Общественные и личные интересы



       В процессе социализации обнаруживаются две объективные тенденции. Первая направлена на обособление, индивидуализацию человека, вторая, напротив, на его общение, взаимодействие с другими. Как индивида, человека характеризуют автономность, суверенитет, самостоятельность, индивидуальность, а как члена общества – социальная роль, статус, коллективность. В идеале социализированный человек должен гармонично сочетать в себе и черты обособленности, индивидуальности, и черты коллективности.

       Проблема коллективности и индивидуальности не может быть рассмотрена и разрешена без учета закономерностей сочетания общественных и личных интересов.

       Понятие "интерес" имеет несколько значений. Это сосредоточенность внимания и действий человека на определенных целях, это осознание потребностей. Однако, это неполные определения.

       В жизни нередко возникают ситуации, когда человек совершает поступки или действует вопреки своим интересам (например, против собственного здоровья). Поэтому сводить интерес только к субъективным побуждениям личности совершенно недостаточно. В понятии "интерес" важно видеть объективное содержание, связанное с природой человека. Э. Фромм говорил, что личный интерес человека состоит в том, чтобы сохранить свое существование, что тождественно реализации им своих прирожденных возможностей. Человек имеет только один реальный интерес – полное развитие своих возможностей, самого себя как человеческого существа. Значит, человек должен не только любить, но и знать самого себя, интересы собственного "Я", иначе это приведет к распаду личности и асоциальному поведению. Во-вторых, объективные интересы личности неотделимы от объективных интересов общества, ибо только в обществе человек может реализовать свое "Я". В-третьих, сочетание общественных и личных интересов не исключает существования особых коллективных интересов, но придает им гуманистическое содержание. В противном случае невозможны ни солидарность, ни взаимная ответственность людей.

 

ЛИТЕРАТУРА

           Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994

           Фрейд З. Психология бессознательного (Сборник произведений). М., 1989

           Ильин И.А. Русская идея. М., 1992

           Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1993

           Шарден П.Т. де. Феномен человека. М., 1987

           Ядов В.А. Личность как предмет изучения \\ Социальная психология. Л., 1979.

           Беляев Д.И. Современная наука и проблемы исследования человека \\ Вопр. философии. 1981. №3.

           Ключевский В.О. Сочинения. М., 1990. Т.9.

           Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

           Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978

           Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей и бизнес. М., 1995

           Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992

           Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. М., 1993

           Ядов В.А. Социальный тип личности \\ Коммунист. 1988. №10

           Проблемы формирования мировоззрения ученых \\ Сборник научных трудов АН СССР. М., 1986. №4.

           Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма \\ Юность. 1989. №11.

           Павлов И.П. О русском уме \\ Лит. Газ. 1991. 31 июля.

           Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961

           Ядов В.А. Социальная психология личности \\ Социальная психология. История, тенденции, эмпирические исследования. Л., 1979.

           Кон И.С. Социология личности. М., 1976

Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. М., 1976

Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969

Гусейнов А. Золотое правило нравственности. М., 1982

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М,, 1968.

Кон И.С. Личность как субъект общественных отношений. М., 1965

Кон И.С. Люди и роли \\Новыц

 

ЛЕКЦИЯ 54                СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

 

       1. Сексуальная социализация, сексуальные статусы и роли

       2. Взгляды представителей различных социологических парадигм на семью

3. Сущность, функции и структура семьи

       42. Классификация семейно-брачных отношений

       53. Современная семья и ее будущее

 

       Общество состоит из мужских и женских индивидов, которые обладают соответствующими наборами статусов и ролей, основанных не только на биологических, но и на социокультурных различиях между мужчинами и женщинами. В экономической и политической жизни, равно как и в повседневном общении люди учитывают эти различия при совершении тех или иных социальных действий, что выливается в типичные образцы поведения, предсказуемые социальные практики на микроуровне. Также в каждом обществе есть социальные институты, которые на макроуровне регулируют взаимоотношения между женщинами и мужчинами.

       В социологии понятие "пол" используется для обозначения исключительно анатомических различий; "гендерность" – исключительно социокультурных различий. Дифференциация общества по полу – источник социального развития, разделения труда, воспроизводства человеческого рода, индивидуального развития личности, выполнения индивидом специфических функций – ролей.

       Выделяют четыре компонента половой идентичности:

1. Определение биологического пола.

2. Социальное осознание своего пола (гендерная идентичность).

3. Гендерные идеалы – культурные представления о предназначении мужчины и женщины.

4. Роли представителей разного пола, связанные с разделением труда, правами и обязанностями.

       По мнению представителей социобиологической парадигмы ( Е. Уилсон, Д. Бараш и др.), биолого-анатомические различия, объективно предопределяющие различия в стратегии производства себе подобных, ведут к формированию противоположных социальных статусов и ролей у мужчин и женщин, что проявляется в соответствующих формах поведения. Так, женщина хранит очаг и растит детей, а мужчина конкурирует с другими в общественной сфере. Эти ученые даже корни вооруженных конфликтов усматривают в агрессивных вожделениях мужчин по отношению к женщинам. Хотя они не исключают, что мужчины и женщины могут выбрать иные образцы поведения, которые в таком случае будут противоречить их генетическому коду с вытекающими для них и их потомства негативными последствиями.

       Представители других социологических парадигм не отрицают значимость полового фактора, но считают, что сексуальность мужчин и женщин, их статусы и роли детерминированы прежде всего социальными и культурными реалиями.

       Сексуальные статусы и роли мужчин и женщин закладываются и формируются в процессе сексуальной социализации, которая есть органическая составляющая социализации в целом. Это выражается в одежде, игрушках, прическах. Сексуальная социализация с периодом взросления людей, реальной сексуальной практики приобретает новое содержание и формы, но ее характер на доминирование мужских статусов и ролей практически остается неизменным. Этому способствуют не только существующая форма института семьи, но и другие институты – экономические, политические, религиозные.

       На вопросы о том, в чем же причины именно такого характера взаимоотношений мужчин и женщин, есть ли смысл изменить сложившееся положение вещей и если да, то в каком направлении, социологи разных парадигм дают непохожие ответы.

       Представители марксисткой парадигмы, в частности, Ф.Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" отмечает, что отношения между мужчинами и женщинами не всегда были такими по своему характеру. . На заре человеческой цивилизации существовало разделение труда по половым признакам – мужчины главным образом были добытчиками пищи, в то же время как женщины отвечали за собственно домашнее хозяйство. При этом мужчины не доминировали над женщинами в силу полигамных отношений, имущество передавалось детям по материнской линии. Положение изменилось с возникновением частной собственности, которой стали владеть и распоряжаться мужчины. Чтобы гарантировать, что частная собственность попадет именно в руки своих детей, мужчины решительно наложили запрет на выбор женщинами сексуальных партнеров, утвердили моногамные отношения и вместе с ними свое доминирование над женщинами. Так была заложена основа сексуальной социализации, ориентированной на доминирование мужских статусов и ролей. Вместе с тем Маркс и Энгельс полагали, что развитие капиталистических отношений создает предпосылки для новых, более совершенных форм сексуальных отношений, что связывалось с экономическим освобождением женщины от мужского доминирования в семье. Предполагалось, что с ликвидацией частной собственности исчезнет не только сексуальное неравенство, но и гендерные роли вообще.

       С позиций структурно – функционалистской парадигмы, общество организовано в гендерные статусы и роли на основе половозрастной специализации людей, которая восходит к истокам человеческой цивилизации (удел женщин – дом, мужчин – охота). Ныне благодаря развитию цивилизованных институтов с этих статусов и ролей снят налет обязательного присутствия физической силы. Однако сами статусы и роли, хотя и в измененном виде, остались, ибо они доказали свою функциональную необходимость для членов общества.

       Так, Т. Парсонс, говоря о статусах и ролях женщин в современном обществе, выделяет две основные функции – социализация молодого поколения и стабилизация  жизни взрослых, которые осуществляются посредством института семьи. При этом социолог характеризует роль женщины как экспрессивную, что связывается с ее производством теплоты, безопасности и эмоциональной поддержки в отношении детей и мужа. В современном обществе, ориентированном на успешное целедостижение, мужчина выполняет инструментальную роль в обеспечении благополучия семьи и испытывает стрессовые перегрузки. Экспрессивность сексуальной роли женщины помогает освободиться от перенапряжений. Четкое разделение сексуальных ролей, которые вместе с тем поддерживают друг друга, позволяет эффективно функционировать семье как социальной системе.

       Р. Мертон высказал идеи, что само функциональное единство – постоянно изменяющийся, динамичный процесс, что позволило более реально представить взаимоотношения мужчин и женщин, в которых то и дело элементы разногласий берут верх над единством, само же единство восстанавливается благодаря субъективному стремлению индивидов к солидарности. Также выделяются явные и латентные функции, что может быть использовано для интерпретации трансформации сексуальных статусов и ролей. Например, рост числа бездетных браков и числа внебрачных детей в России.

       Представители символического интеракционизма исходят из того, что гендерные роли являются исключительно продуктом цивилизации и формируются в процессе интеракций людей. Иными словами, сексуальные статусы и роли – результат постоянно идущего внутреннего диалога индивида с обобщенным другим, который, по существу, выражает мнение окружающих социальных групп, оно и мотивирует сексуальные стратегии мужчин и женщин.

       Согласно социологам данной парадигмы, исследовать отношения между мужчинами и женщинами следует через призму анализа значимых символов, которые и определяют сексуальные стратегии.

       Социологи интеракционисты также полагают, что будущие сексуальные статусы и роли зависят от того, что думают мужчины и женщины о своей внешности с позиций предполагаемых оценок окружающих.

       При изучении взаимосвязей рыночных отношений и гендерных ролей, особым подспорьем может стать концепция структурации А. Гидденса, относящаяся к объединительным парадигмам. Согласно этой концепции, структурные черты рынка входят во взаимодействие с социальными действиями индивидов, побуждая их к выбору стратегии определенных жизненных практик. Эти поведенческие практики на микроуровне одновременно создают обновляемые структуры. Однако, по Гидденсу, рыночные отношения влияют на людские жизненные стратегии, но не всецело детерминируют их.

 

Современные тенденции развития половых отношений: возрастание социальной активности женщины в общественной жизни; преодоление дискриминации женщин в политике, в экономике, в быту; ослабление стереотипов в представлениях о социальных и сексуальных ролях мужчин и женщин; изменение роли мужчины в семье.

 

       Семью можно определить как малую группу, члены которой обладают, как правило, обществом санкционированными определенными сексуальными статусами и ролями, которые обеспечивают воспроизводство человека, регулируют отношения между мужем и женой, родителями и детьми. Семья является общественным институтом, ибо статусы и роли члена семьи обычно получают моральное одобрение со стороны общества и в правовом отношении узакониваются государством.

       Семья, как форма социальной жизни, возникла из потребности общества ограничить эгоизм индивида, упорядочить секс и межпоколенные взаимодействия и обеспечить благоприятные условия для расширения воспроизводства социума.

       Сторонники функционализма рассматривают семью как одну из частей общества в плане ее функций или социальных потребностей, которые она удовлетворяет. Они большое значение придают изменению функций семьи в последние два века: экономических функций (появление работы вне дома), функции передачи статуса ( титулы уже не наследуются), социализации (появление системы массового среднего образования) и поддержанию социального благосостояния (эту функцию берет на себя государство в виде системы социального страхования и здравоохранения).

Теория конфликта подходит к объяснению семейной структуры на различных уровнях. Одни исследователи делают упор на анализе порядка распределения власти внутри семьи, придавая особое значение механизму принятия решений. Владеющие в большей мере материальными средствами члены семьи приобретают в семье большую власть; более любящие в силу психологической зависимости имеют меньше власти.

       Согласно другой точке зрения, больше сосредоточенной на конфликте, семья рассматривается как микрокосм конфликта в большом обществе. Семья – место борьбы. В семье осуществляются экономическое производство (конфликты на почве домашней работы и воспитания детей) и перераспределение материальных благ (здесь возникают конфликты по зарплате и налогам), при этом интересы каждого ее члена вступают в конфликт с интересами других членов и общества в целом.

 

       Социальные функции семьи как социального института:

1. регулирование сексуальных отношений,

2. биологическое воспроизводство населения,

3. социализация молодого поколения,

4. поддержание физического и психологического здоровья,

5. поддержание домашне-бытовых условий на уровне, позволяющем удов-летворять потребности семьи в личном счастье.

6. удовлетворение потребности в любви как средстве достижения личностной целостности, самоутверждения и развития способностей человека

7. экономическая, хозяйственно-бытовая, социально-статусная рекреативная, восстановительная, досуговая.

       На характер семьи решающее влияние оказывают господствующие в обществе социокультурные ценности. Поэтому у разных народов семья моет иметь и разные структуры, и разные функции. Особенно важны нормы  и ценности, которые регулируют сексуальное поведение (например, запрещение инцеста и т.д.)

       Классификация семей проводится по разным критериям.

По характеру самой малой группы – нуклеарная семья (родители и дети), и расширенная семья (три поколения родственников).

По брачным нормам – моногамные и полигамные ( они подразделяются на полигинию, если один мужчина женат на нескольких женщинах, и полиандрию, если женщина имеет несколько мужей) семьи. Также можно говорить о полных и неполных семьях.

По самого разного рода социально-демографическим характеристикам можно выделить семьи определенных социальных групп: городская и сельская; семья рабочего, фермера, интеллигента, предпринимателя; семья высшего, среднего класса, безработных; семья межнациональная; семья гомосексуалистов и т.д.

По характеру легитимизации брака: семьи , основанные на юридическом оформлении брака, гражданские семьи.

По жизненным циклам: семья молодоженов, семьи с детьми; семьи пенсионеров.

По специфическим проблемам: семьи алкоголиков, наркоманов, с детьми-инвалидами, с нессовершеннолетними нарушителями и т.д.

По критерию власти: патриархальные, матриархальные, эгалитарные.

По характеру отношений: авторитарные, демократические.

По социальному положению супругов – гомогенные, гетерогенные.

 

       Семья как любой социальный институт не может быть всецело детерминирована социокультурными ценностями, она взаимодействует с обществом и при изменениях других социальных институтов должен адаптироваться к этим изменениям. И наоборот.

       Повсюду в мире социологи выявили тенденцию вступления людей в брак из своего социально-культурного окружения. Тем самым семьи в миниатюре воспроизводят структуру общества в целом.

       В России имеет место разделение родительства и семьи; увеличение раздельно проживающих супругов; регистрация отношений на основе брачных контрактов.

       В современных цивилизованных странах, в том числе и в России, семья перестала быть стабильной социальной группой.

Социальные проблемы современной семьи: снижение уровня браков, проживание поврозь, совместное проживание вне брака, либерализация половой морали, увеличение числа внебрачных детей, увеличение неполных семей, уменьшение уровня рождаемости, размера семьи, изменение в распределении семейных обязанностей.

Число разводов увеличивается, и это стало почти обыденным явлением. Причины: большинство лиц, вступающих в брак, ныне не связывают этот акт с передачей собственности или социальных статусов по наследству; женщины обрели большую экономическую самостоятельность; многие семьи распадаются из-за сексуальной или психологической неудовлетворенности; насилие в семье. Рыночные отношения привели к институциализации неупорядоченных сексуальных связей (создание организаций, занимающихся оказанием интимных услуг, сводничеством).Существующие в современном мире проблемы в семейно-брачных отношениях позволяют говорить о кризисе данного института, ставить вопрос о поисках его функциональных заменителей. В прошлом и ныне предпринимаются попытки создания структур, альтернативных семье (коммуны в Израиле, сожительство).

 

       Феминизм – неравенство в разделении семейных функций между мужем и женой, абсолютизация индивидуализма внесемейных одиночек, в т.ч. женщин. Развитию нового типа человека – "андрогина", по мнению феминистов, мешает социокультурное навязывание биосексуальному телу через семью жесткого разграничения на мужское и женское.

       Высокая социальная и географическая мобильность, присущая современному обществу, в отличие от наследования социального статуса и профессиональной специализации отца в прошлом.

       Ценности фамилизма (долг, нормы , семейные ценности) сменяются ценностями индивидуализма.

       Разводы из-за личностной несовместимости супругов.

       Разрешение на применение контрацепции.

           

Квинтэссенция всего вышесказанного – переход от эры стабильной многодетности семьи на протяжении человеческой истории к эре непрерывного уменьшения детности семьи.

           

                                                               

           Семья возникает, когда отношения юридически оформлены и имеется кровное родство членов семьи. Родство означает совокупность социальных отношений, основанных на таких факторах, как биологические связи, брак, правовые нормы и т.д. Если отношения мужчины и женщины не оформлены, то их не рассматривают как семью. Семья – самый древнейший социальный институт, она возникла раньше других институтов (даже религии).

           Почему возникла семья? Самая большая работа по этому вопросу у Ф.Энгельса. Он считает, что семья возникла на самых ранних ступенях развития человечества. Возникновение семьи шло параллельно развитию человека. Человек осознал себя как личность, когда взял камень. Распад стада произошел в результате разделения труда. Возникли излишки, так как развивалось производство, в результате возник досуг, экономическое неравенство. Оно приводит к необходимости закрепления определенных ролей в обществе (роль землевладельца, охотника и т.д.). Появляется необходимость передачи по наследству экономических достижений и ролей. С разделением труда укрепляется роль мужчины ( он основной производитель). Во главе общества становится мужчина, отсюда проблема наследственности (при матриархате отец неизвестен). Появляется институт наследования, то есть семья. Появляются правовые нормы и рамки, внутри которых закрепляются основные функции семьи. Семья проходит свое историческое и социокультурное развитие.

           Сейчас семья очень разнообразна. На Западе семью делят на традиционную (юридическое оформление и родственные связи), которые в свою очередь подразделяются на расширенную ( с бабушками) и узкую; а также нетрадиционную.

           Параметры классификации

 

           Функции семьи в обществе.

 

           Семья, как форма социальной жизни, возникла из потребности общества ограничить эгоизм индивида, упорядочить секс и межпоколенные взаимодействия и обеспечить благоприятные условия для расширения воспроизводства социума.

           Функции

1) репродуктивная

2) социализация детей, воспитание

3) эмоциональная

4) хозяйственно-экономическая

5) гедеонистическая (удовлетворение в потребности чувства любви)

6) социальный контроль

 

           Сейчас семья изменяет свой образ. Во всем мире увеличивается число разводов. В результате изменения общества происходит и изменение семьи.

 

ЛИТЕРАТУРА

Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988

Мацковский М.С. Социология семьи. М., 1989

Силласте Г.Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации. – Социс, 1995, №10

Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи. Там же.

Красовский Б.П. Выбор брачного партнера. – Социс, 1994, №12.

Бабаева Л.В,, Чирикова А.Е. Женщины в бизнесе. – Социс, 1996, №3.

 


 

 

ЛЕКЦИЯ 6 5 КУЛЬТУРА   КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

 

       1. Основные признаки, характеристики культуры

       2. Основные элементы культуры, социальные функции культуры.

       3. Социокультурный процесс

 

       Каждое общество обладает определенной системой образцов поведения, традиций, представлений о мире, о том, как следует себя вести, что ценно в нем. Это подтверждает тот факт, что разные люди по-разному оценивают одну и ту же ситуацию, ведут себя по-разному.

       Культура – это прежде всего характерный для данного человека, общества образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь ее ядро – ценности, регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность – общество. Следовательно, культура – важнейшая субстанция человеческой жизни, проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах, включая художественную культуру.

 

        Культура и природа

       1. Слово культура произошло от латинского и первоначально имело смысл возделывания, облагораживания земли.

       2. Когда мы говорим о культуре, мы имеет в виду те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Прежде всего в круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе. Таковыми следует признать изготовление орудий труда и спортивные состязания, политическую организацию, язык, мораль, религиозные обряды, науку, искусство и т.д.

       3. В круг явлений, объединяемых словом культура, входят такие свойства людей, которые не регулируются биологическими инстинктами. Есть явления, напрямую зависящие лишь от биологических инстинктов, но есть значительный круг явлений, в которых переплетаются инстинктивные и культурные начала.

       4. Культурные явления отличает контроль за поведением. Контроль человека над своими природными инстинктами – важнейший элемент культуры.

 

       Следует различать: 1) саму культуру как таковую, как очень подвижный и трудноуловимый "эфир", растекающийся по всем сторонам нашей жизни; 2) процесс воплощения культуры; 3) конкретные формы (продукты) воплощения культуры; 4) процесс приобщения к культуре и ее передачи от поколения к поколению.

 

Культура и сознание

       Источником внеприродного, делающего возможным надынстинктивное в жизни людей является сознание. Все, что связано с возделанным в человеческой жизни, так или иначе порождено и "отягощено" сознанием. Культура связана не только с рациональным, она охватывает всю духовную жизнь человека. Мы говорим о культуре чувств, эмоций, навыков, умений, бытовых привычек. Культура как феномен соткана из сознания, его элементов. И все, что говорилось в предыдущих главах о тех преимуществах, которыми наделяет сознание человека, той роли, которую оно играет для становления и развития социального, значимости ценностей в функционировании социальных связей, институтов и общностей – все это с полным основанием должно быть отнесено к культуре.

       Но культура – это не вообще сознание, не отдельные его элементы. Культура – это способ, метод ценностного освоения действительности. Активная, практически осмысленная деятельность сразу же ставит человека в позицию, в которой он должен определить ценность для себя и для других тех объектов, которые ему необходимы. Без этого нет мотива, без этого нет сознательного социального действия. Способ, метод выявления ценностей и есть культура. Культура – взгляд на мир сквозь призму добра и зла, полезного и вредного, умного и глупого, прекрасного и безобразного и т.д.

       Как способ освоения действительности, культура – это не отдельные оценки, нормы, не их набор, сумма, а лишь ценностные элементы, взятые как целостность. Последняя проявляется в нескольких отношениях.

       1) когда мы говорим о культуре, мы прежде всего имеем в виду культуры, то есть разнообразные варианты культур как варианты ценностей, знаний, предпочтений, норм поведения согласованные, сопряженные друг с другом. Внутреннее сопряжение культуре проявляется в виде устойчивой, логически прослеживаемой в основных элементах сознания определенности восприятия мира, оценки реальных явлений, ценностей, - ментальности. Логически прослеживаемая определенность может характеризовать духовный мир как конкретного общества (культура американского общества, культура российского общества), представителей той или иной социальной общности, к примеру, территориальной: москвичи, одесситы; этнической и т.д. , а также отдельной личности.

       2) Культура как феномен сознания представляет собой целостность и в другом отношении. Культура – это не мертвый багаж нереализованных знаний, умений, убеждений; она представляет собой своеобразный процесс, внутреннюю деятельность, в основе которой взаимодействие, взаимопереход и сопряженность знаний, навыков и убеждений, информационного, чувственного и волевого компонентов.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!