РЕВОЛЮЦИОННАЯ ГРОЗА НАД РОССИЕЙ 6 страница



Листовка была отпечатана и разбросана на территории Патрон­ного и некоторых других заводов. В день похорон, 9 декабря 1877 г. хорошо вооруженная группа народников-бунтарей, в кото­рой были Плеханов, Осинский и еще несколько революционеров, пришла к заводским воротам, где уже собралась большая толпа.

1 Литературное наследие Г. В. Плеханова. Сб. 1. М., 1934. С. 380-381.

38

Однако настроение рабочих, стоявших в каком-то горестном оцепенении, исключало возможность проведения митинга. Жестокий мороз, как вспоминал потом Плеханов, еще больше охлаждал рево­люционный порыв землевольцев. Кто-то даже сказал: «Нет, госпо­да, революцию нужно делать летом, в этакий холод никого не расшевелишь». Вдобавок траурное шествие все время сопровождала полиция. И все же у свежих могил на Смоленском кладбище прозвучала короткая страстная речь, произнесенная одним из рабо­чих. А когда его попытались арестовать, взволнованная и как будто проснувшаяся толпа буквально отбила своего товарища у полиции.

В жизни трагическое часто соседствует с комическим. Когда уже после похорон толпа насела на околоточного (у него вырвали свис­ток и несколько раз сильно толкнули), полицейский стал кричать, что видел своих обидчиков в прошлом году на площади у Казанско­го собора. «Очень приятно встретиться со старым знакомым, — со смехом ответили революционеры, — надеемся, что это не в послед­ний раз». Дружный отпор, данный рабочими Патронного завода полиции, сильно взбодрил как самих рабочих, так и народническую интеллигенцию. Как писал позже Плеханов в своих воспоминаниях «Русский рабочий в революционном движении», события на Пат­ронном заводе доказали, что «даже не затронутые пропагандой рабочие вполне способны к решительному и единодушному дейст­вию и в подходящую минуту не испугаются союза с «бунтовщиками Казанской площади», т. е. с революционерами. Нам нужно было только не упускать таких минут, чтобы обеспечить себе сочувствие рабочей массы» 1.

Благоприятный случай не замедлил представиться. В марте 1878 г. из-за снижения расценок забастовали рабочие-текстильщики с Новой бумагопрядильни на Обводном канале. По наивности они пытались обратиться за помощью к полиции и даже к наследнику престола, но к делу быстро подключились революционеры. Среди либерально настроенной интеллигенции и студенчества был органи­зован сбор средств в фонд помощи семьям бастующих. Затем реши­ли обратиться за поддержкой к рабочим соседних заводов, и Плеха­нов написал воззвание с призывом помочь в трудный час братьям по классу с Новой бумагопрядильни. Пока рабочие будут действо­вать врозь, до тех пор они останутся в кабале, говорилось в листов­ке. Вместе вы сила, а в одиночку вас обидит каждый городовой. «Ведь и вы не в раю живете, — продолжал автор прокламации, — и вам, может, придется считаться с хозяином... Так и помогай друг дружке, — на людях и смерть красна» 2.

Листовка была отпечатана в тайной типографии «Земли и воли» и доставлена на фабрику. В ходе стачки полиция задержала не-

1 Плеханов Г. В. Соч. Т. III. С. 158-161.

2 Литературное наследие Г. В. Плеханова. Сб. 1. С. 382.

39

скольких рабочих и революционеров. Арестовали 7 марта 1878 г. — уже в третий раз! — и Плеханова. И снова ему повезло, т. к. никаких прямых улик против него не было. «Арест мой продолжал­ся всего один день, — писал он в своих воспоминаниях. — В качестве «нелегального» я имел недурной паспорт и носил ничем не запятнанное в глазах полиции имя какого-то почетного гражданина. Меня выпустили, обязав подпиской о невыезде» 1. Что касается рабочих, то после двухнедельной стачки они вынуждены были приступить к работе. Большую роль сыграли при этом и полицей­ские репрессии — аресты и обыски. И хотя революционеры, дейст­вовавшие в духе учения Бакунина, ничего не говорили рабочим о необходимости борьбы за политическую свободу, те же на собствен­ном горьком опыте приходили к выводу, что власти и хозяева всегда заодно.

Опубликованная без подписи в газете «Новости» заметка Плеха­нова с информацией о ходе забастовки на Новой бумагопрядильне стала его первым выступлением в легальной печати. В народничес­ких кругах он заслуженно пользовался теперь репутацией опытного специалиста по «рабочему делу», а сами рабочие любовно называли его «орлом». Георгий, несмотря на свою молодость, уже научился находить с ними общий язык, понимал их психологию, да и сам в соответствующей одежде легко мог сойти за мастерового. Однако отношение Плеханова к пролетариату еще вполне укладывалось в то время в традиционную народническую схему: рабочий — это фактически полукрестьянин, и важен он не сам по себе, а прежде всего как союзник главной революционной силы - крестьянства.

Огромное впечатление произвел на Плеханова рабочий Степан Халтурин, с которым он был знаком еще со времен событий на Патронном заводе в декабре 1877 г. Это был настоящий русский талант-самородок, человек редкой душевной красоты и обаяния, соединявший в себе качества блестящего организатора, пропаган­диста и агитатора. Ровесник Плеханова, высокий, красивый, силь­ный, Степан своим внешним видом и манерами напоминал скорее образованного парижского увриера, чем русского мастерового. Вместе с тем было в нем что-то и от крестьянина нашей средней полосы, и от студента-разночинца. Получив образование в вятской земской школе, Халтурин совсем было собрался ехать «за счас­тьем» в Америку, но застрял в Петербурге и стал столяром. Он быстро свел знакомство с интеллигентами и студентами, начал чи­тать серьезные книги и толстые журналы. Не по годам рассудитель­ный и основательный в суждениях, Степан отличался какой-то особой душевной мягкостью, стеснительностью, всегда заботился о товарищах. В 1878 г. Халтурин стал одним из основателей «Север­ного союза русских рабочих», ставившего перед рабочими не толь-

1 Плеханов Г. В. Соч. Т. III. С. 168.

40

ко социальные, но и политические задачи — свержения самодержа­вия и завоевания демократических свобод. В глазах Плеханова Халтурин стал символом передового русского рабочего, олицетворе­нием всего лучшего, что было в человеке труда.

Совсем другими красками нарисовал Плеханов в своих воспоми­наниях образ еще одного рабочего вожака — Петра Моисеенко, ставшего позже руководителем знаменитой Морозовской стачки 1885 г. В конце 70-х годов, когда с ним познакомился Плеханов, Моисеенко был еще совсем молодым, 26-летним парнем. «Прекрас­ный малый, очень неглупый, деятельный и энергичный», как писал о нем потом Плеханов, Моисеенко (подпольная кличка Иван) «имел страстишку выставиться и порисоваться», что ставило его иногда в довольно смешное положение. Так, однажды Моисеенко вздумалось прочитать бастующим рабочим лекцию о прибавочной стоимости. Естественно, затея эта закончилась полным провалом, но Моисеенко унывал недолго и уже на следующий день устроил очередную «забаву» — боевой смотр забастовщиков, который силь­но поднял настроение рабочих и явно пошел на пользу дела 1.

Между тем народническое движение набирало силу. Большой общественный резонанс получил закончившийся в январе 1878 г. так называемый процесс 193-х, по которому проходили участники «хождения в народ», арестованные еще в 1874 г. (И. Н. Мышкин, П. И. Войнаральский, Ф. В. Волховский, С. Ф. Ковалик, С. С. Сине­губ, Д. М. Рогачев и др. ). Как вспоминал Плеханов, в Петербург­ском университете, Медико-хирургической академии, Технологи­ческом институте состоялись многолюдные сходки, на которых вы­ступали члены «Земли и воли». Примерно в это же время, 24 января 1878 г. на всю Россию прогремел выстрел Веры Засулич в петербургского градоначальника Трепова, ставший ответом револю­ционеров на его распоряжение о наказании розгами политического заключенного, землевольца Боголюбова. Ликованию прогрессивной русской общественности не было конца, когда суд присяжных 31 марта вынес Засулич оправдательный приговор и она прямо в зале суда была освобождена из-под стражи.

В связи с окончанием этого судебного процесса Плеханов напи­сал по поручению руководителей «Земли и воли» обращение «К русскому обществу». Мы приглашаем учащуюся молодежь, говори­лось в нем, приглашаем все партии, кроме партии кнута и палок, соединиться в одном общем и дружном натиске для приобретения своих издавна попираемых политических прав, для защиты своих свободомыслящих сограждан от тюрьмы, русского народа — от поголовного разорения, русской науки и мысли — от жалкой и бесславной смерти под рукой цензора-палача 2. Прокламация, напи-

1 См.: Плеханов Г. В. Соч. Т. III. С. 162-163.

2 Литературное наследие Г. В. Плеханова. Сб. 1. С. 384.

41

санная Плехановым, была отпечатана в апреле 1878 г. в нелегаль­ной типографии землевольцев. Ее текст свидетельствовал о том, что гражданские мотивы начинали все громче звучать в агитационно-пропагандистской литературе русских революционеров, предвещая начало нового, «политического» этапа в развитии народнического движения.

Характерно, что в той же прокламации прозвучал призыв к единению всех противников самодержавного режима, будь то рево­люционеры или либералы. И не случайно через 10 лет, набрасывая тезисы передовой статьи для сборника «Социал-демократ», кото­рый готовила к печати марксистская группа «Освобождение труда», Плеханов вспомнил об этой прокламации, предложив объ­единить усилия всех, кто готов идти под лозунгами «Долой абсолю­тизм! Да здравствует политическая свобода!» 1.

Кроме того, в нелегальной типографии «Земли и воли» было напечатано, по воспоминаниям Плеханова, множество других воз­званий, в том числе написанное им обращение учащейся молодежи к министру юстиции графу К. И. Палену 2. В нем приводились факты преследования людей за социалистические убеждения и сочувствие народу, плохого обращения с политическими заключен­ными. Студенты прямо ставили министру вопрос: признает ли он в отношении социалистов то, что называется неотъемлемыми пра­вами личности, или русское правительство и впредь будет рас­правляться с ними так, как турецкие башибузуки с подвластными им болгарами 3.

По свидетельству О. В. Аптекмана, весной 1878 г. Плеханова при­влекли и к редактированию окончательного варианта программы «Земли и воли». При этом он провалил два предложения Валериа­на Осинского, принятие которых имело бы далеко идущие для революционеров последствия: об экспроприациях на нужды рево­люции и о допустимости «самозванства» при организации народных боевых дружин 4. Дело в том, что в 1877 г. народник Яков Стефано­вич попытался создать в Чигиринском уезде Киевской губернии тайную дружину из крестьян, объявив им, что делает это якобы по поручению самого царя Александра II, и предъявив подложную «Высочайшую тайную грамоту» с призывом объединяться и гото­виться к восстанию. Однако Чигиринский заговор был раскрыт, и все предприятие, основанное на монархических иллюзиях крестьян­ства и явной мистификации в духе Нечаева, рухнуло. Тем не менее многие революционеры находили саму идею Стефановича довольно удачной, против чего и восстал Плеханов.

1 Переписка Г. В. Плеханова и П. Б. Аксельрода. М., 1925. Т. I. С. 40.

2 См.: Плеханов Г. В. Соч. Т. III. С. 166.

3 См.: Литературное наследие Г. В. Плеханова. Сб. 1. С. 381.

4 См.: Аптекман О. В. Г. В. Плеханов. Л., 1924. С. 22.

42

Вместе с тем он по-прежнему мечтал о работе в деревне. Харак­теризуя настроение, царившее тогда в кругах революционной моло­дежи, Плеханов позже вспоминал: «Жажда деятельности и борьбы пробуждалась в самых мирных людях, и не было революционного предприятия, для исполнения которого не нашлось бы немедленно многих и многих охотников» 1. Росли и ряды «Земли и воли». В нее вступили Сергей Кравчинский, Николай Морозов, Софья Перов­ская, Вера Фигнер, Андрей Желябов и многие другие.

Летом 1878 г. Плеханов отправился на Дон. Здесь начались тогда волнения казаков в связи с введением земского самоуправле­ния и ограничением свободного пользования лесами и рыбной ловли. Казаки отказывались от выборов земских гласных и уплаты земских сборов, прогоняли землемеров, посылали ходоков к на­следнику престола с просьбой отменить земства и возвратить каза­честву его традиционные права. Нашлись и горячие головы, гото­вые поднять казацкое восстание. Плеханову казалось, что активное вмешательство революционеров-землевольцев может стать той иск­рой, от которой вспыхнет весь Донской край, где хорошо помнили Разина, Булавина, Пугачева. Поэтому он решил составить текст обращения к казачеству от имени «Земли и воли», отпечатать его массовым тиражом в Петербурге и заодно получить там подкрепле­ние для расширения масштабов революционной работы на Дону.

Был составлен текст воззвания «Славному войску казацкому — донскому, уральскому, кубанскому, терскому и пр. и пр. » Револю­ционеры советовали казакам требовать от царя грамоты с подтверж­дением их древних прав, добиваться отмены земств, а в противном случае — отказываться от присяги на верность престолу и на силу отвечать силой. В заключительной части воззвания прямо ставился вопрос о том, что казаки опозорят себя, если не вернут прежних вольностей 2.

Однако в Петербурге Плеханова ожидали тревожные новости. «Земля и воля» была обескровлена арестами. Реальных сил для развертывания работы на Дону пока не было, а самому Плеханову предложили остаться в столице и сосредоточиться на восстановле­нии центральной землевольческой организации. Основная тяжесть этой опасной, сугубо конспиративной работы легла на плечи Алек­сандра Михайлова («Дворника») и Плеханова, которые особенно сблизились в этот трудный для «Земли и воли» период.

«Дворник» был всего на год старше Плеханова, но успел уже стать настоящим виртуозом подпольной работы. Все свои силы и время А. Д. Михайлов отдавал «Земле и воле» и чем-то напоминал Рахметова из романа Чернышевского «Что делать?», так что Плеха­нову, при всех его спартанских привычках и огромной самодисцип-

1 Плеханов Г. В. Соч. Т. III. С. 166.

2 См.: Литературное наследие Г. В. Плеханова. Сб. 1. С. 390.

43

лине, пришлось признать явное превосходство товарища по части самоограничения и строгого пуританизма. Однажды на конспира­тивной квартире, где жили Михайлов и Плеханов, произошел ко­мический случай. Квартирная хозяйка зашла к своим постояль­цам, чтобы согласовать с ними обеденное меню. Михайлов, заика­ясь, попросил приготовить, как всегда, «каши-и-цу, да пожи-и-же», а Плеханов вдруг выпалил: «А мне бифштекс». Совершенно потря­сенный подобным «бунтом», Александр вынужден был растерянно пробормотать, что в таком случае он тоже съест, пожалуй, биф­штекс. Долго потом вспоминали революционеры-подпольщики этот свой незапланированный «пир» 1.

Благодаря поистине самоотверженной работе Михайлова и Пле­ханова землевольцы сравнительно быстро оправились от понесен­ных потерь и уже в конце 1878 г. сумели наладить издание неле­гального журнала «Земля и воля». Его редакторами стали Д. А. Кле­менц, Н. А. Морозов и Г. В. Плеханов. Вскоре по настоянию Михай­лова, который считал, что по заданию организации даже самый бесталанный революционер может написать не то что журнальную статью, но, если нужно, и стихи, Плеханов тоже взялся за перо.

16 декабря 1878 г. появился второй номер «Земли и воли» с корреспонденциями Плеханова «С Новой бумагопрядильни» и «Ка­менная станица» (о событиях на Дону, свидетелем которых ему пришлось стать летом того же года). В начале 1879 г. в третьем и четвертом номерах «Земли и воли» были опубликованы заметки Плеханова о стачках на петербургских предприятиях и окончание «Каменной станицы». Позднее он пояснил, что материалы о рабо­чем движении в столице были собраны им непосредственно на местах событий. Очевидно, Плеханов имел самое прямое отношение и к выпуску печатавшихся в тайной типографии «Земли и воли» прокламаций, в которых рабочие Новой бумагопрядильни и фабри­ки Шау просили своих товарищей с других столичных предприятий поддержать их справедливые требования. Характерно, что январ­ская прокламация «От ткачей Новой бумагопрядильни» заканчива­лась призывом: «Все за одного, один за всех» 2. Так или иначе, контакты Плеханова с петербургскими рабочими в конце 1878 — начале 1879 гг. носили, по всей видимости, очень интенсивный характер, хотя сам Георгий Валентинович вспоминал о них доволь­но скупо.

Были случай, когда рабочие сами обращались к Плеханову за помощью. Однажды, например, он получил конверт с надписью «Господину редактору» (имелся в виду его пост в редакции «Земли и воли»). В конверте были две четвертушки серой бумаги. Текст на

1 См.: Архив Дома Плеханова. Ф. 1094. Оп. 1. Д. 7. Л. 168—169.

2 См.: Плеханов Г. В. Русский рабочий в революционном движении. Л., 1989. С. 223 (прим.).

44

одном из этих клочков гласил: «Господин редактор, пожалуйста, напечатайте наше воззвание и, если нужно, будьте так добры, поправьте». На другом было написано воззвание «Голос рабочего народа, работающего и страдающего у подлеца Максвеля». Плеха­нов вспоминал: «...Я хорошо помню общее впечатление, произве­денное воззванием на меня и на моих товарищей по редакции. Мы положительно пришли в восторг. Столько свежего чувства, столько простоты и непосредственности, столько трогательной неумелости и вместе с тем столько неотразимой убедительности было в этой далеко не грамотной прокламации, что мы сочли непозволительным делать в ней какие-нибудь существенные изменения и ограничились исправлением грамматических ошибок. Едва ли не на следующий же день воззвание было отпечатано и передано авторам» 1.

Но особенно удачной оказалась статья Плеханова «Закон эконо­мического развития общества и задачи социализма в России», напе­чатанная в январе-феврале 1879 г. в третьем и четвертом номерах «Земли и воли». Эта публикация сразу же выдвинула молодого автора в число ведущих теоретиков народничества, тем более что Бакунина в то время уже не было в живых, а Лавров жил в Париже. Надо сказать, что Плеханов сразу же заинтриговал буду­щих историков народнического движения и своих биографов самым почтительным отношением к теории Маркса, наводившим на мысль о начавшемся уже в то время переходе автора статьи «Закон эконо­мического развития общества...» на позиции марксизма 2.

Однако сам Плеханов совершенно недвусмысленно предостерег своих будущих биографов от любых попыток упростить и сократить его путь к марксизму. По его собственным словам, на рубеже 70 — 80-х годов XIX в. он оставался еще народником «до конца ногтей» 3. При этом Плеханов очень точно определил роль Бакунина как мыслителя, от которого он воспринял глубочайшее уважение к историко-материалистическим взглядам Маркса. «В народнический период моего развития, — писал он в 1905 г., — я, как и все наши народники, находился под сильным влиянием сочинений Бакунина, из которых я и вынес великое уважение к материалистическому


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!