Особенности становления и развития адвокатской деятельности в различных странах 2 страница
Российские ученые впервые обратились к этой проблеме и назвали науку об адвокатуре адвокатологией. Сегодня в российской правовой науке
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
возникли предпосылки возникновения новой сферы — науки адвокатология (поверенное право), под которой понимается система совокупностей теорий и гипотез об адвокатской деятельности и адвокатуре.
Адвокатология — это единая системная теоретическая и прикладная наука, изначально включающая фундатор многогранности, и в связи с этим ее детерминантами можно назвать, с одной стороны, несколько самостоятельных наук, а с другой — отдельные положения иных (дополнительных) отраслей знаний. Двойственный характер предмета адвокатологии — стабильность и новообразования — имеет как теоретическое, так и практическое значение.
Генератором развития адвокатологии является условный триумвират: адвокатское (поверенное) право, юридическая деонтология (деонтология адвоката и психологические основы профессиональной адвокатской деятельности) и информационное право.
Наука об адвокатуре по отношению к другим фундаментальным или отраслевым правовым наукам выступает специальной юридической наукой. Адвокатура как система научных знаний выступает в качестве итога определенных идей, накопленных отраслевыми юридическими науками. Она аккумулирует в себе выводы и категории устоявшихся, традиционных сфер познания и сравнительно недавно появившихся новых выводов правовой мысли. Она необходима для разработки специальных, достаточно узких, но имеющих сугубо практическое значение проблем. Адвокатология обобщает и систематизирует разнообразные выводы многих отраслей права, включает их в трансформированном виде в базу собственных научных идей. Знания об адвокатуре несут в себе методологическую основу решения определенных задач практикующими адвокатами.
|
|
Таким образом, учитывая правовую сущность и социальные форму адвокатуры, можно говорить о выделении новой отрасли знаний, которой является адвокатура. Некоторые авторы относят науку об адвокатуре к специальным отраслям юридической науки. В предмет этой науки входят представления и идеи об адвокатуре, вопросы организации адвокатской деятельности, которые должны исследоваться и осмысливаться на теоретическом уровне, что дает возможность прогнозировать дальнейшее развитие этой правовой институции, поскольку без теоретических знаний, направленных на разрешение вопросов о необходимости реформирования адвокатуры, ее дальнейшее развитие невозможно.
Наука об адвокатуре изучает не только институт адвокатуры в становлении и динамике, но и вопросы о субъектах, ее осуществляющих, требованиях к ним, принципах и условиях ее ведения. К предмету и методу науки
|
|
МОДУЛЬ І
об адвокатуре относятся изучение правовых норм, регулирующих организацию и деятельность адвокатуры, т. е. законодательство об адвокатуре и адвокатской деятельности.
Использование отраслевых правовых наук, их трансформация в практическую деятельность адвоката и есть основа всей деятельности, направленная на выполнение заданий, для реализации которых и предусмотрена адвокатура. Как отмечает Ю. Лубшев, интеграция в адвокатологии данных разных наук приводит к их взаимному обогащению и углубленному предметному изучению каждой науки. И хотя полемика относительно научности учения об адвокатуре продолжается, предложим свое видение некоторых спорных аспектов, взглянув под новым углом на отдельные проблемы, и тем самым постараемся очертить адвокатологию как самостоятельную общественную (юридическую) науку о закономерностях появления, развития, функционирования адвокатуры, ее сути, видах и формах образований деятельности адвокатов, в системе юридических наук Украины.
Известно, что самостоятельная наука характеризуется особым предметом познания и системой изложения знаний. Предметом науки об адвокатуре является то, что она изучает. Наука об адвокатуре — это общественная (юридическая) отрасль знаний о закономерностях возникновения, становления, функционирования и дальнейшего развития адвокатуры с целью достижения высшей социальной цели государства, направленной на содействие защите прав, свобод и законных интересов граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также юридических лиц. Эта наука исследует правовые, социальные явления, заложенные в адвокатуре, закономерности их возникновения (исторические аспекты), перспективы развития и реформирования адвокатуры, т. е. саму адвокатуру как социально-правовой феномен, узаконенный государством.
|
|
Принципы организации и деятельности адвокатуры (в частности, принципы адвокатской этики) составляют основу (базис), фундамент научно-теоретических знаний об адвокатуре. В связи с этим нужно отметить, что предмет науки об адвокатуре не может быть оторван от изучения особенностей правовой культуры (профессиональной этики) адвокатов и их правосознания, а также то, что в последние годы существенно повысилась роль политической культуры и политических явлений в современном поляризованном обществе, что адвокатура ощущает (может быть даже одной из первых социальных институций) в конкретных действиях.
|
|
Целью научных исследований — выявление и изучение проблем осуществления защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, поиск путей эффективного разрешения этих проблем, совершенствова-
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
ние как законодательства в рассматриваемой области, так и практики его применения, разработки единой концепции развития законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности.
Для достижения научной обоснованности результатов исследования применяется комплекс общенаучных и специальных методов, используемых в современной правовой науке. Так, общедиалектический метод познания использовался для анализа причин возникновения и путей развития адвокатуры, установления ее роли в правовом государстве; историко-правовой — для доктринальной характеристики правового статуса адвоката на разных этапах развития общества от наиболее древних периодов мировой истории до настоящего времени; формально-логический — для определения понятий «правовой статус», «гарантии» и дальнейшего использования в более сложных формах мышления — суждениях и умозаключениях; социально-юридический — для анализа правовых и этических норм международных и отечественных соответствующих документов по деятельности адвокатуры и адвоката; сравнительно-правовой — для определения особенностей правового регулирования и этических принципов деятельности адвоката в разных странах; конкретно-психологический — для установления психологических особенностей адвокатской деятельности в разных профессиональных ролях.
В совокупности существующих оценочных критериев отсутствует иерархия, что в целом свидетельствует о несовершенстве существующей методики определения эффективности и наличии соответствующих пустот в теории юридической деятельности. Поэтому, учитывая сложность понятия эффективности адвокатской деятельности и необходимость разрешения методологических вопросов, данный вопрос целесообразно рассматривать на двух уровнях, в зависимости от уровней теоретического обобщения, на которых изучается проблема: на макроуровне (общетеоретическом) и микроуровне, на котором эффективность исследуется сквозь призму деятельности индивидуальных субъектов правоотношений.
Таким образом, подчеркнем, что адвокатура наделена специальной правоспособностью, которой не владеет ни один институт гражданского общества. В широком смысле адвокатура представляет правозащитный институт гражданского общества, а в узком — адвокатуру нельзя считать правозащитной институцией. Дуалистичный (двойной) характер природы института адвокатуры обусловливает ее принадлежность одновременно как сфере персонально определенных интересов, так и сфере публичных интересов.
Адвокатология исследует правовые, государственные и социальные явления, заложенные в адвокатуре, закономерности их возникновения, раз-
МОДУЛЬ 1
вития и перспективы. В предмет данной науки входят объективные социально-правовые закономерности, определяющие особые свойства, признаки, черты адвокатуры, ее задачи и роль по отношению к иным явлениям общественной жизни и отраслям права. Предмет составляют правовые отношения и явления, категории и понятия, которые позволяют уяснить содержание и формы адвокатуры, совершенствовать ее деятельность в обществе и взаимоотношения с правоохранительными органами.
В предмет науки об адвокатуре можно также включить и те ее функции, которые способствуют реформированию основ общественной жизни, преобразованию устаревших общественно-политических процессов в новые, более современные, а также пути выбора для адвокатов сегодняшних ориентиров и ценностей.
Не вызывает особых возражений то, что адвокатская деятельность является инициативной самостоятельной деятельностью. Но одновременно с этим, адвокатская деятельность не тождественна юридической предпринимательской деятельности, поскольку последняя направлена на получение прибыли или личного дохода и осуществляется от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.
Профессиональная деятельность адвоката, как известно, связана с решением юридических дел. Успешная юридическая деятельность является основой адвокатской практики. Адвокатская деятельность представляет собой юридический труд, требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой ответственности, а также затрат энергии и времени.
Следует признать, что одной из основных категорий в теории адвокатуры является «профессиональный успех адвоката», что требует рассмотрения соотношения понятий «успешность адвокатской деятельности» и «успешность адвокатской практики». Заметим, что профессиональный успех одного из процессуальных участников в различных видах деятельности не всегда соответствует юридическому успеху.
Цельных научных разработок по определению критериев адвокатской успешности в современных условиях не существует. На сегодняшний день наиболее реальным, по нашему мнению, является создание адвокатской успешности на основе формулы, в которой соотносятся такие категории, как «профессиональный успех» и «юридического успех» конкретного адвоката.
С одной стороны, адвокатура - это определенная организационная форма, в рамках которой осуществляется адвокатская деятельность, но вместе с тем, с другой адвокатская деятельность в свою очередь также осуществляется в различных организационных формах (например, индивидуально,
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
путем создания адвокатских бюро, кабинетов, объединений). Таким образом, в рамках базовой организационной формы (единой общей системы) существуют отдельные формы (части) в виде обособленных подсистем (видов).
Анализ совокупности законодательных актов дает основания для заключения о том. правовой статус адвокатуры как института правовой помощи и защиты фактически не определен, а существующие нормативные положения достаточно расплывчато описывают юридическое содержание адвокатуры как особого феномена, имеющего правозащитный характер
Итак, адвокатура представляет собой социальный институт, имеющий правозащитную природу профессионального характера, который основывается на принципах верховенства права, гуманизма, демократии, добровольности, законности, конфиденциальности, корпоративности, независимости, самоуправления, обеспечивающий правовую защиту интересов физических и юридических лиц в суде и других государственных органах, а также оказывающий указанным субъектам юридическую помощь по самому широкому спектру социально-правовых вопросов.
Итак, адвокатура сочетает в себе и публичное, и частное начало, причем элементы частного и публичного в ее организации и деятельности не взаимоисключающие, а сочетаются и взаимно дополняют друг друга И- 34- 43-45; 64-65;67; 89; 121; 133-137; 160-161; 194;235 и др.]. ' '
Ключевые слова
Адвокатура, адвокатское право, поверенное право, ад-вокатология.
МОДУЛЬ 1
Судья, который слушает нас с удовольствием, пентиуме верит нам.
Квинтилиан (35—96), римский учитель красноречия
Особенности становления и развития адвокатской деятельности в различных странах
Без изучения проблем возникновения и развития адвокатской деятельности нельзя объяснить тот факт, почему адвокатура на разных исторических этапах была подвержена меньшим изменениям, чем государственная власть, и продолжала во многом сохранять свои прежние черты в новых исторических условиях.
В литературе существует несколько точек зрения относительно происхождения адвокатуры. Одни авторы полагают, что адвокатура представляет собой древнейшее и в то же время общечеловеческое учреждение, т. е. с того времени, как люди впервые усвоили формы гражданского устройства, принцип адвокатуры должен был существовать, хотя название ее могло быть неизвестным.
По мнению других авторов, адвокатура — это самый поздний цвет цивилизации, что проходили тысячелетия, разрастались сильные цивилизации из зачатков патриархального быта; издавались законы, устраивались суды, писались книги о правоведении и управлении государством, но не учреждались адвокаты, что «есть народы столь же древние, как пирамиды, но не имеющие адвокатуры».
Третьи же авторы, признавая адвокатуру учреждением естественного права, полагали, что она возникла вместе с судом, а четвертые вообще приписывали адвокатуре божественное происхождение. Так, какое же из приведенных мнений справедливо?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, и узнать, из какого зародыша развилась адвокатура, следует рассмотреть три группы фактов. Во-первых, нужно обратиться к данным антропологии и этнографии, касающихся юридического строя первобытных народов; во-вторых, следует ознакомиться с состоянием правосудия в современных полуцивилизованных государствах; в-третьих, необходимо заглянуть вглубь истории древних и новых культурных народов. Вот три единственных источника, из которых можно почерпнуть сведения о происхождении и первичных формах адвокатуры.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
По всей поверхности земного шара насчитывается шесть главных культурных очагов, т. е. таких районов, где возникла и развилась более или менее самостоятельная культура, а именно: Восточная Азия (Китай и Япония), Индостан (Индия), Месопотамия (Иудея), Северная Африка (Египет), средняя Америка (Мексика и Перу), Малая Азия вместе с ее островами и противолежащими полуостровами Европы (Греция и Рим). Переходя к данным антропологии, нужно заметить, что появление суда в смысле мирного разрешения правовых столкновений предполагает некоторую политическую организацию. Суд возможен только при существовании известной, хотя бы и слабой, общественной власти, которая была бы в состоянии сдерживать произвол спорящих и ограничивать частную месть. Отсюда понятно, что ничего подобного юстиции не может быть у тех племен, которые не имеют никакой политической организации, каковы, например, бродячие дикари Австралии, мало чем отличающиеся от зверей, африканские бушмены, эскимосы и подобные им представители дообще-ственного индивидуализма.
Первичной формой политической власти является главенство случайного характера. Оно имеет место в том случае, когда отдельные лица или семьи соединяются для какого-либо определенного предприятия (например, охоты или войны) и избирают себе вождя. Само собой понятно, что и в таком случае еще не может быть речи о суде. Только образование постоянного главенства влечет за собой и появление суда. Действительно, антропология учит, что первыми судьями человечества являются племенные вожди и главари. В своем лице они совмещают зародыши всех функций правительственной деятельности: они вместе и военачальники, и администраторы, и судьи. Но их судебная деятельность вначале ограничивается только теми случаями, когда затронуты интересы целых семейств или всего племени. Во всех остальных случаях господствует частная месть.
Примером этого могут служить многие индейские племена Америки. Об адвокатуре при таком порядке вещей еще нет упоминания. Таким образом, она не современна суду и не возникает вместе с ним. По мере того, как усложняется политическая организация вследствие соединения отдельных племен под властью общего главы, отправления правосудия становится не под силу одному лицу. Глава начинает нуждаться в помощниках для успешного выполнения правительственного контроля. Он собирает вокруг себя людей, которые добывают для него нужные сведения, дают ему советы. Некоторые из них помогают ему отправлять правосудие и, таким образом, появляются органы суда. У народов, которые достигли этой ступени развития, уже можно найти первые зачатки адвокатуры.
МОДУЛЬ 1
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Итак, адвокатура не возникает одновременно с судом. Но, тем не менее, зародыши правозаступничества появляются на самых низких ступенях юридического развития. Лица, которые стали заниматься правозащитной деятельностью, появились на определенном, более высоком уровне юридического развития общества, когда писаное право в виде законов перестает быть доступным абсолютному большинству населения. Правосудие отправлял вождь племени и для успешного выполнения судебного контроля и исполнения решения ему требовались помощники. Он окружал себя членами племени, которые собирали ему определенные сведения, давали советы, а со временем и сами начинали по его поручению отправлять правосудие. Так сформировались органы суда.
Если знакомство с состоянием правосудия у первобытных и полуцивилизованных народов указывает на первичные формы правозаступничества, то история древних и новых культурных народов должна познакомить нас непосредственно с процессом постепенного развития этого института. К сожалению, скудность сохранившихся памятников делает это в значительной мере невозможным. Дело в том, что только древнейшая история европейских государств достаточно разработана и может служить источником необходимых для такой цели сведений. Что же касается государств других частей света, то наука застает их уже на довольно высокой ступени культуры. Их в любом случае нельзя назвать первобытными в антропологическом смысле слова. Они вышли из младенческого состояния цивилизации. Говоря о первичных формах зарождения адвокатуры, необходимо отметить, что правозащита появляется уже на первых ступенях общественного обустройства. При этом по времени появление суда предшествует адвокатуре.
У одного из древнейших народов юго-восточной Африки — кафров истец приходил в суд со своими родственниками, которые и выполняли функции его защитников. У зулусов верховная власть принадлежит королю, управляющему совместно с двумя избираемыми им министрами, а у бечуа-нов место этих министров занимает совет старейшин, большей частью состоящий из двух лиц. Низшими органами управления являются племенные вожди и старшины деревень. Зулусское судопроизводство имеет следующий вид. «Лицо, намеревающееся возбудить иск против кого-нибудь, — говорит Ратцель, — собирает своих друзей или соседей, которые, вооружившись, отправляются вместе с ним к хижине или к селению ответчика и располагаются там, на каком-либо видном месте, чтобы спокойно выждать действие своего присутствия». При несомненности намерений, с какими они пришли, им не приходится долго ждать; вскоре собираются напротив них в каком-то безмолвном ожидании взрослые соседи ответчика или жители его селения.
Один из них наконец восклицает, обращаясь к этим обыкновенно нежеланным пришельцам: «Расскажи нам новость!» Тогда истец излагает подробно свое требование, причем его обыкновенно прерывают товарищи своими добавлениями и поправками, а противники — перекрестными вопросами. Но эти прения ни к чему не приводят, поскольку после обмена мнениями, продолжавшегося, быть может, несколько часов, партия ответчика все-таки решительно заявляет, что способных рассуждать мужей нет дома и что там остались только дети, которые ничего не понимают в таких важных вещах. На следующий день они собирают как можно больше мужей и между ними таких, которые известны как искусные ораторы; доводы «за» и «против» исследуются в самых различных направлениях. Ответная сторона начинает излагать свое мнение; партия истца должна снова изложить свое, причем его стараются опровергнуть самым настойчивым и ловким образом в каждом отдельном пункте. Если один оратор утомляется, то выступает другой и снова проходит по уже возделанному полю с сошником новых аргументов. Когда все доводы «за» и «против» обеими сторонами исчерпаны, партия истца удаляется и обе они обсуждают выгоды и невыгоды достигнутого ими соглашения. Если одна сторона чувствует, что не может устоять, то она предлагает наименьшее возможное вознаграждение. Если соглашение не состоится, то тяжущиеся обращаются к умпакати (главарю, старосте) соседнего округа, в присутствии которого еще раз повторяется весь спор с возможно большей полнотой. Самые интимные отношения, особенно раздоры между семействами, обсуждаются там с большой охотой. Когда умпакати думает. что он понял дело, он выносит решение, что, впрочем, может потребовать неделю времени. Если же он не в состоянии сделать этого или если одна из сторон недовольна решением, возможна апелляция к главному вождю племени и совету умпакати. Перед этим новым судилищем еще раз происходит такая же процедура, как и раньше, пока вождь не вынесет решение, на которое можно жаловаться только королю. Из этого описания видно, что судопроизводство у зулусов находится на весьма низкой ступени развития, но, тем не менее, у них существует адвокатура, хотя и в самой простой форме. Адвокатами выступают соседи, друзья и односельчане тяжущихся, особенно те из них, которые «известны как искусные ораторы». В этом последнем обстоятельстве заключается указание на разряд лиц, которые по преимуществу призываются для защиты в суд, т. е. являются примитивными адвокатами по профессии. Конечно, они имеют еще очень мало общего с право-заступниками в собственном смысле этого слова. Они не правоведы, не специалисты; они так же относятся к адвокатам цивилизованных государств, как первобытный юридический строй к развитой правовой жизни.
МОДУЛЬ 1
Судопроизводство бечуанов в существенных чертах одинаково с зулусским. У многих негрских племен процессы ведутся перед собранием старшин; главный вождь открывает заседание, ораторы сторон выступают вперед и по очереди произносят речи. У кафров тяжущиеся являются на суд со своими родными, которые заменяют им адвокатов. Изложенные факты свидетельствуют о том, что потребность в адвокатуре чувствуется даже у некультурных народов, находящихся на низкой ступени правового развития. Однако следует подчеркнуть, что в странах, где наряду с писаными законами возникли особые группы людей, профессионально занимающихся правозащитой, в значительной мере отсутствует ее правовое регулирование.
В Древней Индии правосудие осуществлялось царем и коллегиальными судами с привлечением в роли защитников представителей сторон в гражданском споре. Процесс основывался на принципах устности, гласности и состязательности как в гражданских, так и в уголовных делах. Вопреки существовавшему ранее мнению новейшими исследованиями доказано, что Древней Индии была известна адвокатура, причем обязанности правоза-ступничества и представительства совмещались в одном классе лиц.
Кроме того, право представительства на суде принадлежало ближайшим родственникам или управляющим делами сторон без всякого специального полномочия. Лица, не обладавшие процессуальной правоспособностью (дети, бездомные, пьяные, женщины, рабы), не могли выступать на суде лично, а должны были действовать через представителей. В важных уголовных делах представительство не допускалось. Оказание юридической помощи мудрецами было бесплатным, но со временем они имели право на десятину (1/10 стоимости выигрыша) по делу.
В Древнем Китае разрешалось осуществлять судебную защиту родственникам и близким друзьям обвиняемого. Допускалась, как и у кафров, родственная адвокатура.
В Японии об адвокатуре не упоминается ни в одном из известных нам источников.
Египет с некоторыми оговорками можно назвать «колыбелью» института восточной деспотии, существовавшей на протяжении многих веков в различных государствах. Действовали постоянные суды. Процесс из устного и гласного, каким он был на низших ступенях культуры, уже превратился в письменный и тайный. Сущность этого института — абсолютное поглощение государством своего общества и всех его структур, полная зависимость от правящей власти и строгая иерархия социальной структуры. В Египте защита осуществлялась в письменной форме, поскольку было опасение, что при устной защите возможно воздействие на судей, которые
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
должны быть объективными. Однако со временем наряду с письменной была введена и устная защита. Таким образом, в Египте адвокатура, по всей вероятности, появилась в древнейшее время, но не успела развиться и с введением письменного производства была почти совсем уничтожена.
Древние Мексика и Перу в момент их завоевания европейцами имели следы значительной культуры. В обоих государствах, подобно Египту существовали постоянные суды, а в процессе преобладала письменность. Но относительно адвокатуры не встречается никаких указаний. Можно предположить, что здесь, как и в Египте, она официально не допускалась вследствие господства письменного процесса. О судебном представительстве в древних Египте, Мексике и Перу нет сведений.
В Вавилоне и Персии процесс характеризовался свободой защиты, публичностью и коллегиальностью. Судебная защита известна также жителям Сьерра-Леоне и Анголы, но у них, видимо, она появилась под воздействием англичан и португальцев, которые завладели этими территориями.
У древних иудеев право отождествлялось с религией. Судьи считались наместниками Иеговы. Производство основывалось на принципах устности, гласности и состязательности и права подсудимых тщательно охранялись. При таких обстоятельствах появление адвокатуры было не только возможно, но и даже неизбежно. В качестве защитника мог выступить любой желающий. В позднейшее время адвокатура приняла иную форму. По талмудическому праву при судах синедриона находились лица, готовившиеся быть судьями и называвшиеся кандидатами. Они присутствовали на заседаниях и могли выступать в защиту обвиняемых. Будучи специалистами, они несколько более приближались к адвокатам в собственном смысле слова. Но поскольку они выступали не по приглашению подсудимых и без предварительного соглашения с ними, то их все-же нельзя признать настоящими адвокатами. Впоследствии в еврейском языке появился термин «адвокат», заимствованный из греческого. Это может указывать на то, что иудеи стали перенимать у греков настоящую адвокатуру. Так, у древних иудеев вначале действовал принцип личной явки, так что даже женщины вели свои дела сами. Но позднее было допущено судебное представительство.
Правовая система Востока уникальна. Ей присущи прежде всего консерватизм, стабильность, традиционность норм права и морали. Традиционность, которая является отражением эволюции экономической структуры, создавала у людей убежденность в совершенстве постулатов морали, скрепленной религиозными нормами. В странах, где исповедывалось магометанство, Священная Книга Магомеда была одновременно и религиозным и светским кодексом для мусульман. Так, в Турции с давних времен суще-
МОДУЛЬ 1
ствовали так называемые муфтии — ученые — знатоки исламского права. В их обязанности входила дача юридических советов, консультаций спорящим сторонам. Ответы, данные муфтиями, имели силу закона. Но для этого они должны были иметь печать муфтия, его местонахождение, дословный арабский текст, ссылку на источник исламского права, на котором основывался ответ. Их деятельность представляет собой поразительное сходство с деятельностью юрисконсультов императорского Рима. Они были ни судьями, ни адвокатами, а вещателями права. Их обязанность заключалась в том, чтобы давать ответы на предлагаемые им спорящими лицами юридические вопросы. Подобно мнениям римских юрисконсультов (response/prudentium), ответы муфтиев имели силу закона, но для этого должны были быть составлены по известной форме, а именно: включать печать муфтия; его адрес; дословный арабский текст, относящийся к данному случаю, и указание на каноническое сочинение, на котором основан ответ.
Первым шагом к образованию государства на Аттике стали реформы легендарного греческого героя и мудреца Тесея (VII в. до н. э.), который объединил четыре наибольших племен (фили) Аттики в один народ с центром в Афинах, где была сосредоточена вся общественная, государственная, в том числе и юридическая, деятельность. Суд в Греции вершили либо сам царь, либо старцы знатного происхождения. В судебном процессе преобладали принципы устности, гласности и состязательности. Тяжущиеся являлись на суд лично и сами защищали свои права. Но с развитием юридической жизни появилась и адвокатура. Процесс ее возникновения можно довольно подробно проследить в истории Афин, поскольку другие греческие государства находились несравненно ниже Аттики в культурном отношении и не оставили никаких памятников относительно адвокатуры. Еще Цицерон говорил, что ораторское искусство развилось исключительно в Афинах и он не знает ни одного греческого оратора, который бы происходил из другого государства. Даже соперница Аттики — Спарта вследствие своей военной организации не могла дать простора для развития общественной жизни и искусств. Только в Афинах были все условия, необходимые для появления адвокатуры: демократическое устройство республики, развитая общественная жизнь, процветание ораторского искусства, устность и публичность производства перед судом, состоявшим из народа, и, наконец, господство состязательного принципа как в гражданском, так и в уголовном процессе. При таких условиях должна была очень рано проявиться потребность в судебной защите для лиц, которые не обладали юридическими знаниями и красноречием. Особенно важное значение в жизни Греции имело красноречие.
Дата добавления: 2015-12-21; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!