Мысль о народности великих памятников архитектуры последовательно проводится Гюго в его поразительно ярких описаниях произведений средневекового искусства. 15 страница



После войны, в 1919 году вождем сюрреализма стал уже Андре Бретон. Это был просто талантливый человек, который толком ни в чем себя не проявил. Считал, что сюрреализм это своего рода конфессия. «Пиарил» сюрреалистов: устраивал выставки, аукционы для сюрреалистов.

Сюрреалисты выделяли три этапа подготовки к творчеству:

1) Поглощение понятий (освободиться от того, что тебе мешает, погрузиться в своё нутро)

2) Сомнамбулизм (впасть в состояние сна; «деятельная летаргия»)

3) Выхлестывание нутра (автоматическое письмо)

Сюрреалисты возвращали искусство к его истокам (наскальная живопись, шаманизм и т.д.). Считали, что творческий акт подобен половому акту. Сюрреалистам важно присвоить вещам имя. Магия в назывании предметов.

Сюрреализм – это прежде всего попытка найти первоэлементы искусства и проанализировать их именно поэлементно, как это делал Фрейд в «Толковании сновидений» применительно ко снам. На основе такого анализа сюрреалисты стремились создать особую художественную реальность. Использовали автоматизм и наивность, т.е. следование не продуманному логическому плану, а подсознательным импульсам художника. Среди приемов сюрреализма на первом месте – приемы монтажа на основе далеких ассоциаций. В результате на место системы образов приходит система символов, имеющих, в отличие от образов, неограниченное количество интерпретаций. Исчезают характеры, сюжет как жизнеподобные элементы, жанровая определенность как способ стабильного обращения к ожиданиям читателей, их заменяет шокирующая неожиданность и новый способ моделирования действительности, который можно определить как ее переструктурирование. Вот почему произведения, создававшиеся на основе автоматизма и наивности, тем не менее выглядят как целиком сконструированные, а алогизм на самом деле подчиняется логике, мешающей испытывать от сюрреалистических произведений тонкие эмоциональные состояния.

Аполлинер (1880-1918). Настоящее имя Владимир-Гийом Аполлинарий Костровицкий. В ранней поэзии Аполлинера обнаруживается влияние Вийона, символистов, появляется характерное для него соединение интимно-лирических мотивов с темой современного города. Сборник «Алкоголи. Стихотворения 1898-1913 годов» открывается поэмой «Зона», которая отмечает начало поворота французской поэзии к отображению действительности в свободных от условной поэтичности формах, пронизанных активным авторским восприятием жизни, ассоциативностью мышления, насыщенностью образов, напряженностью ритмов. С конца 1912 года поэт отказался от знаков препинания в своих стихотворениях, считая, что они «бесполезны, ибо подлинная пунктуация – это ритм и паузы стиха». Аполлинер смело экспериментирует с формой стиха, сближая поэзию с графикой (например, стихотворение «Зарезанная голубка и фонтан»; размер стихотворения ямб, рифма параллельная). Аполлинер декларирует «свободу воображения драматурга». Обосновывал необходимость сочетать поиски новых форм с отражением нового содержания, новых черт эпохи. Закладывает основы сюрреализма в своей гротескной пьесе «Груди Тиресия». В предисловии называет свою пьесу «сюрреалистическая драма». Так впервые прозвучало слово «сюрреализм». В том же предисловии, поясняя значение этого нового слова, Аполлинер ответил, что имеет в виду «возвращение к природе», но «без подражания на манер фотографий», ибо «театр не жизнь».

 

Вопрос 4.

Поль Элюар (1895-1952).

Поль Элюар (1895-1952)

Первые стихи Элюара были напечатаны в годы тяжелой для Франции войны, которая казалась людям последней и которую теперь называют Первой мировой. В 1918 году он написал «Поэмы мира». Вот несколько строк: «Все счастливые женщины увидели снова своих мужей. Они вернулись, как солнце, столько в них тепла, они смеются, они тихо говорят „здравствуй“, прежде чем обнять свою радость…» И незадолго до смерти, в 1951 году, он писал: «Люди созданы, чтобы понять друг друга, чтобы любить друг друга, у них дети, которые станут отцами, у них дети, которым холодно на свете, которые заново откроют огонь, которые заново откроют человека».
Идея открытия огня, которая со времени Древней Греции вдохновляла поэтов, жила в Элюаре. Еще юношей на фронте он написал: «Меня покинула лазурь, и я развел огонь». Он изумительно знал поэзию (он составил антологию старой французской поэзии, сборник Бодлера, увлекался английскими, испанскими поэтами), он мог говорить как знаток, как эрудит, и замечательно, что это не чувствуется в его поэзии: ни учености, ни стилизации, ни редких слов, ни экзотических интонаций.
В 1924 году в литературных кругах Парижа говорили о том, что молодой поэт, по имени Поль Элюар, скоропостижно скончался; одни добавляли, что он покончил с собой, другие — что, очевидно, он стал жертвой преступников. На самом деле Элюар исчез и долго не подавал вестей. Переживая внутренний кризис, он отправился в далекое путешествие, побывал на Таити, в Панаме, в Новой Зеландии, в Индонезии, на Цейлоне. Напрасно искать в его стихах внешних признаков этого путешествия: ни тропических пейзажей, ни экзотических названий в поэзии его не появлялось. Он с усмешкой как-то объяснил, что уехал далеко не ради «поэтической охоты». Мы хорошо знаем и во французской, и в русской поэзии поэтов, стремящихся к яркому, необычному оперенью, для них «Целебес» или «Коломбо» — и средство оживить тусклую фразу, и новая рифма. Элюар знал обычные слова, но умел их необычно произносить, видя в этом силу поэзии.
Конечно, стихи Элюара порой трудны для чтения. Озадачивает читателя простота, а в некоторых стихотворениях чрезвычайный лаконизм. Страшась излишка слов, Элюар, особенно в конце двадцатых годов, доходил до такой сжатости, что некоторые строки, эмоционально трогая, представляются загадочными.
(Как большинство своих современников во Франции, Элюар последовал примеру Гийома Аполлинера и отказался в стихах от знаков препинания, утверждая, что они разбивают ритм стиха и сужают его логически. Это, конечно, в свою очередь затрудняет чтение его книг.)
Элюар осознавал значимость слова. В стихотворении о расстреле гитлеровцами Габриеля Пери он пишет: «Есть слова, которые помогают жить, и это простые слова: слово „тепло“ и слово „доверие“, слово „правда“ и слово „свобода“, слово „ребенок“ и слово „милый“ и некоторые названия цветов и деревьев, слово „мужество“ и слово „открыть“, слово „брат“ и слово „товарищ“, и некоторые названия городов или деревень, и некоторые имена женщин или друзей. Прибавим к ним „Пери“».
Элюар чурался красноречия и, хотя часто писал на патетические темы, не выносил пафоса. Его стихотворение «Свобода», написанное в годы Сопротивления, повторяли миллионы французов. Элюар говорит, что он пишет имя Свободы «на моих разрушенных убежищах, на моих рухнувших маяках, на стенах моей тоски». Этот перечень лиричен, и он смягчается будничным, простым: «На моей собаке — ласковой и сластене, на ее настороженных ушах, на ее неуклюжей лапе — я пишу твое имя».
Элюар в течение довольно долгого времени был вдохновителем французских «сюрреалистов». Борьба против академических форм в литературе и мещанской морали началась давно: в эпоху так называемых «проклятых поэтов». К тому времени, когда в литературу пришел Элюар, цели, которые ставили Бодлер, Рембо, Тайяд, Аполлинер, не были достигнуты; но эпоха литературных школ, различных «измов» отмирала. «Сюрреализм» был, кажется, последней попыткой применить оружие прошлого века против противника, который, сохраняя прежнюю сущность, учел ход времени и заменил сентиментального Лоти циничным Мораном, а уютные кафе с красными бархатными диванами — американскими барами. Элюар понял после испанской трагедии необходимость иной борьбы и мужественно вел ее до своей смерти.

Анализ поэмы (стихотворения) «Свобода». Поэма была написана в 1942 году. Весь смысл, вся идея поэмы заложены Элюаром уже в названии.
1942 год – разгар Второй Мировой войны. Франция оккупирована немцами. С 30-х годов Элюар находился на антифашистских позициях, а в 1942 году вступил во Французскую коммунистическую партию. Именно поэма «Свобода» стала поэтическим знаменем движения сопротивления. Некоторые считали эту поэму вторым гимном Франции.
Стихотворение состоит из 21 строфы, 20 из которых оканчиваются синтаксической конструкцией «Я имя твоё пишу» (таким образом, мы видим здесь эпифору). Также в этих 20 строфах присутствует анафора: каждая строка начинается с предлога «на», с которого также начинаются все три первые строки в строфе. Размер, в котором написана поэма – анапест.
Особенность поэмы – отсутствие рифмы и знаков препинания. Единственный знак препинания – точка в конце поэмы. Тему поэму, исходя из её названия, следует определить общественно-политическую. Рваный ритм поэмы в соединении с аллитерацией создают ощущение марша и наполняют произведение энергией движения и стремления к тому, что заложено в названии – к свободе.

Вопрос 5.

Джон Голсуорси (1867-1933). Родился в семье аристократов. Отец юрист, сам Джон тоже получал образование юриста, но решил стать писателем. Свою литературную деятельность начинал как неоромантик. Наряду с сатирической хорошо представлена лирическая линия, в которой Голсуорси развивает традиции романов Тургенева. Голсуорси - необычайно глубокий и тонкий психолог. Лауреат Нобелевской премии в 1932 г.

В 1905 г. женился на Аде Пирсон - бывшей жене своего двоюродного брата. История их отношений вдохновила Голсуорси на "Сагу о Форсайтах". Он тайно встречался с ней 10 лет. Наконец, когда она развелась с мужем, они с Джоном поженились и жили долго и счастливо.

"Сага о Форсайтах" - это хроника, описание жизни трех поколений большой, преуспевающей семьи на пороге нового века. Неожиданно разбогатев, Форсайты всеми силами пытаются увеличить свое состояние и удержать его в рамках семейного клана. Голсуорси в каждом романе саги выявляет порочность и пагубность их образа жизни и моральных устоев. В "Собственнике" главный герой, солиситор Сомс Форсайт, живет по принципу: все можно купить, надо лишь знать точную цену. Как категорию собственности он воспринимает и свою жену Ирен. Она же, в свою очередь, не выносит мужа и влюбляется в молодого архитектора, который позже умирает.

Центральная тема романов форсайтовского цикла – упадок некогда могущественной и сильной английской буржуазии, крушение некогда прочного уклада ее жизни. Эта тема раскрывается на истории нескольких поколений семьи Форсайтов.События семейного характера перемежаются и связываются с историческими. Семья изображается как звено общественной жизни. Особенность каждого поколения определяется своеобразием эпохи. История Форсайтов перерастает в историю форсайтизма как общественного явления.

Для Голсуорси истинным Форсайтом является не только тот, кто носит эту фамилию, но каждый, кому свойственна собственническая психология и кто живет по законам мира собственников. Форсайта можно распознать по чувству собственности, по умению смотреть на вещи с практической стороны. Прирожденные эмпирики, Форсайты лишены способности к отвлеченному мышлению. Форсайт никогда не расходует зря энергию, не выражает открыто своих чувств. Форсайты – не творцы и не созидатели; «никто в их семье не пачкал рук созданием чего бы то ни было». Но они стремятся приобрести и захватить созданное другими. Это обстоятельство порождает основный конфликт романа «Собственник», заключающийся в столкновении мира красоты и свободы, воплощенного в Ирэн и Босини, и мира Форсайтов, находящихся «в безоговорочном рабстве у собственности».

Действие романа «Собственник» начинается в 1886 году – в пору наивысшего благополучия Форсайтов в условиях викторианской Англии. Родоначальником семьи был « Гордый Доссет», простой подрядчик, разбогатевший на строительных заказах. Его дети, шестеро братьев - Джолион, Джемс, Суизин, Николас, Роджер и Тимоти, преуспели в накоплении и приумножении оставленных им средств. В романах «Саги» действуют три поколения Форсайтов.

Открывающая «Собственника» глава – «Прием у старого Джолиана», содержащая великолепное по своему мастерству изображение Форсайтов, является исходной для развития основных сюжетных линий романа.

Демонстрация семейного благополучия Форсайтов становится в то же время и прелюдией к предстоящей драме. Процветающее «ядро нации» инстинктивно чувствует приближение опасности. В данный момент она связана с вторжением в их среду Босини – человека иного мира.

Воспроизводя портреты своих героев, Голсуорси через внешние черты раскрывает сущность их характера. Сухопарая, длинная фигура Джеймса Форсайта вполне гармонирует с его сухостью и с его «прямолинейным» восприятием окружающего. Во внешности Суизина – натуры примитивной и грубой – подчеркнута массивность, тяжелая окаменелость черт, квадратные плечи. Характерна застывшая презрительная гримаса на узком и бледном лице Сомса, его осторожная крадущаяся походка человека, который кого - то подстерегает. Голсуорси использует прием частого повторения, многократного упоминания одних и тех же наиболее характерных черт внешности героя, достигая этим особенно четкого зрительного образа (крупный, резко выступающий вперед форсайтовский подбородок, пышная копна волос Джун, яркие жилеты Суизина и т. д.).

В характеристике антагонистов форсайтовского мира Голсуорси придерживается иных принципов изображения и использует иные принципы, отказываясь от развернутого описания и прямой авторской оценки. Ирэн и Босини даны в романе прежде всего в описании Форсайтов.

Первый роман трилогии – «Собственник» - проникнут пафосом критики мира собственников. В нем преобладает сатирическое начало, проявившееся прежде всего в образе Сомса Форсайта. Сомс – наиболее полное и яркое воплощение форсайтизма. Способный и умный от природы, Сомс направляет всю свою энергию на накопление капитала. Ради этого он отказывается от государственной службы, предпочитая, как и его отец, практику присяжного поверенного. Сомс поддерживает только деловые связи; у него нет друзей, и он не испытывает потребности духовного общения с кем бы то ни было, кроме Ирэн, всегда уклоняющейся от такого общения, остающейся недоступной и далекой. Собственническое начало подавляет человека в Сомсе, мешает раскрытию лучших свойств его личности. Но он неизменно безупречен в сфере своих деловых отношений. Его не поддающаяся никаким соблазнам профессиональная честность основана на природной осторожности и врожденном отвращении к риску.

В отличие от многих других Форсайтов (Суизин, Тимоти, тетушки Джули и Эстер), Сомс соединяет в себе противоречивые черты. Обращает на себя внимание странная настороженность в выражении его замкнутого лица, тоска во взгляде, порожденная неудовлетворенностью его чувства к Ирэн. Любовь и красота недоступны Сомсу, хотя всем существом своим он стремится к обладанию ими. Страдания Сомса не делают его прозорливым. Лишь на мгновение «он предал в себе Форсайта – забыл самого себя… поднялся в чистые высоты бескорыстия и непрактичности». Это случилось тогда, когда он убеждается в том, что, уйдя из его дома, Ирэн не взяла с собой подаренные ей драгоценности. Читая оставленную ею записку, Сомс понимает, что и она страдает. В этот момент человек одерживает в нем верх над собственником. Но только на одно мгновение. В конце романа собственник уже вновь готов торжествовать победу. Финал романа многозначителен. Босини затравлен; он погибает. Убитая горем Ирэн возвращается в дом Сомса. Однако победа Форсайта мнимая.

Творчеству Голсуорси свойственны широкий эпический размах, значительность социально-психологических обобщений, мастерство и тонкая наблюдательность в изображении повседневной действительности, критицизм, сочетающийся с проникновенным лиризмом.

Если проводить аналогии с русской литературой, то можно Ирэн сравнить с Ларисой Огудаловой, героиней А.Н.Островского. Так же, как и Лариса, Ирэн бесприданница, так же, как и Лариса, своей простотой и наивностью пленяет окружающих. Но так же, как и на Ларису, жених Ирэн (а в последствие муж, Сомс) смотрит на неё как на вещь. Красивую, изысканную "созданную для блеску" вещь.

Вопрос 6.

Вопрос 7.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!