиональных обязанностей; 5) адвокат придерживался правил этики, нарабо­танных практикой и корпусом юристов, по месту исполнения своих про­фессиональных обязанностей.

Римская империя знала блестящую цивилизацию и римский гений соз­дал юридическую систему, не имеющую прецедентов в мире, в чем мы убедились, рассматривая эти достижения в предыдущем параграфе. Мы увидели, что Рим создал все предпосылки для возникновения и развития профессии «адвокат». Но вследствие определенных социально-исторических

факторов (расцвет тирании, нападения варваров, упадок и падение Рима) в этом временном промежутке не произошло объединения людей данной профессии в сообщество по профессиональным признакам. Стало быть, в Риме были адвокаты, но не было адвокатуры. Как же развивалась адвока­тура с начала тысячелетия до XIII в.?

Итак, рассмотрим модели адвокатуры, которые сформировались в сред­ние века. Для этого предлагается изучить три отдельных звена — восточную, континентальную и британскую традиции адвокатуры.

Восток не представлял собой единого целого: различными были исто­рические пути древних цивилизаций (индийской и китайской) и более мо­лодых, которые появились к VI—VIII вв. н. э. (арабской и японской).

Особой устойчивостью отличалось китайское феодальное право, в фор­мировании и применении которого огромную роль сыграло учение Конфу­ция, ставшее официальным мировоззрением китайского народа. Отступление от конфуцианских правил морали признавалось тяжким преступлением. Не один раз предпринимались попытки кодификации права. Самым известным является свод законов Таньской империи (VII в.).

Японское феодальное право развивалось под воздействием китайского права. Первый японский свод «Ста законов», который вышел в 1742 г., вклю­чал нормы гражданского, уголовного и процессуального права. В средневе­ковой Японии были распространены нормы обычного права. Правовые нормы впервые были записаны в 604 г. в Конституции Сетоку-тайси и име­ли характер наставлений и моральных заветов. Среди источников права широко представлено нормотворчество императоров в виде указов, имевших более самостоятельный характер, и постановлений, которые издавались в развитие административных и уголовных законов. Указы объединялись в сборники, и в 927 г. был создан Сборник постановлений периода Энги, вступивший в действие в 967 г. Японский феодальный свод «Ста законов» содержал основные нормы гражданского, уголовного и процессуального права. Необходимо отдельно отметить, что нормы права подчинялись госу­дарственной идеологии конфуцианства. Уголовное право распространяло свои нормы на представителей буддистской церкви.

В Арабском халифате до середины VIII в., хотя судебный процесс и был публичным, ни прокуроров, ни адвокатов не было. Не находим мы упоми­наний об адвокатах и в средневековой Индии.

В Центральной Европе, начиная с XVI в., большинство германских племен уже имело свои законы («законы варваров»). Процесс создания этих законов продолжался до XII в., охватывая нордические и славянские племе­на, т. е., в это время в Европе применялись «законы варваров», которые ре-

МОДУЛЬ 1

ОШПАЯ ЧАСТЬ

гулировали только незначительную часть общественных отношений. В мра­ке позднего Средневековья общество вернулось к более примитивному со­стоянию, где господство права прекратилось. Христианское общество осно­вывалось скорее на идеях братства и милосердия. Немецкая пословица XVI в. гласит: «Юристы — плохие христиане». С учетом ситуации, которая с V в. н. э. сложилась в общественном развитии, принципы организации адвокатуры претерпевают определенные изменения, в частности в отношении допуска к этой профессии.


Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 34; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!