Третий год обучения
Тема: «Музыкально-театральные жанры». Особенности балета как театрального вида искусств. Значение танца и пантомимы в балете. Значение музыки в балете. П.И.Чайковский - создатель русского классического балета. Балет «Щелкунчик» - сюжет, содержание, построение балета. Дивертисмент. Подробный разбор Марша и танцев дивертисмента. Новый инструмент в оркестре – челеста. Классический, характерный танец на примере балета «Спящая красавица» Чайковского (Адажио, Дивертисмент с участием героев сказок Ш. Перро). Контраст музыкальных образов в интродукции балета. Знакомство с балетом «Лебединое озеро» Чайковского. Лейтмотив балета – тема лебедей, её сквозное развитие, изменение и трансформация. Опера как синтетический вид искусства, соединяющий театр и музыку, пение и танец, игру актеров и сценическое оформление. Ведущая роль музыки в опере. Содержание оперы, оперные сюжеты: исторические, бытовые, сказочные, лирические. Понятие «либретто оперы». Структура оперы: действия, картины. Роль оркестра в опере, значение увертюры. Сольные номера в опере (разновидности), виды ансамблей, различные составы хора, самостоятельные оркестровые фрагменты. Разбор содержания и построения оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Разбор отдельных номеров из оперы. Понятия «канон», «рондо», «речитатив», «ария», «ариозо».
Музыкальный материал:
П.И.Чайковский «Марш», «Арабский танец», «Китайский танец», «Танец пастушков», «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик»
|
|
П. И. Чайковский «Спящая красавица»: «Фея Карабос и фея Сирень», Вальс, Танец с веретеном, Панорама, «Кот в сапогах и Белая Кошечка», «Красная Шапочка и Серый Волк», Адажио
П. И. Чайковский «Лебединое озеро»: Тема лебедей, Адажио Одетты и Зигфрида, Танец маленьких лебедей
М. И. Глинка «Руслан и Людмила»: Увертюра, Песня Баяна, Каватина Людмилы, Сцена похищения Людмилы, Рондо Фарлафа, Марш Черномора.
Тема: «Инструментальные циклы». Понятие о циклических музыкальных формах. Знакомство с инструментальными жанрами: сонатой, симфонией, концертом для солирующего инструмента с оркестром. Строение сонатной формы. Просмотр видеофрагментов выступлений выдающихся исполнителей, дирижёров.
Музыкальный материал:
Сонаты и симфонии на выбор преподавателя (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л.Бетховен, И.Брамс)
Концерты П.Чайковского, С.Рахманинова, В.Моцарта, Л.Бетховена (на выбор преподавателя).
Тема: «Музыка зарубежных композиторов». Дальнейшее прохождение курса представляет музыкальное искусство в историческом ракурсе. Все темы раздела являются ознакомительными. В них представлен обзор определённых эпох, наиболее значительных явлений музыкальной жизни. Каждая из тем предполагает знакомство с биографией композитора, с некоторыми особенностями его творческого наследия, прослушивание нескольких произведений.
|
|
Иоганн Себастьян Бах.
Жизненный и творческий путь. Работа Баха органистом, придворным музыкантом, кантором в разных городах Германии. Специфика устройства органа, клавесина, клавикорда. Принципы использования органной музыки в церковной службе. Полифонические приёмы в музыке.
Музыкальный материал:
Хоральная прелюдия фа минор, Токката и фуга ре минор для органа «Страсти по Матфею» (ария альта)
Йозеф Гайдн.
XVIII век - эпоха Просвещения.
Вена – «музыкальный перекресток» Европы. Жизненный и творческий путь.
Судьба придворного музыканта. Строение классической сонаты и симфонии.
Музыкальный материал:
«Детская симфония»
Симфония Ми-бемоль мажор (I часть)
Сонаты Ре мажор (Iчасть)
«Прощальная» симфония, финал.
Вольфганг Амадей Моцарт.
Жизненный и творческий путь. «Чудо- ребенок», поездка в Италию, трудности устройства, разрыв с зальцбургским архиепископом. Венский период жизни и творчества. Основные жанры творчества.
Музыкальный материал:
Симфония соль минор (Iчасть)
|
|
Фрагменты опер «Свадьба Фигаро»,«Волшебная флейта» (по выбору преподавателя)
Соната Ля мажор (IIIчасть «Турецкий марш»)
«Реквием» - фрагменты.
Людвиг Бетховен.
Жизненный и творческий путь. Юность в Бонне. Влияние идей Великой французской буржуазной революции на мировоззрение и творчество Л. Ван Бетховена. Жизнь в Вене. Трагедия жизни – глухота. Основные жанры творчества.
Музыкальный материал:
Соната №8 «Патетическая»
Соната для фортепиано №14 «Лунная»
Симфония №5 до минор
Симфония № 9, финал
Романтизм в музыке.
Новый стиль, новая философия, условия и предпосылки возникновения. Новая тематика, новые сюжеты – природа, фантастика, история, лирика, тема одиночества, романтический герой. Новые жанры – фортепианная и вокальная миниатюра, циклы песен, пьес.
Жизненный и творческий путь Ф. Шуберта. Возрастание значимости вокальной миниатюры в творчестве композиторов-романтиков. Новые фортепианные жанры – экспромты, музыкальные моменты.
Жизненный и творческий путь Ф. Шопена. Юность в Польше, жизнь в Париже. Ф.Шопен как выдающийся пианист. Специфика творческого наследия – преобладание фортепианных произведений. Национальные «польские» жанры – мазурки и полонезы. Прелюдия – новая разновидность фортепианной миниатюры. Новая трактовка прикладных, «неконцертных» жанров – вальсов, этюдов. Жанр ноктюрна в фортепианной музыке, родоначальник жанра – Джон Фильд.
|
|
Исполнительское и композиторское творчество великих виртуозовXIX века Ф.Листа и Н. Паганини.
Пути развития оперного жанра в XIX веке. Творчество Д.Россини, Дж.Верди и Р.Вагнера.
Импрессионизм в музыке и живописи. Творчество К.Дебюсси.
Музыкальный материал:
Песни Ф.Шуберта (на выбор преподавателя)
Экспромт Ми-бемоль мажор, Музыкальный момент фа минор
Вальс си минор
Военный марш.
Мазурка Ф.Шопена До мажор
Полонез Ля мажор
Прелюдии Ля мажор, до минор
Вальс до-диез минор
Этюд до минор «Революционный»
Ноктюрн (на выбор преподавателя)
Ф.Лист «Венгерская рапсодия №2», ноктюрн «Грёзы любви»
Н.Паганини «Каприс № 24 «ля минор
Фрагменты из опер «Севильский цирюльник» Д.Россини, «Травиата» Д.Верди, «Кармен» Ж.Бизе.
К.Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна» (просмотр видеофильма)
Четвёртый год обучения.
Тема: «Музыка русских композиторов XIX века».
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!