Охарактеризуйте художественное чтение и задачи чтеца.



Экзамен 2 курс.

Перечень заданий к экзаменационным билетам по дисциплине

«Сценическая речь».

Курс 4 семестр

1. Роль художественного слова в творчестве актёра.

Перечислите общие и специфические особенности словесного действия в искусстве актёра и художественном слове.

Раскройте главные различия в творчестве чтеца и актёра.

Проанализируйте сходство творческого процесса.

Приведите практические примеры.

2. Роль орфоэпии в традиционных нормах литературного произношения.

Дайте определение понятия «орфоэпия».

Охарактеризуйте особенности произнесения гласных звуков.

Приведите орфоэпические правила произношения гласных звуков.

Проведите орфоэпический анализ текста.

3. Дикция как необходимое условие актёрской техники.

Дайте определение понятию «дикция».

Раскройте речевые недостатки бытовой и сценической речи.

Перечислить органы, принимающие участие в образовании звука и определить их влияние на произношение.

Раскройте этапы работы над дикцией. Объяснение методики правильного выполнения упражнений.

4. Дикционные нормы произношения гласных звуков и их тренинг.

Дайте классификацию гласных звуков.

Раскройте характер произношения гласных звуков.

Охарактеризуйте этапы работы над гласными звуками.

Объясните методически правильное произношение гласных.

5. Дикционные нормы произношения согласных звуков и их тренинг.

Дайте определение артикуляции согласных звуков.

Раскройте характер произношения согласных.

Охарактеризуйте этапы работы над дикцией согласных.

Методически объясните правильное произношение согласных.

6. «Дыхание в жизни» и «дыхание на сцене».

Дайте определение физиологического и фонационного дыхания.

Раскройте сущность видов дыхания.

Проанализируйте сходство и различия видов дыхания.

Продемонстрируйте смешанно-диафрагматический тип дыхания.

7. Диапазон голоса.

Дайте определение понятию «диапазон голоса».

Раскройте сущность работы голосовых регистров.

Охарактеризуйте центральное звучание голоса.

Продемонстрируйте упражнения на поиск центрального звучания голоса.

 

8. Кинолента видений.

Дайте определение «киноленты видений».

Раскройте содержание киноленты видений.

Охарактеризуйте этапы над накоплением киноленты видений.

Приведите практические примеры.

9.         Выбор репертуара.

Перечислите требования к выбору репертуара.

Раскройте содержание идейно-тематического анализа описательной прозы.

Охарактеризуйте речевые куски.

Приведите пример речевого куска.

10. Работа над описательной прозой.

Дайте определение описательной прозы.

Раскройте содержание описательной прозы.

Охарактеризуйте этапы работы над описательной прозой.

Приведите практические примеры.

11. Характеристика речевого голоса.

Перечислите природные и профессиональные свойства речевого голоса.

Проанализируйте различия речевого и певческого голоса.

Охарактеризуйте наиболее распространённые недостатки речевого голоса.

Приведите этапы работы над постановкой голоса.

12. Постановка голоса.

Дайте определение «постановка голоса».

Раскройте этапы работы над голосом.

Охарактеризуйте каждый этап работы над голосом.

Приведите цикл практических специальных упражнений.

13. Понятия «логика речи», «действенность слова».

Дайте определение логики речи.

Раскройте значение логического анализа в работе над текстом.

Охарактеризуйте значение знаков препинания и грамматических пауз в логике речи.

Проведите логический анализ текста.

14. Логические паузы.

Дайте определение логических пауз.

Раскройте роль логических пауз в логике речи.

 Охарактеризуйте речевые такты.

Проведите логический анализ текста.

15. Композиция прозы.

Дайте понятие событийного ряда прозы.

Раскройте последовательность событий.

Охарактеризуйте кульминационное событие.

Проанализируйте развитие узловых событий.

16. Логические ударения, основные правила выделения слов (инверсия, вводные слова, новое понятие, сравнения, противопоставления, перечисления).

Дайте определение логических ударений.

Раскройте основные логические правила.

Охарактеризуйте логические ударения в речевых тактах.

Проведите логический анализ текста.

17. Роль дыхания в развитии голоса.

Перечислите этапы работы над дыханием.

Раскройте понятия: вдох – выдох – добор воздуха, «фиксированный выдох», «длинный выдох».

Охарактеризуйте роль носового дыхания.

Приведите упражнения, с помощью которых готовите свой аппарат к звучанию (индивидуальный тренинг).

 

Теоретическое обеспечение экзамена.

1. Роль художественного слова в творчестве актёра.

Охарактеризуйте художественное чтение и задачи чтеца.

Художественное чтение - это искусство исполнительское. На основе литературного произведения чтец должен создать новое художественное произведение, отличающееся от первоисточника, как спектакль отличается от пьесы.

Основная задача чтеца, предать живую мысль и воздействовать на слушателя. Поэтому исполнение должно быть понятным и убедительным. Оно должно воздействовать на ум, чувства, волю. Толкование материала не может быть произвольным, оно должно опираться на материал исполняемого произведения. Чтец должен обладать культурой, профессионализмом, иметь знания. Произведение надо любить, сжиться с ним (присвоить) себе исполняемый текст. Только тогда можно искренне прочитать произведение. Уметь проанализировать текст, подчинить сверхзадаче все художественные средства.

К.С.Станиславский и В.И. Немирович-Данченко о работе актера над художественным словом.

К.С.Станиславский и В.И. Немирович-Данченко часто обращались к проблеме художественного чтения в воспитании актера. Они боролись против формализма в чтении. В 20-е годы существовал общепринятый метод в чтении декламационно-пафосная манера чтения. Станиславский считал, что это наносит вред воспитанию актера, учит неестественному тону, прививает штампы. Он категорически отрицал этот метод и считал, что задача чтеца состоит не в создании чтецких навыков, а в развитии речевого мастерства, овладении речевой техники, основа успеха (В ЕДИНСТВЕ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА И СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ), и требовал, чтобы занятия художественным словом велись с позиций мастерства актера. Он в принципе не делал различия между действием поступком и действием словом, мастером сцены актером и мастером слова чтецом: и тот и другой - актеры. Считал, что в работе над текстом актер получает возможность тренировать элементы актерской психотехники. Его взгляды разделял и Немирович-Данченко. Он критиковал старую театральную школу за то, что она идет от трафарета, а не от жизни, учит штампу. Считал, что надо учиться простой и выразительной речи. Работая над баснями, пробой, стихами надо идти актерским путем и отнестись к тексту так, как будто вам дана примерно такая же роль. Он считал, что работа над художественным словом по методу, единому с работой над мастерством, приносит огромную пользу.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 672; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!