Культура и деятельность : образцы поведения



       Культура как способ ценностного освоения действительности воплощается в практической деятельности людей: в производственной, бытовой, художественной и политической, в научной и учебной. Известно, что в любой практической деятельности относительно независимо взаимодействует внутренняя и процессуально-внешняя деятельность. В ходе внутренней деятельности формируются  мотивы, тот смысл, который придают люди своим поступкам, отбираются цели действий, разрабатываются схемы, проекты, технологии будущих деяний. Именно культура как менталитет наполняет внутреннюю деятельность вполне определенной системой ценностей, предлагает сопряженные с ней проекты, выборы, предпочтения и т.д. В этом проявляется еще одна характеристика культуры – это элемент, который организует, определяет содержание, направленность практической деятельности людей.

1. Значимость культуры как социального феномена объясняется прежде всего тем, что это непосредственный, актуальный виновник содержания, стиля практической жизни людей. Это сложная духовная система, в которой переваривается, осмысливается, оценивается внешняя информация, которая непосредственно определяет, как реагировать человеку на эти импульсы, как ему действовать. Импульсы, идущие от внешнего мира, проходя "чистилище" культуры, по-своему расшифровываются.

2. Культура стремится самореализоваться в практике. Нацеленностью на практику и определяется особая значимость культуры в социальной жизни. То, что стало ее достоянием, культура обязательно воплощает прямо или опосредованно на практике. И когда мы хотим познать культуру другого человека, мы должны судить о ней не столько по его высказываниям, словам, заявлениям о намерениях, целях, а по его действиям. Реальная практическая деятельность, в том числе художественная, научная – это и реальное воплощение культуры, и ее показатель.

3. Культура воплощается прежде всего в устойчивых, повторяющихся образцах деятельности. Естественно, за спиной повторяющихся образцов поведения стоят устойчивые мотивы, предпочтения, навыки и умения. И этот аспект проблемы имеет особое значение для социологического анализа культуры как явления. Случайное, более не повторяющееся к культуре относить не следует. Из круга явлений, описываемых понятием культура, выпадают не только инстинктивная сторона действия людей, но и те моменты, аспекты, которые носят случайный, неустойчивый характер, то есть не ставшие образцом деятельности. Принято в образцах деятельности разводить образцы элементарных действий и модели деятельности: модели социальных связей, институтов, модели художественной деятельности и т.д. Образцы деятельности обнаруживают себя как в производственной сфере, так и в быту, науке и отдыхе. Они проявляются как в смысловом содержательном отношении, так и в технологии действий, стиле, манере действий.

       Культура воплощается, объективируется в различных продуктах деятельности. Раз речь идет об объективировании, то значит речь идет о материальном воплощении. Принято делить материальные продукты культуры на вещественно-предметные: станки, автомобили, здания, в которых воплощаются и технические знания, и художественные вкусы, и нравственные нормы; и символически-знаковые, то есть те продукты культуры, которые передают свою информацию через слово, символы, знаки, изображения: научные статьи и устное народное творчество; научно-популярные книги и художественная литература; картины, фрески, ноты, схемы, чертежи.

Культура: преемственность и социализация

       Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности, объективируется в вещественно-предметных и знаково-символических формах, во-первых, происходит определенная фиксация и структурирование исторического опыта данного народа, общности, семьи,  во-вторых, культура, ее смыслы и значения, технология и навыки могут быть переданы другому человеку, другому поколению.

1. Культура как средство, метод формирования прошлым, накопленным опытом, традициями наших сегодняшних представлений и более широко – нашей жизнедеятельности в настоящем. Культура – это всегда континиум. Подчеркивая преемственность, мы отнюдь не абсолютизируем устойчивость и неизменность культуры. Способность к саморазвитию, изменчивости – это важнейший признак социокультурного процесса. Вместе с тем важно, чтобы в культуре традиции поддержки новаторства сочетались с разумным консерватизмом, с приверженностью к стабильности, устойчивости, предсказуемости.

2. Преемственность культуры осуществляется в процессе социализации личности, прежде всего ее воспитания и образования. Культура как внебиологическое, благоприобретенное не подчиняется в целом законам генетической наследственности, ею можно овладеть лишь в ходе социального наследования. Поэтому, когда мы говорим об образовании и воспитании личности, мы имеем в виду, процесс формирования личности прежде всего как носителя, воспреемника и продолжателя культуры. Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. При рождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийся основой его жизнедеятельности. Его научают жить, строить отношения с другими, пользоваться предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других и осуществляя собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт, он интериоризирует, то есть делает своим собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.

       Культура – это способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, представляющий собой целостную систему логически сопряженных, устойчивых идей, оценок, ориентаций, норм, приемов, воплощаемых в образцах деятельности, объективируемых в вещественно-предметных и знаково-символических формах, передаваемых от поколения к поколению в процессе социализации. Культура выступает решающих способом регуляции социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.

Основные элементы культуры

       ЯЗЫК

Первооновой любой культуры является понятийно-логический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа. Все люди осваивают мир, осмысливают, фиксируют его элементы в чем-то по-своему.

       Способ понятийно-логического упорядочивания и восприятия мира зависит от многих обстоятельств, в том числе – от типа хозяйственной деятельности. То, что более значимо, по той или иной причине оказывается более точно и подробно структурировано, а это может сказаться на стилевом разнообразии культур.

Отметим и роль языка как ретранслятора культуры. Очевидно, что культура распространяется и жестом, обрядом, мимикой и танцем. Ушедшие поколения доносят до нас свои умения и навыки в вещественных формах и т.д. Но во всех случаях вряд ли что-нибудь может конкурировать с наиболее емким, доступным, точным ретранслятором культуры, каким является язык.

Вместе с тем, нельзя абсолютизировать роль языка в качестве чуть ли не единственного носителя культуры, как это пытаются сделать политики. Очень часто, тем более в 20 веке, язык выступает лишь средством коммуникации. На русском языке в той или иной мере может быть передана и нерусская культура, на английском языке – неанглийская.

ЗНАНИЯ И УБЕЖДЕНИЯ

Основными элементами культуры являются убеждения. Именно в убеждениях содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в повседневной деятельности, что воплощают в образцах и моделях поведения. Убеждение – определенное духовное состояние, свойство, для которого характерно генетическая нерасчлененность интеллектуально-рационального, чувственно-эмоционального и волевого компонентов. Это чувственное переживание знания как личностно-значимого, достоверного, наполненное током, энергией воли. Убеждения могут быть связаны как с природными объектами, так и с социальными.

Любые убеждения, связаны ли они с объектами природы или с социальными объектами, в свою структуру включают определенные сведения, информацию (научную или обыденную) о данном явлении, о существе норм, принципов поведения, то есть знания. Убеждения, связанные с объектами природы, - информацию о природных процессах в виде представлений о физической картине мира, естественнонаучные, технические знания, технологии, соответствующую информацию о способах действий, приемах, как и что следует выращивать, производить и т.д.

Между существующей и распространяемой в обществе информацией, знаниями о тех или иных явлениях и убеждениями людей, воплощаемых в поведении, связь устанавливается сложно и неоднозначно: знание законов не удерживает от их нарушений, понимание вреда здоровья не удерживает от вредных привычек. Если знания, идеи противоречат потребностям, имманентным тенденциям развития человека, но имеют при этом статус господствующих идей, навязываются обществу, люди рано или поздно начинают сопротивляться их реализации. Знание может и опережать реальную действительность, практику. В нем могут быть зафиксированы идеи, способные усовершенствовать мир. В этом случае разрыв идеи и убеждений вполне естественнен. Преодоление его за счет активного распространения подобных знаний, идей является важным условием прогресса общества.

Именно знание придает убеждениям смысл, одаривает идеей. Бедность, скудность культуры в немалой степени определяется узостью, примитивностью, фрагментарностью знаний, вовлеченных в оборот данной культуры.

       ЦЕННОСТИ

Убеждение как единство знаний, эмоций и воли выступают в разнообразных конкретных формах. Среди них следует назвать ценностные ориентации, социальные установки, нормы, принципы поведения и непосредственные мотивы действий, поступков. Одни определяют стратегическую направленность деятельности индивида, другие нормативно регламентируют ее, третьи – непосредственно, ситуационно детерминируют поведение людей. Данные феномены духовного мира образуют иерархизированную систему, в вершине которой – ориентации на ценности. Как сознательное существо, человек значимые для себя поступки осуществляет осознанно, т.е. взвешивает, оценивает, примеряется.

Ценности – определяющий элемент культуры, ее ядро. Для выявления ценностей человек должен применить определенные критерии, мерки, по которым будет произведена оценка объекта. Вот эти критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре и называются ценностью.

Культура, рассмотренная в данном, сугубо ценностном аспекте, - это своеобразный социальный механизм, который выявляет, систематизирует, упорядочивает, воспроизводит, сохраняет, защищает и развивает ценности в обществе.

Ценности выступают как 1) желательное, предпочтительное для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т.д.; 2) критерий оценки реальных явлений; 3) они определяют смысл целенаправленной деятельности; 4) регулируют социальные взаимодействия; 5) внутренне побуждают к деятельности. Другими словами, ценность и ориентирует человека в окружающем мире, и побуждает, мотивирует на конкретные действия.

Социология интересуется преимущественно ценностями, выступающими регуляторами взаимодействия людей в обществе, то есть социальными ценностями. Среди них следует различать ценности экономические и нравственные, политические и эстетические. Данные ценности в рамках той или иной культуры представляют собой не произвольную комбинацию, а существуют прежде всего как система. Менталитет – выражение этой целостности – проявляется как в общей логике, характерной для данной системы ценностей: ее подчиненности материальной чувственности или задачам духовного совершенствования, идее коллективности или индивидуальной свободы и ответственности, так и в специфике набора ценностей, их иерархии, очередности, последовательности.

Каждая система ценностей имеет одно основание – нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в предельно личностно значимой, адресованной к самому человеку форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье. Они аппелируют к свободному выбору человека, подкреплены внутриличностными, наиболее глубокими формами контроля (стыд, совесть, покаяние и т.д.).

В рамках одного общества ведущие ценности большинства людей едины. Культура общества и есть механизм сохранения, воспроизводства и развития общих, признанных в данном обществе, одобряемых в данном обществе, желательных для большинства членов этого общества ценностей. Но возможны и противоречия, конфликты ценностей (художественных и экономических при строительстве дома, политических и экономических при развитии конкуренции). Немалыми различиями могут характеризоваться системы ценностей социальных слоев, классов, групп общества, что характеризует особенности социальных функций, выполняемых той или иной социальной группой. Возможные конфликты должны регулироваться на базе общечеловеческих ценностей, признающих безусловную ценность мира для людей, человеческой жизни, а также общественных ценностей, признающих приоритетность сохранения единства нации, целостности государства и т.д.

Целостность культуры достигается не автоматически, а предполагает усилия, обеспечивающие синтез общечеловеческого, общенационального и специфического начала, поиск компромиссов ценностей в рамках единой культуры, преодоление конфликтов. В стабильных обществах конфликты ценностей, как правило, решаются в рамках имеющейся культуры. Осознание своих социально-групповых, классовых интересов не должно вести к их абсолютизации.

Итак, каждое общество обладает целостной системой ценностей, признаваемых большинством членов общества, реализуемых массово в их жизнедеятельности. Данная система ценностей включает общечеловеческий компонент и вместе с тем обладает существенной спецификой, неповторимостью, отличающей данное общество от других.

ИДЕОЛОГИЯ

Мир ценностей существует в разных видах. Ценности могут быть описаны, интерпретированы, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины, или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств. В первом случае мы имеем дело с идеологией, во втором – с обычаями, традициями, ритуалами, обрядами, воздействующими и передающими свое содержание на социально-психологическом уровне.

Идеология – достаточно сложное и многоярусное образование. Она может выступать как в виде идеологии всего человечества, идеологии конкретного общества, так и идеологии класса, социальной группы, сословия. Идеология любого социального субъекта имеет несколько ярусов. Первый – базисный, общечеловеческий, в котором находят свое идеологическое выражение общечеловеческие гуманистические ценности. Эта система идеологических взглядов, принципов рассчитана и должна быть в культуре каждого социального субъекта. Второй ярус идеологии – общественные (общенародные, общенациональные), которые в наиболее последовательной форме фиксируются в Конституции конкретного государства, становятся гарантией единства, целостности конкретного общества. Третий ярус идеологии, выражая специфические социально-групповые, классовые интересы, обосновывает желательные для данного класса, слоя формы социального устройства общества и т.д. Классовые, групповые идеологии выдвигаются политическими партиями, которые стремятся объединить вокруг себя тех, кто разделяет единые, групповые ценности, чтобы бороться за политическую власть ради осуществления представлений о желательном варианте развития общества.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

1. Образовательно-воспитательная функция. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью – приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей.

2. Интегративная и дезинтегративная функции.

Э. Дюркгейм – освоение культуры создает у людей – членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе. Т.обр., культура сплачивает людей, интегрирует , обеспечивает целостность сообщества. Но, сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества, вызывает культурные конфликты.

3. Регулирующая функция. В ходе процесса социализации ценности , идеалы, нормы, образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Культура определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Нарушение запретов и предписаний приводит в действие определенные санкции.

ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Ценности, являясь своеобразным критерием оценки реальных явлений социальной жизни, вместе с тем побуждают человека к деятельности, имеющей определенную направленность, содержание, иначе говоря, выступают регуляторами социальных связей, взаимодействий людей. Тем самым в культуре, в ценностях мы находим регулятивный механизм социальной жизни людей. Данный механизм представляет собой сложно организованную систему, в которой помимо ценностей, осуществляющих самую общую, стратегическую регуляцию поведения, имеются нормы. Последние достаточно конкретно предписывают, какие поступки должны совершать люди. Иначе говоря, это своеобразные правила поведения. Норма есть выражение той или иной ценности в системе четких, однозначно интерпретируемых, адекватно применяемых и контролируемых формах. В норме та или иная культурная ценность предстает как желательный конкретный образец поведения, то есть выражают специфику, своеобразие  данной культуры.

Нормы можно классифицировать по разным основаниям: нормы хозяйственной и научной деятельности; нормы поведения военнослужащих, деятелей искусства. Особое значение имеет деление на моральные  (опираются на силу общественного мнения, моральной ответственности личности, совесть) и правовые нормы (в виде  закона, контролируются властью). Могут быть также выделены нормы- правила и нормы – ожидания; нормы запрещающие и нормы поощряющие.

Система регуляторов поведения людей включает в себя и механизм социального контроля за соблюдением принятых в данном обществе, социальной группе, семье ценностей и норм поведения. Механизмы социального контроля прежде всего  включают в себя различные санкции – т.е. способы реагирования окружающих на поведение человека в виде воздаяния, поощрения и наказания. Они применяются за уже осуществленные действия, но ожидание применения санкции становится важнейшим элементом социальной регуляции поведения, его контроля. Девальвация санкций, как негативных, так и позитивных, ведет к существенному снижению результативности механизмов социального контроля, а вместе с этим – всей системы регуляции поведения в обществе, может стать причиной дезорганизации общества. Санкции бывают формальными (на основе закона) и неформальными (общественное мнение, мнение товарищей, они имеют силу морального осуждения или поощрения).

ЦЕЛОСТНОСТЬ КУЛЬТУРЫ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА

Сопряженность, целостность культуры обеспечивается не "хитростью мирового разума" (Гегель), не "невидимой рукой истории" (А. Смит), а социальным отбором, социальной селекцией. Любая культура сохраняет в своих недрах лишь то, что в целом соответствует ее общей логике, менталитету. Даже свои новые приобретения она стремится переварить  в собственном котле, придать им собственный аромат.

Сопротивление культуры внутренне чуждым ей элементам проявляется чаще всего в двух основных формах..

1. Наполнение заимствованных извне форм традиционным для данной социокультурной среды содержанием. Пример – симбиоз заимствованных современных форм организации политической жизни, наполняемых традиционным содержанием родоплеменных отношений.

2. Активное сопротивление культуры, проявление достаточно сильного социального иммунитета, защитной реакции. Нередко возникают острые конфликты, масштаб которых зависит от того, насколько эти нововведения затрагивают глубинные пласты культуры (мода, танцы, прически ).

Относительно безболезненно обновляя свои периферийные элементы, культура проявляет достаточно сильную реакцию отторжения, когда речь заходит о попытках изменить ее ядро: ценности, нормы, нравы. Социальный иммунитет – своего рода защитная реакция. Данное сопротивление, причем не всегда адекватное реальной угрозе, - свидетельство особой заботы людей о культуре, сохранении ее самобытности, неповторимости. Ведь утрата последней неминуемо ведет к распаду данного социума.

ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ

Культура – это метод ценностного освоения действительности через систему оценок, норм, образцов поведения. И пока данный метод обеспечивает эффективную деятельность людей по удовлетворению их потребностей, культура, ее основные элементы, сохраняют свою устойчивость, стабильность. В ином случае возникает ситуация, способствующая тем или иным изменениям в культуре и обществе, побуждающая к выходу за рамки принятого, нормального в рамках данной культуры (изменение художественного стиля, нравственных ценностей, норм поведения, отдельного человека и общества в целом).

Реальным признаком противоречия между потребностями людей и предлагаемыми данной культурой, обществом способами их реализации является чувство неудовлетворенности социального субъекта своим положением. Оно возникает при сравнении людьми своего социального положения с прошлым и другими обществами. Особое значение имеет неудовлетворенность людей принципами, нормами, регулирующими связи между людьми. Возникающий в этом случае кризис общества сопряжен с кризисом культуры, ее ядра – системы ценностей, нравственных норм, что ведет за собой ослабление и распад социальных институтов, сопровождается кризисом морали, доверия к власти.

В тех условиях, где есть побуждение к социальным изменениям, но нет социокультурной готовности субъектов к организации своей жизни на новых принципах, нормах, неудовлетворенность масс ограничивается протестом в разных его формах (например, крестьянские войны).

Изменения в самой культуре, т.е. формирование новых для данного общества идей, способов деятельности, норм поведения и ценностей вызывается двумя взаимодействующими группами причин: внутренними, возникающими и реализующимися в процессе саморазвития данного общества, его культуры, и внешними.

САМОРАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ

Оно осуществляеся в нескольких формах.

1. Спорадические, стихийные.

2.Метод проб и ошибок.

Следует иметь в виду, что закрепляется спонтанно возникшее новое, становясь достоянием культуры, осознанно.

3. Сознательная деятельность по изменению культуры и общества (наука и пророчество).

       ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР

Заимствование 1) внутри определенной культуры, обеспечивая распространение образцов культуры среди данного народа; 2) в ходе кросскультурного взаимодействия.

Социологи считают диффузию культур основой развития человечества.

Система культурных взаимодействий может строиться 1) добровольно; 2) вынужденно; 3) навязываться принудительно.

Добровольное заимствование имеет ряд характерных черт:

1. Каждая культура отбирает в другой культуре именно те элементы, образцы, которые способствуют решению ее собственных назревших проблем (проявление механизма социальной селекции культуры).

2. В процессе культурного взаимодействия происходит сопряжение двух культур, взаимный обмен ценностями, имеет место взаимовлияние.

Вынужденное заимствование сочетает в себе элементы внешней добровольности и внутреннего принуждения. Наличие донорской и реципиентной группы, неизбежная естественная ассимиляция.

Принудительное внедрение, навязывание культуры извне происходит в двух вариантах: 1) кросскультурном – в результате порабощения и стремления навязать чуждые культурные нравы, традиции угнетенным народам; 2) внутрикультурном – принудительное навязывание социальной группой, взявшей власть, своей идеологии остальной части общества.

МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР

Многообразие конкретных вариантов культуры. Чем богаче многообразие культур, тем выше вероятность, что человеку удастся подобрать нужный вариант ответа на вызовы истории. Внутреннее многообразие всегда признак развитой адаптационной способности.

Два аспекта многообразия культур: социокультурные суперсистемы и субкультуры.

Социокультурные суперсистемы

Запад и Восток выявляют свои различия при решении коренных вопросов бытия: 1) в отношении к человеческой личности; 2) отношении к миру, к реальности; 3) в отношении к возможностям разума.

П. Сорокин – акцент на внутренней причинно-смысловой логике функционирования культуры как самостоятельной системы. В качестве основных идеологических предпосылок в социокультурных суперсистемах выступают представления о природе конечной ценности (конечной истинной реальности). По Сорокину, на этот вопрос человечество дало три основных ответа.

- Истинная конечная реальность и ценности воспринимаются с помощью органов чувств. Помимо этого нет другой реальности и нет других нечувственных ценностей. Чувственная суперсистема. Господствует в Европе с 16 по 20 век. Сегодня в войнах и экологических кризисах начался переход к новой культурной суперсистеме.

- Истинная, конечная реальность и ценность – это сверхчувственный и надрациональный Бог. Чувственная и любая другая реальность или ценность – это либо мираж, либо подчиненная псевдоценность. Идеациональная( умозрительная) культура, характерна для суперсистемы христианской Европы 6-12 веков, Индии, Греции 8-6вв до н.э.

- Закат средвековой культуры в Европе заключался именно в разрушении этой идеациональной культуры, замещении ее чувственной культурной суперсистемой. В ходе их взаимодействия возникла в Европе в 13-14 вв. совершенно новая культура. Ее основным посылок было то, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна. Культурная система, воплощавшая этот посыл, может быть названа идеалистической.

Для всех видных исследователей культурных суперсистем характерно осмысление современного периода как времени величайшего кризиса, конца эпохи чувственно-теоретической – светско-научно-технологической, господствовавшей в течение последних пяти столетий, как переходный период к возникающему интегральному – эстетическому прототипу цивилизации или культуры. Практически все теории ожидают в грядущей культуре воссоединение высших ценностей истины, красоты и добра.

Субкультуры

Культура общества состоит из различных пластов. Основные формы культуры: высокая (элитарная) и народная (фольклор). Различаются по уровню образованноти индивидов. По мере роста общей образованности, а также демократизации жизни, развивались эти формы. Активное развитие СМИ привело к формированию массовой культуры. От массовости способа распространения форма культуры не меняется (в одном кинотеатре могут показывать разные фильмы). Однако массовая культура благодаря смысловой и художественной упрощенности вытесняет высокую и народную культуру.

Контркультура – культура преступного мира.

 Под позитивными субкультурами имеются в виду модификации культуры общества в соответствии с возрастными, профессиональными, поселенческими, территориальными, классовыми особенностями той или иной группы людей. Возникают особые нормы, обеспечивающие регулирование связей в соответствующих социальных институтах, стилевые особенности, акценты, выражающие специфику типа жизнедеятельности носителей субкультуры, их истории( городская, сельская), определенные идеологические различия в понимании путей развития общества, не затрагивая глубоко основные моральные и правовые устои общества (идеология рабочего класса).

 


 

ЛЕКЦИЯ 7 ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ – ВАЖНЕЙШИЙ МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ             

 

       1. Взгляды представителей различных социологических парадигм на образование       

       2. Учение как социокультурная деятельность

       3. Образование и социализация; школа

       4. Структура системы образования

5. Социальные функции и цели образования

 

       Среди социальных институтов современной цивилизации образование занимает одну из ведущих позиций. От качества образования в решающей мере зависят темпы технологического, экономического, политического прогресса, состояние культуры и духовности в обществе, наконец, благополучие человека. На двух занятых в стране, в среднем, приходится один учащийся. Однако на фоне масштабов своего влияния современное образование испытывает серьезный кризис. Сложилась и все более углубляется диспропорция между потенциями человеческой культурой, достижениями общества и культурой масс. Растет период общего и профессионального обучения человека.

       Социология образования изучает образование как социокультурный институт, его генезис, функционирование, структуры, способы организации, динамику социальной структуры сферы образования, взаимодействие этой сферы с другими общественными институтами и сферами жизни человека; она охватывает жизнедеятельность человека и социальные процессы в сфере образования, познает их взаимовлияние. Сама учебная деятельность представляется в широком контексте социокультурных условий, жизненных планов, ориентаций, особенностей образа жизни учащихся и обучающих, потребностей производства, науки, всей культуры общества.

 

       ВЗГЛЯДЫ РАЗЛИЧНЫХ ПАРАДИГМ НА ОБРАЗОВАНИЕ

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 351; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!