Раскройте требования к выбору репертуара.



 

 

10. Роль идейно-тематического анализа в работе над произведением

Определите суть идейно-тематического анализа.

Для того чтобы речь исполнителя была действенной, необходимо точно понимать цель своего чтения, ясно понимать зачем он его исполняет, что он хочет сказать слушателям своим текстом. Для этого он должен проникнуть в авторский замысел, понять какие проблемы взволновали автора, какой жизненно важный вопрос заставил автора поделиться своими мыслями, в чем состоит творческая взволнованность данного произведения. Чтобы это понять - надо проанализировать произведение. Понять тему, идею, проблему, охарактеризовать образы героев, понять мотивировку их поступков и мировоззрения, понять в чем состоит конфликт, событийный ряд. Надо понять творческий образ автора, стиль эпохи, жанр и стиль самого произведения. Чтец должен провести большую подготовительную работу с текстом. В художественном слове вся идейная нагрузка ложится на одного исполнителя. Он один воплощает авторский замысел, доносит сверхзадачу произведения, т. е. делает всё то, что в спектакле режиссер вместе с актерами. Умение понять идею произведения, заставляет анализировать материал с самых серьезных позиций. Авторская идея пронизывает произведение от начала и до конца. От глубины вскрытия текста зависит и оценка событий, и осмысление и действенная сила слова.

 

Раскройте понятия «тема» и «идея» произведения.

Тема отвечает на вопрос – о чём? Тема – это круг жизненных явлений, который захватил автора. Чтобы найти тему, нужно как бы подняться над сюжетом, который является лишь конкретным её проявлением, найти главный жизненный интерес героя. Чтобы определить тему, нужно знать тенденции общественного развития, ход исторической борьбы, изображённую действительность.

Идея - главная мысль произведения. Только анализ текста поможет её найти. Анализ текста именно заканчивается пониманием идеи произведения.

Тема – конкретна, а идея – это обобщающий вывод.

Охарактеризуйте этапы проведения идейно-тематического анализа.

Как искать идею произведения? Только через анализ поступков героев, взаимоотношения. Но самое главное в анализе каждого эпизода, чтобы сквозное действие развивалось с точки зрения сверхзадачи. Часто чтец допускает ошибку в чтении, он дробит текст, останавливает действие и таким образом теряет единое целое. Надо учиться сохранять перспективу мысли. К.С. Станиславский говорил «Каждое слово имеет перспективу, каждая фраза имеет перспективу, каждый речевой кусок имеет перспективу». Надо научиться подчинять отдельные эпизоды целому, вести перспективу мысли, подчиняя ее сверхзадаче. Сверхзадача и сквозное действие мобилизуют внутренний мир героя, активизируют каждое слово, делают его целенаправленным.

Это сделать трудно, но надо вновь и вновь возвращаться к анализу текста и отвечать себе на вопрос: «Почему именно так, а не иначе поступил герой? В чем причина его поступка? Что с ним случилось? Чего он хочет? Что для этого делает?»

Конечно же, необходимо проанализировать предлагаемые обстоятельства.

Конфликт – это жизненное противоречие, борьба между позициями, интересами, характерами и т. д. Характер человека проявляется ярче всего в конфликтных обстоятельствах, в критические моменты жизни людей.

Чтобы понять конфликт, нужно понять, что происходит с героями, почему, в чём их столкновение, в чём СМЫСЛ их борьбы?

Сверхзадача – это главная цель, ради которой автор написал своё произведение. Все большие и малые цели подчинены ей.

Сквозное действие – это путь к сверхзадаче, это основная линия действия, проходящая через эпизоды красной нитью.

 

11. Характеристика речевого голоса.

Перечислите природные и профессиональные свойства речевого голоса.

Проанализируйте различия речевого и певческого голоса.

Охарактеризуйте наиболее распространённые недостатки речевого голоса.

Приведите этапы работы над постановкой голоса.

 

Перечислите природные и профессиональные свойства речевого голоса.

1. Речевой голос формируется в том случае, если нет препятствий со стороны слуха, психики и голосообразующих органов.

К профессиональным свойствам речевого голоса драматического актёра и чтеца относят: звучность, красоту, лёгкость, гибкость, полётность, плавность, мелодичность, владение разными регистрами, способность длительное время выдерживать голосовую нагрузку без усталости. Эти качества не даются сами по себе, а приобретаются длительными тренировками. Необходима постановка голоса. Голос должен быть полетным т. е. распространяться на какое-то расстояние. Если у актера хороший посыл звука его хорошо слышно в самых отдаленных уголках. Если дыхание слабо натренировано - то и голос слабый. Голос должен выдерживать большие физические нагрузки. В речевом голосе есть несколько регистров, которыми актер должен уметь владеть.

Различают высокий и низкий речевой голос.

 

Голос имеет физиологические свойстваэто сила, тембр, высота, диапазон.

Сила - зависит от напряжения, с которым выдыхается воздух, от силы смыкания связок; зависит от силы выдыхаемого голоса, от смыкания и амплитуды голосовых связок, от резонирования.

Тембр - (индивидуальное, характерное свойство голоса, не меняющееся с момента мутации) зависит от устройства голосового аппарата и от умения пользоваться резонаторными полостями; это своеобразная окраска голоса, зависящая от обертона, от анатомического устройства речевого аппарата. У каждого свое строение гортани, размеры голосовых связок, мускулатура, интенсивность смыкания голосовых связок.

Высота голоса зависит от частоты колебания голосовых связок, получивших импульс от центральной нервной системы.

Диапазон (объём) голоса зависит от речевых тонов. Диапазон взрослого человека – 4-5 тонов, ребёнка – 2-3 тона. Он зависит от длительных тренировок.

В речевом голосе есть несколько регистров, которыми актёр должен умет владеть. Нижний регистр – состоит из звуков нижней части речевого голоса. Верхний (грудной) регистр состоит из однородных звуков верхней части речевого голоса. Средний (смешанный) регистр состоит из звуков среднего звучания и представляет собой центр речевого голоса.

 

Проанализируйте различия речевого и певческого голоса.

2. В профессиональном речевом голосе различают высокий и низкий голос как у мужчин, так и у женщин. Причём певческий тип не всегда соответствует речевому. Бывает высокий речевой голос при низком певческом и наоборот.

Певческий голос укладывается в определённую часть нотных знаков, а речевой состоит из множества речевых скольжений, не укладывающихся в рамку нотных знаков.

Дыхание не идёт сплошным потоком, как при певческом, а дробится.

Артикуляция в певческом голосе осуществляется за счёт мягких звуков. А в речевом за счёт мягкого нёба, глотки, зева.

В речевом голосе дикция – это каркас слова. Дыхание играет большую роль в образовании звука. Работа над дыханием и постановкой голоса – это единый процесс в развитии голоса.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!