Г л а в а 1. Общая характеристика основной литературоведческой 9 страница



Как видно из схемы 2, философский уровень эстетического сознания в «снятом виде» содержит в себе все предыдущие уровни, начиная с психо­логического (но вертикали). Эстетическое сознание (индивидуальное) да­леко не всегда дотягивает до уровня философских, мировоззренческих обобщений, хотя какие-то моменты обобщения есть уже и на низших уровнях.

С другой стороны, эстетическое сознание содержит в себе в той или иной степени, на том или ином уровне все обозначенные формы обще­ственного сознания (по горизонтали). В свою очередь, каждый из уров­ней может быть «эстетизирован» в силу необходимости. Схему, по су­ществу, можно мысленно свернуть в круг, сомкнув уровни и по горизон­тали, и по вертикали. Такой «круга и есть модель целостности. В каждой точке «круга» есть «все», и в то же время каждая точка (тоже целостность) конкретна.

Феномен взаимопроникновения форм общественного сознания друг в друга позволяет понять, почему небольшие художественные произведения могут стать «энциклопедиями жизни», почему они оперируют суммами смыслов. В то же время очевидна несводимость одной формы к другой, суверенность выделенных форм.

Следует особо обратить внимание на то, что эстетическое сознание со­седствует с нравственным. Мир межличностных отношений актуален для искусства с момента его зарождения. Исследовать личность (главная задача искусства) - значит исследовать закономерности ее формирования. А фор­мируется личность всегда во взаимодействии с другими личностями.

Для того чтобы адаптировать схему под задачи нашего исследования, обратимся к идее спектра, т. е. постепенного перехода от полюса к полю­су. Если вычленить (условно) эстетическое сознание и расположить внут­ри него основные виды искусства - по степени нарастания рационализма, точнее, разумного начала, - то мы получим следующую схему.

67

Схема 3

 

Литературу как вид искусства также можно разложить в подобном спектре: от лирики - к эпосу. Эпос, в свою очередь, также являет собой спектр, на одном полюсе которого находятся лиро-эпические поэмы, на противоположном - философско-аналитическая проза. «Спектральному анализу» по различным исходным основаниям можно подвергнуть любое течение, направление, тенденцию.

Как мы убедились, тезис «личность является центром содержания ху­дожественных произведений» -это еще ве вся истина. Мы значительно приблизимся к ней, если будем иметь в виду следующее: личное в художе­ственном произведении - это форма сверхличного, общественно значимо­го. Перед нами всегда не просто человек, а «коллективный человек» (К. Г. Юнг), не личность, а «коллективная личность». Собственно, лич­ность - «внутренняя социальность» - по определению является формой общественного. Иначе говоря, структура индивидуального сознания по­вторяет структуру общественного сознания. «Личность и есть совокуп­ность отношений человека к самому себе как к некоему "другому" -- от­ношений "Я" к самому себе как к некоторому "Не-Я"» [45, 329].

Думается, мы не всегда по достоинству оцениваем этот фантастиче­ский дар - самотрансцендентность человека. А этот дар и есть та решаю­щая предпосылка, благодаря которой художественное творчество стано­вится формой общественного сознания, благодаря которой человек смог стать творцом культуры.

Итак, личность есть телесная организация «ансамбля социальных от­ношений». Ясно, что личность вообще - это «ансамбль социальных отно­шений» вообще. «Данная личность есть единичное выражение той по не­обходимости ограниченной совокупности этих отношений (не всех), кото­рыми она непосредственно связана с другими (с некоторыми, а не со все­ми) индивидами...» [45, 330].

68

Конкретная личность, следовательно, не может быть совокупностью всех отношений. Только некоторых, именно этих отношений, которыми данная личность связана с некоторыми другими (не со всеми!) индивида­ми. Эта неизбежная редукция - способ укрощения «дурной бесконечно­сти» (Гегель).

Подведем итоги. Под личностью понимается сложный духовно-психофизиологический симбиоз, в котором ведущей, определяющей ин­станцией является духовная сущность личности. Целостность личности обеспечивается единством ее сознания и психики. При этом целостна сущность личности, ее отражение и восприятие.

Именно в таком ключе понимаемая личность является предметом ис­следования в художественной литературе, субъектом и объектом эстети­ческой деятельности (и шире - культуры).

Задача литературно-художественного произведения - воспроизвести образную концепцию личности. Следовательно, произведение воспроиз­водит прежде всего духовность личности, располагающуюся в поле на­пряжения между полюсами психики и сознания; духовность амбивалент­на: с одной стороны, она чувственно воспринимаема, «исихична», с дру­гой - рациональна.

Содержательность духовности составляет, с одной стороны, интеграция всех форм общественного сознания; с другой стороны, эта интеграция содер­жит в себе все уровни сознания - от обыденного до философского.

«Сверхчувственную» природу духовности можно передать только в образе; образ же для своего воплощения требует особых стратегий целе­направленного художественного отбора личностных проявлений, закреп­ляемых в стиле.

Именно в таком ключе понимаемое художественное произведение и является предметом исследования в предлагаемой работе. Художест­венное творчество просто не могло не возникнуть: целостность лично­сти, как видим, можно передать только при помощи образа - также амбивалентного, сверхчувственного по своей природе образования. Постижение и воспроизведение духовной сущности личности в образе и есть содержание художественного произведения.

Из того факта, что личность наиболее адекватно может быть переда­на через образ, вытекает множество принципиальных для нас следствий. Отметим одно из самых решающих среди них. Художественное твор­чество должно существовать и потому, что оно удовлетворяет одну из

69

фундаментальнейших потребностей человеческой личности, а именно: потребность в «самоактуализации» (термин американского психолога А. Маслоу [55]).

Индивидуальная личность существует потому, что она взаимодейст-вует с другими личностями, с окружающей средой. Индивидуальность вырабатывается через контакт с иными индивидуальностями. Быть са­мим собой означает постоянно заимствовать что-то у других. Вне взаи­модействия с объектом становление и существование субъекта немыс­лимо, иначе появление сообщества людей вряд ли объяснимо без помо­щи «высших сил».

Следовательно, кроме того, что личность расщеплена изнутри (сосу­ществование «Я» и «Не-Я»), она постоянно подвергается внешнему идео­логическому воздействию со стороны других личностей. Чтобы при этом личность оставалась идентичной самой себе, необходимо ее «целостное духовное самоопределение» (Г. Н. Поспелов), постоянное подтверждение правильности избранной мировоззренческой «системы координат», ду­ховной системы ориентации в мире. Эти моменты в жизни личности (по­требность!) и есть моменты самоактуализации.

На основе этой потребности у личности появляется (опять же - не мо­жет не появиться) «эстетическая установка» как предпосылка одного из эффективнейших способов самоактуализации - эстетической деятельно­сти. Самоактуализация - акт не столько рациональный, сколько приспосо­бительный, адаптационный, психологический в своей основе. Он является не научным, а интуитивным, образным познанием мира. Эстетическая деятельность (в том числе ее высшая форма - художественное творчество, а также его восприятие) как нельзя более адекватна такой установке. Вос­принимая образы искусства, личность решает для себя не только собст­венно художественные, но и адаптационные, мировоззренческие пробле­мы, чем и определяется эффект катарсиса: я не одинок, мой идеал - идеал многих других, правильность моего выбора подтверждается тем, что его разделяют положительные герои и не разделяют отрицательные.

Это, конечно, познание мира, но познание внерациональное, конечным результатом его выступает образная концепция личности. Художествен­ное познание, казалось бы, невозможно свести к сотворению образной концепции личности. Ведь творится особый художественный мир, новая, ранее не существовавшая художественная реальность. Но художественное познание - это, так сказать, антропологическое познание мира как среды

70

обитания личности, познание через личность, ради личности и средства­ми, присущими личности. Это попытка понять и выразить себя, а значит, и все остальные личности.

Что значит показать в литературе человека, личность? Это значит вос­произвести его «систему ориентации и поклонения» (Э. Фромм), его систему взглядов на мир, программу его самоактуализации. Справедливо и обратное: изобразить какую-либо картину мира, какую-либо «систему ориентации и по­клонения» - означает изобразить носителя картины мира - все ту же личность. В этом смысле вновь созданную художественную реальность можно редуци­ровать до образной концепции личности.

Именно здесь и находятся истоки целостности художественного про­изведения. (Здесь же, добавим, находятся истоки идеи «уничтожения це­лостности» путем разложения ее на «единицы целостности» - на уровни. Целостные явления схватываются мгновенно, интуитивно. Но всякий ин­туитивный акт можно до известного предела формализовать, дать ему ло­гическую развертку (некий аналог сверхзамедленной съемки работы сознания).) Если исходить из идеи о принципиальной познаваемости мира, то такое «высвечивание» исторических напластований в целостном объек­те представляется естественным и необходимым, что мы и попытаемся доказать в своей работе, Концепция личности, будучи целостным образо­ванием, и отражается, и воспринимается соответствующим образом: не путем аналитического разложения на элементы, а сразу, целиком. Как в капле воды отражается океан, так в «единице целостности» отражается целое. Целостность неразложима на элементы, поэтому и передается не поэлементным, а иным - целостным - способом.

ГЛАВА 3

МНОГОУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Теперь необходимо перейти к непосредственному рассмотрению цело­стной методологии исследования литературного произведения. Личность как сверхсложный целостный объект может быть отражена только с помо­щью некоего аналога ■- тоже многоуровневой структуры, много плоскостной модели. Если основным содержательным моментом в произведении являет-

71

ся личность, то само произведение, чтооы воспроизвести личность, должно обладать многоуровневостью. Произведение есть не что иное, как совмещение, с одной стороны, различных измерений личности, с другой - ансамбля личностей. Все это возможно в образе - фокусе раз­личных измерений.

Вспомним известное выражение М. М. Бахтина: «Великие произведе­ния литературы подготавливаются веками, в эпоху же их создания снима­ются только зрелые плоды длительного и сложного процесса созревания» [9, 331]. В рамках обозначенной методологии это соображение можно, на наш взгляд, истолковать и в том смысле, что «процесс созревания» - это процесс «разработки» и «притирки» различных уровней, свидетельствую­щих об историческом пути, пройденном эстетическим сознанием. В каж­дом уровне зафиксированы свои следы, свои «коды», составляющие в со­вокупности генетическую память литературно-художественных произве­дений.

Солидаризируясь с методологическим подходом, намеченным сто­ронниками целостно-системного понимания произведения, попытаемся охватить все возможные уровни произведения, сохраняя двуединую уста­новку.

1.     Выделяемые уровни должны помочь осознать закономерности пре­творения отраженной реальности в лингвистическую реальность текста. Это отражение осуществляется посредством особой «системы призм»: призмы сознания и психики (мировоззрения), далее - призмы «стратегий художест­венной типизации» и, наконец, - стиля. (Разумеется, возможно и обратное движение: реконструкция реальности при отталкивании от текста.)

2.     Уровни должны помочь осознать произведение как художественное целое, которое «живет» только в точке пересечения различных аспектов; уровни и есть те самые конкретные клеточки, сохраняющие все свойства целого (но никак не элементы целого).

Заметим также, что подобная установка поможет, наконец, найти путь к преодолению противоречий между духовным, нематериальным художе­ственным содержанием и материальными средствами его фиксации; меж­ду герменевтическим и «эротическим» (чувственно воспринимаемым) подходом к художественному произведению; между герменевтическими школами различного толка и формалистическими (эстетическими) кон­цепциями, все время сопутствующими художественному творчеству.

72

Схема 4

73

Во избежание недоразумений, следует сразу же оговорить момент, связанный с понятием концепции личности.

В литературно-художественном произведении бывает много концеп­ций личности. О какой же из них конкретно идет речь?

Мы ни в коем случае не имеем в виду поиск и анализ какого-то одного центрального героя. Подобная наивная персонификация требует от всех остальных героев быть просто статистами. Ясно, что в литературе это да­леко не так. Речь также не может идти о некоей сумме всех концепций личности: сумма героев сама по себе не может определять художествен­ный результат. Речь также не идет о раскрытии образа автора: это то же самое, что и поиск центрального героя.

Речь идет о том, чтобы суметь обнаружить «авторскую позицию», ав­торскую «систему ориентации и поклонения», которая может быть вопло­щена через некий оптимальный ансамбль личностей. Авторское видение мира и есть высшая инстанция в произведении, «высшая точка зрения на _ мир». Процесс реконструкции авторского (писательского) видения мира, т. е. постижение своеобразного «сверхсознаниям, «сверхличности», явля­ется важной составной частью анализа художественного произведения. Но само «сверхсознание» весьма редко бывает персонифицировано. Оно не­зримо присутствует только в иных концепциях личности, в их действиях, состояниях.

Итак, «мышление личностями» всегда предполагает того, кто ими мыслит: не образ автора, а самого реального автора (хотя иногда они мо­гут совпадать, как, скажем, в «Смерти Ивана Ильича»). Художественной истины «вообще» не бывает. Ее изрекает кто-то, у нее есть автор, творец. Художественный мир - это мир личностный, пристрастный, субъективный.

Намечается парадокс: каким-то образом возможна почти полная нема-териализованность автора при явно ощутимом эффекте его присутствия. Попробуем разобраться.

Начнем с того, что на всех концепциях личности проставлено, так ска­зать, авторское клеймо. У каждого персонажа есть творен, который ос­мысливает и оценивает своего героя, раскрываясь при этом сам. Однако художественное содержание нельзя свести просто к авторским концепци­ям личности. Последние выступают как средство для выражения миросо­зерцания автора-писателя (как осознанных его моментов, так и бессозна- У. тельных). Следовательно, эстетический анализ концепций личности - это анализ явлений, ведущих к более глубокой сущности - к мировоззрению автора. Из сказанного ясно, что надо анализировать все концепции лично­сти, воссоздавая при этом их интегрирующее начало, показывая общий корень, из которого произрастают все концепции. Это относится, думает­ся, и к «полифоническому роману». Полифоническая картина мира тоже личностна.

74

В лирике симбиоз автора и героя обозначается специальным терми­ном - лирический герой. Применительно к эпосу в качестве аналогичного понятия все чаше выступает термин «образ автора» (или «повествова­тель»). Общим для всех родов литературы понятием, выражающим един­ство автора и героя, вполне может быть понятие «концепция личности».

Самое трудное заключается в том, чтобы понять, что за сложной, ино­гда внутренне противоречивой картиной сознания героев просвечивает более глубинное авторское сознание. Происходит наложение одного сознания на другое.

Между тем описанное явление вполне возможно, если вспомнить, что мы имеем в виду под структурой сознания. Авторское сознание обладает точно такой же структурой, что и сознание героев. Понятно, что одно созна­ние может включать в себя другое, третье и т. д. Такая «матрешка» может быть бесконечной - при одном непременном условии. Как следует из схемы 2, ценности высшего порядка организуют все остальные ценности в опреде­ленной иерархии. Иерархия эта и есть структура сознания. Особенно хоро­шо это видно на примерах сложных, противоречивых героев, одержимых поисками истины, смысла жизни. К ним относятся герои Тургенева, Толсто­го, Достоевского, Гончарова и др. Философский пласт сознания героев фор­мирует их политическое, нравственное, эстетическое сознание и т. д. И ка­ким бы сложным мировоззрением ни обладал герой, его мысли всегда трансформируются в идеи и, далее, в поведение.

Структурированная внутренняя социальность является не факульта­тивным, а имманентным признаком личности. Авторская внутренняя со­циальность в принципе оказывается всегда более универсальной, чем внутренняя социальность его героев. Поэтому авторское сознание способ­но вмешать в себя сознания героев (см. раздел «Автор (писатель) как ли­тературоведческая категория»).

Система ценностей читателя должна быть равновеликой авторской, чтобы художественное содержание могло быть воспринято адекватно. А иногда внутренняя социальность читателя даже более универсальна, чем у автора.

Таким образом, взаимоотношения между мировоззрениями различных героев, между героями и автором, между героями и читателем, между ав­тором и читателем и составляют ту зону духовного контакта, в которой располагается художественное содержание произведения.

Дальнейшая задача будет заключаться в том, чтобы показать спе­цифичность каждого уровня и вместе с тем его интегрированность в единое художественное целое, его детерминированность, несмотря на автономность.

75

Итак, мировоззрение и его основная для художника форма выраже­ния - концепция личности - являются внехудожественнылш факторами творчества. Здесь зарождаются все «стратегии внехудожественных ти­пизации»: всевозможные философские, социально-политические, эко­номические, нравственно-религиозные, национальные и другие учения и идеологии. Концепция личности так или иначе фокусирует все эти идео­логии, является формой их одновременного существования.

Вместе с тем мировоззрение в его соответствующих сторонах высту­пает решающей предпосылкой собственно художественного творчества. Концепцию же личности можно рассматривать и как начало всякого твор­чества, и как его результат (в зависимости от точки отсчета: движемся ли мы от реальности к тексту или наоборот). Если комментировать и интер­претировать только эти верхние уровни, не показывая, как они «прораста­ют» в другие, преломляются в них (а такой подход, к сожалению, и явля­ется доминирующим в практике современных литературоведов), то мы очень поверхностно изучим художественное произведение. За лесом надо различать деревья (и наоборот). Обобщение на уровне концепции лично­сти — это заключительный этап анализа художественного произведения для литературоведа.

Но и начинать следует именно с него.

3.1. Стратегии художественной типизации 3.1.1. Метод

Если принять изложенную концепцию за краеугольный камень в фун­даменте теории литературно-художественного произведения, необходимо переходить к следующему этапу.

Сущность, как известно, дана нам вчявлениях. Познание сущности означает постепенный переход от сущности более высокого порядка к сущности более низкого порядка - и так до бесконечности. Для того что­бы получить представление о духовном содержании личности, нужны со­ответствующие специфические проявления личностного начала. Без них личность останется «вещью в себе», непознанной и невоспринимаемой. Как же может проявиться личность?


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!