II.2. Глагол как средство художественно-образной конкретизации



 

Обучение русскому языку как иностранному – это обучение речи, видам речевой деятельности (чтению, аудированию, говорению и письму). Единицей речи является высказывание. В.Г. Адмони подразделял высказывания на два типа: цельные и элементарные (Адмони 1994: 7). «Элементарные высказывания – это мельчайшие составные части цельного единства, образующие структурные единства. В диалоге это реплика или вопросо-ответное единство <…>» Цельным высказыванием, по мнению ученого, является любой текст (Там же: 8). Существует и другая терминология, согласно которой, минимальным высказыванием является речевой акт (Акишина 2002: 35), высшей единицей речи является текст.

Речь представлена в своих функциональных стилях – «исторически сложивших, общественно осознанных речевых разновидностях» (Кожина 2003: 585). Одной из этих разновидностей является художественная речь, отличительной стилистической чертой которой является художественно-образная речевая конкретизация, т.е. «намеренно созданная по законам искусства организация языковых средств <…>, благодаря которой слово-понятие “переводится” в слово-образ» (Там же: 585). Важно, что конкретизация применима не только к предметам, но и к состояниям, действиям, чувствам и др.

Одним из основных качеств художественной речи является динамика. Именно она обусловливает повествование в прозаическом произведении. Развитию динамики в художественном тексте способствуют глаголы, из чего проистекает одна из форм художественно-образной речевой конкретизации - глагольное речеведéние. «Образному динамизму повествования (или описания) способствует использование видо-временных показателей глаголов (т.е. грамматическая сторона языка)» (Там же: 589). Глагольное речеведение дополняют способы действия, уточняющие характер протекания действия во времени (Там же: 589). Именно поэтому интересным представляется рассмотреть, как глаголы выполняют данную художественную функцию.

Вид глагола в художественно-образной речевой конкретизации выполняет те же функции, что и в функционально-семантическом типе текста. Однако, в отличие от последнего, для образной конкретизации важен не только вид, но и способ действия, и лексическое значение глагола.

Способ действия (см. определение термина в разделе I.1 данной работы), в русском языке напрямую связанный с категорией вида, часто расширяет значение видовой формы, указывая на характер протекания действия, место предела (для предельных глаголов). Использование глаголов одного вида, схожих по способу действия, помогает создать непрерывную цепь художественных образов, тогда как разнообразие видо-временных форм помогает увидеть художественные образ с разных сторон.

II.3. Художественный текст в преподавании РКИ

 

Современное преподавание русского языка как иностранного производится на текстовой основе (причем используются как письменные, так и аудио- тексты) (Акишина 2002: 35) С этой точки зрения, целесообразной является отработка лексических и грамматических навыков учащихся в пред-, при- и пост-текстовых заданиях. Именно на примере текста прослеживается связь между языком и выражаемой его средствами ситуацией. По словам К.А.Роговой, «роль языка в создании образа ситуации, события, персонажа основополагающа. Обучение языку на базе наблюдений за действительностью, за настроениями и мыслями человека возможно только на базе художественного текста» (Рогова 2006: 12)

В соответствии с концентрическим принципом подачи материала на занятиях РКИ вид глагола также изучается по концентрам, начиная с элементарного уровня. На нем усваиваются основные функции глагольного вида, его основные значения, осваивающиеся на элементарных моделях предложений и на наиболее частотной лексике. Затем этот материал закрепляется на более широком круге лексики, используются более сложные синтаксические модели. На продвинутых этапах обучения работа с видами глагола происходит на материале текстов, в том числе и художественных, так как художественный текст есть наиболее сложно организованное высказывание, и обращение к нему заставляет учащихся мобилизовать всю сумму своих грамматических и лексических знаний и навыков для смыслового восприятия художественной речи.

Критерии отбора текста для работы на занятиях РКИ, предложенные К.А. Роговой, сводятся к следующим: текст произведения должен быть небольшим, содержащим проблематику, которую можно обсудить после прочтения и анализа текста (Рогова 2006: 13-15). Рекомендации к отбору текстов дают в своем пособии «Учимся учить» А.А.Акишина и О.Е.Каган: «Необходимо разнообразить работу с текстами <…>, набирать свою “текстотеку” <…>, заботиться о лексико-грамматической доступности текста <…>, обращать внимание на познавательную ценность текста <…>». (Акишина, Каган 2002: 45-46).

 


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 320; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!