Действенная задача выражается вопросом: «Чего хочет герой и что он делает для достижения своей цели?».



Проанализируйте различие действенных задач чтеца и актёрпа.

 Надо помнить очень важный момент, что актёрские действенные задачи имеют отличие от чтецких действенных задач. 

Актёр через, грим, костюм, текст проводит авторскую идею. Чтец же авторскую идею пропускает через своё «я», через своё отношение к теме и идее.

Посредником актёра является характер героев. У чтеца такого посредника нет. Чтец как бы доверенное лицо автора, поэтому мысли и чувства автора он делает своими.

Из суммы двух воль – автора и чтеца рождается образ рассказчика или образ говорящего.

Действенные задачи чтеца подчиняются логике человека, рассказывающего о них. А актер - непосредственно участвует в событии.

Если человек в жизни хорошо умеет рассказывать, он все подчиняет главной цели своего рассказа. Рассказывая, надо заражать своим рассказом, делать его интересным, включать воображение слушателей.

Чтец должен понимать, что только самый глубокий анализ текста поможет ему проникнуть в авторский замысел и дополнить своими эмоциями и переживаниями.

 

 

26. Методика работы над сценическим словом.

На занятиях по технике речи учащиеся овладевают навыками фонационного дыхания,  совершенствуют возможности своего речевого голоса, укрепляя и обогащая его диапазон

(звуковысотный, динамический, темпоритмический),

устраняют речевые недостатки

(говоры, дикционные отклонения от фонетических норм). С помощью специально
подобранных упражнений снимаются психологические и физические зажимы,
мешающие голосовому звучанию.             

Процесс обучения технике речи долгий, подробный и кропотливый. Он обязательно сочетается с поиском и развитием индивидуальных голосовых особенностей каждого учащегося, учитывая его психофизические данные, выявляя и обогащающая его природу.

Прежде чем приступить к первым упражнениям по технике речи, необходимо познакомиться с особенностями строения речевого аппарата.

Речевой аппарат состоит из подвижных и неподвижных частей. К подвижным частям относятся - губы, язык, нижняя челюсть, небная занавеска с маленьким язычком:

к неподвижным – зубы, верхняя челюсть, альвеолы. (картинка)

Когда мы говорим, то воздушная струя (выдох) из легких по дыхательному горлу попадает в гортань, где касается сомкнутых голосовых связок, заставляет вибрировать их, в результате этого возникает звук голоса. В образовании звука участвуют следующие органы: 1) гортань с голосовыми связками; 2) глотка с ее мышцами: 3) носоглотка и полость носа; 4) нижняя челюсть, гуоы, щеки с мимическими мышцами; 5) трахея, бронхи, бронхиолы, легочные альвеолы; 7) дыхательные мышцы грудной клетки, диафрагма и мышцы живота.

 Потом звук попадает в полость рта и в зависимости от того, какое положение примут подвижные части речевого аппарата, образуется тот или иной звук - гласный или согласный.

На занятиях по технике речи учащиеся работают над развитием легкости и быстроты
в смене положений подвижных частей аппарата и борются со свойственной многим вялостью губ, леностью языка и плохой работой нижней челюсти (челюстной зажим).

От четкой работы подвижных частей речевого аппарата зависит качество дикции, и часто плохо развитый артикуляционный аппарат является причиной плохого звучания голоса


На занятиях по технике речи большое внимание уделяется выработке речевого дыхания, от постанови которого во многом зависит процесс голосообразования. Осваивая дикцию, работая над фонационным  дыханием и голосом, учащиеся учатся сознательно управлять своим речевым аппаратом.  

 

Как рождается звук – есть. Что такое «опора» звука?

Какие вы знаете голосовые атаки? В какой последовательности целесообразно их освоение?

Атака звука – момент его образования (начало звука).

3 вида атаки:

- твёрдая. Голосовые связки смыкаются при большом напряжении, воздух вырывается с силой, звук – твёрдый, резкий.

- мягкая. Связки смыкаются нормально. Звук – мягкий, богатый обертонами.

- придыхательная. Связки смыкаются неполно, происходит утечка воздуха, одновременно с гласным слышится звук «Х».

 

 

Вывод звука. Слабый и сильный звук. Что такое «посыл» звука?

Есть ли разница в понятиях «сила» и «громкость» звука?

 

Использование сонорных согласных М, Н, Л, Р в работе по развитию голоса.

 Если М, Н звучат глухо или гнусаво, то лучше взять согласный Л или Р.(ли-лэ-ла-ло-лу-лы)

Для ощущения головного резонатора прикладываем руку к темени, лицевому костяку, затылку.

 

Роль слуха в развитии голоса.

Слуховой аппарат делится на 2 части:

Звукопроизводящий аппарат (наружное и среднее ухо).

Звуковоспринимающий аппарат. Внутреннее ухо в височной кости.

Различают музыкальный и речевой слух.

Профессиональные качества речевого слуха: умение различать высоту речевого слуха, его тембр, звонкость и глухость; способность ощущать направление звука; приспособляемость к тональности партнёра; умение ощущать движение речевого звука в связи с ударением в слоге, логическим ударением во фразе; способность различать мелодичность и тональность речевого звука.

Тренировка длинного выдоха.

Считалки, присказки, прибаутки., докучные сказки, стихи.Литература: козлянинова, Афанасьев «Сказки», «Тридцать три пирога».

Использование гласных.

И, Э – при глухом звучании голоса приближают звук к переднему резонированию. Головной резонатор.

О, У _ при «плоском звучании» собирают звук. Грудное звучание.

А – нейтрально.

 

Работа с артикуляцией.

Если губы инертны, неподвижны, следует провести работу по развитию их активности и собранности.

Если губы излишне активизированы, следует сознательно уменьшать это.

Внутриглоточная и внешняя артикуляция взаимосвязаны и взаимозависимы.

. Конспект И.П. Козлянинова «Сценическая речь», Москва «Просвещение», 1976,Стр.278-285.

Д. З. Артикуляция гласных. . Конспект И.П. Козлянинова «Сценическая речь», Москва «Просвещение», 1976,Стр.279-281.

 

 

27. Новая теория голосообразования.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!