Ролевая и статусная концепции личности



       Анализ социальной и социально-психологической структуры личности показывает обусловленность деятельности личности не только внешними факторами, но и внутренними личностными установками, в связи с этим встает задача более детального анализа деятельностной сущности личности, которая проявляется прежде всего в выполнении личностью различных социальных функций. Оценка функций личности всегда дифференцирована, хотя роль уравнительных подходов к оценке деятельности личности усиливается в критические периоды жизни государств. Обеспечение равной ценности каждой личности – важнейший признак цивилизованности, гуманности и социальной справедливости общества.

       В ролевой концепции личности используются понятия "социального статуса" (положения в социальной структуре) и связанные с ним требования или "ролевые предписания".

       Понятие "социальная роль" было выработано в начале 20 века в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, позднее – Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и т.д. В России эту концепцию разрабатывали И.С, Кон, В.А. Ядов.

       Понятия "социальная роль" и игра отражают определенные повторяющиеся жизненные ситуации, например, с их помощью удается точнее описать факты приспособления человека к определенным условиям, феномены отчуждения и конформизма. Исследуя соответствие индивидуальной мотивации общественным нормам и ценностям, а также выполнение людьми предписанных им правил, последователи ролевой теории широко используют ситуацию актера и роли или двух актеров. Как у В. Шекспира:

       Весь мир – театр

       В нем женщины, мужчины – все актеры

       У них есть выходы, уходы.

       И каждый не одну играет роль.

       Семь действий в пьесе той.

       Младенец, школьник, юноша, любовник,

       Солдат, судья, старик.

 

       Общество к каждому своему члену предъявляет определенные требования, поэтому приходится приспосабливаться, то есть играть роль. Под игранием роли понимается организация поведения в соответствии с групповыми нормами. Различают два типа социальных ролей (например, Т. Шибутани) – конвенциальные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Вторые определяются взаимодействием людей друг с другом.

       Предлагается следующий способ разрешения жизненных конфликтов и противоречий: сложное приспособление возможно благодаря тому, что, понимая роли других, человек может представить себе, как они будут реагировать на то, что он делает или собирается делать, но чтобы понять это, участник должен представить самого себя в положении другого. Конфликты и противоречия между людьми нередко являются результатом непонимания ими ролей друг друга.

       Роль означает совокупность действий, которые производит субъект для реализации занимаемой им позиции (требования должности). Позиция связана не только с системой действий, но и с системой ожиданий. Следовательно, и понятие "Я" представляет собой структурную единицу личности, концептуализацию опыта, который получает человек, выполняя определенные роли.

       Важнейшее значение имеет вопрос о механизме усвоения субъектом опыта его взаимоотношений с социальной действительностью, т.е. о том, как роль формулирует "Я".

       Однако абсолютизация значения социальной роли может привести к признанию отчуждения личности, ибо если личности предписывается очерченная ролью вся линия поведения, то ей, в первую очередь, следует приспосабливаться к этой линии, что ведет к ограничению творческой активности личности и нередко порождает конформизм. Ролевая концепция многое объясняет в социологии личности, но от нее нельзя требовать целостного представления о всей совокупности социальных функций индивида.

 

       При анализе личности и ее места в обществе часто используется понятие "социальное положение". Если это понятие соотносить с социальной ролью, то последнюю можно рассматривать как функцию социального положения, что выражает лишь принадлежность личности к той или иной общности и через нее к обществу.

       Социальную роль личности в единстве с ее социальным положением наиболее полно и объемно выражает понятие "социальный статус личности", которое соединяет функциональную и оценочную стороны, показывает, что личность может делать, что она делает, каковы результаты ее действий и их оценка другими людьми, обществом.

       Обычно социальный статус личности связывается с ее правами и даже с привилегиями, но к этому он не сводится. Социальный статус –  это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное происхождение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно "предписанный" и "достигаемый" статусы. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни, и наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, награды, звания), а также самооценку, которая может совпадать или не совпадать с оценкой общества или социальной группы.

       Проблема социального статуса имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Социальный статус в значении нормы и общественного идеала обладает большими потенциальными возможностями при решении задач социализации личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность. Если социальный статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые его социальному окружению образцы поведения.

       В этой связи можно рассмотреть две крайности в оценке личностью своего социального статуса. Низкая статусная самооценка обычно связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию, с конформизмом; такие люди пессимистичны, не уверены в себе. Высокая самооценка, наоборот, связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, оптимизмом. Исходя из этого есть смысл ввести понятие статусной самооценки как сущностной черты целостной личности, несводимой к отдельным функциям и действиям человека.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!