Проанализируйте значение выразительных средств сценической речи для композиции озвученного произведения. (распределение энергии)
Выразительные особенности живой разговорной речи неисчерпаемы, индивидуальны у каждого человека. В живое словесное общение всегда вплетено огромное количество иных, внеречевых средств общения: жест, мимика, ритм и характер дыхания человека. Эти средства помогают создать абсолютную однозначность высказывания, уточняют и конкретизируют задачи общения. Интонация, взгляд, улыбка, пауза – становятся сигналами «смысла»
Особенности интонации разговорной речи:
1. Контрасты интонационных характеристик – от «бесцветной» обыденной реплики до подчёркнуто – выразительной интонации.
2. Конкретность интонации проявляется в употреблении резких спадов и подъёмов тона, что делает речь ритмичной.
3. Высокая эмоциональность речи. Характерным приёмом служит здесь растяжка и удлинение гласных.
Интересны особенности эмоциональной речи:
1. более ярко выражены колебания частоты основного тона и интенсивности речевого сигнала;
2. резкие перепады общего тона речи;
3. возрастание темпа артикуляции;
4. изменение длительности реакции на реплику собеседника;
5. смазанность произношения наряду с подчёркнуто усиленным произношением, временами переходящим в скандирование
6. возрастание количества слов, выделяемых логическим ударением;
7. появление значительно большего количества грамматически и логически незавершённых фраз.
24. Работа чтеца над образом рассказчика.
|
|
Дайте определение понятию «образ рассказчика».
Образ рассказчика - это образ исполняемого автора в понимании чтеца.
Раскройте суть перевоплощения актёра в образ и чтеца.
Актёр живёт в образе действующего лица, а чтец живёт в образе автора в своём понимании, несёт к нему своё отношение и рассказывает о действующих лицах. И всё подчинено главной мысли, которую он несёт слушателю. Когда чтец злоупотребляет перевоплощением, он разрушает образ рассказчика. В этом случае теряется разница между чтением и спектаклем.
Например: в сказках Андерсена. «При чтении одной сказки представляется, будто рассказчик – это какой-нибудь шутник, старый мастеровой; при чтении другой – будто он наивный мудрец, по-детски удивлённо глядящий на жизнь.»
Александр Яковлевич Закушняк, профессиональный актёр, работавший с В. Э. Мейерхольдом (1879-1930) был прекрасным рассказчиком. Жанр рассказывания литературных произведений на эстраде был найден и утверждён им. «Рассказывая то или иное литературное произведение, не надо увлекаться изображением действующих лиц, а надо именно рассказывать о них», - А. Я. Закушняк.
Образ рассказчика играет большую роль в творческой работе чтеца. Если его нет--то получается механическое соединение кусочков текста. Ещё А. М. Горький великолепно передал все особенности и задачи чтеца в следующих словах «В романе, повести люди, изображаемые автором, действуют при его помощи, он все время с ними, он подсказывает читателю, как их надо понимать, объясняет ему тайные мысли, скрытые мотивы действий, оттеняет их настроения описаниями природы, обстановки и вообще всё время держит их на ниточках своих целей, свободно и часто - незаметно для читателя - очень ловко, но произвольно управляет их действиями, словами, делами, взаимоотношениями...»
|
|
Охарактеризуйте этапы работы чтеца над образом рассказчика.
Образ рассказчика вырастает из раскрытия личности автора, его мировоззрения, темперамента, характера его видений, из конкретных стилистических приёмов, лежащих в основе текста произведения.
Чтобы возникло конкретное видение образа рассказчика, необходимо знать эпоху, в которую писал автор, общество, исторический смысл его произведений, стилевые особенности.
Понять роль данного произведения в обществе, в различных его слоях, классах, понять, в чем его воспитательная и познавательная ценность. Нельзя всех авторов читать одинаково. Но и не следует думать, что этот образ одинаков для всех произведений данного автора. Надо исходить из того, что произведение относится к определённому этапу его творчества. Один и тот же автор может использовать разную манеру написания в разные периоды своего творчества.
|
|
Поэтому встает вопрос о трактовке — творческом истолковании произведения чтецом.
Чтецу необходимо персонажа повествования сделать своим хорошим знакомым. Для этого надо установить связь данного характера с жизненным прототипом. Задать себе вопросы: На кого он похож из моих знакомых? Какие черты характера у них совпадают? Как он говорит? И т. д. Проблема работы над образом рассказчика является одной из самых трудных в художественном слове. Отсюда и решение проблемы стилевых особенностей произведения и писателя. Как быть чтецу?
Надо на самых ранних этапах работы над произведением читать так, как будто ты увидел всё собственными глазами. Этот приём помогает найти общение с аудиторией и органично вплести в рассказ прямую речь персонажей, опосредованную через образ рассказчика.
25. Действенный анализ текста чтецом.
Дайте определение понятию «действенный анализ».
По словам Станиславского в художественном рассказе самое главное – внутренняя линия действий.
|
|
«Активность, подлинное, продуктивное, целесообразное действие - самое главное в творчестве, стало быть, и в речи!
Говорить – значит действовать. Эту активность дает нам задача внедрять в других свои видения».
Действенный анализ – это анализ текста по определению задач и действий для достижения цели. Чтец должен точно понимать свою исполнительскую задачу в каждом речевом куске. Это большая и кропотливая работа.
Охарактеризуйте этапы работы чтеца над действенным анализом текста.
Действенный анализ произведения проводится после того, как сделан идейно-тематический анализ текста.
Прежде чем начать действенный анализ текста, надо выяснить композиционное построение произведения и художественную перспективу. Надо понять, как писатель располагает вокруг главного события все остальные события и детали. Надо найти и понять соотношение главного и второстепенного в тексте.
Тема всегда раскрывается в схватке противоборствующих сил, т. е. в конфликте. Конфликт развивается через событийный ряд. Т. е. через сюжет. Сюжет имеет свои фазы развития (экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку). Поэтому, анализируя текст, надо найти главное в слове, фразе, куске и подчинить всё сверхзадаче.
Всегда надо помнить о жанре.
К. С. Станиславский говорил: «…чтоб в каждый данный момент пребывания на сцене думать о будущем, правильно распределить свои творческие силы так, чтобы их хватило на всё чтение. Бывает часто так, что чтец «выложился» на сцене в начале чтения и к концу становится пассивным в чтении, потому что физических сил у него уже не хватает. Чтобы была художественная перспектива в чтении, для этого надо определить значение каждого эпизода для всего рассказа. В каком эпизоде начинается завязка, кто ведет действие, что герой хочет? В каком речевом куске происходит кульминация и почему именно здесь?
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 269; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!