Композиция «Героя нашего времени».



Роман «Герой нашего времени» вышел в свет отдельным изданием в апреле 1840; в 1841 — второе издание с авторским предисловием.

Работать над романом Лермонтов начал летом 1837 в Крыму, но в основном роман писался в Петербурге с 1838 по 1840.

Прежде чем «Герой...» вышел отдельным изданием, русский читатель уже был знаком с повестями «Бэла», «Фаталист», «Тамань», которые публиковались в «Отечественных записках» в 1839-40гг.

Содержание:

       Предисловие

· ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

· I. Бэла

· II. Максим Максимыч

· Журнал Печорина

· Предисловие

· I. Тамань

· ЧАСТЬ ВТОРАЯ (Окончание журнала Печорина)

· II. Княжна Мери

· III. Фаталист

Хронологический порядок:

1. Тамань

2. Княжна Мери

3. Бэла

4. Фаталист

5. Максим Максимыч

6. Предисловие к журналу

Особенностями композиции становятся:

1. Несовпадение «хронологии рассказывания» и «хронологии событий». (Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче» проходит пять лет.)

2. Параллелизм двух типов интриги: «интриги постепенного развертывания печоринского характера» и «интриги развертывания печоринского сознания» (хрен знает вообще, что это, но учебник умней)

 

В результате событием становится не только цепь поступков, но и ход чувств и мыслей рассказывающих героев. Не только череда «авантюр», участником которых оказался главный герой, но и сама «история души человеческой», в более широком смысле — сознание как процесс.

Доминированием субъективного ракурса мотивируется и сам отбор фактов, над которыми размышляют персонажи. (Странствующий офицер отбирает для публикации из тетради Печорина толко три эпизода: столкновение с «честным контрабандистом» в «Тамани», поединок с Грушницким в «Княжне Мери», и эксперимент с судьбой в «Фаталисте»).

22.

«Мёртвые души»: замысел и жанр.

«Мертвые души» стали произведением жизни Гоголя. Он начал писать произведение почти в одно время с «Ревизором», но продолжить смог только тогда, когда отправился в Италию. Первая публикация увидела свет в 1842 году. Писались «МД» 5 лет.

Гоголь хотел создать произведение по-настоящему масштабное. Первые мысли о будущем произведении он поверял Пушкину в письмах. «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь» - так писал он Пушкину в 1835 году.

Гоголь задумывал произведение в трех частях. Написал он 2 тома, а в итоге «дожил» до потомков только первый том. У Гоголя была масштабная задумка. В его романе должно было быть обрисовано все общество России, все сословия.

 

Существует мнение, что ряд произведений мировой классики оказали влияние на замысел Гоголя:

1. «Божественная комедия» Данте. Трехчастная композиция произведения, где автор вместе с Вергилием поднимается из ада через чистилище в рай, т.е. от худшего к лучшему. Гоголь в первом томе «МД» смог показать лишь негативную сторону общества того периода, но сохранившиеся черновики и некоторые главы второго тома свидетельствуют о том, что дальше Гоголь хотел показать более оптимистичные и обнадеживающие картины.

2. Мог повлиять «Дон Кихот» Сервантеса, где сочетается эпическое и лирическое, как и у Гоголя.

3. В произведении Гоголя можно найти и черты плутовского романа, популярного в Европе. Перед нами снова герой-плут, который пытается провернуть удачную аферу, чтобы улучшить собственное положение. Существенное отличие заключается лишь в том, что плутовской роман занимательный, «МД» заставляет нас задаваться жизненными вопросами «зачем?», «как?», «почему?».

 

«МД» по своей форме представляют роман, но автор обозначил жанр как поэму. Удивительный период в русской литературе, когда появляются роман в новеллах, роман в стихах, а теперь – поэма в прозе. Еще Гоголь называл свое произведение малой эпопеей. К тому же жанру он относил и «Дон Кихота». Малая эпопея – это произведение, где герой хоть и частное невидное лицо, но он представляет для читателя большой интерес. Он важен не сам по себе, а будучи включенным в живой процесс своего времени.

 

В жанровой структуре «МД» теснейшим образом переплетаются эпическое и лирическое. Эпическое – это весь скептицизм Гоголя, его реальное отображение действительности. Через эпическое раскрываются пессимистические мысли, вся сатира Гоголя – все здесь. Лирическое – это все авторские лирические отступления, полные поэтического, высокого, обнадеживающего, светлого.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!