Символика живого и мёртвого в «Мёртвых душах».



Мертвенность «реального» мира определяется засильем в нем материального. Вот почему в описаниях широко используются длинные перечисления материальных объектов, как бы вытесняющих духовное.

 

 «Птица-тройка» – символ национальной стихии русской жизни, символ великого пути России в мировом масштабе. Стремительный полет «птицы-тройки» противопоставлен однообразному кружению от помещика к помещику брички Чичикова. (Чичиков «кружит» и по жизни, т. е. каждый раз его задумки приводят его сначала к успеху, а потом, провалившись, возвращают его к тому, что он имел вначале. Значит, по сути, он не движется вообще. А отсутствие движения в миропредставлении Гоголя – и есть признак смерти.)

Символично само название поэмы.

Во-первых, словосочетание «мёртвые души» имеет буквальное значение, непосредственно связанное с сюжетом гоголевского текста. Оно было взято из бюрократического жаргона. «Мёртвая душа» – так в XVIII -XIX веках называли умершего крепостного крестьянина, который продолжал числиться в особом документе, ревизской сказке, как живой.

Второе значение словосочетания «мёртвые души» имеет иносказательный, метафорический смысл и связано с морально-психологической проблематикой. Душа – частица высшего, надматериального начала в человеке – означает у Гоголя те внутренние возможности личности, основанные на ощущении братства с другими людьми, которые позволят ей противостоять господствующему вокруг неё отчуждению. Мёртвой душой традиционно называют примитивного, духовно бедного человека, погрязшего в суетные заботы, интересующегося лишь бытовой сферой действительности. Такой человек не стремится к самосовершенствованию, поскольку лишён рефлексии.

В-третьих, заглавие книги Гоголя имеет и религиозно-философское значение, в словосочетании «мёртвые души» скрывается глубокий духовный смысл. Согласно религии, смертным, тленным может быть только тело, душа же человеческая вечна, она не может быть мёртвой. По Гоголю, души его героев не вовсе умерли. В них, как и в каждом человеке, таится подлинная жизнь – образ Божий, а вместе с тем и надежда на возрождение.

19.

Баллады Жуковского.

 

Жуковского воспринимали как первого русского балладника. (Но его первенство не было абсолютным: 1804г. - поэма Каменева «Громовал» во многом предваряла баллады Ж. - заметно влияние античных и рыцарских образов, собственно романтической баллады)

Жуковский переживал событие. Он передает субъективные ощущения, рождующиеся как в душе повествователя, так и героя. Поэтому с Ж. связывают рождение жанра баллады в РЛ.

Жуковский пишет баллады с 1808 по 1833гг. Всего создано 36 произведений.В основном — переводы Шиллера, Гете. Из оригинальных - «Светлана»(1813), отразившая русские обряды.

«Людмила»(1808) — первая баллада. Воспринималась как разрыв с традицией и зарождение нового направления — романтизма.

Центральное понятие в худ. мире Жуковского — душа человека.

 

Основные черты жанра:

· отрывочность, недосказанность

· слияние драматических сцен и диалога с лирическим рассказом

· лирическая манера повествования

· вершинность в изображении событий

· душевное состояние героев обобр-ся в пластике, мимике

· душевное состояние в ммонологическом и диалогическом слове (в диалоге — позиция, цели)

· сис-ма ключевых слов и понятийных комплексов

 

Две разновидности баллад:

1. образы античности

2. образы средневековья

◦ человек и иррациональный мир

1. Античный мир.

«Кассандра», «Ивиковы журавли», «Ахилл», «Торжество победителей», «Элевзинский праздник».

В античных балладах мир оказывается на переломе, балладный герой прозревает грядущие беды. (В «Кассандре» все веселятся на свадебном пиру, а Кассандра ропщет на богов, поскольку она увидела будущую гибель родных, страны, свое изгнание. В «Торжестве победителей» Агамемнон также видит закат Трои, предвестье заката античного мира.)

 

Жуковского интересуют не героические, а элегические моменты. Античный герой не вступает в поединок. Он знает, что рок настигнет его.

Объект изображения здесь — сознание человека, который скорбит о других. Герой ориентирован не на себя, озабочен судьбой античной цивилизации. (Пожалуй, только в «Элевзинском празднике» - гимн богам, радость, что они несут им своё знание.)

 

2. Образ средневековья.

«Закрытый» мир в замке и вокруг него.

Герои баллад активно действуют. Это цельные, неистовые в своих страстях, жесткие и не склонные к рефлексии натуры. Чувства мгновенно реализуют в поступках, отражающих их внутренний мир.

Четко обозначены два мира:

· реальный

· ирреальный (демонический, мир зла)

Зло реально, часто — персонифицировано. Абсолютно, непомерно и немотивировано.

Арена борьбы — душа человека.

Сюжет произведения рождается из нарушения религиозных и этических запретов.

Содержание — наказание за нарушение. При этом преступное действие равнозначно помыслу. (В «Людмиле» героиня возроптала против провидения. Ропот времто покорности ведет к наказанию)

Характерен образ кающегося грешника, но покаяние не способно спасти душу. (В «Балладе, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди» душу не могут спасти ни раскаяние, ни молитва, ни стены храма)

Возмездие неизбежно, даже если преступление совершено втайне.

Зло неизбежно наказывается дважды: 1) — нравственное наказание, напоминание о содеянном;           2) — реальное возмездие, расплата смертью

 

Баллады, в которых чел-к соприкасается с иррациональным миром и пытается постичь эту тайну, составляют особую разновидность средневековых баллад. («Рыбак», «Лесной царь», «Кубок»)

Вторжение иррационального мира в действительность приводит к неизбежным трагическим последствиям.

Сталкиваются не только две реальности, но и два типа сознания: 1- сознание взрослого, воспринимающего суть явлений во внешних проявлениях, 2 — сознание ребенка, интуитивное, видящее скрытое. («Лесной царь» - не только диалог наездника с младенцем, но и диалог двух типов сознания.)

Герой в балладах такого типа неизменно умирает, тк поожжается искушению проникнуть в тайны бытия, недоступне человеку.

Зло не только ужасно, но и притягательно. Практически всегда — всесильно. (Только в «Светлане» кошмар ок-ся сном, а в «Адельстане» не младенец, а губитель низвергнут в бездну)

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 436; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!