Цикл «Песни о Стеньке Разине»



Образ русского бунтаря, память о котором хранит русское сознание. Цикл составляют три стихотворения, в которых использованы типичные для фольклорных песен о Разине сюжеты: Разин приносит в жертву реке персидскую царевну, сталкивается в Астрахани с воеводой и решается на разбой.

В пушкинской интерпретации Стенька — герой природно-языческого толка, он существует в природном мире. Не случайно в первом и последнем стихотворении возникает образ подвижной, мудрой и могущественной водной стихии. Река для бунтаря - «мать родная». В первом стихотворении герой жертвой благодарит реку за милость и заботу, в третьем — море откликается Разину, обещая щедро отплатить герою.

Каждое стихотворение цикла добавляет новые черты в облик Разина. В первом — Стенька «грозен» и задумчив. Во втором — Разин находится в социально-бытовой ситуации, он находчив и сметлив. Он не привязан к материальным ценностям. => Разин — не разбойник, а бунтарь, поддерживаемый самой стихией.

Разин в этом цикле — предтеча другого «бунтовщика» - Емельяна Пугачева из «Капитанской дочки». Они оба выходят из природной стихии (Разин — связан с водой, Пугачев — выходит из бурана). Оба противостоят установившемуся миропорядку.

В Михайловском Пушкин серьезно знакомится с Библией и Кораном.

«Подражание Корану» (1824).

Поэт не переводит оригинал. Не всегда есть и точные привязки к конкретным сурам. Пушкин вводит тему, которой нет в книге — тему власти языка, могущества слова. Для него Магомет прежде всего — поэт.

Цикл исповедальный, поэт обращается в нем к сокровенным темам. Пушкин главным образом постигает и передает мудрость, сосредоточенную в Коране. Он использует стилистические особенности Корана: простой и точный язык, постоянные эпитеты, краткие фразы.

В этом цикле впервые появляется образ пророка. Пророк = поэт. Размышления о предназначении поэта-пророка. Тема поэта и поэзии в стихотворениях «Пророк», «Поэт», «Арион», «Поэт и толпа».

В Михайловском меняется Пушкинское понимание красоты природы. Вместо южный пейзажей — природа севера. Русская природа становится источником для выражения кризисных состояний. В состав лирического переживания входит «проза жизни».

«Зимний цикл»

«Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет...»). Природа страшна, трагична. Это вызывает чувство тоски и трагической обреченности. Стихия стремится подчинить себе человека. Но он находит в себе силы противостоять ее натиску, спасается участливой заботой, присутствием другого, безыскусной песней.

«Зимнее утро» (1829) («Мороз и солнце...») — зимний пейзаж помогает выразить чувство радости бытия. Но и этот торжественно-великолепный мир оказывается переменчивым и конфликтным: сейчас - «мороз и солнце...», вчера - «...вьюга злилась». Меняется состояние природы — меняется настроение человека. По сути, в этом стихотворении предстает идеальный мир, каким его видит Пушкин. Русская деревня, красота, простор позволяют достичь абсолютной внутренней гармонии.

Чувство в лирике приобретает диалектический характер. Оно изменчиво, подвижно. Часто Пушкин показывает чувство на переломе, часто используя для этого антитезу.

 

В конце 20-х Пушкин создает первые образцы философской лирики.

1825 - «Движение», стихи-миниатюры «Если жизнь тебя обманет...», «Цветы последние милей».

1829 — философская элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» - одна из лучших. В ней воплощается гармоничное и цельное состояние духа. Пушкинский человек чувствует свою сопричастность происходящему. В пушкинском восприятии мир един. Личное бытие осознается как отражение всеобщих законов, мысль о смерти не рождает ощущения конечности жизни вообще, не приобретает трагического звучания. «Реквием обернулся гимном жизни» (Бурсов).

«Выбранные места из переписки с друзьями» как итог духовных исканий Гоголя.

«Выбранные места из переписки с друзьями» были написаны в 1846 году, а увидели свет впервые в 1847 году. Задумка появилась в 1845 году.

 

По своей форме «Выбранные места…» представляют собой эпистолярное произведение, находящееся между исповедью и проповедью. (Проповеднические черты проявлялись не только в этом произведении, но и в МД, например). Гоголь, к которому за советом так часто обращались близкие друзья, а иногда и незнакомые люди, хотел поделиться своими мыслями и помочь своим читателям, но замысел оказался провальным. Гоголь впал в глубокую депрессию.

 

Гоголь, не отличавшийся крепким здоровьем, на тот момент серьезно болел и находился практически при смерти. Болезнь протекала очень тяжело, порой у Гоголя практически пропадал пульс, тело холодело – он думал, что умирает, а потому составил духовное завещание. Именно это духовное завещание в итоге породило легенды и домыслы о том, что Гоголя похоронили еще живым, когда он впал в летаргический сон. Гоголь очень боялся этого, а потому оговаривал это в первой главе произведения очень подробно.

 

Дальше Гоголь выздоравливает и задумывается о том, а не продолжить ли начатое? Так у него рождается замысел произведения эпистолярного жанра, куда он решил включить те письма, которые он в разные периоды своей жизни писал реальным людям. В списке его адресатов присутствуют Жуковский, Языков, Смирнова и другие. Состоит произведение из предисловия и 32 писем. Гоголь просил друзей и всех, кому писал, переслать ему некоторые письма назад. Письма подвергались некоторым исправлениям. Гоголя интересовали именно те письма, которые были полны душеспасительной тематики.

Гоголь видел перед собой большую миссию – помочь этими письмами, полными высоких мыслей и рассуждений, и другим людям, не только собственным друзьям. Он пишет «Выбранные места…» с азартом, об этом много пишет в письмах Плетневу.

Он рассуждает на разные темы: здесь и рассуждения о светском обществе, о просвещении, о православной вере, о России, о процессах в русской литературе (он включает письмо об Одиссее, переведенной Жуковским). Гоголь практически не сомневается в успехе этого замысла. И в письмах Плетневу, и в самом произведении все свои прежние произведения он называет пустыми, а только это творение он видит истинным.

Чем больше надежд связывал Гоголь с этим произведением (работая над первым томом, он уже сразу задумывал второй, и велел Плетневу побольше запасаться бумагой, ибо 1 том раскупят в два счета), тем больнее для него был удар от критики и от православных священников и Синода. Духовные лица раскритиковали позицию Гоголя относительно духовенства. Ведущие литературные критики, главным образом Белинский, видели в этом произведении проявление гордыни Гоголя, который возомнил себя практически проповедником для всей России. К тому же, Белинский раскритиковал и некоторые заявления Гоголя, противоречащие его творческой линии: взяточничество прекратилось бы, если жены чиновников были скромнее в требованиях, помещик может в воспитательных целях и наказать мужика, а власть в России не так уж и плоха. Эти заявления звучали парадоксально. Гоголь был сломлен.

 

15.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 1889; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!