Первый год обучения



Тема «Мир детства в музыке». Детские игровые песни, колыбельные (слушание, пение). Произведения русской и зарубежной музыки, в которых эти жанры используются. Умение различать жанр колыбельной в инструментальной и вокальной музыке. Средства музыкальной выразительности, свойственные колыбельной. Мир детских развлечений в «Детском альбоме» П. И. Чайковского: игры мальчиков, девочек, детский бал (пьесы «Вальс», «Полька»). Жанр молитвы на примере «Покаянной молитвы о Руси» П. И. Чайковского, использованной им в заключительной пьесе «Детского альбома» (№24, «В церкви»). Детские чувства и переживания, выраженные в фортепианном цикле «Детские сцены» Р. Шумана. Содержание сказки В. Одоевского «Город в табакерке». На примере симфонической миниатюры «Музыкальная табакерка» А.Лядова показать, как музыка может передать механическое движение. Шарманка – музыкальный инструмент бродячих музыкантов прошлого. Музыкальные «путешествия» в цикле «Детский альбом Чайковского. Простые музыкальные формы: двухчастная и трехчастная. Введение буквенных обозначений структурных единиц. Сочинение кукольного спектакля на музыку цикла «Танцы кукол» Шостаковича. Новые жанры романс, гавот. Беседа о маме, материнстве. Песни о маме. Образ Богородицы в искусстве. Молитва «Ave Maria».

Музыкальный материал:

Игровые народные песни «Осень» «Мышка»

Детские прибаутки «Ладушки», «Сорока», «Капустка», «Идет коза рогатая», «Котенька – коток»

П. И. Чайковский «Детская песенка», «Детский альбом»: «Утренняя молитва», «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Вальс», «Полька», «Сладкая греза», «В церкви» «Шарманщик поет», «Старинная французская песенка», «Неаполитанская песенка»;

А. К. Лядов «Детские песни», «Музыкальная табакерка»;

Л. Бетховен «Сурок», «К Элизе»;

Р. Шуман «Детские сцены»: «Игра в жмурки», «Просьба ребенка», «Страшилка», «Грезы»;

Д. Д. Шостакович «Танцы кукол»;

В. А. Гаврилин «Мама»;

А. Д. Филлипенко «Хорошо рядом с мамой»;

Е. Крылатов «Песня мамонтёнка» из м/ф «Умка»;

Ф. Шуберт «Ave Maria»;

И. С. Бах – Ш. Гуно «Ave Maria»;

Дж. Каччини «Ave Maria».

Тема «Сказка в музыке» является сквозной в курсе «Беседы о музыке», так как в основе большинства изучаемых произведений лежат сказочные образы или сказочные сюжеты. Сопоставление пьес Э. Грига «В пещере горного короля» и «Танец эльфов», проведение параллели с литературной сказкой «Кнут – музыкант». Смена характера музыки в трехчастной форме на примере пьесы Э. Грига «Шествие гномов». Фортепианная и оркестровая интерпретация пьесы. Знакомство с содержанием сказки Э.Т.А. Гофмана и балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик». Пантомима. Дивертисмент. Определение на слух тембра знакомых инструментов. Сопоставление темы «Гном» у Грига и Мусоргского. Сравнение пьес с одинаковым названием («Баба-Яга» у Чайковского и Мусоргского), черты сходства и различия. Роль и значение программы в инструментальной музыке на примере оркестровой пьесы «Кикимора» А.Лядова. Сюжетный тип программности в оркестровом скерцо «Ученик чародея» П. Дюка. Звукоизобразительность и средства музыкальной выразительности, создающие сказочные образы в симфонической картине «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского – Корсакого.

Музыкальный материал:

Э. Григ «В пещере горного короля», «Танец эльфов», «Шествие гномов», «Кобольд»;

П. Дюка «Ученик чародея»

М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»: «Гном», «Избушка на курьих ножках», («Баба-Яга»), «Балет невылупившихся птенцов», «Старый замок»;

П. И. Чайковский «Детский альбом»: «Нянина сказка», «Баба-Яга»

А. К. Лядов «Кикимора»

Римский – Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане.

Тема «Средства музыкальной выразительности». Основные выразительные средства музыкального языка. Понятия: мелодия (кантилена, речитатив), лад (мажор, минор, специальные лады – целотонная гамма, гамма Римского- Корсакова), ритм (понятие ритмическое остинато), темп, гармония (последовательность аккордов, отдельный аккорд), фактура (унисон, мелодия и аккомпанемент, полифония, аккордовое изложение), регистр, тембр.

Музыкальный материал:

С.Рахманинов «Вокализ»

Ф.Шуберт «Аве Мария»

Беллини «Ария Нормы»

М.Мусоргский «В углу»

М.И.Глинка Речитатив из арии Сусанина («Иван Сусанин», 4 действие),

М.Равель «Болеро»;

С.С.Прокофьев «Сказочка», «Дождь и радуга» из цикла «Детская музыка».

Тема «Картины природы в музыке». Произведения русских и зарубежных композиторов, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года. Элементы звукоизобразительности. Изображение средствами музыки леса, моря, метели в произведениях Римского-Корсакова, Листа. Вариационный тип развития в оркестровом вступлении «Рассвет на Москва – реке» Мусоргского. Жанр музыкально – живописной картины в творчестве импрессионистов. Жанр баркаролы. Венеция – город на воде. Пейзаж как основа музыкального художественного образа. Зрительно-слуховой анализ средств музыкальной выразительности в пьесах, изображающих животных, птиц

Музыкальный материал:

А. Вивальди «Времена года»: «Зима» - 1 часть «От холода бегут и топают ногами»; «Лето» - 3 часть «Гроза»

Э. Григ «Весной»

П. И. Чайковский «Осенняя песня», «На тройке», «Баркарола» (из цикла «Времена года»)

Р. Шуман «Дед Мороз» (из цикла «Альбом для юношества»)

Ф. Лист «Метель»

М. П. Мусоргский «Хованщина», симфоническое вступление «Рассвет на Москва – реке»; опера «Сорочинская ярмарка», симфоническое вступление «Жаркий день в Малороссии»;

Н. А. Римский-Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже», оркестровое вступление «Похвала пустыне»; опера «Садко», оркестровое вступление «Океан – сине море»

К. Дебюсси. Симфонический ноктюрн «Облака»

Ф. Мендельсон «Песня венецианского гондольера»

Ф. Шуберт «Баркарола»


Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!