Еще о герое как субъекте конфликта



Однако сказанное в предыдущем параграфе о герое следует уточнить. В частности, нуждаются в уточнении два пункта: то, как герой соотносится со своей средой, и его подвижность, на которой настаивает Ю.М. Лотман.

По-видимому, изначальная непохожесть героя на его окружение, «отношения отличия и взаимной свободы» между ним и окружающим его пространством не являются абсолютным правилом. Вполне возможно фабульное построение, при котором до начала действия герой как раз ничем не отличается от остальных персонажей. Можно назвать целый ряд персонажей такого типа; их, в частности, немало у Мопассана: таковы, например, Жанна из романа «Жизнь», господин Лантен из рассказа «Драгоценности», Эктор де Гриблен, герой рассказа «Верхом». Таков, несомненно, Акакий Акакиевич Башмачкин из гоголевской «Шинели», есть такие и у Чехова («Смерть чиновника», «Верочка» и др.).

Другая, связанная с этой оппозиция может быть построена по признаку активности или, точнее, инициативности героя: действие либо завязывается по его инициативе, либо же события, так сказать, обрушиваются на него помимо его воли. Второе характерно в первую очередь для таких построений, где герой вначале не отличается от своей среды. Действительно, во всех только что названных текстах герой играет в основном пассивную роль — он лишь так или иначе реагирует на события, в которые оказывается вовлечен. Но такая пассивность может быть характерна и для «странных» героев, например для героя «Постороннего» Камю, которому все безразлично: есть с хлебом или без хлеба, остаться в Алжире или ехать в Париж, жениться или не жениться...

Между двумя названными полюсами возможны какие-то промежуточные ступени, например случай, когда конфликт возникает не по инициативе героя, но по его вине. Так, в авантюрной повести Апулея «Золотой осел» (II в. н. э.) герой превращается в осла, конечно, не по своей воле, а по случайности — он по ошибке выпивает не то снадобье; однако его злоключения толкуются в повести не как простая случайность, а как наказание за легкомыслие и сластолюбие. А вот пример из совсем другой эпохи — «Воскресение» Л.Н. Толстого, где в основе фабульного действия лежит давняя вина героя — Нехлюдова, в свое время соблазнившего горничную Катюшу Маслову.

Любопытно, что элементы чего-то, похожего на вину, какие-то поступки, если не вызвавшие конфликт, то во всяком случае способствовавшие его возникновению, нередко можно обнаружить и в поведении вполне, казалось бы, безупречных и заурядных героев из числа «униженных и оскорбленных». Так, в большинстве упомянутых выше произведений с пассивными героями — и в «Шинели», и в «Смерти чиновника», и в двух названных рассказах Мопассана — герои в какой-то мере нарушают заповедь «Не садись не в свои сани»: Акакий Акакиевич шьет себе шинель не по чину, герой «Смерти чиновника» берет кресло в первых рядах партера, где генералы сидят, господин Лантен женится на слишком красивой для него женщине, а Эктор де Гриблен позволяет себе роскошь взять напрокат верховую лошадь. И то, что с ними происходит — казалось бы, чисто случайно! — подчеркивает закономерность: в том мире, в каком они живут, для маленького человека даже такие отступления от нормы социального поведения могут оказаться фатальными.

Однако пассивность героя, не проявляющего собственной инициативы, не следует преувеличивать: ведь и тогда, когда он лишь реагирует на не зависящее от него изменение внешних обстоятельств, у него в большинстве случаев есть какой-то выбор: он может поступить так или иначе. И, осуществляя этот выбор, совершая какой-то поступок (в этом смысле отказ от действия тоже поступок), герой реализует тем самым свою свободу (пусть посмертную, как у Акакия Акакиевича), в которой воплощена творческая свобода автора. Если же все жестко предопределено заранее, то поведение героя теряет коннотативную значимость: то, что герой поступает так, не значит уже ровно ничего, поскольку иначе он и не мог поступить.

Итак, кто же из персонажей является героем, кому или чему он противостоит и в силу чего, как он соотносится со своим пространством — вот очередная серия вопросов, на которые надо ответить, если мы хотим понять фабулу текста. Рассмотрим с этой точки зрения новеллу Мопассана. Поскольку вопросы непростые, этому придется посвятить отдельный параграф.


Дата добавления: 2022-07-16; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!