Г л а в а 1. Общая характеристика основной литературоведческой 6 страница



2.1. Феномен целостности в искусстве и культуре

Прежде чем говорить о культуре, искусстве, литературе, необходимо определить тот способ мышления, те методологические основы мышления, при помощи которых будет анализироваться объект исследования. Природа предмета исследования диктует и методологию его познания. А методоло­гия, в свою очередь, помогает нам осознать истинную природу исследуемо­го объекта. Важно с самого начала видеть эту диалектическую взаимозави­симость и постоянно держать ее в уме, определяя методологию.

Если мы примем на вооружение, условно говоря, «догматический» способ рассмотрения интересующей нас проблемы, то вынуждены будем выбирать какой-то один подход из множества существующих. Скажем, можно посмотреть на культуру с точки зрения фрейдизма - и тогда все культурные достижения человечества оказываются оборотной стороной комплекса неполноценности. При всей оригинальности концепции пан-психологизм ее очевиден. Можно интерпретировать культуру в духе мар­ксизма - тогда движущей силой истории оказывается борьба классов. Тут мы вынуждены констатировать абсолютизацию социологизма. Какую точ­ку зрения принять, чья «догма» убедительнее?

Если методологии невозможно привести к общему знаменателю, есть только два выхода: либо прав оказывается тот, чья вера крепче (и тем са­мым дискуссия из области научной переводится в область психологиче-

42

ско-идеологическую), либо «научно состоятельной» надлежит считать позицию, которую условно можно назвать «скептической». С точки зрения скептика, нет и не может быть какой-то единой объективной истины, а есть «масса мнений», из которых ни одно не является истиннее другого. Выбор научной методологии становится делом вкуса и личного пристра­стия. По существу, проблема в научном плане опять снимается.

Очевидно, природа проблемы такова, что при ее решении невозможно ограничиться ни ее рассмотрением в какой-либо одной плоскости (догма­тизм), ни признанием истинности какого угодно числа различных плоско­стей (скептицизм). Разумеется, вклад различных философских школ и на­правлений в культурологию, эстетику и литературоведение неодинаков, тут требуется конкретный анализ конкретных достижений, оцениваемых с конкретных позиций. Однако не это является предметом нашего исследо­вания, поэтому отвлечемся от вопроса о научной корректности и состоя­тельности различных способов мышления, констатируя плюрализм подхо­дов к культуре (в том числе к художественной культуре).

Скептицизм, доведенный до своего логического предела, вынужден при­знать противоречие главным, определяющим фактором жизнедеятельности. Большинство методологий так или иначе противоречат друг другу; тут надо либо выбирать, либо открыто впадать в агностицизм, не зная, как справиться с принципом противоречия. Беглый перечень подходов невозможен без упоми­нания еще об одном способе мышления (и, соответственно, типе философии), где наличие противоречий -лишь начальный этап в исследовании проблемы. Видеть со всех сторон - еще не значит уметь «примирить» все стороны. Даль­нейшее рассмотрение должно заключаться в обнаружении взаимосвязей како­го-либо одного аспекта со всеми иными, наиболее значимыми, переходов од­ного аспекта в другой. Речь идет о всестороннем, многоаспектном, много­уровневом рассмотрении объекта, при котором выявляется истинная при­рода объекта исследования, а наличие каждой методологии получает свое объяснение и относительное признание (или аргументированное непризна­ние). Такой - универсальный - способ рассмотрения именуется диалектиче­ским. Сразу же отметим, что философской базой, в рамках которой (и спо­собом которой) исследуется интересующий нас вопрос, выступает диалек­тика в ее материалистическом варианте.

В области гуманитарных наук главная проблема сегодня заключается в том, чтобы суметь сотворить такую методологическую систему призм (а не настаивать на одной отдельно взятой призме), сквозь которую видны были бы во взаимодействии полярно противоположные силы и свойства. Культура заставляет видеть в человеке белокурую бестию и святого, героя и индивидуалиста, мудреца и глупца, благородного рыцаря и ничтожного подонка, взрослого и ребенка, рационалиста и потерянного в потемках

43

собственной души, в каменном веке - будущую цивилизацию, в цивилиза­ции - каменный век. в мифе - философию, в философии - миф. в мысли -чувство, в чувстве - мысль и т. д., и т. д. В людях, нас окружающих, и в нас самих одновременно есть все. Мы связаны и с древними греками, и со всеми грядущими потомками - до тех пор, пока мы существуем в рамках рода человеческого как он сложился на сегодняшний день.

Такому подходу к личности и культуре в человеке противится очень многое: и здравый смысл, отмечающий лишь очевидность явлений, но не их суть; и остаточный мифологизм, и непосредственная общественная практика (опирающаяся на тот же здравый смысл и мифологизм) с ее тре­бованиями определенности и однозначности. Но высшие сферы деятель­ности человеческого духа - философия, наука, искусство - научились син­тезировать «противоположные качества». И не в ущерб определенности, а во имя ее. Для этого, однако, необходима высокая культура мышления.

Диалектический материализм, как его понимает автор (кстати, не пре­тендующий на оригинальность: за такой трактовкой стоит вся европейская традиция), не распадается на диалектику и материализм. Это не суммами не формальное единство двух различных характеристик мышления. Диа­лектический материализм означает такое качество мышления, суть кото­рого заключается в тотальном видении взаимоотношений объекта с иными объектами. И анализ любого отдельного отношения, отдельного противо­речия (где показываются «единство», взаимопереход противоположных качеств и их «борьба», взаимоотторжение) подразумевает все иные воз­можные отношения. Но и это еще не все.

Диалектический материализм, в отличие от всех других типов фило­софий, представляет возможность не только теоретически анализировать, но и практически решать все земные дела людей, ориентируясь на опреде­ленную систему ценностей, которую создали люди и которая создает лю­дей. Более того, диалектический материализм становится таковым только при верном (т. е. соответствующем действительному положению вешей) применении. При неверном - диалектический материализм, будучи по форме «самотождественным», по сути может превратиться в идеализм.

Диалектический материализм - это не только инструментарии или осна­стка мышления, но одновременно и способ существования мышления, вы­работанного общественной практикой. И только в возвратной практической реализации диалектический материализм становится таковым. Без непо­средственного участия в практическом жизнеустройстве - это только потен­циальный диалектический материализм. Без конкретного применения на практике диалектический материализм так никогда и не станет диалектиче­ским материализмом. Применительно к данной работе это означает сле-

44

дующее. Работа в принципе состоится, если автору удастся выявить и во­плотить «возможности метода» в такой специфической области, как литера­туроведение, взятой в специфическом - целостном - аспекте. Если же ис­следователь в чем-то нетверд и не в состоянии пресечь «превратности мето­па», тогда он так и не скажет того, что хотел сказать. Но метод сам по себе здесь ни при чем. Он безличен, несмотря на то что применение его личност-но. Личностно - в том смысле, что позволяет с разной степенью отчетливо­сти и глубины «взять» предмет. Метод дает неограниченные возможности, но как им воспользоваться - зависит от исследователя.

Эти известные положения следует уточнить. Перечисленные свойства диалектического материализма, его взаимоотношения с практикой надо понимать не в том смысле, что метод служит некой гарантией того, что верное его применение обязательно, неизбежно, с научно обоснованной неумолимостью приведет, например, к познанию человеком своей сущно­сти и обретению им счастья, не говоря уже о таком пустяке, как постиже­ние литературы. Диалектический материализм «знает», где истина, а где истина - там и счастье. Это - классический миф. У «истины» и «счастья», да и у литературоведения с литературой, гораздо более сложные взаимо­отношения. Подобное наивное, полурелигиозное отношение к диалекти­ческому материализму (отчасти свойственное марксизму), не имеет ниче­го общего с наукой философией.

Привязывать метод к практике, делать его инструментом преобразо­вания - значит абсолютизировать его отдельные свойства, значит идеоло­гизировать его (т. е. превращать из науки в идеологию). С помощью диа­лектического материализма о человеке можно узнать много такого, что никогда не будет реализовано на практике. Разъясняющее, объясняющее. просвещающее начало философии, вопреки знаменитым тезисам Маркса о Фейербахе, - вечно актуально и в определенном смысле самоценно. Де­лать из философии инструкцию по практическому руководству к дейст­вию - значит исказить саму суть философии. Абсолютизация преобразую­щей функции дискредитирует метод. Точно так же дискредитирует сущ­ность диалектического материализма установка на разрыв с практикой. Практика - живительная жизненная сила метода. Без нее он превращается в систему «пустых» категорий. Абсолютизация чего бы то ни было несовмес­тима с духом диалектического материализма.

При желании, при тенденциозном подходе можно, конечно, делать из метода «алгебру революции» (или контрреволюции, или эволюции и т. д.). В действительности же метод - это метод, не более, но и не менее того. Необходима приличная философская квалификация, чтобы не путать на­учный метод с идеологией, практикой, т. е. со сферами его применения, с

45

которыми он сливается, в которых растворяется. Практика, а также прак­тический результат «на основе» метода и сам метод как таковой - далеко не тождественные понятия.

Прояснять сущность диалектического материализма в данной работе предстоит еще не раз. Сейчас же ограничимся только еще одной характе­ристикой избранной философской системы. Предлагаемая ею методоло­гия, как уже было сказано, исследует не только «жизнь» отдельного про­тиворечия, но и конгломерата противоречий, составляющих в совокупно­сти определенную целостность. Всякая целостность конкретна. Ей прису­щи такие качества, свойства, которые противопоставляют целостность, с одной стороны, системе, с другой - целостности иного качества или по­рядка. Система характеризуется возможностью разлагаться на элементы, за каждым из которых закреплена строго определенная функция. Отчетли­выми признаками системности обладают механические единства (конст­рукции). Они могут трансформироваться, видоизменяться, но только при условии, что к ним кто-то (что-то) «приложит руку». Саморазвиваться тат кого рода единства не могут. Естественно, они легко поддаются расчлене­нию на элементы, классификации, могут быть описаны на формальном языке точных наук при помощи понятий, связанных, опять же, формаль­ной логикой.

Целостность - природная и социальная - является признаком орга­нических единств, которые способны к саморазвитию (т. е. к переходу качеств в свою противоположность). И характеристика системы (часть -целое, элемент - целое и т. п.) неприложима к целостности. Отношения «части» и «целого» в целостности иные. Они соотносятся как капля и оке­ан, как желудь и дуб, зерно и колос - как эмбрион и развитое целое. Иначе говоря, в каждом элементе целостности в свернутом виде закодирована та программа, которая позволяет эмбриону саморазвиваться, эволюциониро­вать и превращаться в целостность иного порядка.

Целостность бывает разных типов (или видов): органическая (природ­ная) и органическо-конструктивная («рукотворная», созданная человеком и обществом, т. е. социальная по своей природе). Естественно, в человеке происходит взаимоналожение этих типов целостностей. Ведущим, опреде­ляющим началом личности становится способность к духовному самоопре­делению, т. е. целостность личности социальна по своей природе.

«Художественные произведения привлекают нас не тем. что они есте­ственны, а тем, что они естественно созданы» (Гегель). Художественное произведение, конечно, представляет собой целостность. Именно то, что создано, и при этом как бы естественно, что является одновременно и ор­ганизмом, и конструкцией, и будет предметом нашего исследования. Ли-'

46

тературу (и, далее, искусство и культуру) мы понимаем как целостность и глобально, и в каждом макро- и микроэлементе. Подчеркнем: целостность несводима ни к конструктивному, ни к органическому единству. В ней сосуществуют, диалектически взаимоотражаются противоречия организо­ванности и органичности.

Система и целостность, как и любые противоположности, взаимосвяза­ны, Система - это лишь момент целостности. И целостность ни в коем слу­чае не сводима к системе или даже к системе систем. Серьезной ошибкой представляется мнение, согласно которому целостность познаваема только как система, а иначе она - вещь в себе. Главное (и принципиальное) отличие целостности от системы заключается в том, что целостность - саморазви­вающаяся система - диалектична, внутренне противоречива. Поэтому по­знать ее можно как при помощи образа (внутренне противоречивой модели), так и при помощи диалектической системы понятий, фиксирующих проти­воречия и переход одних качеств и свойств - в другие. Системное же мыш­ление с его «запретом на противоречие» способно выстроить любые умозак­лючения и конструкции. Оно не способно лишь понять и объяснить само­развитие. Развитие противоречия взрывает систему, придает ей свойства, превращающие систему в целостность.

Но и это еще не все. Из противостояния целостность - системность по линии органичность - конструктивность вытекает множество важнейших следствий. Каждый уровень целостности - органичен (т. е. внутренне диа­лектичен), и уровней таких может быть бесконечное множество. «Распу­тать» их все - означает овладеть абсолютной истиной, что, понятно, не­возможно. Многоуровневость целостности неразрывно связана с ее мно­гоаспектно стью. Какой-либо определенный аспект, органично взаимосвя­занный со всеми остальными, может быть выделен, осознан и интерпрети­рован с помощью определенного способа мышления, в идеале становя­щимся философией определенного типа. Однако общий синтез может быть осуществлен именно - и исключительно - диалектикой. Само поня­тие целостности (многократной и многоуровневой внутренней противоре­чивости) может возникнуть, быть описано и адекватно интерпретировано только на языке материалистической диалектики.

В силу указанных свойств целостность может быть описана на языке точных наук только как система, т. е. по существу не может быть верно описана. Именно в этом и заключается разгадка «нестыковки» точных и гуманитарных наук, несинхронность их развития, различная результатив­ность процессов познания и авторитетность в глазах общественного мне­ния. Разность подходов обусловлена различной природой объектов иссле-

47

дования. Относительная отсталость гуманитарных наук, действительно имеющая место, определяется необходимостью выработки и применения тотальной диалектики. А это задача для культуры мышления гораздо бо­лее сложная, чем овладение формализованными (осуществляющими за­прет на противоречие) навыками мышления. Несравнимы и задачи, стоя­щие перед естественными и гуманитарными науками. Овладение сферой духовной проблематики, управление процессами духовного производства будет означать действительную, а не мнимую свободу личности и общест­ва, реальную постановку реальных, а не мистифицированных проблем перед человеком. Истина гуманитарных наук, подтверждаемая практикой, будет означать новый этап в развитии человечества.

Итак, целостность всегда является многоуровневым, многогранным объектом, в котором каждый уровень или каждая грань представляют собой каплю, отражающую океан целого. В целостности содержатся свойства системы, но у системы свойств целостности нет. Как же уда­ется человеку воспринимать подобные внутренне противоречивые объекты?

Если система и составляющие ее элементы фиксируются и отражают­ся при помощи понятий, то целостность как взаимопронизанность уровней может быть создана, воспринята и передана сразу, непосредственно толь­ко при помощи образа. (Вопрос о том, почему вообще возможно понятий­ное и образное мышление рассматривается в разделе 2. 2. «Целостность художественного образа».) Адекватное описание целостности на языке науки, как уже было сказано, возможно только при посредничестве диа­лектической логики. Такую логику, применяемую в материалистическом исследовании целостных объектов (т. е. одновременно «клубков» и «пуч­ков» противоречий в их иерархизированном единстве), мы будем называть тотальной диалектикой. Тотальная диалектика - это не какая-то особая, невиданная ранее логика мышления, а - высокоразвитая, полноценная материалистическая диалектика. Следует подчеркнуть именно ее разви­тость и зрелость. Для диалектики, описывающей целостность, умозаклю­чения типа «мальчик - отец мужчины» являются естественными. Можно в очередной раз говорить о парадоксе. Однако само понятие парадокса -порождение метафизического, формально-логического мышления. С точ­ки зрения последнего, диалектическое мышление парадоксально, оно вы­дает что-то вроде трюков и фокусов, противоречащих «нормальной» логи­ке. На самом деле именно диалектическое мышление нормально, а фор­мально-логическое - неполноценно, так как является лишь моментом мышления диалектического.

«Локальная», избирательная (не тотальная) диалектика только отчасти научна. Ее избирательность (сознательно или бессознательно) продикто­вана, как правило, потребностью обоснования идеологии. Поэтому такая диалектика больше идеологична, чем научна, и при последовательном внедрении в общество в качестве научной доктрины может привести к катастрофе. Яркий пример тому - «диалектический» и «исторический» материализм, а также определяемая ими социальная практика реального социализма в СССР.

Тотальная диалектика принципиально ориентирована на поиск исти­ны, независимой от идеологических, психологических и других потребно­стей и установок. Ее главная потребность - поиск истины. Тотальная диа­лектика сориентирована на поиск и сопряжение в идеале всех (на деле — главных) мыслимых плоскостей и точек зрения. Локальная диалектика ограничивается рассмотрением только того набора плоскостей, противо­речий или контекстов, который ведет к «заданной» истине. Понятно, что тотальная диалектика относительно тотальна, так как действительно все аспекты и разрезы, на которые могут быть спроецированы вещи и явле­ния, совместить невозможно. Это было бы все той же претензией на абсо­лютную истину.

Итак, культура может оперировать информацией образного порядка (эту возможность в полной мере использует искусство) и информацией, адекватно отраженной в системах понятий (прерогатива науки). Подроб­нее о языках культуры будет сказано в следующем разделе. Сейчас важно подчеркнуть, что многоуровневость целостности, которая в науке описы­вается аналитически с помощью тотальной диалектики, может быть отра­жена и посредством своеобразной модели, аналога - образа. Образ кон­кретизирует всеобщую целостность; анализировать образ — значит анали­зировать конкретную целостность. (Сделаем оговорку: речь идет прежде всего о художественном образе. Ведь у образа как такового могут быть и иные функции: иллюстративные, публицистические и т. д. «Глубина» та­ких образов не может претендовать на «модель жизни», на целостность.)


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!