Охарактеризуйте взаимосвязь темпа и ритма.



Впервые термин «темпо-ритм» использовал К.Станиславский. Он рассматривал темпо-ритм, как выразительное средство для поиска верного психофизического самочувствия исполнителя. Повторы эмоциональных всплесков он определил как «степени чело­веческого отношения к фактам, явлениям жизни». Условно он оп­ределил десять таких «степеней» (нулевое - человек спит, десятое - человек в состоянии аффекта). По этой схеме, обычная челове­ческая жизнь протекает в ритмах 4-6 степеней. Чтец «проживает» текст в более эмоциональной степени, следовательно, должен чи­тать произведение в 5-8 степенях.

Если ритм является показателем внутреннейнасыщенности произведения, то темп - это составная часть ритма, его внешнеепроявление.

-Верный темпчтения рождается в связи с яркими и верными  видениями,

-Верный внутренний ритмрождается от активно и правильно выполняемых задач.

Чем активнее чтец воздействует словом на слушателя, тем ак­тивнее его внутренний ритм.

 Прямая взаимосвязь темпа и ритма такова:

активный ритм - быстрый темп

пассивный ритм - медленный темп.

Однако в чтецкой практике существует и обратная взаимо­связь. А именно:

 активный ритм - медленный темп

пассивный ритм - быстрый темп.

В первом случае чтец, при очень высокой степени эмоцио­нальности, говорит максимально медленно. То есть, исполнитель у сдерживает свои эмоции. А мы точно знаем, что сдерживание эмоций воздействует на зрителя иногда сильнее, чем прямое воз­действие. Во втором случае (быстрое произнесение текста при  внутренней пассивности) чтец как бы «пробрасывает» текст, что бывает также необходимо для более точного донесения основной авторской мысли.

Проанализируйте зависимость темпо-ритма от темперамента исполнителя.

Темпо-ритм произведения зависит от темперамента и автора, и исполнителя. Принципиально важное условие чтецкого произ­ведения - совпадение этих двух темпераментов. Грубо говоря, если студент не обладает ярко выраженным «открытым» темпе­раментом, лучше не давать ему читать стихи, допустим, Г.Лорки или В.Маяковского. Такому студенту целесообразно предложить материал, в котором «волнообразное движение, лишенное нервных ритмов, гармонически уравновешенное, соразмерное». И, на­оборот, студенту с «открытым» темпераментом, лучше давать яр­кие, порывистые отрывки.

 

23. Выразительные средства сценической речи.

Перечислите выразительные средства сценической речи.

К выразительным средствам в сценической речи относятся: интонация, темп, ритм, психологическая пауза, логика речи, композиция озвученного произведения.

Охарактеризуйте выразительные средства сценической речи.

Интонация: действенность и выразительность речи осуществляется через интонацию.

 Интонация - это звуковые средства речи, изменение силы, высоты, длительности звучания, тембр голоса. Она рождается от цели говорящего. Интонация есть внешнее выражение внутренних чувств. Нельзя искать интонацию просто так без учета действенных задач, механически. К ней надо придти «изнутри», через переживание. Интонация - одна из сторон языка и речи. Именно она делает текст понятным, именно она раскрывает чувства и мысли, которые рождает текст героя, или наоборот остаются невысказанными по тем или иным причинам. Интонацию искать голосом нельзя. Искать нужно причину, которая должна породить её. Она помогает вскрыть отношения между героями. Неожиданная интонация - сильнейшее выразительное средство актера и его воздействия на зрителя. В жизни нет однообразной интонации. Ей придавал огромное значение К.С.Станиславский. Она — результат оценки поступкам действующих лиц. Нет одинаковых интонаций как нет одинаковых людей.

Темпо - ритм: Всякой речи присущ темпо-ритм, который зависит от конечной цели словесного действия. Осознанное или интуитивное чувство темпо - ритма помогает актеру создавать интересный речевой рисунок роли. Темпо — ритм речи персонажа зависит от их сверхзадачи в пьесе. Темп речи — это скорость речевого процесса, насколько быстро или медленно разговаривает человек. Темп помогает сделать речь разнообразной, интересной. Речевой ритм - это степень интенсивности, эмоциональной напряженности, активности речи. Ритм всегда определяется психологическим состоянием героев. Темп и ритм взаимосвязаны между собой и присутствуют в речи исполнителя.

Психологическая пауза: К. С.Станиславский говорил, что протяженность психологической паузы зависит от того, что вызывает остановку в речи и для чего она происходит. Она не должна быть затянутой, иначе это вызовет остановку в действии. Художественный вкус должен подсказывать протяженность психологических пауз. Она только тогда сильна, а иногда сильнее речи, когда так прожита и выражена актером, что фраза после неё является только разрешением впечатления. Она требует огромного чутья и чувства меры. Момент рождения психологической паузы подсказывают исполнителю чаще всего знаки препинания, как нотные знаки эмоций. Психологическая пауза - это временная остановка в речи. Протяженность её зависит от эмоционального состояния исполнителя. Она помогает слушателям понять, что происходит с героем и помочь перейти к восприятию новых событий. Пользоваться такой паузой надо умело. Она не может быть долгой или чрезмерно короткой. Молчание часто бывает больше выразительным, чем слово. Психологическая пауза не заменяет и не снижает значения логической паузы, а наоборот укрепляет её, одновременно выполняя и свои функции.

Каждый знак препинания имеет только ему присущую протяженность и интонацию.

Точка - законченность мысли. Запятая - незаконченность мысли. Точка с запятой - занимает среднее положение между точкой и запятой Двоеточие - мысль высказана не до конца. Многоточие - недосказанность или прерванность мысли. Вопросительный знак - вопрос и ответ на него. Восклицательный знак - яркая эмоция, взволнованность.

Логика речи: - это донесение мысли чтецом. В речи всегда какие - то слова главные, какие - то второстепенные по смыслу. Обязательно выделяются слова наиболее важные для понимания мысли. Логика - могучее выразительное средство речи.

Композиция озвученного произведения: как живописец ищет единства в картине, применяя различные краски, так и в композиции важным элементом является композиционное построение (завязка, развитие, кульминация, развязка). Есть два основных типа композиции (статическая и динамическая). Статическая композиция - чаще всего - это описания природы, размышления, наблюдения. Чувства, напряжения мысли на всем протяжении остается ровным. Динамическая композиция - композиционные части четко разграничены, контрастируют одна с одной, четко выражено композиционное построение.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 886; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!