Вопрос № 14 (госэкзамен) Речевая характеристика героя



Дайте определение понятию «характерность речи». Перечислите виды речевой характерности.

Охарактеризуйте работу по созданию характерности речи.

Проанализируйте речевую характеристику героя.

 

Дайте определение понятию «характерность речи».

Речь – это озвученное мышление. Через неё можно найти путь проникновения в характер мышления и действования героя. Если он безапелляционен в мыслях и суждениях, то и манера речи будет у него соответствующая, если же наоборот он робок, неуверен по своей природе, он и разговаривать будет робко и неуверенно. Если он конкретен, логичен в мыслях, это непременно скажется и на его речи… Но мысль, оторванная от эпохи, от лица автора, от характера действующего лица, будет пустой, ни на что не опёртой… исполнитель должен разобраться в особенностях мышления своего героя, которые выразятся через слово.

Речевая характерность – это не собрание недостатков речи, а индивидуальное своеобразие живого человека.

Люди говорят так, как они думают, поэтому невозможно встретить абсолютно одинаковые голоса.

 

Перечислите виды речевой характерности.

характерность орфоэпическая ( говор или акцент)

                     дикционная (шепелявость, картавость, гнусавость и т.п.).

                                  голосовая      (тихо – громко, низко – высоко, медленно – быстро,

                                                                     напевно – отрывисто)

характерность, рождённая автором, то есть его

                   лексикой  (характерность стиля, характерность эпохи, в которой происходит действие, национальные особенности)

Охарактеризуйте работу по созданию характерности речи.

 

Когда режиссёры говорят о речевой характерности, то часто имеют ввиду только характерность орфоэпическую, то есть говор или акцент, или дикционную, то есть какой-либо дикционный дефект (шепелявость, картавость, гнусавость и т.п.).

На самом деле вопрос речевой характерности более широкий. Конечно, могут быть какие-то внешние признаки – особенности дикции, отклонения от норм произношения (может быть акцент, говор, своеобразная речевая манера и так далее). Может быть характерность лишь голосовая

Для того чтобы воздействовать звучащей речью на слушателя,
необходимо знать восемь технических речеголосовых приспо­соблений, используемых в художественном чтении:
    - тихо – громко

- низко – высоко

- медленно – быстро

- напевно - отрывисто.

Нужно помнить, что все перечисленные приспособления исполь­зуются исключительно для лучшего понимания и воплощения об­разов автора и действующих лиц, для наиболее точной трактовки произведения, для передачи стилевых и жанровых особенностей 

Например, в прозаических отрывках, в которых существуют несколько действующих лиц, обязательно присутствует прямая речь (диалоги и монологи). Мы знаем, что играть впрямую персо­нажей нельзя. Следовательно, мы должны «намекать» на их ха­рактерность. Нужно вспомнить, как мы рассказываем о реальных событиях с участием наших знакомых. Мы намекаем на их харак­теры, чуть-чуть «подаем» их, меняя звуковые приспособления, но не имитируем их впрямую. Тем не менее, «намекая» на образ, мы можем ускорять или замедлять речь, повышать или понижать голос, говорить тише или громче.

 

 И всё же основной упор в работе над речевой характерностью нужно делать не на эти внешние признаки характера, а на характерность, рождённую автором, то есть его лексикой: характерность стиля, характерность эпохи, в которой происходит действие, национальные особенности.

Персонажи пьес А. Островского думают, действуют не так, как герои трагедий Шекспира, даже при схожей, казалось бы, ситуации. Следовательно, они иначе выражают свои чувства и мысли словами.

Речевой же фон спектакля должен быть нейтральным, то есть выстроенным на нормах общепринятого литературного произношения, актёр обязан владеть этими нормами. И тогда всякое отклонение, взятое актёром в качестве характерности образа, будет замечено и принято зрителем.

 

 

21. Психологическая пауза.

Дайте определение понятию «психологическая пауза».

Психологическая пауза - актерская, эмоциональная. Не под­чиняется правилам. Часто возникает в момент живого общения со зрителем. Зависит от актерской задачи и действия. Если она зара­нее продумывается исполнителем - может быть обозначена лю­бым из предложенных значков.

«... в то время как логическая пауза механически формирует такты, целые фразы и тем помогает выяснять их смысл, психологическая пауза дает жизнь этой мысли, фразе и такту, стараясь передать их подтекст. Если без логической паузы речь безграмотна то без психологической она безжизненна.

Логическая пауза пассивна, формальна, бездейственна; психологическая непременно всегда активна, богата внутренним содержанием.

Логическая пауза служит уму; психологическая - чувству.

«...Пусть же психологическая пауза ставится там, где она просится изнутри, но пусть она не нарушает логики и смысла».

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 462; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!