Лист ответов и рекомендации к оцениванию



Задание 1

Деятельность: Реконструкция авторского замысла.

1 балл – ответ D.

0 баллов – другие ответы.

Задание 2

Деятельность: Интерпретация, аргументация собственной позиции, сопоставление ее с чужой читательской позицией.

2 балла – ученик не согласен с мнением читателя, потому что автор дает понять, что одежда, обстановка и т.п. характеризуют независимость героини.

1 балл – ученик согласен с читателем и ссылается на содержание текста (возможно, цитирует): в комнате пыль, беспорядок и т.д.

0 баллов – аргументация отсутствует.

Задание 3

Деятельность: Выявление авторской позиции, интерпретация, аргументация.

2 балла – героиня не права, ее понимает автор. Ученик ссылается на текст (возможно, цитирует): автор несколько раз повторяет «я понимаю…»

1 балл – героиня права. Ее не понимает мама, насмешливый тон автора также свидетельствует о непонимании.

0 баллов – аргументация отсутствует.

Задание 4

Деятельность: Поиск информации, сопоставление текстов, интерпретация, аргументация, привлечение личного опыта и знаний из других предметных областей.

2 балла – ученик выбирает верный ответ: Ингрид Нолль. Находит общее у Гессе, Гельдерлина, Мая: романтические герои, бунт, вызов. Обращает внимание на возраст героинь Нолль и пр.

1 балл – ответ верный, но аргументация недостаточная.

0 баллов – неверный ответ.

Задание 5

Деятельность: Работа с деталью, выявление ее роли по отношению к общему замыслу, интерпретация, аргументация.

2 балла – ответ D – «Запах свободного мира». Ученик объясняет, что название духов отвечает идеалам девочки: свободе и независимости.

1 балл – ответ верный, нет аргументации.

0 баллов – другое название.

Задание 6

Деятельность: Выявление авторской позиции, аргументация.

2 балла – ученик соглашается со вторым спорящим. Понимает, что, несмотря на иронию, содержащуюся в тексте, автор скорее симпатизирует героине. Приводит примеры выражения этой симпатии: автор старается понять девушку, он убирает ее комнату, он не допускает грубости по отношению к ней и т.д.

1 балл – ученик дает свой ответ: автор занимает нейтральную позицию, он скорее наблюдатель. Есть аргументы.

0 баллов – ученик соглашается с первым спорящим.

 


Задача «Кухонные часы»

 

Составитель: А.С. Бубман, директор МГЛГ №1513,

учитель немецкого языка, г. Москва

 

Общая характеристика задачи

 

Предмет: немецкий язык (домашнее чтение), литература, зарубежная литература

Класс: 9–10.

Программа: программа для школ с углубленным изучением немецкого языка; программа по литературе для общеобразовательной школы.

Задача построена на основе художественного текста, необычного для российской школы (малоизвестный в России немецкий писатель; короткий рассказ, в отличие от привычных крупных форм, простой по содержанию, глубокий по смыслу). Проблемой для российских школьников является интерпретация художественного текста. Часто понимание происходит только на событийном уровне. Задача направлена на удержание и соотнесение двух планов текста: фактологического (событийного) и смыслового (символического). Задача является ключевой для понимания специфики художественного текста, овладения способом чтения художественного текста.

 Щадача направлена на преодоление дефицитов, таких как:

· соотнесение деталей и общего смысла текста;

· реконструкция авторского замысла;

· удержание разных точек зрения.

Источники : Wolfgang Borchert. Das Gesamtwerk. Rowohlt, 1993 (Перевод А.С.Бубмана).

Рекомендации учителю

Рассказ можно читать на уроке домашнего чтения по немецкому языку в 9–10 классе (2 ч). В начале работы над рассказом необходимо использовать традиционные формы, такие как снятие лексико-грамматических трудностей; составление плана по ключевым словам или фразам; вычленение темы, проблемы и т.д. Учитель должен обращать внимание на формирование следующих умений:

· давать ответ в свободной форме;

· находить точную информацию и на ее основе делать обоснованные выводы и заключения;

· использовать разные способы чтения;

· выделять скрытую информацию из вопроса к поставленной задаче;

· на основе прочитанного (услышанного) создавать собственные тексты.

Текст задачи


Уже издали они заметили, как он подходит к ним: он сразу бросался в глаза. У него было лицо пожилого человека, но по его походке можно было определить, что ему едва исполнилось двадцать. Человек со старческим лицом присел к ним на скамейку и показал им то, что держал в руке.

«Это были наши кухонные часы», – сказал он и оглядел всех по очереди, всех, кто сидел под солнечными лучами на скамейке. «Да, да, мне удалось их найти. Только они и остались». Он держал перед собой круглые тарелкообразные кухонные часы и пальцами обводил голубые цифры.

«Теперь они не имеют никакой цены», – говорил он извиняющимся тоном. – «Я это понимаю. И они не особенно красивы. Они выглядят как тарелка, покрытая белым лаком. Но я нахожу, что голубые цифры выглядят довольно симпатично. Конечно, стрелки сделаны из простой жести. И к тому жеони совершенно не ходят. Нет. Совершенно очевидно, что их внутренности повреждены. Но они выглядят как прежде. Хотя и не ходят».

Он осторожно провел кончиком пальца по краю тарелкообразных часов и тихо добавил: «Только они у меня остались».

Те, кто сидел под солнечными лучами на скамейке, не осмеливались посмотреть в его сторону. Один мужчина уставился на свои ботинки, а женщина смотрела в сторону детской коляски. Затем кто-то спросил:

– «Вы, вероятно, все потеряли?»

– «Да, да», – ответил он радостно, – «подумайте только, именно все. Только они и остались». И он высоко поднял часы над головой, как будто другие их увидели впервые.

– «Но они ведь уже не ходят», – заметила женщина.

– «Нет, нет, конечно, нет. Они испорчены, я знаю это наверняка. Но внешне они выглядят как и прежде: белые с голубым». И он вновь показал им свои часы.

– «И что самое примечательное», – продолжал он взволнованно, – «этого я вам еще вообще не рассказывал. Дело в том, что самое замечательное еще впереди: подумайте только, они остановились в половине третьего. Именно в половине третьего. Вы только подумайте!»

– «Тогда в половине третьего ваш дом и накрыло», – сказал мужчина, важно выпятив нижнюю губу. – «Об этом я уже не первый раз слышу. Когда бомба устремляется вниз, часы сразу останавливаются. Это происходит от давления».

Он посмотрел на свои часы и задумчиво покачал головой. «Нет, дорогой господин, вовсе нет, вот тут Вы ошибаетесь. Дело совсем не в бомбе. Не нужно все время говорить о бомбах. Нет. В половине третьего произошло нечто другое, этого Вы еще не знаете. В этом-то и весь фокус, что они остановились в половине третьего. Не в четверть пятого и не в семь. Дело в том, что именно в половине третьего я всегда приходил домой. Я имею в виду, ночью. Почти всегда в половине третьего. В этом и заключается весь фокус».

Он вновь посмотрел на сидящих, но они опустили глаза. Он не нашел их. Тогда он кивнул своим часам. «В это время я всегда испытывал чувство голода, не так ли? И тогда я сразу шел на кухню. И почти всегда была половина третьего. И тогда появлялась моя мама. И, как бы тихо я не старался открыть дверь, она всегда слышала меня. И когда я, не зажигая света, пытался на кухне найти что-нибудь поесть, тотчас зажигался свет И она появлялась в своей шерстяной кофте и красном шарфе. Босиком. Всегда босиком. А наша кухня была покрыта кафелем. Она жмурилась от яркого света, так как она уже спала. Ведь была ночь!

«Опять так поздно», – говорила она. Больше она ничего не говорила, только «опять так поздно». Затем она разогревала ужин и смотрела, как я ем. И потирала нога об ногу, так как кафельные плитки были такие холодные. Она никогда не надевала ночью туфли. И она все время сидела со мной, пока я ел.

Затем я слышал, как она убирала тарелки, когда в своей комнате я гасил свет. Это повторялось каждую ночь. И чаще всего в половине третьего. Это было так естественно. Она всегда так поступала. И она никогда больше ничего не говорила, лишь «опять так поздно». Но она это говорила каждый раз. И я думал, что это никогда не прекратится. Это было так естественно. Это было так всегда».

На мгновенье на скамейке воцарилась тишина. Затем он тихо сказал: «А теперь?». Он посмотрел на сидящих. Но они спрятали глаза. И тогда он обратился к часам, глядя в их голубовато-белое лицо: «Теперь, теперь я знаю, что это был рай. Это был настоящий рай». На скамейке было совсем тихо. Затем женщина спросила: «А Ваша семья?»

Он смущенно ей улыбнулся в ответ. «Ах, Вы имеете в виду моих родителей? Да, их тоже уже нет. Ничего больше нет. Представьте себе, ничего больше нет». Смущенно улыбаясь, он глядел то на одних, то на других. Но они отводили глаза.

Он вновь поднял часы над головой и засмеялся. Смеясь он повторял: «Только они. Только они остались. И самое удивительное, что они остановились в половине третьего».

Потом он замолчал. У него было старческое лицо. И мужчина, сидящий рядом с ним, смотрел на свои ботинки. Но он не видел их. Он все время думал о слове «рай».

Вольфганг Борхерт, 1946г .



Задания

 

Задание 1. Какое впечатление герой рассказа производит на окружающих?

 

A. Это был молодой человек с лучезарной улыбкой.

B. Он выглядел старше, хотя держался молодцом.

C. У него было лицо пожилого человека, но по его походке можно было определить, что ему едва исполнилось 20.

D. Уже в 20 лет он выглядел как старик, и только глаза говорили о его молодости.

Задание 2. Прочитайте разговор двух читателей:

 

Первый: Я полагала, что молодой человек «со старческим лицом» не совсем здоров.

Второй:О чем вы говорите, если вы внимательно прочитали рассказ, то его речь и поведение совершенно адекватны описываемой ситуации.

 

Найдите цитаты и факты из рассказа, подтверждающие обе точки зрения.

 

Первый читатель:_________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Второй читатель:_________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Просмотрите часть текста, которая начинается со слов «И что самое примечательное…» (строки 25–63). Обратите внимание на то, что герой много раз повторяет слова «в половине третьего». Почему автор «заставляет» героя повторять эти слова?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. В рассказе несколько раз говорится о том, что собеседники молодого человека с часами не смотрят на него (строки: 16 – «не осмеливались посмотреть в его сторону»; 37 – «опустили глаза»; 54 – «спрятали глаза»; 58 – «отводили глаза»). Как вы думаете, почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Когда и где могли произойти события, описанные в рассказе? Выберите правильный(-ые), с вашей точки зрения, ответ(-ы) и обоснуйте свой выбор.

 

A. Весна 1996 года, Чечня.

B. Осень 2003 года, Ирак.

C. Лето 1944 года, Германия.

D. Август 2001 год, США.

E. Эта история могла произойти в любой стране, где идет война.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 6. Почему слово «рай» появляется в финале рассказа?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Актуален ли рассказ в наши дни? Обоснуйте ответ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Общий комментарий к задаче

Тип задачи: интерпретационная.

Тип текста:художественный.

Уровень сложности:высокий.

Структура задачи:Задача предоставляет возможность через разные детали текста выйти на понимание общего смысла. Первые два задания представляют собой работу с собственно содержательным (фактологическим) уровнем текста. Задания 3, 4, 6 можно рассматривать как «входы» в текст (от содержательного уровня к смысловому), похожие по способу, но разные по конкретному материалу (текст насыщен символикой, и каждый такой «вход» позволяет понять текст глубже.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 82; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!