Слово в Великую Среду. Заключительное



 

Кончился, братие мои, печальный свиток грехопадения прародителей на­ших; теперь сами видите, справедливо ли сказано нами вначале, что в нем, как в горьком свитке, свыше показанном некогда пророку, вписано... «рыдание и жалость и горе» (Иез. 2; 10). Ах, если есть какие бедствия на земле, если страдает от чего-либо весь род человеческий, то все это берет начало свое из Едема, у корня древа запрещенного! Тут начало греха и страстей наших! Тут исходище нашей смерти и тления! И что со всей нашей мудростью и всеми усилиями могли бы мы сделать для прекращения бедствий наших, если бы предоставле­ны были самим себе? Кто мог принять на себя ужасную тяжесть грехов и не­правд человеческих, чтобы стать между нами и правдой небесной и прело­жить ее на милость? С другой стороны, кто мог войти и проникнуть в соб­ственное сердце наше, связать преступное самолюбие, сего лютого дракона, в нем гнездящегося, исцелить нас от проказы греховной и обновить дух правый в утробе нашей? Кто мог потом низойти в сердце земли, снять с нее проклятие, освободить ее от работы нетления и извести в свободу чад Божиих?.. Кто, на­конец, мог сойти во ад, к душам толиких миллионов братий наших, уснувших уже сном смерти, озарить их светом жизни и радости, и указать им путь на небо?.. Все это совершенно превышало силы не только наши, но и всех су­ществ сотворенных.

Возблагодарим убо, братие мои, любовь Божию, которая не оставила нас, падших, не презрела нечистых и прокаженных грехом, не забыла умерших и близ ада сущих. Явился вторый Адам, «Господь с небесе» (1Кор. 15; 47), Кото­рый смертью и Крестом Своим восставил все, падшее во Адаме первом. С завтрашнего дня откроется перед нами дивное зрелище Его Божественных стра­даний, коими уврачевано наше падение Едемское, и мы, при содействии бла­годати Господней, постараемся вникнуть вместе с вами в сие чудо любви и беспримерного промышления Божия о нас, недостойных. Теперь же, чтобы в настоящий день не остаться нам без преломления хлеба духовного и пищи для сердца, соберем останки от прошедших духовных трапез наших. От прелом­ления пяти хлебов, как повествуется в Евангелии, собрано было дванадесять кошниц, а для нас, недостойных, довольно будет, если мы и от дванадесято-кратного собеседования соберем хотя единую кошницу на нынешний день, дабы слабое благовестие слова нашего соответствовало величию Святого поста, если ничем другим, то числом дней и пространством времени.

Итак, что у нас, христиан, называется падением Адамовым?.. Так называ­ется тот злополучный поступок прародителей наших в раю, когда они, вопре­ки ясной заповеди Божией, вкусили, по внушению змия, от плода запрещенно­го и таким образом разорвали святой и блаженный союз с Творцом и Благоде­телем своим.

В чем состояла важность сего преступления и сущность падения Адамо­ва? В том, что слабая тварь восстала против всемогущего Творца, что человек, по неразумию своему, отделил волю свою от воли Божией, пошел против пре­мудрых Его намерений, покусился на совершенство, ему не принадлежащее и для него невозможное, и вступил в союз со врагом Божиим, который сам, поте­ряв небо, злоумыслил заградить его и для человека, к нему предназначенного.

Что было следствием падения Адамова?.. Смерть, как предсказал Сам Господь, и притом во всех ее видах: то есть смерть духа, оставленного Духом Божиим, переставшего быть едино с Господом; смерть ума, закрывшегося для созерцания истин мира духовного и открывшегося для всякого рода лжи и оба­яний; смерть воли, потерявшей силу стремиться к добру и ощутившей все­гдашнюю наклонность ко злу; смерть сердца, обесчувствовавшегося для чис­тых наслаждений духовных и начавшего двигаться единственно по бурному дыханию страстей; наконец, смерть тела, подпавшего разрушительному влия­нию стихий, сделавшегося добычей болезней и тления.

Чем выражается падение Адамово в каждом из нас? Тем, что мы являемся на свет сей не в том виде, в каком прародители наши вышли из рук Божиих; зачинаемся, как говорит святой Давид, во грехах и рождаемся в беззакониях, а рожденные таким образом не имеем уже тех совершенств, коими обладали прародители наши в состоянии невинности, и подлежим множеству душев­ных и телесных скверн, кои по необходимости соделывают нас предметом от­вращения и гнева Божия, так что если мы не возвратим первобытной чистоты и останемся с настоящей порчей, то, болезнуя и страдая в настоящем, не мо­жем ожидать лучшего жребия и в будущем. Это самое называется в учении христианском грехом прирожденным.

Есть ли какое-либо врачевство против заразы Едемской?.. Есть - в Кресте Христовом. Иисус Христос, яко вторый Адам и новый духовный Родоначаль­ник и Глава человечества, принес нам с неба правду, жизнь и нетление. Соеди­няясь с Ним верой и любовью через Святые Таинства Церкви, подобно как соединены мы с Адамом плотью и кровью, мы избавляемся от греха и прокля­тия за него, соделываемся чистыми и святыми, способными паки к жизни в Боге, к владычеству над самими собой и над всем дольным.

Таково, братие мои, учение слова Божия о падении прародителей наших, а в лице их и всего рода человеческого! Учение столь же глубокое, сколько простое и ясное, - удаленное, конечно, во всей полноте его, от опыта, и между тем одно токмо могущее изъяснить, что каждый испытывает в своей жизни.

Хотите ли знать, к чему сие учение может и должно служить нам?.. Внемлите.

Учение о падении Адамовом, - и только оно одно, - достаточно проясня­ет нам тайну злополучного состояния нашего на земле.

Кто из способных к размышлению, при взгляде на человека и его состоя­ние на земле, не погружался в глубокое недоумение и скорбь? Ибо что пред­ставляет из себя земное бытие наше? Представляет сочетание противоречий, самых странных и жалких, - крайнего величия с крайним унижением, немалого добра с великим злом, явной способности всех и каждого к блаженству с не­престанными лишениями и слезами. С одной стороны, человек есть существо Богоподобное, природный владыка и повелитель земли, видимый наперсник неба, наследник вечности. С другой, - это сын, как бы забытый своим отцом и не помнящий своего происхождения; это царь, лишенный престола, преследу­емый и мучимый своими подданными и, что стократ хуже сего, - это изменник совести и закону, игралище страстей самых низких и преступных, это как бы некий дух падший и отверженный! Откуда сия ужасная противоположность? Не зная истинного ее источника, невольно можно подумать, как и думали мно­гие, что в мире два совечных начала: доброе и злое, что человек есть произве­дение обоих начал, доброго - в том, что есть в нем доброго; злого - в том, что есть в нем злого; что особенно тело человеческое, яко гнездилище страстей, есть непосредственное произведение начала злого. От такого неправильного взгляда на природу человеческую сколько других заблуждений! Сколько са­мых нелепых правил в жизни! Сколько кровавых обрядов! Одни, вследствие превратного понятия о природе человеческой, простирались в строгости жиз­ни едва не до самоубийства; другие, почитая все поступки наши безразличны­ми, уничтожали всякую добродетель и позволяли человеку все.

Христианин, с ясным понятием о грехопадении Едемском, свободен от всех сих заблуждений и крайностей. Ибо знает, откуда грех и зло в мире; знает, почему и за что страдает человек; ведает, что и грех и страдание человека есть следствие не природы его и не дело Творца ее, а произведение собственных рук человеческих, плод злоупотребления нашей свободой. Всеобщий опыт вполне подтверждает для нас все это; ибо злоупотребление свободой или, точ­нее сказать, слабым остатком ее и ныне всегда сопровождается горестным по­следствием для человека; между тем как употребление ее разумное и благое, если не прекращает совершенно бедствий наших, то видимо и ощутительно сокращает число их. Вместе с сим сам собой теряется и исчезает для нас, не­счастный во всяком случае, повод к ропоту на Промысл Божий. Воспоминая о том, что произошло с нами в Едеме, вместо безумной гордости и отчаяния, мы естественно располагаемся и приходим к смирению, терпению, и упованию на благость и помощь Того, Кто может уврачевать все наши язвы.

Во-вторых, учением о падении Адамовом уясняется тайна искупления нашего в Иисусе Христе и Его крестной смерти, за нас подъятой.

Сойти Богу на землю, облечься нашей плотью, претерпеть все виды уни­чижения, взойти на крест и умереть смертью преступника - это такие собы­тия, которые могли последовать только ради какой-либо наиважнейшей при­чины. Для чего же все это, если не было падения наших прародителей, если род человеческий таков, каким вышел из рук Творца? В таком случае напрас­ны и излишни не токмо крест, самые ясли и пелены Христовы. Ибо все, что прилично и нужно было со стороны Бога сделать в помощь роду человеческо­му непавшему, могло быть сделано и без явления Бога во плоти, тем паче без страданий и смерти Его на древе крестном. Нужно ли было научить людей? Они могли быть научены через человека. Нужно ли было подать пример доб­ра? Он мог быть подан опять же через человека или Ангела. Но поднять на Себя тяжесть грехов наших, примирить нас с Богом и Своей смертью умерт­вить нашу смерть, восставить нас из персти и тления, - для сего явно было недостаточно сил существ сотворенных; для сего подобало явиться Тому, Кто и в человеческом образе, яко беспредельный по Своему могуществу и заслу­гам, «единем бо приношением» мог совершить «во веки освящаемых» (Евр.10;14), Кто, будучи положен в «наследника всем» (Евр. 1; 2) и всему, имеет посему «клю­чи» не Едема токмо, но «ада и смерти» (Откр. 1; 18). Таким образом, Крест Хри­стов представляется во всем его величии токмо тогда, когда на него смотрят не с Голгофы или из вертограда Иосифова, а из Едема, при виде Херувима, с пла­менным оружием стерегущего путь древа жизни. О, как понятно, как драго­ценно тогда все, что происходит на Голгофе! Тут видишь, как одна за другой врачуются все язвы, нанесенные нам змием Едемским, как сокрушается, нако­нец, самая глава его смертью Богочеловека! Ибо в чем сущность уязвления змииного? В том, что обольщенный человек, уклонив волю свою от воли Бо­жией, соединил ее с волей врага Божия, и восхищением непщевал (думал) ус­воить себе то, что подобает единому Богу. И се, на кресте Сам Богочеловек, в вознаграждение сего покушения и мятежа, из повиновения воле Божией и по чистой любви к людям, страждет, умирает и приносит в жертву Самого Себя! По совершении сего жертвоприношения, не умиравшему токмо на кресте Стра­дальцу, а небу и земле вместе с Ним подобало воскликнуть: «совершишася!» (Ин. 19; 30) Ибо тут все сделано: слава Творца восстановлена; закон удовлетворен; диавол низложен и поруган; человек искуплен; двери в Едем отверсты!..

В-третьих, учением о падении Адамовом определяется самым верным образом правило нашего поведения во все продолжение нашей земной жизни.

Ибо что такое по падении нашем для нас земля? Явно - есть помещение только временное и притом похожее, с одной стороны, на обширный смири­тельный дом, в коем укрощаются своеволие и буйство, а с другой, - на обшир­ную больницу, где врачуются зараженные проказой и язвами греховными. Кто смотрит таким образом на землю, - а иначе нельзя смотреть на нее от врат потерянного Едема, - тот не будет прилепляться ни к чему земному, переста­нет ставить задачей своей жизни стяжание благ тленных, а будет всемерно стараться о том, чтобы как можно более воспользоваться кратким сроком пре­бывания на земле изгнания для достижения цели своего заключения на ней, то есть употребит все силы, способности и средства к тому, чтобы подавить в себе семя греха и беззакония, восстановить в душе своей образ Божий, исце­лить свой ум, свою волю и свою совесть от яда змииного: от лжи, плотоугодия, злобы и гордости; утвердить себя в повиновении закону Господню, и таким образом сделать себя способным паки войти в рай и соединиться с Богом.

Кто понял свое падшее состояние, тот не будет удивляться, когда Еванге­лие потребует от него не простого только удаления от пороков и принуждения себя к добродетели, а умерщвления своей воли и самолюбия, распятия плоти, страстей и пожеланий, погубления самой души своей. Ибо наше падение, наша болезнь, наша смерть в том и состояли, что мы, вместо благой воли Божией, предались своей воле - злой и мятежной; на место закона творческого поста­вили в душе и сердце свое безумное я; из области духа ниспали под владыче­ство плоти и крови; забыли невидимое и вечное, и поработились видимому и тленному; соделались врагами сами себе и начали жить такой жизнью, кото­рая, в сравнении с жизнью истинной, нам подобающей, есть ложь и смерть. Кто понял, говорю, все это, для того сражение с самим собой есть первый и последний долг, а умерщвление в себе ветхого, плотского, греховного челове­ка - первая и последняя победа.

Наконец, учением о падении прародителей наших проясняется для нас, -без того темное и непонятное, - нынешнее состояние природы и вещей, нас окружающих. Ибо и в природе видимой, также как в роде человеческом, богатство, величие, порядок и красота перемешаны всюду со скудостью, непорядком, безобразием и страданием. С одной стороны, это великолепный чертог царский; с другой, - это печальное помещение для преступников, об­ширное кладбище для мертвецов. Когда произошла сия неестественная двой­ственность? Кем возмущен прекрасный порядок тварей? Кто внес в мирное царство природы вражду и смерть? Ответа на сии вопросы нет в природе; нет и у человека, если он не ведает, как вся земля, по падении владыки свое­го, человека, лишилась благословения Божия; подверглась клятве и, следо­вательно, потере совершенств первобытных.

Имея в виду все это, переноситесь, братие мои, чаще мыслью вашей к первым временам мира, посещайте в духе рай сладости, становитесь у древа запрещенного, и говорите самим себе: "Вот где произошло злополучное паде­ние! Вот откуда моя нечистота, бедность и смерть!" Выйдя же из Едема, восхо­дите всегда мысленно на Голгофу, становитесь у Креста Христова и говорите: "А вот где совершилось наше восстание! Здесь я искуплен от греха и смерти; здесь возвращен мне рай! Таким образом горький свиток бытия человеческого будет постепенно терять свою горесть от Креста Христова и, омытый слезами покаяния, орошенный Кровью Искупителя, соделается, наконец, подобно свит­ку Иезекиилеву (Иез. 3; 3), «яко мед сладок» во устах. Аминь.

 


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!