Объясните, как вы понимаете состояние – «заболел» материалом.



Успех исполнения того или иного литературного произведения зависит, в первую очередь, от выбора текста. Выбор произведения для чтения - ответственный этап поисков, потому что чтец в отличие от актера рассказчик. Главная задача чтеца - рассказывать не играя, не перевоплощаясь о людях, об их характерах, поступках, событиях. Чтец активно вмешивается в жизнь, болея за своего героя, радуясь его радостями, взволнованно относясь ко всему, что с ним происходит.

Всё, о чём рассказывает чтец – это часть его собственной биографии. Он прожил эту жизнь в своем воображении, силой фантазии сделал её своим прошлым. События, о которых он говорил, заставили его самого глубоко задуматься, посмотреть на всё глазами идеи и эпохи. Поэтому выбранный материал не только должен ему нравиться, а нравится так, что он не может молчать.

Тема, заложенная в материале, должна настолько глубоко его взволновать, что молчать он не может. Ему надо, как и автору, когда он писал, поделиться со слушателями. Только тогда чтец может не просто поделиться со слушателями, а заразить слушателей ими так, заставить сопереживать героям так, как сам он заразился, «заболел» этим материалом.

Найти хороший чтецкий материал не просто. Надо очень много перечитать литературы,

«переболеть» материалом, «выносить» его в душе и только когда почувствовал, что не сможешь не прочитать его слушателю, только тогда материал берется в работу.

Перечислите требования к выбору репертуара.

1.  Идейная и художественная ценность произведения.

2.  Его эстетическая и общественная значимость для сегодняшнего дня.

3.  Личная творческая заинтересованность в исполнении данного произведения.

Увлеченность

Одна из сложностей обучения художественному чтению заключается в том, что в процессе работы возникает союз двух субъектов: студийца и преподавателя. Следовательно, тема должна волновать их обоих. Невозможно добиться качественного результата без обоюдного интереса двух этих сторон.

Не увлекшись сам, ни за что не увлечешь других. Высказанная более двух тысяч лет назад римским поэтом Горацием истина - «Если хочешь меня потрясти, будь потрясен сам» - верна и сегодня» [1].

4.  Соответствие материала творческим возможностям исполнителя.

Особенности индивидуальности чтеца

Выбранный нами текст для воплощения в художественном чтении непременно должен соответствовать индивидуальным данным исполнителя: его возрасту, творческим возможностям, интеллекту, чувству юмора и т.д. У кого-то из учеников может превалировать то или иное качество, например: лирический склад ума, или склонность к драматизму, или повышенное эмоциональное восприятие. Педагог, раскрывая уже известные качества студийца, должен видеть траекторию дальнейшего развития индивидуальных творческих способностей ученика и, по принципу «от простого к сложному», помогать ребятам расширять свой творческий диапазон. Для этого уместно предлагать им попробовать себя и в других направлениях, и в других качествах.

5.  Хорошее знание художественной литературы.

6.  Общая культура и художественный вкус чтеца.

7.  Наличие интересного сюжета, яркие о6разы, сочный индивидуализированный язык действующих лиц.

Качества литературного материала

- понятность Нужно помнить, что «донести до слушателя» можно только то произведение, в котором все до конца будет понятно, осмысленно и прочувствованно. «Прежде всего, произведение должно быть понятно воспринимающими его людьми. Литературное произведение, читаемое глазами, может быть прочтено в местах, вызывающих затруднение, дважды и трижды. Слушатель же должен воспринимать мысль произведения с тою скоростью, которая диктуется исполнителем. «Отставший» от исполнителя слушатель не может восстановить отзвучавшую часть текста и перестает понимать его продолжение» [2].

 - законченность по мысли         

Кроме того, исполняемое произведение, или отрывок, или композиция должны быть законченными по мысли. Это не значит, что основным руководством в выборе материала должен быть сюжетный ряд, хотя последовательность событий доступней для восприятия. Материал может быть и бессюжетным, например, публицистика, лирика, абсурд в талантливом исполнении чтеца могут  очень сильно воздействовать на зрителя. Главное, чтобы была предельно ясна и закончена авторская мысль.      

- яркие образы      

Выбранный нами материал будет лучше восприниматься зрителем, если в нем присутствуют яркие образы, представленные не столько в описаниях, сколько в действиях и речи. Здесь важно соблюсти чувство меры в использовании монологов и диалогов. Авторский текст должен оставаться первостепенным.      

 

8.  Четкое композиционное построение.

9.  Учет состава аудитории.

10.    Отрывок должен быть законченным по мысли, с наличием ярко описанного  события, конфликта.

11.         Следует избегать мелкотемья, язык произведения должен быть высокохудожественным, богатым.

 12.        В работу берутся отрывки из романов, повестей, баллад, сказок.

13.    Воспитательные факторы

Важно помнить, что педагогическая цель не исчерпывается обучением практическим навыкам. Она предполагает воспитание субъекта, развитие его личности, расширение не только информативного поля, но и мировоззрения, нахождение своего места в сложнейшей системе взаимоотношений с окружающими. Следовательно, в выборе материала имеет смысл руководствоваться не только художественно-эстетическими, но и воспитательными факторами.

Отрывок может быть скомпонован как композиция, но обязательно иметь композиционное построение.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!