Метафорическая (образно-иносказательная) сущность словесно-художественного творчества



Искусство есть художественно-творческая метафоризация объективной и субъективной действительности.

Смена событий и настроений, формирование обстоятельств и характеров разворачивается в произведении во времени изложения (повествования) и соотносится со временем историческим. Это соотношение, а также художественное формы и средства изменения психологии восприятия времени создают образ времени в произведении, структуру художественного времени. Течение времени в произведении может быть привязано к одному главному или к разным циклам — историческим, календарным, жизненным, эмоциональным, может усложняться наложением и прерываться столкновением временн’ых циклов. Экспрессивные характеристики времени создаются также ритмоинтонационными характеристиками речи. Образ времени и временн’ая структура произведения неотделимы от структуры художественного пространства, от образа человека времени (эпохи) и других макрообразов. Художественные образы времени и пространства (хронотопа, по М.М.Бахтину) включают в себя представление о макро- и микромире произведения, его замкнутости/разомкнутости, объемности, протяженности, полярности, систему выделенных предметных образов (например, человек, дом, дорога, дерево[8] и т. д.). При этом художественный мирообраз говорит сам за себя, противореча иногда декларациям автора и его героев.

Исторически (а затем и процессуально) следует различать в словесном искусстве мифологический символ-образ и мифо-фольклорные образы-олицетворения, не подверженные еще демифологизации, десакрализации и секуляризации (обмирщению) и не являющиеся еще приемами искусства (метафорами), фольклорные образы-аллегории (знаки-эмблемы человеческих и иных свойств), макрометафору, связанную с профессионально-фольклорным или индивидуальным авторским творением художественного мирообраза (в жанровой группе, конкретном произведении или его структурной части), далее — организованное использование художественных средств (развернутую метафору как систему приемов) и конкретное метафорическое слово- и фразоупотребление (об этом в 2-ой части). При этом в искусстве нового и новейшего времени метафору-прием следует отличать также от метаморфозы — реально описываемого превращения элемента содержания, не сопровождающегося метафорическим словоупотреблением и впрямую связанным с макрометафорами произведения. (См.: Арутюнова Н.Д. "Метафора и дискурс" и др. статьи сборника "Теория метафоры" (М. 1990)).

Словесно-художественный образ, "образ мира, в слове явленный" — "и творчество, и чудотворство" (Б.Пастернак). В какой мере он — чудотворство, а в какой — творчество — от этого зависит характер анализа приема и всего произведения, соотношения в нем плана содержания и плана выражения, а также изобразительного и выразительного начал.


Средства создания художественного образа

И специфика словесного искусства

 

Главным средством и свойством любого искусства является изометрия и дезометрия — функциональное приравнивание различного (ассимиляция) и различение (расподобление) одинакового (диссимиляция), процессуальное (в процессе формообразования и/или в процессе восприятия) поглощение единицами более высокого порядка единиц более низкого порядка (например, поглощение одних акцентов другими или поглощение одного значения другим, значения слова контекстом и контекста текстом), разложение (дробление) и объединение (укрупнение), переразложение и опрощение (и в семантике и в звуковой форме). Каждый отдельный прием повтор какого-либо элемента формы (звука, морфемы, слова, интонации и т. д.). Причем, повтор, какого нет в материале данного искусства. Слово — содержательный материал. Но повтор в естественной речи имеет целью лишь концентрацию внимания, убеждение, внушение отдельной мысли. В словесном искусстве повтор прежде всего универсальное средство создания образа — от простого звукообраза, построенного на изменении соотношения фонетического состава речи (эвфония, аллитерации, ассонансы и т. д.) до глубинных интонаций, несущих центральные художественные идеи. Даже тогда, когда писатель пользуется преимущественно автологическим стилем (употребляет слова в прямом значении), благодаря отбору и расположению (композиции) жизненного сюжетно-тематического материала (а он не может быть исчерпан даже в романе-эпопее), средств изображения и выражения мысли, он достигает обобщения в образе, совершает прорыв в метафорическую, образно-иносказательную форму. Ибо композиция без изометрии и дезометрии невозможна.

Итак, художественной литературе, как и всем другим искусствам, свойственна образная иносказательность. Символичность, олицетворение (одухотворение), аллегоричность, аллюзия (апелляция к выделенной намеком (деталью) общей, известной также и читателю, информации), гиперболичность, ассоциативность и другие иносказательные формы и свойства есть во всех искусствах. Но от эпохе к эпохе функции их менялись. Так, например, аллегория первоначально была предметно-знаковым образом религиозной или нравственно-отвлеченной идеи, поэтому в эллинистическую эпоху смешивалась с символом (хотя знаковая сторона символа менее опредмечена), в средние века иносказательно обозначала абсолютные христианские ценности или пороки, но с эпохи Возрождения стала все более превращаться в один из общих типов метафорической образности, занимая различные места в разных жанрах и авторских стилях (более традиционно использование аллегории в басне, сатире и притче).

По степени самоценности и функционально формы иносказательности и способы ее создания можно разделить на несколько групп (непроницаемых границ между ними, конечно, нет). Одни из них более прямо, непосредственно служат созданию главных образов произведения, макрометафор, а может быть, и всего создаваемого в нем мирообраза, другие — более опосредованно, третьи же преимущественно выполняют по большей части связующе-оформительскую функцию, а четвертые обеспечивают разнообразие речи (Л.В.Щерба выделял также "упаковочный материал"; тогда надо было бы добавить и "наполнитель"). Во всех искусствах есть повторы (имеется в виду конкретное повторение однородных элементов), соположения, антитезы и градации (с нарастанием или убыванием степени значимости) элементов. Во всех искусствах один и тот же предмет (или явление) представлен с разных сторон (в том числе для разнообразия формы изложения). В словесных искусствах эту функцию, в частности, выполняет перифраза (замещающий описательный оборот). В отдельных стилях разных искусств могут быть избыточность средств выражения(плеоназм), совмещение разнородных (синэстезия) и даже логически несовместимых (оксюморон)средств[9].

Специфическим средством художественной словесностиявляется парономазия (в широком смысле) — семантизирующее звук соположение элементов речи. В отличие от ложной (народной) этимологии, от паронимии и прочих отдельных ошибок речи, в основе парономазии — глубинные звукоизобразительные, речемузыкальные свойства человека (первоначальная звукоизобразительность языка), народа (паронимические аттракции) и отдельной словесно-художественной личности. Первоначальная звукоизобразительность человеческого языка достаточно физиологична, связана с фонетикой дыхания, экономией артикуляции и контактом матери и ребенка. Звукоизобразительность общенародного языка уже связана с соотношением в нем логического (денотативного) и стилистического (коннотативного), со всей спецификой народного миро- и самочувствия. Так, русский язык, в отличие, например, от немецкого, более насыщен словами-понятиями, появившимися в результате паронимической аттракции ("русский", "славяне", "крестьянин", "близорукий", "сальный", “мудак”). Благодаря фонологической и лексической статистике мы можем создать фоносемантические "портреты" эпох, авторов и произведений, выявить по звуку ключевые словообразы. Переходя к анализу рефлексии слова в контексте, мы можем описать конкретные, характерные для автора значимые соположения слов по их звуковому облику. Благодаря речемузыкальному анализу (ритмоинтонации, темповых и т. д. характеристик) мы определим уровень и характер экспрессии художественной речи.

Экспрессия речи, равно как экспрессия форм всех других искусств, исторически и синхронно тесно связана с типами художественной образности. Ибо ранее всего возникла экспрессивная образность.


Общеэстетические виды и типы


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!