ПУШКИН И ПРОБЛЕМА ЧИСТОЙ ПОЭЗИИ 20 страница



Если согласиться с тем, что «Старосветские помещики» есть выражение высшего этапа духовного пути Гоголя, то нельзя не признать, что никто из русских писателей не был столь близок к Гоголю, никто не понял его так глубоко, как Чехов.

В моей статье «К вопросу о характере русского языкового и литературного развития в новое время» (Годишник на Соф. унив., 1936) я привел (в приложении к ней) примеры, свидетельствующие о влиянии гоголевской стилистики и символики на чеховскую. Все эти примеры взяты из «Степи». Но в связи с темой настоящей работы необходимо указать, что не в меньшей мере Чехов обязан в этой своей вещи и Толстому: я здесь имею в виду как раз ту главу «Отрочества», о которой только что шла речь, а также и следующую. Здесь, правда, близких совпадений образов, выражений немного.

 

Чехов. (...) в стоячем воздухе вдруг что-то порвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль (...).

Толстой. В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, шире и шире, по огромной спиральной линии, постепенно усиливается (...).

Чехов. Вдруг над самой головой его с страшным, оглушительным треском разломалось небо (...). Глаза его нечаянно открылись, и он увидел, как на его пальцах, мокрых рукавах и струйках, бежавших с рогожи, на тюке и внизу на земле вспыхнул и раз пять мигнул ослепительно едкий свет.

Толстой. Молния вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение и на одно мгновение освещает серое сукно, басон и прижавшуюся к углу фигуру Володи. (...) Но только что мы трогаемся, ослепительная молния (...) сопровождается таким оглушительным треском грома, что, кажется, весь свод небес рушится над нами10.

 

Это — все. Но если вчитаться внимательно в начало «Отрочества», особенно II главу — описание грозы — нельзя будет не убедиться в том, что гениальная разработка темы дороги — символ жизненного пути — в «Степи» была плодом творческого усвоения как ряда мест из «Мертвых душ» и «Тараса Бульбы», так и первых двух глав «Отрочества». Итак, оба великих «художника жизни» нашли у автора «Мертвых душ» что-то свое...

Все это весьма симптоматично. При рассмотрении вопроса о генезисе того или иного литературного произведения, о его «источниках» необходимо, сравнивая данное произведение с вещами других авторов, подмечая известные параллелизмы в них, не забывать о том, что есть несколько категорий «совпадений»: подлинные совпадения, обусловленные либо общностью впечатлений, добытых от жизни, общностью житейских отношений, либо пользованием условными «канонами», литературными шаблонами, общим, так сказать, «фондом»; намеренные, сознательные, прямые «цитаты» — что, как известно, было в моде в старину; наконец, бессознательные внушения, подсказывания, плод творческого усвоения, усвоения столь глубокого, что пишущий не отдает себе отчета в том, что его образы, его средства экспрессии он получил от другого. Да это было бы и беспредметно: они ведь и впрямь стали его собственностью. Признаком такого творческого усвоения служит художественное совершенство данного произведения, полная адекватность формы и содержания, доказательство, что сколько бы ни был обязан автор его другим, — не будь этого, вряд ли было бы вообще возможно существование литературы, — вещь его все же есть продукт индивидуального творчества и что, следовательно, всякий подлинный художник слова, как и вообще всякий создатель духовных ценностей, — «микрокосм», таящий в себе «макрокосм». Гоголь и Толстой находятся как бы в отношении полярности — однако все же Толстой нашел у Гоголя что-то свое — пусть очень немногое. «Полярность» не есть полная отчужденность. «Полюсы» — лишь крайние точки одного диаметра. Чехов находится между двух этих «точек». Большой «художник жизни», как его назвал сам Толстой, он органично связан с ним, — но вместе с тем и с Гоголем. А это свидетельствует о том, что Гоголю не были абсолютно чужды те же самые «потенции», какие с предельной яркостью выявились в творчестве Толстого. Вот одна из причин, почему творчество Гоголя было и остается предметом стольких споров, стольких недоразумений, односторонних толкований — скорее даже не творчество его, а сам он.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 Пользуюсь формулой А.Л. Бема в его статье под этим заглавием о «Хозяйке», Сб. «О Достоевском», т. I, Прага, 1929.

 

2 Перечисления приведенного выше типа имеются также у Чехова — и притом в большом количестве. Примеры приведены мною в статье «Творчество Чехова» в Годишник на Соф. унив. XXXVIII. 1942.

 

3 «Ни завязки, ни развязки, ни характера, ни острот, ни даже веселости — и это комедия!» Так оценивал «Женитьбу» Булгарин. Цит. у П.И. Рулина в его исследовании «Женитьба», в сб. «Гоголь. Материалы и исследования» (Литературный архив, изд. АН СССР, М.—Л., 1936, т. II, с. 240).

 

4 В «Театральном разъезде» Гоголь как бы предвосхищает Булгарина. Расходящиеся из театра зрители дают «Ревизору» приблизительно ту же оценку, что дал Булгарин «Женитьбе» (нет сомнения, что Гоголь не выдумал это). Преобладающее мнение, как среднего зрителя, так и «литераторов», — что пьеса «не смешна». «Все несообразности: ни завязки, ни действия, ни соображения никакого» («как-то не видишь ни завязки, ни развязки...») — причем под «завязкой подразумевается любовная интрига».

 

5 Впоследствии литературоведы отметили эту ошибку, установили наличие указанных источников как «Шинели», так и стольких вещей самого Достоевского.

 

6 «Как сделана Шинель», в сб. его статей «Сквозь литературу».

 

7 Очерки гоголевского периода русской литературы. Н.Г. Чернышевский, Полное собр. соч., Пг., 1919, т. II, с. 101.

 

8 Это понял недавно скончавшийся проф. К.В. Мочульский, посвятивший этой теме свою замечательную книгу «Духовный путь Гоголя», Париж, 1934.

 

9 См. мою статью о творчестве Достоевского в: «Годишник на Соф. унив.», XLII, 1946, где это рассмотрено подробнее.

 

10 Любопытно, что чрезвычайно схожее с приведенными местами имеется в «Записках» А.В. Никитенко («Записки и дневник», т. I, с. 37, Петербург, 1893), где он рассказывает о своей жизни в селе в детские годы: «Нередко застигала нас (на охоте) гроза. В воздухе душно, ни звука, ни движения. Кипучая жизнь уступает место томительной истоме: природа в напряженном ожидании. С краю горизонта медленно ползет сивая туча. Она растет, клубится, расплывается по небосклону. По ней шныряют изогнутые стрелы молний — все ближе, все ярче. Глухой ропот грома становится сильнее, отрывистее — и вдруг над головой оглушительный треск, непрерывное, ослепительное миганье точно разверзающихся небес. На нас льют потоки дождя...» Никитенко был усердным читателем, и нельзя сомневаться, что он хорошо знал произведение Толстого. Впрочем, не решаюсь утверждать, что и здесь мы имеем дело с реминисценцией прочитанного им. В том же месте «Записок» есть еще пассаж, очень похожий на ряд мест в чеховской «Степи», написанной много позже: «Ночлеги эти оставили во мне неизгладимое впечатление (...) стрекотание кузнечика в душистой траве, шелест крыльев пролетавшей в вечернем сумраке птицы, однообразный крик перепела, зарево от разложенных косарями костров, трепет звезд в прозрачной выси и в заключение постепенное замирание звуков, сливающихся в торжественное безмолвие теплой южной ночи — все это неотразимо действовало на мое отроческое сердце» (с. 36). Не служит ли это опровержением сказанного мною о влиянии Гоголя и Толстого на Чехова? Не являются ли отмеченные совпадения у них результатом общности впечатлений? Не думаю: слишком уж близки эти места в стилистическом отношении, и слишком их много. Приведу еще один пример в пользу моего предположения — случаи прямой перефразировки у Чехова одного места у Гоголя. Это в начале «В овраге»: «Когда прохожие спрашивали, какое это село, то им говорили: "Это самое, где дьячок на похоронах всю икру съел"». Ср. «Повесть» о ссоре Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем: «Он сшил ее (бекешу) тогда еще, когда Агафия Федосеевна не ездила в Киев. Вы знаете Агафию Федосеевну? та самая, что откусила ухо у заседателя».


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!