РЕВОЛЮЦИОННАЯ ГРОЗА НАД РОССИЕЙ 1 страница
Г.В. ПЛЕХАНОВ
Судьба русского марксиста
Москва
РОССПЭН
1997
ББК 66. 62 Т98
Издание осуществлено при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда
(РГНФ)
проект № 97-01-16192
Тютюкин С.В.
98 Г. В. Плеханов. Судьба русского марксиста. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. — 376 с.
В книге сделана попытка показать драматические коллизии жизни и общественно-политической деятельности Георгия Валентиновича Плеханова — первого русского марксиста, выдающегося мыслителя, одного из создателей РСДРП, учителя, а затем политического оппонента Ленина. Автором привлечен большой круг документальных источников, в том числе неизвестных прежде широкому читателю.
ББК 66. 62
ISBN 5-86004-111-Х
© «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997.
© Тютюкин С.В., 1997.
ВВЕДЕНИЕ
Георгий Валентинович Плеханов: жизнь после смерти
В воскресенье 9 июня 1918 г. Петроград прощался с выдающимся революционером и мыслителем, «отцом» русского марксизма Георгием Валентиновичем Плехановым. Похороны состоялись лишь на одиннадцатый день после его смерти: почти неделя ушла на то, чтобы уладить формальности, связанные с перевозкой тела покойного из отделившейся от России Финляндии, где он скончался в санатории Питкеярви близ Териок, в Петроград, а потом еще несколько дней — на организацию самой траурной церемонии. При этом возникли и затруднения идеологического порядка, поскольку Плеханов ушел из жизни, так и не признав большевистский режим и историческую правоту Ленина. Поэтому петроградские коммунисты во главе с их лидером Григорием Зиновьевым демонстративно отказались участвовать в похоронах Георгия Валентиновича, призвав рабочих последовать их примеру, т. к. покойный якобы изменил под конец жизни пролетарскому делу.
|
|
Организацию похорон взяла на себя группа «Единство», духовным вождем которой был Плеханов, а также Собрание уполномоченных от фабрик и заводов Петрограда, где тон задавали меньшевики. В полдень состоялся вынос гроба из здания Вольного экономического общества, откуда траурная процессия начала свой длинный, семикилометровый путь к Волкову кладбищу. Здесь, на знаменитых Литераторских мостках, рядом с могилой своего великого родственника Виссариона Белинского должен был обрести вечный покой Плеханов.
Проводить его в последний путь пришли студенты, служащие, учителя, журналисты, юристы, рабочие некоторых фабрик и заводов, проигнорировавшие директиву большевистских руководителей. По оценкам очевидцев, за гробом Плеханова шло не менее десяти тысяч человек, не считая тех, кто добирался до кладбища окольными путями. В крайне политизированной обстановке того времени похороны Плеханова неизбежно должны были приобрести и некоторый оттенок антибольшевистской фронды: не случайно здесь встретились меньшевики, эсеры, кадеты и ярые сторонники самодержавия, объединенные неприятием большевизма и советской власти и видевшие в тот момент в Плеханове прежде всего непримиримого противника и одновременно жертву нового порядка. Всеобщее внимание привлекал обвитый лиловыми лентами траурный венок с надписью: «Политическому врагу — великому русскому
|
|
4
патриоту-социалисту Плеханову от монархиста В. Пуришкевича». И глядя на него, невольно приходило на память плехановское сравнение истории с великой «комической старухой», способной на такие шутки, которые не смог бы придумать самый талантливый сатирик.
Характерную запись сделала после смерти Плеханова в своем дневнике лично знавшая Георгия Валентиновича поэтесса Зинаида Гиппиус: «Его убила Россия, его убили те, кому он, по мере своего разумения, служил сорок лет. Нельзя русскому революционеру быть 1) честным, 2) культурным, 3) держаться науки и любить ее. Нельзя ему быть европейцем. Задушат. При царе еще туда-сюда, но теперь, при Ленине — конец» 1. И надо сказать, что так или примерно так думала тогда не только «неистовая Зинаида», но и многие другие представители русской революционной и либеральной демократии, знавшие и об обыске в квартире Плеханова вскоре после октябрьского переворота, и о его вынужденном отъезде из красного Петрограда в Финляндию после разгона Учредительного собрания и зверского убийства анархиствующими матросами видных кадетов А. И. Шингарева и Ф. Ф. Кокошкина, находившихся в больнице. Поэтому прийти на похороны Плеханова значило не только отдать дань уважения его блестящему литературному таланту и богатому событиями революционному прошлому, но и продемонстрировать — пусть молча, без антисоветских лозунгов и столкновений с милицией — свое негативное отношение к большевистской диктатуре.
|
|
На Невском проспекте, у Казанского собора, где в декабре 1876 г. во время революционной демонстрации состоялось первое публичное выступление молодого Плеханова, процессия сделала короткую остановку. Здесь выступил председатель Собрания уполномоченных от фабрик и заводов Петрограда Е. С. Берг. Траурный митинг на кладбище вел видный меньшевик Б. О. Богданов, а среди ораторов были старые соратники Плеханова по революционной борьбе Л. Г. Дейч и В. И. Засулич, а также горячий почитатель и одновременно многолетний оппонент покойного А. Н. Потресов. С речами выступили и двое питерских рабочих. Церемония прощания закончилась только в семь часов вечера, когда над могилой Г. В. Плеханова вырос холм из живых цветов и многочисленных венков...
|
|
В день похорон на улицах Петрограда можно было купить небольшого формата однодневную газету на восьми страницах, которая называлась «Памяти Г. В. Плеханова». В ней были помещены материалы о его детских и юношеских годах, воспоминания А. Н. Потресова, соболезнования вдове покойного — Розалии Марковне Плехановой. Комитет по организации похорон сообщал, что
1 Гиппиус 3. Стихи. Воспоминания. Документальная проза. М., 1991. С. 194.
5
им собрано около 13 тыс. руб. — сумма по тем временам сравнительно небольшая, поступившая от различных общественных организаций, рабочих коллективов и отдельных лиц. Кроме того, в газете были опубликованы статьи: «Плеханов как экономист», «Плеханов и мировая война», «Плеханов в Интернационале», «Учитель рабочего класса» и др. Их авторами были меньшевики А. Э. Дюбуа, С. Ю. Семковский, участник восстания на броненосце «Потемкин» К. И. Фельдман, бывший секретарь Плеханова П. Дневницкий (Ф. О. Цедербаум) и др.
Все они подчеркивали величие Плеханова как человека и политического деятеля, теоретика марксизма, выдающегося просветителя, патриота России. Говорилось и о том, что Плеханов, к несчастью, остался у себя на родине непризнанным пророком и россияне в массе своей так и не доросли в 1917 г. до понимания его глубоких и трезвых мыслей о революции и социализме. Очень хорошо написал о Плеханове меньшевик С. О. Португейс, выступавший под псевдонимом Ст. Иванович: «Горячий и страстный, порою резко нетерпимый к людям, Плеханов обладал редким терпением к законам исторического развития. Расчищая дорогу, он шел впереди истории, не отрываясь от нее, но и не таща ее за шиворот, не подталкивая ее в спину дубиной, штыком или прикладом. Он был одним из немногих в российском социализме, который умел хорошо ждать результатов исторического развития, оплодотворенного сознанием и волей организованных масс. Он умел хорошо ждать и ждал возрождения рабочего класса и вместе с ним всей России». При этом ситуация в стране складывалась тогда так, что меньшевики и эсеры, казалось, имели реальный шанс на политический реванш за поражение в октябре 1917 г., поскольку налицо было явное разочарование части рабочих и особенно крестьян в большевистском курсе на введение «военного коммунизма». Однако жизнь вскоре показала, что большевики утвердились в России всерьез и надолго.
До Москвы известие о смерти Плеханова дошло только через пять дней, в ночь с 3 на 4 июня 1918 г. Большевистские лидеры во главе с Лениным высоко ценили заслуги покойного как одного из зачинателей социал-демократического движения в России и его видного теоретика. Знали они и о том, что с мая 1917 г. Плеханов отошел от меньшевизма и не поддерживал контактов ни с правым, ни с левым его крылом, резко критикуя Мартова, Церетели, Дана и других меньшевистских лидеров. Однако большевики не могли простить Плеханову его патриотическую позицию в годы Первой мировой войны, резкую критику Ленина и отказ видеть в октябрьских событиях 1917 г. осуществление идей Маркса в России. Поэтому в Кремле было решено недвусмысленно дистанцироваться от Плеханова-оборонца, воздав вместе с тем в сдержанных тонах должное его былым революционным заслугам перед рабочим классом, российским и международным социалистическим движением.
6
На состоявшемся 4 июня в Большом театре объединенном заседании ВЦИК, Моссовета и ряда профсоюзных и рабочих организаций новой советской столицы слово для внеочередного выступления, посвященного памяти Плеханова, было предоставлено наркому по военным делам и председателю Высшего военного совета республики Л. Д. Троцкому — человеку, к которому Георгий Валентинович со времени первого их знакомства в 1902 г. питал глубокую личную неприязнь и который, в свою очередь, платил ему тем же. С учетом этого обстоятельства выступление Троцкого выглядело достаточно бестактным, тем более что Ленин тоже присутствовал в тот день в Большом театре и мог бы сам сказать несколько слов об одном из своих учителей и соратников по «Искре».
Троцкий напомнил присутствующим о заслугах Плеханова как теоретика марксизма, о его борьбе с большевиками и об ответных ударах, которые наносили ему сторонники Ленина. «Перед раскрытой могилой Плеханова, — сказал Троцкий, — мы, разумеется, остаемся верны своему пониманию, своей тактике, не берем назад ни одного из ударов, которые мы наносили, не требуя в то же время, чтобы и нас щадили. Но сейчас, когда в наше сознание вошел новый факт смерти, наряду с непримиримой революционной враждой ко всем, кто стоит поперек пути рабочего класса, мы ощущаем в себе достаточно идейной широты, чтобы вспомнить сейчас Плеханова не таким, против которого мы боролись со всей решительностью, а таким, у которого мы учились азбуке революционного марксизма». Мы, коммунисты, пользовались и будем пользоваться лучшей частью духовного наследия Плеханова. «Он умер, но идеи, которые он оставил как продукт творчества лучшей поры своей жизни, бессмертны, как идея пролетарской революции», — закончил наркомвоенмор, предложив участникам заседания почтить память покойного вставанием 1. А затем на трибуну поднялся Ленин, посвятивший свой доклад текущим политическим вопросам.
7 июня в «Правде» был опубликован некролог Плеханова, написанный председателем Петроградского совета Зиновьевым. Он же был первым и главным оратором на состоявшемся в день похорон Плеханова в здании бывшего Дворянского собрания в Петрограде траурном заседании Совета с участием представителей фабзавкомов, профсоюзов и других рабочих организаций. Выступали также А. В. Луначарский, М. И. Калинин, Д. Б. Рязанов и другие большевистские руководители. С теми или иными вариациями они повторили основные идеи кремлевского руководства, высказанные Троцким, но общая тональность их речей была теплее, человечнее и уважительнее по отношению к Плеханову, который, по словам
1 Литературный сборник памяти Г. В. Плеханова-революционера. Б. м., 1918. С. 30-31.
7
Луначарского, был самым талантливым из апостолов марксизма и принес в Россию это новое Евангелие революции 1.
Таким образом, память об этом большом, но очень сложном человеке стала заложницей политики, разменной монетой в борьбе идей и амбиций, которая продолжалась затем на протяжении всего двадцатого столетия. Понятно, что летом 1918 г. хозяевами положения были большевики, диктовавшие России свое отношение к Плеханову. Уже накануне похорон на заседании Петроградского комитета РКП(б) прозвучало предложение собрать и издать лучшие произведения Плеханова по дешевой цене 2, а в середине августа 1918 г. заведующий научным отделом Наркомпроса Д. Б. Рязанов подписал с Р. М. Плехановой договор о передаче этому учреждению права на издание сочинений ее покойного мужа сроком на три года (предполагалось издать работы Плеханова объемом, 160 п. л.) 3. С другой стороны, советская цензура запретила в том же 1918 г. публикацию брошюры А. Н. Потресова «Заветы Плеханова», где были плохо завуалированные выпады против большевиков. Автор, в частности, подчеркивал, что высказанная Плехановым идея национального единения всех россиян во имя европеизации и демократизации нашей страны оказалась в данное время невостребованной, но рано или поздно она победит (конечно, уже без большевиков, как легко читалось между строк 4).
Решающее значение в те годы имело отношение к Плеханову Ленина. Оно тоже было достаточно сложным и противоречивым, но главным у Ленина был все же тезис о том, что «нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать — именно изучать — все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма» 5. В 1918 г., видимо, не без участия Ленина имя Плеханова появилось
1 См.: Литературный сборник памяти Г. В. Плеханова-революционера. С. 23-27.
2 См.: III Плехановские чтения. Тезисы докладов. СПб., 1993. С. 24.
3 См.: РЦХИДНИ. Ф. 264. Оп. 1. Д. 129. Л. 1 -1 об. В трудных условиях Гражданской войны в 1920 г. был переиздан первый том сочинений Плеханова (работы 1878—1884 гг. ), вышедший в свет в Женеве еще в 1905 г., а в 1922 выпущено сразу несколько тематических сборников произведений Плеханова («В защиту революционного марксизма», «Очерки по истории материализма», «Искусство и общественная жизнь» и др. ).
4 См.: РЦХИДНИ. Ф. 264. Оп. 1. Д. 211 (корректура запрещенной брошюры с авторской правкой). В конце 1918 г., когда отношения между меньшевиками и Советской властью несколько улучшились, Потресову удалось опубликовать две статьи о Плеханове (см.: Былое. 1918. № 12; Дело. 1918. № 11 — 12; в этом же номере были опубликованы статьи о Плеханове, написанные меньшевиками В. О. Левицким, П. Н. Колокольниковым, В. К. Мировым, Л. М. Пумпянским и др.).
5 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 290.
8
на обелиске в Александровском саду у стен Кремля среди 19 имен выдающихся мыслителей и борцов за свободу всех времен и народов. В 1921 г. Политбюро ЦК РКП(б) обсуждало вопросы об установке бюста на могиле Плеханова и выдаче его семье единовременного пособия в размере 10 тыс. франков 1. В 1922 г. старый соратник Плеханова Лев Дейч был командирован за партийный счет в Париж, где жила тогда с дочерьми Р. М. Плеханова, для участия в обработке архива Георгия Валентиновича, перевезенного из Женевы и Сан-Ремо 2. На следующий год началось издание сочинений Плеханова в 27 томах под редакцией Д. Б. Рязанова. Параллельно с этим под редакцией Л. Г. Дейча стали выходить в свет сборники «Группа «Освобождение труда». Из архивов Г. В. Плеханова, В. И. Засулич и Л. Г. Дейча». В 1923-1924 гг. были изданы первые большие аналитические работы о Плеханове и библиография его работ 3.
Именем Плеханова начинают называть улицы, высшие учебные заведения, культурно-просветительные учреждения. Казалось, что в обстановке нэпа, отхода Ленина от активной политической деятельности и усиления борьбы за власть в кремлевском руководстве намечается и определенный перелом в отношении к Плеханову. Так, появилась тенденция к сближению его с Лениным и большевизмом (это была тогда единственная возможность как-то приподнять роль Плеханова в российском революционном движении), стараниями Л. И. Аксельрод и А. М. Деборина всячески подчеркивались заслуги Георгия Валентиновича в области философии. Характерно, что, когда в 1922 г. в одном из документов Коминтерна появилась фраза «...Еще покойный Плеханов, когда он был марксистом... », в журнале «Под знаменем марксизма» было опубликовано письмо Л. И. Аксельрод и Л. Г. Дейча, которые от имени созданного еще в 1918 г. комитета по увековечению памяти Г. В. Плеханова выразили самый решительный протест против такой постановки вопроса, поскольку Плеханов «до гробовой доски... остался верен взглядам основателей научного социализма, усвоенным им в юности и неизменно проповедуемым в течение почти сорока лет»4.
1 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 52. С. 177; Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника. М., 1980. Т. 11. С. 41, 460, 644; М, 1982. Т. 12. С. 302; РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 229. Л. 3; Д. 232. Л. 1 (решения Политбюро ЦК РКП(б) от И и 18 ноября 1921 г. ).
2 См.: РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 112. Д. 223; оп. 3. Д. 213. Л. 5; ф. 91. Оп. 1. Д. 176. Л. 10, 11, 18, 24.
3 См.: Вольфсон С. Я. Плеханов. Минск, 1924; Ваганян В. А. Опыт библиографии Г. В. Плеханова. М. -Пг., 1923; его же. Г. В. Плеханов: опыт характеристики социально-политических воззрений. М., 1924. В дальнейшем из-за политической «неблагонадежности» авторов все эти работы оказались в спецхранах.
4 Под знаменем марксизма. 1922. № 5 — 6. С. 155. «Криминал» в этом письме обнаружили лишь в 1932 г., в обстановке начатого по инициативе Сталина похода за «чистоту» марксизма-ленинизма.
9
Конечно, в этом движении за «реабилитацию» Плеханова были и некоторые элементы его идеализации, но в целом оно являлось вполне закономерной ответной реакцией на тот упрощенный и достаточно несправедливый подход к личности и трудам первого русского марксиста, который сложился после победы большевиков.
Впрочем, в те же самые годы главный историк-марксист СССР М. Н. Покровский, мнение которого часто было решающим, со свойственной ему категоричностью утверждал, что в результате постепенного распада марксистского мировоззрения Плеханова он уже к 1914 г. «переставал быть марксистом». По мнению Покровского, в 1905-1907 гг. Плеханов стал применять кадетскую теорию в практике политической борьбы, а затем попытался истолковать с ее помощью историю России и русской общественной мысли, превратившись якобы в идеолога «буржуазной технической интеллигенции»!.
Во второй половине 1920-х годов, по мере того как формировался культ Ленина и ленинизма и росло влияние в партии Сталина, всегда смотревшего на Плеханова с подозрением и неприязнью, наметившаяся было «оттепель» в отношении к «отцу» русского марксизма вновь сменилась резкой критикой его ошибок и идейных шатаний. В партийных верхах стало складываться убеждение, что Плеханова пора «поставить на место». В декабре 1927 г. на XV съезде ВКП(б) Сталин заявил, что после раскола РСДРП Плеханов вместе с Мартовым и Аксельродом «выпал из тележки» партийного руководства и это имело якобы большое положительное значение для будущей победы революции 2. А через три года генсек дал директивную установку: «Плеханова надо разоблачить. Он всегда свысока относился к Ленину» 3. Характерно, однако, что, собирая свою личную библиотеку, Сталин поставил Плеханова в списке наиболее выдающихся марксистских мыслителей на почетное пятое место — после Маркса, Энгельса, Ленина, Каутского, но перед Троцким, Бухариным, Зиновьевым, Каменевым, Лафаргом, Розой Люксембург и Радеком 4.
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!