РЕВОЛЮЦИОННАЯ ГРОЗА НАД РОССИЕЙ 5 страница
Занятия с рабочими настолько захватили Плеханова, что весной 1876 г. экзамены за второй курс он провалил, был лишен стипендии и оставлен на второй год. Летом Георгий в последний раз побывал у матери в Липецке. Приезжала вместе с ним и Наталья Смирнова, о которой уже говорилось выше и в которую Георгий был страстно влюблен. Мария Федоровна заметила огромную перемену во взглядах старшего сына, умоляла его одуматься, но тот обезоружил ее своим ответом, сказав, что она сама пробудила в нем стремление к правде и справедливости.
По возвращении в Петербург Плеханов уже почти не посещал занятия, а 25 октября 1876 г. в церкви Медико-хирургической академии состоялся скромный обряд венчания бывшего юнкера Константиновского училища (именно так было записано в свиде-
1 Плеханов Г. В. Соч. Т. III. С. 140-141.
2 Там же. С. 142.
31
тельстве о браке) Георгия Плеханова с курсисткой-медичкой Натальей Смирновой. Это была первая большая и, увы, безответная любовь нашего героя. Его избранница была на четыре года старше Плеханова, тоже участвовала в народническом движении и относилась к Георгию несколько покровительственно. Ее сердце было давно отдано студенту-революционеру М. А. Гриценко, от которого Наталья ждала ребенка. Но он был арестован, и Смирнова с ужасом думала о том, что ждет ее незаконнорожденного сына или дочь, тем более что она сама была внебрачной дочерью орловского учителя А. С. Тарачкова и по собственному опыту знала, как относятся в обществе к бастардам. И когда благородный и без памяти влюбленный Плеханов предложил ей венчаться и вдобавок согласился признать будущего ребенка своим, Смирнова не устояла, хотя никакого серьезного чувства к жениху у нее не было. Родившаяся в январе 1877 г. дочь Смирновой стала Надеждой Георгиевной Плехановой 1.
|
|
Между тем в Петербурге назревало событие, которому суждено было круто изменить всю дальнейшую судьбу Плеханова. К концу 1876 г. вокруг бывшего студента Медико-хирургической академии 25-летнего Марка Натансона сложилось ядро новой революционной организации «Земля и воля», хотя окончательно оформилась она позже. Натансон был уже хорошо известен в революционных кругах своим открытым выступлением против Нечаева, участием в народническом кружке «чайковцев», трехлетней ссылкой и смелым побегом. Он соединял поразительную работоспособность с умением покорять людей и вести их за собой. Огромное значение Натансон придавал нравственной стороне революции, считая, что «пока у нас не будет великой книги об этике, мы не будем в состоянии осуществить социалистический строй» 2. Ближайшими товарищами Марка Натансона по «Земле и воле» были Александр Михайлов, Осип Аптекман, Валерьян Осинский. Стал членом этой организации и Плеханов.
|
|
«Земля и воля» стояла на платформе бакунизма. Уже само название организации красноречиво говорило об основных ее требованиях: земля — крестьянам, воля — всему народу. В качестве основных методов революционной работы землевольцы избрали устройство постоянных поселений членов организации на Дону, в Поволжье и Поднепровье, установление связей с промышленными рабочими, пропаганду и агитацию в университетских центрах. Планировалось издание собственного печатного органа и распространение прокламаций, а также установление контактов с либерально настроенными слоями общества и враждебными правительству религиозными сектами. Характерно, что землевольцы постепенно на-
1 Подробнее о судьбе Н. А. Смирновой и Н. Г. Плехановой см.: РЦХИДНИ. Ф. 264. Оп. 1. Д. 201; см. также: Иовчук М., Курбатова И. Плеханов. С. 33.
2 Цит. по: Ляшенко Л. М. Революционные народники. М., 1989. С. 44.
32
чинали отходить от «классического» бакунизма (сам М. А. Бакунин умер за границей в 1876 г. ). Так, провозгласив своим идеалом анархию и коллективизм, они вынуждены были признать, что путь к безгосударственному общественному устройству будет достаточно долгим и на первых порах нужно стремиться лишь к максимальному ограничению власти будущего революционного правительства. Признавалось также, что время начала народного восстания будет определяться не желанием революционеров, а степенью готовности к нему самого народа и объективными обстоятельствами.
|
|
В последние месяцы 1876 г. деятельность революционеров-народников среди петербургских рабочих приняла уже довольно широкие размеры. Рабочие кружки возникли за Невской и Московской заставами, на Петербургской и Выборгской сторонах, в ряде других районов столицы и в ее пригородах. Рабочим страшно хотелось открыто заявить о себе перед лицом всего народа, и они предложили народникам устроить на площади у Казанского собора, т. е. в самом центре Петербурга, на Невском проспекте, политическую демонстрацию. Эта идея получила одобрение. Предполагалось собрать у собора как можно больше фабричных рабочих, прослушать революционную речь, а затем поднять над толпой красное знамя как символ борьбы и грядущей народной революции. При этом все прекрасно понимали, что дело вряд ли обойдется без столкновения с полицией и получит, таким образом, широкий общественный резонанс.
|
|
Плеханов, который считался в «Земле и воле» одним из главных специалистов по рабочему вопросу, принял живейшее участие в подготовке демонстрации и стал настоящим ее героем: ведь именно на долю двадцатилетнего студента Горного института, известного пока лишь очень узкому кругу ближайших товарищей и рабочих, выпала честь выступить 6 декабря 1876 г. с речью перед собравшимися у Казанского собора 200—250 рабочими и численно преобладавшей на демонстрации учащейся молодежью, причем речь эта, по всеобщему признанию, оказалась очень удачной.
Ее текст дошел до нас в изложении автора рукописной прокламации «Демонстрация на Казанской площади» и в виде публикации на страницах заграничного революционного журнала «Вперед», редактором которого был Лавров. Плеханов говорил на демонстрации о Н. Г. Чернышевском (на 6 декабря приходился Николин день, и участники демонстрации сначала заказали в соборе молебен за здравие раба Божьего Николая, имея в виду Чернышевского), его революционных идеях, упомянул о декабристах, петрашевцах и других революционерах, пострадавших за народное дело, вспомнил о Разине, Пугачеве и крестьянине Антоне Петрове, расстрелянном во время крестьянского восстания в селе Бездна в апреле 1861 г. «Мы собрались, чтобы заявить здесь перед всем Петербургом,
33
перед всей Россией нашу полную солидарность с этими людьми; наше знамя — их знамя, на нем написано: земля и воля крестьянину и работнику! Вот оно. Да здравствует земля и воля!» 1
В этот момент над демонстрантами взметнулось красное знамя. Его держал в руках 16-летний рабочий текстильной фабрики Торнтона Яков Потапов, которого товарищи подбрасывали вверх, чтобы всем собравшимся на площади было видно знамя. Речь Плеханова и появление красного знамени с выложенной на нем белой тесьмой надписью «Земля и воля» были встречены рукоплесканиями и криками: «Да здравствует земля и воля!», «Да здравствует народ, смерть царям!». Полицейские и жандармы попытались схватить оратора, но рабочие окружили его плотным кольцом. Началась свалка. Рабочий Митрофанов сдернул с Плеханова шапку, надел на него фуражку и закутал башлыком. Это не позволило полицейским и жандармам опознать Георгия, и он смог благополучно выбраться с Казанской площади.
А там уже началось настоящее побоище. На место беспорядков примчался сам градоначальник Трепов, распорядившийся хватать как можно больше народа. Городовые, передавая друг другу этот приказ, кричали: «Хватайте кого попало! Лови в очках и пледах!» Они избивали первых попавшихся под руку, тащили женщин за волосы, те отчаянно защищались, не уступая мужчинам. Всего полицией было задержано больше 30 человек, в том числе и Яков Потапов. В участке задержанные — и мужчины, и женщины — вновь были подвергнуты избиению и издевательствам. О случившемся доложили самому царю, который распорядился судить арестованных за бунт против верховной власти. Пятеро обвиняемых были осуждены на каторжные работы сроком от 10 до 15 лет, другие приговорены к заточению в крепости, третьи — отправлены в ссылку в Тобольскую губернию.
Что касается «оратора» (так стали называть Плеханова после Казанской демонстрации), то товарищи решили в начале 1877 г. нелегально переправить его на время за границу, чтобы сбить со следа полицию, настойчиво разыскивавшую молодого революционера. Вслед за мужем выехала и Н. А. Смирнова, оставив в Петербурге недавно родившуюся дочь 2. Так совершенно неожиданно у супругов Плехановых получилось незапланированное свадебное путешествие, во время которого они побывали в Швейцарии, Германии и Париже.
1 Революционеры 1870-х годов. Л., 1986. С. 418.
2 Об этом известно из воспоминаний Л. Г. Дейча и румынского революционера 3. Арборе-Ралли, который пишет, что Плеханов и его жена участвовали в революционной демонстрации в Берне (см.: Гросул В. Я. Невыясненный эпизод из биографии Г. В. Плеханова // Кодры. 1971. № 12. С. 136).
34
Немецкое рабочее движение не произвело на молодого бакуниста-бунтаря сильного впечатления. Незнание немецкого языка, а также явное предубеждение против слишком умеренных и «законопослушных» немецких социалистов привели к тому, что почти все время в Берлине Плеханов провел в обществе русских студентов и членов крестьянской артели, приехавшей на заработки в Германию. В Париже Георгию повезло гораздо больше: здесь он часто виделся с Лавровым, познакомился с его богатейшей библиотекой. Однако уже летом 1877 г. Плеханов с помощью контрабандистов вновь тайно пересек русскую границу и вернулся на родину.
* * *
После возвращения в Россию Георгий Плеханов перешел на положение революционера-подпольщика. Летом 1877 г. окончательно оборвались и его связи с Горным институтом. 27 июня там был подписан документ, в котором говорилось, что он уволен из института «по малоуспешности. Поведения был очень хорошего». Вероятно, директор института генерал Кошкаров хотел таким образом снять с себя ответственность за оказавшегося политически неблагонадежным студента и представить его просто неуспевающим и ленивым молодым человеком. Интересно отметить, что когда летом 1918 г., уже после смерти Георгия Валентиновича, его бывший секретарь обратился в Горный институт за разрешением просмотреть архивные материалы, касающиеся пребывания Плеханова в стенах института, то ему была выдана копия приведенного выше свидетельства, в которой слово «малоуспешность» было зачеркнуто, а вместо него вписано: «За непосещение лекций» 1.
Поскольку в столице Плеханова разыскивала полиция, он решил отправиться в провинцию, остановив свой выбор на Поволжье, где у крестьян, как казалось народникам, еще живы были воспоминания о Разине и Пугачеве. Первоначально он рассчитывал устроиться сельским учителем в Саратовской губернии.
Георгий приехал в Саратов с совершенно «чистым» чужим паспортом, но надо же было случиться, что, ожидая приема в канцелярии губернатора, он совершенно неожиданно встретил священника, знавшего в прошлом настоящего владельца документа, за которого выдавал себя Плеханов. Лишь огромное самообладание и находчи-
1 Группа «Освобождение труда». Сб. 3. С. 315. В дальнейшем выяснилось, что уже в конце сентября 1876 г. Плеханов был исключен из института за невнесение платы за обучение. Тем не менее его фамилия была включена в экзаменационные списки студентов весной 1877 г., но на экзамены он не явился (см.: там же. Сб. 4. С. 409).
35
вость помогли ему избежать разоблачения и кое-как ответить на самые разнообразные вопросы любопытного собеседника о «родителях», «родственниках» и т. п.
Отказавшись от планов поездки в деревню, Плеханов несколько месяцев провел в самом Саратове, где начал вести пропаганду среди местных рабочих. Здесь его вторично арестовали, но Георгию снова повезло, поскольку обыск не дал никаких результатов. Тем не менее Плеханов решил не испытывать дальше судьбу, тем более что тихий провинциальный Саратов не давал большого простора для пропагандистской работы.
Вернувшись в столицу, он узнал от жены, что скоро у них будет ребенок. Георгий был счастлив, хотя и понимал, что это событие еще более осложнит его бездомную, бродячую жизнь революционера-нелегала, живущего по существу только сегодняшним днем. Сына назвали Николаем — видимо, в честь Чернышевского. Плеханов предложил отправить его в Липецк, к бабушке Марии Федоровне, но жена категорически отказалась это сделать. Вскоре маленький Николенька заболел и умер. Трагическая ситуация еще более обострилась после того, как на горизонте опять появился бывший возлюбленный Натальи Александровны. Старая любовь вспыхнула с новой силой, и Георгий оказался в положении третьего лишнего. Смерть ребенка, обида на ушедшую от него жену!, постоянные скитания, нужда — все это словно нарочно соединилось вместе, чтобы испытать Плеханова на человеческую и мужскую прочность. Он выдержал все, но в сердце надолго осталась глубокая, незаживающая рана.
В самом конце декабря 1877 г. состоялось второе публичное ■ выступление Плеханова — на этот раз на похоронах поэта Н. А. Некрасова. Его глубоко гражданственная, проникнутая любовью к народу поэзия была очень близка и Плеханову, и всем землевольцам. Поэтому, когда в организации возникла идея принять участие в прощании с покойным поэтом, возложить венок на его гроб и поручить одному из революционеров произнести у могилы краткую речь, Георгий одобрил этот план и согласился выступить на петербургском Новодевичьем кладбище. Вместе с другими участниками траурной процессии он пешком прошел весь путь от дома Некрасова до кладбища. Был холодный ветреный день, и все изрядно промерзли. После церемонии церковного отпевания начались речи. Одним из выступавших был Ф. М. Достоевский. Когда он сказал, что Некрасов должен стоять в истории русской литературы прямо
1 Когда падчерица Плеханова Надежда встретилась с ним в 1906 г. в Женеве, он сказал, что ее мать ушла от него сама (РЦХИДНИ. Ф. 264. Оп. 1. Д. 201. Л. 13). Наталья Александровна до самой своей смерти в 1922 г. носила фамилию Плеханова и дала ему развод только в 1908 г. От революционного движения Н. А. Плеханова отошла.
36
вслед за Пушкиным и Лермонтовым, из толпы послышались крики: «Он был выше их». Затем слово попросил неизвестный молодой человек. Это был Плеханов.
Много лет спустя, за несколько месяцев до смерти, Георгий Валентинович написал воспоминания об этом своем выступлении. «... Я начал свою речь замечанием, что Некрасов не ограничился воспеванием ножек Терпсихоры, а ввел в свою поэзию гражданские мотивы, — писал он. — Намек был совершенно ясен. Я, в свою очередь, имел в виду Пушкина. И само собой разумеется, что я был кругом неправ перед ним... Но таково было наше тогдашнее настроение. Все мы в большей или меньшей мере разделяли взгляд Писарева, который «разнес» нашего великого поэта... Я потому здесь привел это место своей речи, что мне захотелось покаяться: лучше поздно, чем никогда» 1.
Но чувство вины, о котором писал в 1917 г. Плеханов, пришло к нему много позже. А пока автор «Размышлений у парадного подъезда» и «Железной дороги» действительно стоял для него выше Пушкина. Речь молодого революционера прозвучала искренне, смело, в ней были и скорбь утраты, и гнев на тех, кто преследовал поэта и отравлял ему жизнь, и вера в то, что народ, за который болело сердце Некрасова, обретет, наконец, желанную свободу.
Пока Плеханов говорил, его окружало плотное кольцо вооруженных товарищей, готовых в любую минуту защитить оратора. Как и год назад у Казанского собора, городовые пытались задержать Плеханова, но он быстро затерялся в толпе, снова ускользнув от стражей порядка.
После возвращения из Саратова получили дальнейшее развитие и контакты Плеханова с петербургскими пролетариями. На рубеже 70 —80-х годов XIX в. в столице было около 150 тыс. рабочих, на долю которых приходилась уже почти шестая часть населения города. В Петербурге преобладали чугунолитейные, машиностроительные и военные заводы, а также текстильные фабрики. Среди них было немало крупных предприятий, где от зари до зари трудились тысячи рабочих. Положение их было несколько лучше, чем в других городах страны, но и в Петербурге условия труда и быта рабочего человека стабильно оставались очень тяжелыми. Достаточно сказать, что рабочий день продолжался здесь в среднем от 10 до 13, а на текстильных фабриках — от 13 до 15 часов. Рабочих буквально душили штрафы. В конце 70-х годов под влиянием экономического кризиса и депрессии свыше 20 тыс. петербургских рабочих потеряли работу. Ситуация усугублялась их полным политическим бесправием.
Но терпение рабочих не было беспредельным. С 1870 по 1880 г. в Петербурге и его пригородах произошло около 90 стачек, что
1 Плеханов Г. В. Литература и эстетика. М., 1958. Т. 2. С. 208-209.
37
составляло примерно четверть всех забастовок и волнений в России. Появился целый слой социально активных, грамотных рабочих, из которых вырастали пролетарские вожаки. По сравнению с крестьянством рабочие вели себя гораздо активнее, а неудача «хождения в народ» еще больше подогрела интерес революционеров к городскому пролетариату, жившему в больших городах довольно плотной, компактной массой и сравнительно легко поддававшемуся революционной пропаганде. Поэтому народники решили направить часть своих сил и средств на работу в пролетарских районах Петербурга, тем более что это не противоречило их доктрине, рассматривавшей рабочих как передовую часть крестьянства, на которое они возлагали все свои надежды.
Плеханов стал бывать теперь непосредственно на предприятиях, беседовал с рабочими и даже принимал участие в организации некоторых забастовок. 7 декабря 1877 г. на казенном Патронном заводе, расположенном на Васильевском острове, по вине начальства из-за несоблюдения элементарных правил хранения пороха произошел взрыв. Шестеро рабочих погибли, несколько человек было изувечено. Завод заволновался, и народники, у которых на Патронном был свой кружок, решили придать предстоящим похоронам погибших характер демонстрации. Первым шагом в этом направлении стал выпуск нелегальной прокламации, которую написал Плеханов.
Выступая год назад у Казанского собора, он впервые попробовал свои силы в качестве агитатора, который обращается уже не к нескольким членам революционного кружка, а к сотням рабочих. Дебют прошел удачно. Теперь предстояло решить не менее сложную задачу: нужно было найти очень простые, ясные и вместе с тем страстные слова, в которых звучали бы боль, гнев, призыв к борьбе. И Плеханов нашел их. В листовке разоблачались истинные виновники взрыва — заводская администрация, говорилось о том, что существующая система штрафов — это настоящий грабеж рабочих. Воззвание заканчивалось призывом: «Рабочие! Пора вам самим взяться за ум: помощи ждать вам не от кого! Не дождетесь вы ее от начальства! Долго ждало помощи от него крестьянство и дождалось кочек да болот, да податей еще тяжелее, еще больше прежнего! Долго терпели и вы и дождались того, что вас жгут живьем и пускают по миру ваши семьи! Долго ли еще будешь терпеть ты, рабочий народ?» 1
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!