Второй год обучения



Патриотическая тема в музыке. Гимн – музыкальный символ страны. Русские государственные гимны. Жанр многолетий. Музыкальные произведения, посвященные великим героическим событиям отечественной истории. Тема Родины в творчестве В. С. Калинникова, Б. Сметаны. Музыка, призывающая человечество к единству и братству.

Музыкальный материал:

Екатерининский гимн «Гром победы, раздавайся», музыка О. Козловского, слова Г. Державина

Николаевский гимн «Боже, царя храни», музыка А. Львова, слова В. Жуковского

Гимн Российской Федерации, музыка А. Александрова, слова С. Михалкова

Д. Бортнянский «Многие лета»

П. И. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год»

Н. А. Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже», симфонический антракт «Сеча при Керженце»

Песни о Великой Отечественной войне

Б. Сметана. Симфоническая поэма «Влтава»

Л. Бетховен. 9 симфония, финал

Дж. Леннон и П. Маккартни «Let it be».

Тема «Народный и христианский календарь». Отражение народных традиций и обрядов в музыкальном фольклоре.

Древний праздник зимнего солнцеворота – Коляда. Христианский праздник Рождества. Разучивание рождественских колядок. Рождественская тема в оркестровом сочинении – симфоническом вступлении к опере «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова. Инсценировка народного праздника «Святки». Сказочная фантастика и народные обряды в опере «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова. Претворение мелодий старинных обрядовых песен: «Ай, во поле, липенька», «А мы просо сеяли», «Прощай, Масленица». Лель («вечно юный») – олицетворение вечного искусства музыки. Сретенье – встреча зимы и весны. Масленица – один из передвижных праздников. Красочное масленичное действо в балете «Петрушка» Стравинского. Использование известных мелодий русского фольклора и их оригинальная обработка. Оркестровое мастерство композитора.

Евангельская история Христа. Пасхальные детские песни. Тропарь Пасхи. Колокольные звоны и его разновидности: благовест, набат, трезвон, перезвон. Примеры колокольного звона из опер «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова и «Борис Годунов» Мусоргского, сюиты для двух фортепиано «Светлый праздник» Рахманинова.

Музыкальный материал:

Колядка «Приходила Коляда»

Рождественские песнопения «Рождество Христово», «Святая ночь», «Появились над вертепом Ангелы»

Н. А. Римский-Корсаков «Ночь перед Рождеством»: оркестровое вступление «Святый вечер», опера «Снегурочка»: проводы Масленицы, обрядовая сцена в заповедном лесу

Песни – веснянки «Ой, кулики, жаворонушки», «Солнышко, выгляни!»

И. Ф. Стравинский «Петрушка», 1-ая и 4-ая картины

С. В. Рахманинов. Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник», 4 часть.

Тема: «Музыкальные тембры: инструменты, певческие голоса». Голоса певцов-солистов и голоса в хоре. Виды хоров. Различный состав хора. Тембр певческого голоса и характер героя в музыкальном спектакле.

Музыкальный материал:

С.С.Прокофьев «Петя и волк»

Б.Бриттен «Вариации и фуга на тему Перселла» («Путеводитель по

оркестру»)

Н.А. Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы «Садко» (песня Садко, Колыбельная Волховы, сцена в подводном царстве) или другого произведения по выбору преподавателя.

Тема «Понятие жанра в музыке. Основные жанры: песня, танец, марш». Понятие о музыкальных жанрах. Вокальные и инструментальные жанры. Песенность, маршевость, танцевальность.

Связь музыки с движением. Отличия марша и танца. Разновидности марша (торжественные, военно-строевые, спортивные, траурные, походные, детские, песни-марши). Танец как пластический вид искусства и как музыкальное произведение. Народное происхождение большинства танцев. Исторические, бальные, современные танцы. Музыкальные особенности марша, проявляющиеся в темпе, размере, ритме, фактуре, музыкальном строении. Характерные музыкальные особенности различных танцев (темп, размер, особенности ритма, аккомпанемента).

Понятие трехчастная форма с репризой (первая часть – основная тема, середина, реприза). Причины популярности жанра песни. Народная песня; песня, сочиненная композитором; «авторская» песня. Воплощение различных чувств, настроений, событий в текстах и музыке песен. Строение песни (куплетная форма). Понятия «запев», «припев», «вступление», «заключение», «проигрыш», «вокализ», «а капелла».

Музыкальный материал:

С.Прокофьев Марш из сборника «Детская музыка»

Ф.Мендельсон Песня без слов № 27, «Свадебный марш» из музыки к комедии В.Шекспира «Сон в летнюю ночь»

Д.Верди Марш из оперы «Аида»

В.П. Соловьев-Седой «Марш нахимовцев»

П.И.Чайковский Камаринская из «Детского альбома», Трепак из балета «Щелкунчик»

А.С.Даргомыжский «Малороссийский казачок»

А.Г.Рубинштейн «Лезгинка» из оперы «Демон»

Э.Григ «Норвежский танец» Ля мажор

Л. Боккерини Менуэт

Д. Скарлатти Гавот

К.Вебер Вальс из оперы «Волшебный стрелок»

Б.Сметана Полька из оперы «Проданная невеста»

Г.Венявский Мазурка для скрипки и фортепиано

М.К.Огинский Полонез ля минор

Р.М.Глиэр Чарльстон из балета «Красный мак»

Русская народная песня «Дубинушка»

И.О.Дунаевский «Марш веселых ребят», «Моя Москва»

А.В.Александров «Священная война»

Д.Ф.Тухманов «День Победы»

А.И.Островский «Пусть всегда будет солнце»

Д.Д.Шостакович «Родина слышит»

Песни современных композиторов, авторские песни.


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!