Принцип повествования, построения сюжета и способы раскрытия характеров в



«Повестях Белкина».

Цикл «Повести Белкина» написан в 1830г. во время болдинского заточения. В него вошли 5 повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».

В «Повестях» изображался патриархальный, замкнутый мир деревни; живая «русская проза» бытия. Герои — люди обыкновенные, погруженные в быт, «укорененные» в сословных отношениях.

Пушкин плотно опирает сюжет на два-три критических положения, среди которых обязательно оказывается ситуация, которую можно назвать судьбоносной.

 

По сути, в каждой повести воспроизводится ситуация, когда человек проходит испытание: доверяет себя провидению или, пренебрегая им, разрывает связь с «живой жизнью», предается односторонней страсти. Таким образом, Пушкин воспринимает человеческую жизнь с точки зрения ее поворотных событий (аналогичная ситуация — в «Е. О.»), и именно случай становится орудием судьбы, провидения. Там, где герои доверяют себя провидению, случай направляет его в сторону добра. В некотором смысле судьба оказывается мудрее человека, направляет его к истине. Задача личности — услышать и воспринять этот знак судьбы. (Отчетливо мудрость стихии в символической форме проступает в «Метели»).

 

Всякий раз случай намечает расхождения со стереотипным, трафаретным путем развития ситуации, обозначенным Пушкиным в повестях. Но стереотипные пути не реализуются, в результате чего жизнь оказывается сложнее, непредсказуемее бытовых и литературных шаблонов. (В «Метели» момент, когда Марья Гавриловна решается на побег из дома, в письме ее избранника Владимира намечается шаблонный вариант развязки, явно заимствованный из литературы: Владимир Николаевич умолял ее тайно венчаться, а после покаяться перед родителями, которые поймут и простят. Но литературный вариант развития событий не осуществляется. Более того, на самом письме лежат иронические отсветы авторского сознания.

В «Станционном смотрителе» житейский стереотип воспроизводится в картинках, изображающих притчу о «блудном сыне». Но притча будет переосмыслена. На картинках жизненные испытания меняют юношу, окончание притчи — счастливое. В «Смотрителе» же акцент с «блудной дочери» на отца. Жизненные испытания меняют не только того, кто вступает в жизнь, но и того, кто ее прошел. На картинках — неизменность отца. Но в повести Самсон Вырин и внешне меняется и утрачивает надежду на счастливую (трафаретную) старость. Вырину недоступен дар принять случай как нечто провидческое и очистительное — это и есть причина саморазрушения героя.).

 

Проза Пушкина — проза малых форм. «Простота, точность, краткость — вот превые достоинства прозы». Пушкинская простота — вид обогащенной простоты, ведущей к постижению сложности жизни. Краткость — следствие того, что Пушкин делает акцент на динамических аспектах изображения. Как правило, он не дает развернутых портретных и ландшафтных описаний (в них доминирующий признак — езда). Также краткость достигается целым рядом композиционных приемов: «принцип обязательной краткости сцен, деталей, хар-ров и т.п.», использование эпиграфов.

Важная особенность пушкинской прозы — ее литературность, пародийность. Смысл литературных отсылок — полемика с литературной традицией. Автор настойчиво подчеркивает дистанцию между предшествующей литературой и миром собственных повестей.

Жанровые тенденции в зрелой лирике Лермонтова, система мотивов.

Период творческой зрелости Лермонтова (1837-1841) — время создания лирических шедевров, наивысших достижений в жанре поэмы и в прозе.
В феврале 1837 г. за стихотворение «Смерть Поэта», распространявшееся в списках, Лермонтов был арестован и помещен на гарнизонную гауптвахту. После окончания следствия в марте 1837 г. по приказу Николая I поэт был отправлен на Кавказ к новому месту службы. Однако первая кавказская ссылка, во время которой Лермонтов познакомился и сблизился со ссыльными декабристами, была недолгой.

Уже в январе 1838 г. благодаря хлопотам бабушки и личному заступничеству А.Х.Бенкендорфа, к которому та обратилась за помощью, поэт вернулся в Петербург для продолжения службы в лейб-гвардии Гродненском полку.
До марта 1840 г. Лермонтов жил в Петербурге — это время его поэтической славы. Но царь, невзлюбивший Лермонтова, считавший, что поэт был недостаточно наказан и потому не образумился, воспользовался первым же серьезным поводом — дуэлью Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом — для того, чтобы вновь отправить его в новую ссылку. Местом службы поэта стал Тенгинский пехотный полк, воевавший на Кавказе. С июля 1841 г. Лермонтов участвовал в боевых действиях против горцев, в том числе в кровопролитном сражении при реке Валерик (поэтический отклик на это сражение — одно из самых ярких в русской поэзии антивоенных стихотворений «Валерик»). Храбрость и мужество поэта-воина отмечались начальством, но награда, к которой его представили, вызвала неудовольствие Николая I и была им отклонена. В последний раз Лермонтов приезжал в Петербург в отпуск в феврале-апреле 1841 г.
В мае 1841 г. поэт вернулся на Кавказ и задержался в Пятигорске для лечения на водах. В июле произошла нелепая ссора Лермонтова с его давним знакомым по школе юнкеров Н.С.Мартыновым, закончившаяся вызовом на дуэль и поединком.
15 (27) июля 1841 г. поэт был убит Мартыновым. В 1842 г. бабушка перевезла тело Лермонтова из Пятигорска в Тарханы и перезахоронила в имении, с которым поэт связывал лучшие впечатления своего детства.


Последний период творчества — время внутренней перестройки художественного мира Лермонтова, которая так и не завершилась. Смысл новых тенденций в художественном развитии Лермонтова — в переходе от отвлеченно-романтических форм выражения своих духовных исканий к более конкретному изображению личности современника в его связях с общественно-историческими обстоятельствами, углубление психологизма.
В творчестве Лермонтова развивался комплекс тем, мотивов и образов, возникших ранее, однако писатель-романтик переживал острый кризис. Он все больше осознавал ограниченность романтического индивидуализма, стремился понять свою связь с исторической действительностью: в 1837-1841 гг. на первый план выдвинулась тема современного поколения в его специфически лермонтовской трактовке. Главным героем произведений Лермонтова, независимо от их жанровой принадлежности и уровня художественных обобщений, стал современник — мыслящий дворянин, представитель дворянской интеллектуальной элиты. В его личности писатель нашел совокупность социально-психологических качеств, обусловленных историческим временем и общечеловеческими философскими проблемами.
Сама действительность в изображении Лермонтова перестала быть чем-то однозначно отрицательным, средоточием «антиценностей». «Лермонтовский человек», образ которого создан в произведениях последнего периода, не только отрицает, но и пытается найти ценности в самой жизни, «тоскует» не по отвлеченным, а по вполне «земным» и «человечным» идеалам. Лермонтов искал позитивное в истории («Песня про купца Калашникова», «Бородино»), в народной жизни («Родина»), в мире природы («Когда волнуется желтеющая нива...»).
В раннем творчестве Лермонтова носителем высших ценностей был романтический герой-индивидуалист, герой-мятежник. Его бунт имел яркую индивидуалистическую окраску. Народ представлялся этому герою инертной массой. В зрелых произведениях — иной поворот проблемы: герой-бунтарь ближе к народу, в котором ищет поддержку и опору (особенно хорошо это видно в поэме «Песня про купца Калашникова»). Независимо от того, какой материал использовал Лермонтов — исторический, бытовой или легендарно-мифологический, — всюду он ставил «леденящие душу» вопросы о смысле существования человека, обращенные к современникам.
В 1837-1841 гг. были созданы лучшие романтические поэмы: «Мцыри» и «Демон». Поэмы «Тамбовская казначейша» и «Сказка для детей» написаны в иной тональности: в них проявилось движение Лермонтова к реализму. «Песня про купца Калашникова» поразила современников не только совершенным владением формами народной поэзии, но и пониманием самого ее духа. В поэмах старые темы и мотивы, как и в лирике, были подчинены единой творческой «сверхзадаче» —постижению социально-психологического облика современника.

Высшим достижением лермонтовской прозы, своеобразной « энциклопедией » излюбленных тем и мотивов его творчества стал роман «Герой нашего времени» (1838-1839). Работа над отдельными повестями, составившими произведение, формирование его общей концепции переплелись с лирическим творчеством и созданием лучших поэм.


Одним из самых сложных вопросов лермонтоведения является вопрос об особенностях художественного мира Лермонтова 1837-1841 гг.

Романтическое «единодержавие» было поколеблено уже в некоторых произведениях, созданных во второй период творчества, особенно в драме «Маскарад». Новые художественные особенности лермонтовских произведений, написанных после 1837 г., — усиление историзма в трактовке современности, внимание к конкретному изображению среды, быта, обстоятельств жизни героев, отказ от многих стилевых приемов, свойственных романтическим произведениям, — указывают на то, что развитие Лермонтова-художника шло в том же направлении, что и творчество Пушкина в 1825-1836гг., —к «поэзии действительности», к реализму. Однако этот процесс у Лермонтова был отнюдь не простым и не прямолинейным. Важнейшей особенностью его творческого развития было сосуществование и сложное взаимодействие романтических и реалистических тенденций. Например, в одно время с романтическим стихотворением «Выхожу один я на дорогу...» было написано реалистическое — «Родина», романтический «Воздушный корабль» написан в одно время с реалистическим стихотворением «Валерик». Далеки друг от друга ультраромантическая поэма «Демон» и «бытовая» поэма «Тамбовская казначейша».
Романтические и реалистические тенденции вполне «мирно» сосуществовали даже в одном произведении. Пример такого произведения — «Герой нашего времени». Одной из повестей-«глав» романа является «Тамань», типичная романтическая «таинственная» повесть. Романтическое мироощущение стало в романе объектом авторской иронии, пародийный «двойник» Печорина Грушницкий представляет сниженный, массовый и изрядно опошленный вариант «бытового» романтизма. Однако и сам «герой нашего времени», помимо конкретно-социальных качеств, наделен комплексом романтического героя.

27.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!