Приведите упражнения, с помощью которых готовите свой аппарат к звучанию (индивидуальный тренинг).



Работу начинаем с выработки хорошей осанки.

В гортани зарождается звук (голос). Тренировка только внешней артикуляции, без связи с дыханием и внутриглоточной артикуляцией, вредно отражается на работе гортани.

Тренировать дыхание нужно в движении, т.к. различные положения тела ограничивают действие разных мышц и затрудняют дыхание.

Начинаем с выработки статического дыхания – стоя, сидя, лёжа.

Потом тренируем динамическое дыхание – в движении.

Важное значение имеет эмоциональное состояние.

Эффективная форма работы – использование внутренней речи.

Гигиенический и вибрационный массаж.

. Конспект И.П. Козлянинова «Сценическая речь», Москва «Просвещение», 1976,Гл. 4

Фиксированный выдох – тонкая струя воздуха, которая пропускается через сжатые губы. Сопротивление сжатых губ активизирует работу мышц брюшного пресса и диафрагмы, подготавливает посыл звука вперёд.

4 группы дыхательных упражнений:

Статические. Лёжа сидя, стоя. Задача – освоить технику дыхания, сознательно регулировать его ритм, правильное соотношение вдоха и выдоха.

Динамические. Закрепить навыки дыхания во время вдоха и выдоха.

В быту. При ходьбе, на лестнице и т.д. Задача – закреплять навыки в жизни.

Чтение текстов. Задача – распределять выдох на определённые части, диктуемые логикой текста и эмоциональной наполненностью.

. Конспект И.П. Козлянинова «Сценическая речь», Москва «Просвещение», 1976,Стр.267.

 

20. Интонация.

Дайте определение понятию «интонация».

«Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздей­ствия» [23].

Интонация - это результат предварительной кропотливой ра­боты над текстом. Она рождается сама в результате всех рас­смотренных выше видов анализа текста, особенно исполнитель­ского анализа с точной проработкой исполнительского отноше­ния. То есть, верно выполненная исполнительская задача, с точ­ным исполнительским отношением (которое является результа­том работы мысли и эмоции), сами по себе дадут правдивую и многообразную интонацию.

 

Раскройте работу чтеца с интонацией.

Интонация у хорошего чтеца никогда не будет статична. На­против, она всегда динамична, всегда развивается и изменяется. Это не отменяет чтецкого знания о направлении интонации. В лю­бом тексте непременно существуют моменты, в которых есть от­носительно точное направление интонации, которое обязательно должно быть подкреплено действием (если зову - могу крикнуть, если успокаиваю малыша - могу «сюсюкать», если не хочу быть [услышанным - могу шептать и т.д.).

Но, даже зная о существовании подобной «направленности» интонации, принципиально важно соблюдать следующее правило:

интонацию никогда не придумывают, не подбирают, не оттачива­ют, не заучивают.

Если ее подбирать и заучивать, текст станет «мертвым», «су­хим», скучным, а процесс художественного чтения потеряет свое основное качество - способность воздействовать на зрителя в простоте и убедительности. То есть, чтецкая работа с «заученными» интонациями не будет являть собой произведение искусства.

Для того чтобы воздействовать звучащей речью на слушателя, необходимо знать восемь технических речеголосовых приспо­соблений, используемых в художественном чтении:
- тихо – громко

- низко – высоко

- медленно – быстро

- напевно - отрывисто.

Нужно помнить, что все перечисленные приспособления исполь­зуются исключительно для лучшего понимания и воплощения об­разов автора и действующих лиц, для наиболее точной трактовки произведения, для передачи стилевых и жанровых особенностей данного авторского произведения.

 

Проанализируйте требования, предъявляемые к интонации.

 

- должна быть жизненна, правдоподобна;

- должна быть непременно конкретной и соответствовать не только творческому желанию исполнителя, но и авторскому сти­лю произведения;

- вытекать из решения исполнительских задач посредством нашего исполнительского отношения к происходящему в тексте;

- чем точнее, тоньше и разнообразнее отношение чтеца к про­исходящему в тексте, тем вариативнее интонации;

- чем разнообразнее и живее интонации, тем богаче и инте­реснее речь;

- чем богаче и интереснее речь, тем мы больше воздействуем на слушателя.

«Интонация является выразителем стиля автора и «авторского ли­ца». Вот почему нельзя пользоваться одними и теми же интона­циями, читая произведения разных авторов. И если многообразие верно рожденных смысловых интонаций обогащает исполняемый текст, то разнообразие их звучания обогащает профессиональные возможности самого исполнителя» [24].

 

ПЛАН:

1. Проблемы интонации - узловой вопрос театральной педагогики

2. К.С.Станиславский о поиске верной интонации.

3. Взаимосвязь интонации и словесного действия.

 

Смысловое содержание общения реализуется в живой речи средствами интонации. Деятели театра и зрители взволнованно говорят о интонационной бедности выразительного языка современного театра. По меткому выражению Н. И. Жинкина, интонация – это действительность. Вне интонации нельзя произнести ни звука, ни слова, ни предложения, через интонацию выявляется смысл речи. Традиционное изучение интонации идут в двух главных направлениях: фонетическом - определение изменений голоса (в стиле, высоте, темпе) при выражении чувств и настроений и стилистическом - определение содержательной роли интонации.

К.С.Станиславский противопоставил этой системе понимание интонации, как воплощение действия: "слова и интонация являются результатом ваших мыслей, действий», - говорил он актерам на репетиции. В своей позднейшей рукописи: «Законы речи", Станиславский пишет: "Никогда не заучивайте фонетики сцен. речи. Она должна рождаться сама собой, интуитивно, подсознательно. Только при этом условие интонация сумеет передать в точности жизнь человека. Заученная звуковая фигура суха, безжизненна. Раз и навсегда я отрицаю и осуждаю ее... Работа над интонацией не в том, чтобы придумывать или выжимать её из себя. Она является сама собой если    существует то, что она должна выражать, то есть чувство, мысль, внутренняя сущность, если есть то, чем её можно передать, т.е. слова, речь, подвижный, чуткий, широкий, выразительный звук голоса, хорошая дикция. О них-то вы и заботьтесь, их и вырабатывайте в первую очередь, тогда и интонация придёт сама собой, интуитивно, по рефлексу."

Интонация рождается как результат верного внутреннего действия, верных действительных задач, она каждый раз заново возникает в процессе речевого общения (воздействия).

Интонация изолированного предложения определяется его конструкцией, а интонация фразы в речи - в подтексте. Порядок слов, паузы, ударения могут оставаться во фразе стабильными, а смысл изменяться через интонацию.

Для проблем сцен. речи главный интерес представляет интонация как выразитель действия. Основная мысль современного представления об интонации - это мысль о её зависимости от живого процесса взаимодействия. Этим определяется анализ интонации в речевом общении, как выразителя речевого действия, речевого поступка. Именно речевой поступок, речевое действие определяет в первую очередь интонацию речи и её бесконечное разнообразие. Речевой поступок всегда конкретный, неповторимый и есть средство рождения интонации, средство создания выразительности речи. И так, интонация способна выражать действие.

В своей основе речевая интонация адекватна не "значению", а "смыслу" а значит обязательно отражает ситуацию, конкретные взаимоотношения, условия, и, главное, задачи общения.

"Ведь я читаю письма, как заговорщик, - пишет А. Экзюпери. - Я ищу в них и выражение лица, и интонацию, и улыбку. И прихожу в отчаяние от того, что не знаю как произнести: "Погода стоит хорошая". Это может означать: "Как весело! Идёт дождь. Идёт дождь, а мне нипочём.." или "Боже, как вы мне надоели," или "Сама не знаю зачем Вам пищу. Мне нечего Вам сказать идёт дождь." Прийти к верной интонации можно только ,,из-нутри", через вскрытие содержания, через точные смысловые задачи и оценки.

К.С.Станиславский писал, что аппарат воплощения, превосходно выраженный должен быть "рабски подчинён внутренним" приказам воли. Связь его с внутренней стороной и взаимодействие должны быть доведены до мгновенного, инстинктивного рефлекса". Он сравнивает звучание точки завершающей мысль, с падением камня. «Так же стремительно летит вниз звук последнего перед точкой выделяемого слога и ударения о самое дно голосовой гаммы говорящего. Чем больше голосовой диапазон, тем длиннее линия движения вниз, тем стремительнее и сильнее удар, тем типичнее звуковая фигура точки, и наконец, тем законченнее, увереннее и определение звучит передаваемая мысль!"

Многоточие выражается интонационной незавершённостью, голос поднимается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фазы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе".

Запятая - любимый знак Станиславского, звучит как короткая передышка в пути, как предупреждение,  заставляющие слушателей "ждать не ослабляя внимания, напряпрягагь его ещё сильнее ...

Изучение интонационных фигур представлялось Станиславскому необходимей школой речевой выразительности.

Главным фактором создающим и определяющим интонационную структуру речи является целенаправленное действие в конкретных условиях и ситуациях общения. Вот как рассказывает о поиске речевой выразительности роли А.И.Степанова: "Об интонации не думаю никогда. Она рождается от видения и оценок, меняется от разных отношений к людям - вплоть до подробностей, - к их возрасту, степени знакомства, ситуаций и задач. Однако в процессе репетиций рождается "канва" роли , как называл ее Станиславский, прочёркивается логика поведения, мышления, отношений, сказывающаяся в общем тоне, и в речевом рисунке роли . Уже к генеральной есть схематическая речевая партитура, но тонкости её, новые краски возникают импровизационно на каждом удачном спектакле ".

Блестящее мастерство закрепления речевого рисунка не имеет ничего общего со штампом выражения чувств в интонации. А В. Эфрос, работая с A. П. Кторовым в телеспектакле

"Милый лжец", был поражён тончайшей техникой актёра, который делал подряд много совершенно одинаковых дублей фразы, каждый раз наполняя её идеально точным проживанием, правдой подтекста.

Слово в устах актера никогда не должно интонационно иллюстрировать действие, пусть оно звучит по отношению к первичному, поверхностному своему значению "перпендикулярно, наклонно, как угодно, только не однозначно."

Смысловое, действенное ударение - главное интонационное средство выражения "смысла" фразы в устной речи при помощи всех интонационных её xaрактеристик: изменение высоты, силы, скорости. Смысловое действенное ударение вырастает из подтекста, выражает "новое" высказывание, определяется перспективой мысли, целиком подчинено задачам взаимодействия.

"Не зная мысли, которую ты хочешь сказать, не "найдёшь" главного слова во фразе", - говорил К. С. Станиславский. То же относится и к паузе: "Длительность паузы зависит от того, что вызывает остановку, и ради чего она производится, от восприятия чужой мысли ...для безмолвной передачи недосказанного словами подтекста, от силы внутреннего переживания, от степени взволнованности, от темпо-ритма словесного общения."

В основе всех проблем логики и интонации для Станиславского лежит живой процесс подлинного целесообразного общения - взаимодействия. Главный же путь к подлинному речевому общению по Станиславскому  - это "тот органический процесс, на который в дальнейшем лягут слова.  Следовательно надо, во-первых, прозондировать партнера, во-вторых, заставить его принять ваше виденья, а, в третьих, проверить восприятие партнёра". Из действенного анализа, из подтекста и линии сквозного действия    рождаются верные ударения, направленные к сверхзадаче, живая логика речи и интонационная выразительность.

Каковы же законы интонации в речевом действии:

1.Интонации вариативна и определяется задачами взаимодействия.

2.В интонации выражается речевой поступок.

3.Интонация является главным   средством выражения речевой задачи.

4.Интонация рождается только в подтексте.

5.Интонация адекватна не "значению", а"смыслу", подтексту и ситуации общения, поэтому понимающий ситуацию понимает и интонацию.

Прослушивание записей с участием ведущих мастеров сцены может помочь в расшифровке авторского подсказа, в овладении интонацией, вложенной в языковую ткань произведения, умении обогатить сценический образ точным и ярким речевым звучанием.

Звучат голоса сценических героев... Слушая сцену из спектакля МХАТ им. A.M.

Горького "Анна Каренина " мы убеждаемся, насколько образно интонационное звучание речи Хмелевского Каренина. У Каренина - Н. П. Хмелева - размеренные мелодические повышения и понижения; подчёркнуто правильное литературное произношение голос звучит сухо, деловито, нет в нём тепла, живого искреннего чувства. Однообразный речевой ритм, скрипучий, звучащий нудно и методично, голос Каренина органически рождены стилистикой речи толстовского героя. Когда один из зрителей упрекнул Хмелева в том, что интонация артиста во фразе"Я люблю тебя, Анна», вызывает в зале не верную реакцию - смех, Хмелёв ответил в открытом письме, что у Толстого Каренин любит, но любит по-своему: "Каренин как в протоколе, говорит о своих чувствах (определение Толстого), он делает ударения на произвольно выбранных словах, он, как на заседаниях государственного совета, держит речь перед Анной - своей женой. Это так - и не может быть иначе. И дальше Хмелев подчёркивает: "Это просто толстовский Каренин, олицетворяющий собой, свет", бездушный, эгоистичный, злой, со свойственным ему ханжеством и своеобразной моралью". Только один раз звучат в голосе Каренина - Хмелёва искренние, живые ноты: у постели больной Анны, когда его чёрствость и холодная рациональность уступают место волнению за ее жизнь. Каренин растерян, он с трудом подыскивает слова, голос его теряет присущий ему металлический оттенок, исчезают назидательные, менторские интонации. Теперь мы слышим хриплый, слабый голос человека, еле сдерживающего слёзы, с трудом преодолевающего своё волнение и тревогу. Прослушивание записей с участием ведущих мастеров сцены может помочь в расшифровке авторского подсказа, в овладении интонацией, вложенной в языковую ткань произведения, в умении обогатить сценический образ точным и ярким речевым звучанием.

(вычитать, как говорит и ходит герой.)

Литература:

1. K.С.Станиславский П.С.С. том 2-3.

2. «Культура сценической речи» с.В.Т.О. Л.1989г.

3. «Сценическая речь» А. Коляда, А.Шагидевич, минск "Вышэйшая школа," 1993г.

4. «Работа над текстом», Т. В. Катышева, 1997г.

 

Характерность речи как средство выразительности для создания сценического образа.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!