Роман Лермонтова «Княгиня Лиговская» и становление лермонтовского психологизма.



Роман «Княгиня Лиговская» Лермонтов не закончил.

Начало работы над романом — 1836 г. Опубликована будет лишь в 1882г.

Роман автобиографичен, что служило препятствием для его публикации. (Автобиографичны линии «Печорин — Негурова», любовь Лермонтова к Варваре Лопухиной послужила основой коллизии «Печорин — Вера Лиговская»).

Препятствием к продолжению работы стал также сам тип конфликта. В романе намечаются две сюжетные линии: любовная и социальная. Но вместе с тем два героя (Печорин и Красинский) начинают занимать равноправное, самостоятельное положение в конфликте произведения. И каждая из этих фигур тянула за собой особую цепь конфликтов и характеров.

В процесс создания произведения вмешались также и сторонние обстоятельства. В 1837г. Лермонтов арестован, а затем и сослан на Кавказ за стихотворение «Смерть поэта» (причина гибели поэта — столкновение его с обществом).

 

Два принципа создания характеров в романе:

1. Характеры таких героев как Печорин, Негурова, Красинский, Вера разрабатываются всесторонне, Лермонтов стрмится показать их внутренний мир.

2. Представители светской толпы — другая группа героев. Они лишены имен и развернутых портретных характеристик. Внутреннее содержание исчерпывается однойз-двумя яркими чертами. Перед читателем предстают маски.

Слово «оживляет» маску, но движение, к которому она приходит — автоматичные, «затухающие»сами собой (страусовые перья заколыхались на берете). Так создается образ мира, в котором человек оказывается бездушной марионеткой. По его законам вынуждены жить и те, кто обладает душой. (Этот способ создания образов будет так же и в «Герое нашего времени»)

 

В романе Лермонтов претворяет в художественный текст свой личный опыт светского общения.

В нем он впервые изображает внутренний мир человека изменчивым, текучим; Петербург — не только как «город пышный» но и как «город бедный»; в образе Красинского намечается тип героя, к которому позже обратится Достоевский.

Роман является преддверием «Героя...». В нем формируются принципы психологического изображения, появляется герой, основные черты которого затем воплотятся в Григории Александровиче Печорине.

 

Становление психологизма Лермонтова происходит именно в «княгине».

Своеобразие лермонтовской психологической манеры:

Лермонтов явно отталкивается от пушкинских способов психологического изображения. У Пушкина - связь поступка и переживания. (В «Повестях Белкина» каждый жест героя — следствие эмоций, которые он испытывает). Лермонтов же нарушает эту связь. Его психологизм — несоответствие этих категорий. (Реакция Негуровой на письмо — его сожжение. Сдержанность в проявлении чувств не дает понять, что действительно происходит с героиней в этот момент).

Светская беседа становится не фоном, на котором происходит объяснение героев, а прикртытием, позволяющим им высказываться, спорить, не переходя при этом к прямому объяснению (возникает скрытый диалог). Светский разговор характеризуется фрагментарностью, логической несвязностью частей, калейдоскопичностью. Скрытый же диалог, несмотря на внешнюю разорванность, явзяется цельным, имеющим свою логику развития, но его динамика — скорее движение не к концу, а по кругу.

 

В итоге, источники психологизма - несоответствие слова и чувства, движений души и поступка, текучесть переживаний.

Внутренний мир изображается Лермонтовым как смена разнообразных, зачастую противоположных душевных состояний. Лермонтовский человек фиксирует динамику своих чувств. Этот самоанализ соотносится с комментарием повествователя и мнением толпы. Так намечается множественность точек зрения на один поступок. Так формируется аналитический психологизм.

28.

Жанровая система лирики Батюшкова.

Константин Николаевич Батюшков – поэт, который постоянно ищет новое, не останавливается на однажды найденных формах, образах, ритмических структурах. Очень много привнесено именно им.

Его жанровые новациисатира на современную литературу, послание, историческая элегия, физиологический очерк и т.д.

Главными жанрами Батюшкова были дружеское послание («Мои пенаты», послания к Гнедичу, Тургеневу, Дашкову), историческая элегия («Переход русских через Неман», «Переход русских через Рейн», «На развалинах замка в Швеции»), антологическая пьеса.

Обращение Батюшкова к античности не случайно, он воспитывался в доме М.Н.Муравьёва, педагога Московского университета, он-то и открыл воспитаннику мир классической древности, Горация и Тибулла.

 

Антологическая лирика. Поэт ввёл в русскую лирику мир материально-духовной красоты, не разъединял тело и душу, его человек гармоничен.

В ранней антологической лирике Батюшкова проявляется роскошь бытия, эпикурейское наслаждение жизнью. В его основе – мысль о мимолётности жизни, человек – странник мира, а жизнь – лишь мгновение. Ощущение присутствия смерти и рождает философию эпикуреизма: «Умру и всё умрёт со мной» («Весёлый час»). Это приводит поэта к мысли, что эти мгновения нужно использовать для радости и наслаждения.

Мир инобытия у поэта оказывается разным: и радостно-гармоничный, и трагический, и мрачный, т.к. порождён сознанием человека и его отношением к миру («Элегия из Тибулла»).

 

«Привидение»: полемический пласт, диалог с Жуковским (видит инобытный мир как мир зла, Батюшков не согласен), само привидение игриво и забавно.

Лирический герой отдаётся наслаждению и сладострастию, но всегда помнит о смерти (часто эпитафии).

 «Радость»: упоение жизнью – лишь мгновение, за ним – затаённый ужас перед жизнью.

 

Постепенно в антологической лирике усиливается трагическое звучание, духовный кризис Батюшкова (события 1812 года), приходит к мысли о варварстве цивилизованного народа, об ответственности поэта за то, что происходит в мире. О своём духовном перевороте – «К Дашкову»: античное мироощущение под знаком отрицания, мир погружён во зло. К прежним темам поэт не вернётся, т.к. видел зло и варварство. Это новое представление о себе он выразил в элегии «Судьба Одиссея»: мотив возвращения и неузнаваемости.

 

Перелом в мироощущении сказывается и на смене жанровых ориентиров, формируется историческая повесть (первый «эскиз» жанра относится ко времени участия Батюшкова в Гейльсбергском сражении, 1807г., «Воспоминание»).

В июне-июле 1814 – элегия «На развалинах замка в Швеции», два временных потока – прошлое и настоящее. Прошлое как мечта, воспоминание, на всем следы разрушения ( «столбы - и ветхий мост с чугунными цепями»).

Элегия «Переход русских через Рейн» (1814) основана на реальных событиях, Батюшков был его участником. История как бы вписана в природу. Рейн – символ вечности, человек – творит на его берегах историю. Так вечное природное соотносится с историческим мгновенным. Рейн постоянен, а история меняется. В конце – образ всадника, погруженного в воспоминания.

«Переход русских через Неман» - создать эпическое полотно, посвященное историческому подвигу русского народа, это фрагмент, который не получил продолжения, но имеет смысловую законченность (сюжет строится на сочетании природных и исторических картин, сражение не описано, описаны последствия, приём контраста (темнота ночи-горящие костры, безлюдье – движение полков вдалеке).

 

Одной из центральных тем в лирике Батюшкова – тема поэта, его назначения (исторические элегии «Умирающий Тасс», «Гезиод и Омир, соперники»). Поэт у Батюшкова – странник: Тасс – его челн долго носили волны жизни, Омир – тоже странствие. Батюшков при изображении поэта сочетает 2 качества: величие и трагизм. Судьбы Омира и Тасса выявляют закономерность: современникам не дано осознать величие поэта, поэтому он не оценён при жизни.

 

Создал канон в жанре дружеского послания. Особое место – «Мои Пенаты» (конец 1811 – начало 1812). Утверждается культ частного бытия, тепло простых человеческих чувств и отношений. Основная тема – творчество. Лирический герой – поэт, ощущает себя сопричастным миру РЛ, диалог с ее корифеями.

 

Сатира на современную литературу – «Видение на берегах Леты» (1809). В основе сюжета – сон, который позволяет совместить разные литературные эпохи, высказать оценки современным творцам. Труды погружаются в Лету, как бы проходят испытание вечностью. Сичтают, что останутся те поэты и писатели, которые меньше всего стремятся оставить след в вечности (Крылов: «неряхой и в наряде старом»). Батюшков даёт ироничные характеристики литераторам-современникам. («беседчики» во главе с Шишковым, запряженные вместо лошадей в «дедовский возок», тащат своего идеолога). Батюшков объективен. Он отчетливо осознаёт пути, по которым должно пойти последующее развитие русской словесности. Главное – найти что-то новое.

Композиция романа «Е.О.».

 

Это главное произведение Пушкина. Его первые строки появились в мае 1823, а 26 сентября 1830 в Болдино роман был закончен. Тогда же Пушкин подвёл итог: над «ЕО» он работал 7 лет 4 месяца и 17 дней. Это первый реалистический роман в стихах, энциклопедия жизни и жанров, лиро-эпический роман.

 

 Пушкин возвращает героев к читателю в очередной кризисный момент их судьбы. И выявляется следующее обстоятельство – новая встреча Онегина с Татьяной происходит в абсолютно других условиях и ведут они себя совершенно иначе, но их внутренний мир остался прежним. Выражению концепции «неизменной изменчивости» способствует и композиция ЕО.

 Ее особенностями являются:

1. Симметричность (в романе использован принцип обратной симметрии, который ещё называют принцип зеркальности, точка – сон Татьяны, герои меняются местами: встреча – письмо – объяснение; Татьяна: «Сегодня очередь моя»).

2. Внезапный обрыв сюжетной истории, резкое начало и резкий конец; она прекращается в самый драматичный момент, свидетельствует о неисчерпаемости судьбы.

3. Разного рода сюжетно – композиционные инверсии (в начале романа за монологом героя следует рассказ о его жизни в Петербурге, тем самым основной сюжет обрывается) и обусловленная ими ретардация (замедление действия).

4. Контрастность - подчеркнутая противоположность героев (Онегин – вырос и воспитан в городе, Татьяна – деревенское, провинциальное воспитание; Онегин – детище европейской культуры, того, что даёт «Лондон щепетильный», Татьяна – воплощение национальных идей и традиций, с деревенскими угощениями, гаданиями. «Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны»). Также контрастность сюжетных линий, антитеза – один из художественных приёмов.

 

Сюжетное полотно сложно и многослойно. Прежде всего, выделяют

1. Магистральный сюжет – роман героев. Но не менее важны не столь заметные читателю сюжеты.

2.  Возможный сюжет отражает сложность, многовариантность развития жизненной ситуации. Герои продвигаются среди многих возможностей. Ленский мог стать настоящим поэтом или женатым помещиком «в стёганом халате», но погиб на дуэли.

3. Лирический сюжетособые формы раскрытия образа автора: раздумья, признания, воспоминания, душевные излияние – лирические отступления, рефлексия автора по поводу собственной судьбы.

4. Сюжет автора: в ходе повествования нередко возникают моменты, связанные с процессом творчества, обозначается механизм возникновения романа в стихах. Сам Пушкин называет свой роман «собраньем пёстрых глав», «рассказом несвязным». Все это призвано подчеркнуть экспериментальность романа.

5. Чужой сюжетлитературный фон романа в стихах. Татьяна – «молчалива как Светлана», Онегин – байроновский Чайльд Гарольд, Мельмот-скиталец. Татьяна совершает эволюцию на этом литературном фоне.

 

29.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 442; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!