Лист ответов и рекомендации к оцениванию



Задание 1

Деятельность: Понимание на содержательном уровне, поиск информации, работа с деталью, привлечение дополнительных знаний, аргументация.

1 балл – в ответе содержатся ссылки на летнюю белую ночь, которая бывает только на севере. Возможно цитирование: «Я… вдыхал прохладу белой, тихой ночи», «И кончится так и не начавшаяся ночь».

0 баллов – другие ответы.

Задание 2

Деятельность: Понимание на содержательном уровне, поиск информации, аргументация.

1 балл – ответ Б: «Летом». В ответе содержатся ссылки на летнюю ночь, возможно цитирование «Всюду уже было лето и все отцвело». Ответ свидетельствует о понимании того, что весна была только на острове и пришла туда с опозданием.

0 баллов – дан ответ Б, но нет объяснения. Другие ответы.

Задание 3

Деятельность: Понимание на содержательном уровне, поиск информации, аргументация, перестраивание вопроса для удобства решения задачи.

2 балла – в ответе приводится понимание того, что встреча с весенним островом происходит неожиданно, случайно, автор не мог знать о ней, поэтому ответ А является неверным.

1 баллов – ответ А. Нет объяснения.

0 балл – другие ответы. Ученик не обнаруживает понимания текста.

Задание 4

Деятельность: Понимание на содержательном уровне, поиск информации, вычленение ее в тексте, аргументация.

1 балл – в ответе содержится следующее объяснение: остров был затоплен, поэтому весеннее цветение началось на нем с опозданием, когда «ушла» вода.

Вариант 4:ученик отмечает в предпоследнем абзаце строку 3: «Тот остров оставался долго под водою». Или строки 3–4.

0 баллов – в ответе содержится другое объяснение.

Вариант 4: ученик отмечает не только строки 3–4, но и другие, весь абзац. Дает избыточную информацию.

Задание 5

Деятельность: Поиск точной информации, вычленение ее в тексте.

1 балл – ученик обнаруживает умение работать с информацией, подчеркивает в тексте в 8 абзаце предложение «Берега… цветы Сибири» (строки 1-3). Возможно дополнение: в абзаце 9 предложение «Цветут колокольчики… дикий мак» (строки 3-4).

0 баллов – ученик подчеркивает весь абзац 8, другие абзацы.

Задание 6

Деятельность: Понимание на уровне подтекста, реконструкция авторского замысла, интерпретация текста, аргументация.

2 балла – ученик объясняет решение автора тем, что остров не только удивительное явление природы, но и образ (символ, знак) судьбы человека, юности, счастья. «Судьба» острова сравнивается с судьбой человека.

1 балл – ученик объясняет выбор автора тем, что весенний остров поразил Астафьева как удивительное явление природы, чудо. Весенний остров запомнился красотой и т.п. Остров выделялся среди других островов своей необычностью.

0 баллов – общий ответ. Например: Астафьев любит природу, свой край. Возможна подмена ответа. Например: весна похожа на юность.

Задание 7

Деятельность: Понимание, сворачивание текста.

Задание оценивается вместе с заданием 5.

Задание 8

Деятельность: Понимание, рефлексия и оценка разных читательских позиций, поиск информации.

2 балла – для аргументации первой точки зрения ученик выбирает материал из абзацев 1-2. Для аргументации второй точки зрения - из абзацев 5-6-7. Аргументация достаточная.

1 балл – аргументация недостаточная.

0 баллов – в ответе содержится неверная аргументация. Например, ученик пишет, что жить елочке в «деревянной рубашке пня» невозможно. При аргументации искажается смысл текста, значение написанного подменяется другим значением, не свойственным тексту.

Задание 9

Деятельность: Реконструкция авторского замысла.

1 балл – точка зрения второго совпадает с авторской.

0 баллов – другой ответ.

Задание 10

Деятельность: Реконструкция авторского замысла, интерпретация текста.

2 балла – ответ D или ответы C и D вместе. Ответ свидетельствует о понимании замысла автора.

1 балл – ответ В. Ответ свидетельствует о поверхностном понимании замысла.

0 баллов – ответы А и Б. Свидетельствует о непонимании.

Задание 11

Деятельность: Понимание на уровне подтекста, реконструкция авторского замысла, интерпретация текста, обоснование собственной позиции.

2 балла – ответ В («И прахом своим»). Ученик понимает, что в названии заключена философская идея произведения: гибель молодых ребят на войне не была напрасной, своей смертью («и прахом своим») они отстояли будущее. Важно, чтобы ученик увидел и отметил именно связь между войной и миром (ключевую для В.П.Астафьева в целом и для данного текста в частности), а не только общую закономерность сменяемости жизни и смерти.

1 балл – ответ А («Таков закон жизни»). Ученик видит общую связь между поколениями: родители заботятся о детях, дети приходят на смену родителям и т.п.

0 баллов – другие ответы с любым обоснованием.

Задание 12

Деятельность: Использование результатов решения предшествующих заданий, рефлексия на собственную деятельность, обоснование собственной позиции.

2 балла – собственное название свидетельствует о глубоком понимании замысла автора. Поскольку предыдущие задания способствуют формированию такого понимания, ценным будет, если ученик даст новое название, более подходящее, чем данное в начале работы с задачей (см. задание 1). Например: первое название «Родительская любовь», второе – «Смерть ради жизни». Ученик объясняет, почему он изменил название.

1 балл – собственное название свидетельствует о недостаточно глубоком понимании авторского замысла.

0 баллов – поверхностное понимание, непонимание. Отсутствие рефлексии.

Задание 13

Деятельность: Интерпретация текста, реконструкция авторского замысла, реконструкция вопроса, сопоставление текстов.

2 балла – ученик понимает переносное значение слова «затесь» – зарубка на память, особенная мета в жизни, в череде впечатлений, в судьбе писателя и т.д. Сравнивает творческий путь с дорогой, тропой, «затесями» на этом пути становятся неожиданные встречи (подобные встрече с весенним островом или с елочкой, растущей на пне) и раздумья, рожденные ими.

1 балл – ученик указывает на сходство весеннего острова посреди реки (елочки в лесу) с затесью на тропе. Говорит о встрече автора с островом (с елочкой) как об открытии. В ответе нет обобщения.

0 баллов – другие объяснения, свидетельствующие о непонимании текста, содержащегося в вопросе, и авторского замысла.

Задание 14

Деятельность: Сопоставление текстов, рефлексия на содержание и форму текста, аргументация, многократное возвращение к условию задачи.

2 балла – ученик верно указывает текст В.П.Астафьева (первый) и объясняет сходство этого текста с прочитанными тем, что в нем проводится характерная для писателя параллель между миром природы и человека, ученик отмечает также афористичность стиля. В тексте М.М.Пришвина этих особенностей нет, в нем содержится только описание определенного времени года - ранней весны.

1 балл – ученик верно указывает текст, но затрудняется в объяснении.

0 баллов – ученик неверно указывает текст.

Задание 15

Деятельность: Рефлексия на форму текста, поиск информации, работа с составным текстом.

1 балл – ученик выписывает (или подчеркивает в тексте) все афористические выражения, в том числе и из правильно указанного текста, содержащегося в предыдущем задании: «тот, кто не растет, - умирает», «к каждому человеку поздно или рано приходит своя весна», «рождение не терпит суеты», «реки, что человеческие судьбы, - у них много поворотов, но нет пути назад».

0 баллов – перечень афористических выражений неполный.

 


Задача «Анчар»

Составитель: Ф.А. Ваганова, преподаватель литературы,

                гимназия «Универс» №1, г. Красноярск

Общая характеристика задачи

 

Предмет: литература.

Класс: 8 и 9.

Программа: программа по литературе для общеобразовательной школы.

Задача построена на основе текста стихотворения А.С.Пушкина, комментария к нему и литературоведческой статьи. Она рассчитана на формирование грамотности чтения научного текста. В отечественных учебных пособиях по литературе для основной школы задания, обучающие чтению научных, научно-популярных и даже учебных текстов, встречаются крайне редко. В основном это задания, рассчитанные на работу с художественными текстами.

Задача направлена на преодоление дефицитов, таких как:

· поиск информации;

· переход от общего содержания текста к деталям и наоборот;

· реконструкция авторского замысла;

· работа с научным текстом.

Источник. Бонди С. Стихотворения Александра Пушкина. Кн. для учащихся – М.: Педагогика, 1986; Благой Д. «Душа в заветной лире…» – М.: Советский писатель, 1977.

Рекомендации учителю

Задача может быть использована на уроках литературы при знакомстве с личностью поэта, при изучении пушкинской лирики, при обучении анализу стихотворения.

Время работы с задачей – 1 урок.

Текст задачи

Перед вами небольшой комментарий литературоведа Сергея Бонди к стихотворению А.С.Пушкина «Анчар», текст самого стихотворения и отрывок из статьи ученого-пушкиниста Дмитрия Благого «Союз волшебных звуков, чувств и дум». Прочитайте внимательно тексты и ответьте на вопросы.

 

С. Бонди Из книги «Стихотворения Александра Пушкина»   Глубокая мысль этого стихотворения – горячий протест Пушкина против неограниченной власти одного человека над другим. Эту власть как носитель ее (царь, князь), так и подданные, рабы, обычно считают вполне естественной и справедливой. Страшное дерево анчар, все пропитанное ядом от корней до листьев, губит всякое живое существо, приближающееся к нему. И звери, и птицы знают это и не подходят близко к анчару. А человек (вождь племени, «царь» или «князь», как называет его поэт) может послать к нему человека за ядовитой смолой, нужной ему для отравленных стрел! И тот послушно идет на верную смерть, подчиняясь воле «непобедимого владыки». < … >   Д. Благой Из статьи «Союз волшебных звуков, чувств и дум»   В 1828 году у поэта зарождается замысел стихотворения «Анчар». По дошедшим до нас рукописям можно проследить последовательный процесс его воплощения. Набрасывается первый стих: «В пустыне < > и глухой». Строка почти сложилась, но по структуре ее видно, что должен быть еще один эпитет, а он пока поэтом не найден. Начинаются упорные поиски: «В пустыне знойной и глухой». Не то! «В пустыне ме ртвой…» Опять не то! Поэт почти готов отказаться от недающегося слова: пытается перестроить строку: «В песках < > глухой». И все же ощущение необходимости искомого эпитета не оставляет его, и он снова возвращается к первоначальной конструкции: «В пустыне тощей и глухой». На этом работа над данной строкой останавливается, и Пушкин набрасывает пока еще очень предварительный текст всего стихотворения. В таком черновом виде оно на время и оставляется. Возвращается поэт к прерванной работе лишь два-три месяца спустя. И опять начинаются поиски все того же никак не дающегося эпитета первой строки. Вместо эпитета «тощей» появляется новый – «мрачной». Но и он не удовлетворяет. И наконец нужное слово находится: «В пустыне чахлой...» Возникает естественный вопрос: почему же из всех предыдущих вариантов именно оно удовлетворило Пушкина и окончательно утвердилось в самом начале стихотворения? Основная «поэтическая идея» «Анчара», как это очевидно из его завершенного текста, – гуманистическое неприятие «зверообразного самовластия, когда человек повелевает человеком» (радищевская формула, известная Пушкину еще с лицейских лет),то есть такого общественного устройства, при котором обесчеловеченный «владыка» посылает за ядом анчара и, значит, на неминуемую смерть не менее по-своему обесчеловеченного, «послушного» даже не «слову», а одному лишь «властному взгляду», безмолвно покорствующего раба. Гармонически слито, как тоже очевидно из окончательного текста, с этой основной «поэтической мыслью» стихотворения основное же его «звучание» – музыкальный лейтмотив, образуемый комплексом звуков, заключенных в самом названии «древа смерти» – Анчар. Слово это, по-видимому, именно Пушкиным впервые было введено в русский язык и литературу. Оно вызывает (по звуковым ассоциациям со словами «чары» «черный», «мрачный» и т. п.) представление о чем-то зловещем, ужасающем и тем самым вполне соответствует обозначаемому предмету – «древу яда». Очевидно, потому же из двух названий этого древа – принятое в ботанике upas и анчар – Пушкин выбрал последнее (в рукописи, за несколько страниц до чернового наброска стихотворения, поэт выписал их оба). И этот-то звукообраз, «мыслезвук» ведется Пушкиным, то полностыо, то частично, сквозь все стихотворение. Почему же тогда был отброшен поэтом эпитет «мрачной», содержащий в себе особенно полно указанный комплекс звуков: р — а ч — н? Но отказ от него как раз и подтверждает, что в своей творческой работе Пушкин никогда не шел только за звуками, в ущерб остальному. Эпитет «В пустыне мрачной» имеет некоторую эмоциональную окраску. Между тем, как свидетельствуют все предшествующие варианты, поэт, в соответствии с избранным им строгим, даже суровым эпическим тоном, который придает особенную художественную выразительность повествованию о «непобедимом владыке» и «бедном рабе», искал эпитет без какой-либо эмоциональной примеси. Не менее показателен и отказ от такого, как раз отвечающего этому, эпитета, как «в пустыне мертвой» («древо смерти» мертвит все окружающее), поскольку в нем не было искомого – «анчарного» – звукового комплекса. Вместе с тем оба эти отброшенных эпитета (один «звуком», другой «смыслом»), видимо, навели художественную «мысль» и органически включенный в нее «слух» поэта на тот окончательный эпитет, в котором оказались слитыми оба элемента слова: «в пустыне чахлой». Это соответствует и мыслеобразу контекста (вокруг «древа яда» все чахнет) и звукообразу заглавия (и там и здесь громко звучит ударное ча). Необходимостью именно такого эпитета и объясняются столь настойчивые и длительные поиски его.       А.С. Пушкин Анчар   В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит – один во всей вселенной.   Природа жаждущих степей Его в день гнева породила, И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила.   Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою.   К нему и птица не летит И тигр нейдет – лишь вихорь черный На древо смерти набежит И мчится прочь уже тлетворный.   И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей уж ядовит Стекает дождь в песок горючий.   Но человека человек Послал к анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом.   Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями,   Принес – и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки.   А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

Задания

Задание 1. В статье Д. Благого мы читаем: «основная поэтическая идея» «Анчара» – гуманистическое неприятие «зверообразного самовластия, когда человек повелевает человеком». Как эта же мысль выражена в статье С. Бонди? Процитируйте.

 

Задание 2. В четвертом абзаце статьи Д. Благого мы находим определение обесчеловеченный. Объясните значение этого слова в следующих словосочетаниях: обесчеловеченный владыка, обесчеловеченный раб. Обратитесь, если необходимо, к тексту стихотворения.

 

Задание 3. Как объясняет Д. Благой тот факт, что из двух названий древа яда – upas и анчар – Пушкин выбрал последнее?

 

Задание 4. Опираясь на текст, объясните, что Д.Благой называет анчарным комплексом.

Задание 5. Выпишите из текста статьи Д. Благого все эпитеты, которые предшествовали эпитету чахлый, в том порядке, в каком подбирал их поэт, и объясните, почему поиск эпитета был таким тщательным.

 

Задание 6. Как вы думаете, с какой целью написана статья Д. Благого? Выберите ответ или запишите свой.

А. Автор хочет показать, как тяжел труд поэта.

B. Автор хочет показать, как добивался Пушкин звукового и смыслового единства стиха.

C. (другое) ________________________________________________

 

Задание 7. Вы прочитали только часть статьи Д. Благого, где ученый, анализируя рукописи Пушкина, рассказывает, как велся поиск эпитета чахлый. Далее в статье Д. Бла-гой объясняет, как были найдены другие эпитеты. Попробуйте сами объяснить, почему Пушкин отказался от эпитетов янтарная и благоуханная (смола) и остановился на эпитете прозрачная.

 

Задание 8. Найдите в стихотворении «Анчар» другие примеры «анчарного» лейтмотива. Выпишите их.

Общий комментарий к задаче

Тип задачи: аналитическая.

Тип текста: научный, сплошной, составной (с включением учебного и художественного).

Уровень сложности: высокий.

Содержание и структура задачи:всезадания в задаче взаимосвязаны, решение каждого последующего опирается на решение предыдущего задания, уровень сложности с каждым новым заданием возрастает.

Сложность решения задачи в целом заключается в том, что учащимся предлагается неадаптированный литературоведческий текст, опыт работы с подобными текстами, как правило, у подростков отсутствует.Сложность решения обусловлена и тем, что учащимся требуется удерживать две авторских позиции – позицию поэта и позицию литературоведа.

При решении задачи ученику постоянно требуются предметные знания и умения: при чтении текста задачи он сталкивается с литературоведческими терминами, при решении – с необходимостью работать со значением слова (поскольку задача обучающая, возможно обращение к словарям), применять навыки анализа художественного текста.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!