Поэма Пушкина «Медный всадник».



Поэма написана в 1833г. в Болдине. Авторское определение жанра - «петербургская повесть».

В произведении обозначены два плана: деяния Петра и судьба Евгения. Это позволяет показать сложную связь истории и современности.

В стилистике также два основных начала: торжественной оды и смиренной элегии.

 Поэма открывается вступлением, в котором звучат интонации оды. Им намечается историческая перспектива города, гения Петра, символа новой России.

Но в основной части повествование резко обращается к истории жизни частного человека. Его личная драма осуществляется на фоне реального события современности — наводнения 1824г. Однако, стихия мстит не покорителю. Жертвой становится «маленький человек». Так обозначается столкновение личного и всеобщего, частного и исторического. А философская проблематика — смысловым центром поэмы.

Художественный метод «Героя нашего времени».

Роман «Герой нашего времени» вышел в свет отдельным изданием в апреле 1840; в 1841 — второе издание с авторским предисловием.

Работать над романом Лермонтов начал летом 1837 в Крыму, но в основном роман писался в Петербурге с 1838 по 1840.

Прежде чем «Герой...» вышел отдельным изданием, русский читатель уже был знаком с повестями «Бэла», «Фаталист», «Тамань», которые публиковались в «Отечественных записках» в 1839-40гг.

В ходе дискуссии о творческом методе романа обозначились четыре подхода:

1) Роман реалистический

2) Вершина русской романтической прозы

3) Образец «романтического реализма»

4) Явление постромантизма (более современная точка зрения, хотя фиг знает)

 

Не меньший интерес вызывает вопрос о жанровой природе романа.

1. Социально-психологический роман (считается со времен Белинского)

2. Социально-психологический + философский. (60-е гг. 20в.)

3. Лирический, т.к. в повествовании преобладает личное начало и ощущается присутствие автора.

 

Повествование строится таким образом, что акцент делается не на событии, а на восприятии этого события героями. Личное видение оказывается доминирующим.

16.

Лицейская лирика Пушкина.

Лицейский период 1813 — лето 1817.

19 октября 1811г. - открытие Лицея. В Царском селе начнется формирование Пушкина-поэта.

В 3-м номере «Вестника Европы» за 1814г. Дельвигом опубликовано 1е стихотворение «К другу стихотворцу», под псевдонимом.

Затем в Лицее Державин разглядит в Пушкине талант, когда на переводном экзамене 8 января 1814г. он прочитает «Воспоминание в Царском Селе» (см. ниже)

В Лицее Пушкин пока еще варьирует то, что уже естьв поэзии: жанры, мотивы, поэтический язык.

Для лирики этого периода характерна многожанровость. Элегии, послания, полемическая литуратурная пародия, гражданская инвектива, эпиграммы, эпитафии, оды (в тч пародийные), антлогическая лирика, мадригалы, даже «мещанский романс» («Под вечер осенью ненастной...»).

 

Два этапа творчества в Лицее:

1-й этап (1813-1815) — начальный период творчества, жанр дружеского послания.

2-й этап (1816 — начало 1817) — доминирование элегии.

1. В жанре послания Пушкин следует за Батюшковым. Ориентир - «Мои пенаты».

Послание 1815г. «Городок». Городок — Царское село. Лир. герой — отшельник, обретший приют в тихом месте. Отсутствие ярких внешних впечатлений даёт возможность для творческого уединения.

Дом, в котором поселяется поэт, так же, как и у Батюшкова, подчеркнуто скромен. Так же как и у Батюшкова, уединение не абсолютно.

Главное, что подхватывает Пушкин у Батюшкова — культ творчества, уединенного труда, жизнь в мечте.

Значительное место в «Городке» занимает описание книжной полки поэта. Пушкин говорит о своих литературных пристрастиях. Он обозначает свой круг чтения, причем в нем соблюдается определенная иерархия: литературный «верх»(Вольтер) и «низ»(Свистунов).

 

2. Разрабатывая жанр элегии, Пушкин ориентируется на Жуковского. Поэт переходит к анализу своих душевных состояний, углубляется в себя, его лирика становится психологической. В лицейских элегиях предстает возрождающийся человек, обогащенный опытом жизненных испытаний.

1816 — любовь к Бакуниной, «Бакунинский цикл» - 9 элегий.

Любовь в этих элегиях — идеальное, платоническое чувство (во втором цикле «К Лизе» 3 стихотв-я и любовь — чувственная). Состояние грусти, отчаяния от разлуки с возлюбленной усиливается благодаря пейзажным реалиям. Уже в ранних элегиях Пушкин передает чувство как сочетание контрастов:

Любовь одна — веселье жизни хладной,

Любовь одна - вечелие сердец.

Она дарит один лишь миг отрадный,

А горестям не виден и конец.

«Желание», 1816г. - пророческое в творческом отношении. Стихотворение очень лаконично, что не свойственно лицейскому тв-ву. Борение сильных чувств. Ощущение краткости бытия: с одной стороны, жизнь воспринимается лирическим героем как быстро пролетающее мгновение, с другой — он ощущает медлительный ход времени («медлительно влекутся дни...»).

Пушкин не только освивает существующие жанровые формы, но и синтезирует их.

«Воспоминание в Царском Селе» - смешение державинской оды и исторической элегии Батюшкова. => гражданская тема получила лирическое звучание.

В большинстве случаев он еще вторичен, ориентирован на образец, осваивает разные способы вырадения мысли, стили.

Однако, скоро Пушкин становится не учеником, а соперником. Уже в ранней лирике ему удается заговорить по-своему, обозначиь свои повороты мысли. Впервые в Лицее Пушкин сопрягает мысль о бессмертии в творчестве с идеей духовных связей поколений. Здесь же обозначаются два любовных мотива: любовь — чувство идеальное и духовное и любовь — физическая страсть и наслаждение.

«Маскарад»: жанр, действие и конфликт, символический смысл.

«Маскарад» (1834-35гг) - высшее достижение лермонтовской драматургии. Это — единственная драма, создававшаяся специально для сцены. Но первые сценические интерпретации, которые трактовались как кровавая мелодрама не принесли славы и популярности произведению.

Многоплановость действия, символический план, неоднозначность в оценке героев остро поставили вопрос о жанровой природе произведения. «Маскарад» называли «трагедией ревности», «семейной драмой», «трагедией мести», «социально-философской трагедией» и проч. Сейчас он рассматривается как социально-психологическая и философская драма-трагедия.

 

В «Маскараде» Лермонтовнаходит новый принцип взаимодействия внутреннего и внешнего действий: сюжет не всегда совпадает с внутренней темой. В результате развитие действия осуществляется преимущественно скачками, зигзагами, а мысль героя сосредоточена на одном слове, реплике, мысли.

Внешнее действие произведения опирается на напряженную любовную интригу. В ней используются типичные для мелодрам того времени атрибуты: предмет, играющий роковую роль (браслет), трагические совпадения, сцены маскарада, карточной игры.

Символический план задан уже первой сценой. Он возникает вследствие внутреннего действия: Арбенин вступает в спор с Богом, судьбой.

Спасая Звездича, Арбенин, по сути, исправляет то, что предписано роком, уподобляя в этом себя творцу. Монологи Арбенина — рефлексия не только по поводу собственной судьбы. Это, прежде всего, онтологический спор.

В этом контексте важна финальная реплика Арбенина: «Я говорил тебе, что ты жесток!». Эта реплика — итог спора. Ей как бы персонифицируется та высшая сила, которая управляет миропорядком. Эта фраза — арбенинский ответ на его попытки понять, свободен ли человек в своих действиях. По сути, он ищет оправдание жизни как таковой, ищет высший, справедливый смысл бытия.

В заключительной сцене окончательно определяется и судьба Звездича («Он без ума...счастлив...»). Именно по отношению к нему в процессе развития действия судьба демонстрирует особую прихотливость, тем самым реализуя основной лейтмотив, определяющий существо личности князя: «человек как игрушка». От выпадения из мира и утраты в себе человечности его избавляет Арбенин. Позже Звездич повержен той же спасительной рукой (обвинен Арбениным в шулерстве).

Особую остроту получает мысль о том, что жизнь — более страшное наказание за ложь и измену, чем смерть. Смерть вообще мыслится как избавление от «бездушной пустоты» жизни и воспринимается героем как освобождение от бремени существования в обществе масок. Арбенин лишает нину обманных треволнений жизни, вовзращая в мир, где царит гармония и душа обретает себя.

 

Вся логика развития действия «Маскарада» показывает: как бы ни вторгался человек в поток жизни, он не меняет жизненную ситуацию, а «свершает судьбы определенье». Мир жесток, несправедлив; в нем нет места для искренних человеческих чувств. Ответственность за это Арбенин возлагает не только на общество, но и на высшие силы.

 

Многочисленные аллюзии, восходящие к «Маскараду» встречаются в творчестве Сухово-Кобылина, в пьесе Писемского «Ваал», многие моменты (в тч мистериальное начало) воспринял Блок.

17.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!