Проза и стих как типы художественной речи 1 страница



Независимо от того, как авторы сочиняют, а исполнители (в т. ч. читатели и слушатели) воспроизводят словесное произведение (звучащей или внутренней речью), художественная речь ритмически организована иначе, чем повседневная речь. И в этой организованности присутствуют моменты организации (изоморфизма) того, что в общей речи отсутствовало или не было упорядочено, и дезорганизации (разрушения, дезоморфизма) того, что там было по-своему упорядочено. Выше уже говорилось, что все произведения художественной словесности отличаются особенной интони-рованностью, ритмичностью, благозвучностью (эвфонией), — особенной организованностью речи. На фоне доминирующих, сквозных характеристик экспрессивно-стилистическое значение получают сознательные переходы, отступления и отклонения — смена темпа, перебои ритма (аритмия), какофонические стыки согласных, особая вокализация гласных и т. д.

Рассмотрим самые крупные характеристики художественной речи, дающие нам типы художественной речи. Главных типов — два: стихипроза.

Первоначально прозы как типа художественной речи не было вовсе. Художественная речь внутренне не делилась, целиком противостоя сначала обыденной, непроизвольной, специальным образом не организованной речи (затем также непрофессиональному фольклору). Все художественное словесное творчество было поэзией (греч. pуiesis от poiйo — творю, делаю). Стихотворная форма речи, хотя во многом и отличная от современных стихотворных форм, была основной в большинстве ведущих жанров античности, средневековья, Возрождения и классицизма — и эпических, и лирических, и драматических.

Особая изначальная роль стихотворной речи связана с тем, что словесное искусство еще существовало как звучащее, непременно исполняемое в звуке. Развитие и распространение письменности и книжности, а следовательно чтения и новых форм внутренней речи уже в новое время приведет к феномену частичного противопоставления двух видов литературной, а затем и художественно-литературной речи — устной и письменной. Несмотря на, казалось бы, несуразность или парадоксальность сочетания "письменная речь", незвучащая (в каких-то аспектах — неудобо- и неестественнопроизносимая и даже неудобочитаемая) литературно-книжная и художественная речь активно развивались, порождая крайности функциональной стилистики литературного языка (например, деловая и научная метаречь) и крайности стихотворной речи (неэвфоничная стихография (стихи-рисунки), алогизм, атония и т. п.). Но стихотворная речь с первичной звучащей формой успешно сопротивлялась натиску "письменно-зрительной" культуры и породила все современные звуковые формы и свойства стиха (рифму и рифмовку, акцентно-динамическую ритмику (тоническое и силлабо-тоническое стихосложение), интонационную ритмику (верлибр) и др.).

Проза. Итак, художественная словесность возникла как поэтическое, стихотворное искусство (лирика, лироэпика, эпическая поэма, трагедия, комедия и др.) и оставалось таковой по преимуществу до эпохи классицизма.

Первоначально музы управляли не только искусствами, но и науками, и многие нехудожественные, по нашим понятиям, произведения писались стихами. Но уже в древнем Риме сложилось представление о нестихотворной художественно-литературной речи, которая получила название проза (лат. prosa, от prorsa — прямая, простая, что, в свою очередь, от proversa — идущая вперед, в отличие от versus — стих, буквально — оборот, обращение, движение по кругу). В прозаической форме писались многие исторические, естественно-научные, философские, этические, политические, публицистические произведения, а также речи различного содержания.

Если опыт стихотворчества фиксировался и развивался в трактатах о поэтике (первоначально — наука о поэзии), то развитию прозаической художественной речи (и соответственно литературной художественной прозе) способствовали трактаты по риторике, которая частично основывалась также и на возникших много раннее ее поэтических учениях. Риторика учила систематизировать содержание речи, выстраивать логику и доказательность утверждений, делить текст выступления на структурные части (вступление, изложение, разработку (доказательство своей и опровержение чужой точки зрения), заключение), отбирать и употреблять слова по значимости и образности, благозвучно и ритмично строить словосочетания и фразы (колоны, периоды), употреблять тропы и фигуры речи, стилистически соотносить средства и цели произведения (нейтрально, приподнято или высоко), а также излагала приемы запоминания и произнесения.

Со временем риторика (в своих теоретических аспектах) была поглощена поэтикой, но уже не как наукой о поэзии, а целостным литературно-теоретическим учением (именно — стилистикой художественной речи). Некоторые аспекты риторики перестали изучаться, или ушли в прикладные области лингвистической и учебной (так называемой практической) стилистики, теории ораторской и сценической речи, или стали частью рутинного школьного знания (выразительное чтение, развитие речи и т. п.).

Уже было сказано, что и прозаическая и стихотворная речь отличаются высоким уровнем музыкальной организованности по сравнению с обыденной речью, которая ритмически неурегулированна, не обладает метром, хотя по богатству конкретных интонаций не уступает музыке и поэзии. Прозаическая художественная речь более богата интонационно, чем ритмически, по-своему полиритмична, широко использует смену темпа, обладает многими свойствами т.н. музыкальной прозы, т. е. крупных музыкальных произведений сложной формы (симфония, концерт и др.).

Наиболее музыкализированными из прозаических произведений являются стихотворения в прозе и так называемая ритмическая (или ритмизованная) проза, построенная прежде всего на приеме речевой колометрии, упорядочения произнесения речевых тактов-колонов (преимущественно за счет пауз).Первыми образцами ритмической прозы были ораторские произведения. Развитая традиция создания их существовала начиная с древней ближневосточной литературы и не прекращалась вплоть до середины 20 века (см. Гаспаров М.Л. Ораторская проза // Лит. энц. словарь, с. 260-261). В русле ораторской прозы получили развитие торжественные публичные, судебные, дипломатические, политические (в том числе парламентские), академические и другие речи, а также проповеди, панегирики в честь правителей, памфлеты и некоторые другие жанры.

Ритмизация разной степени коснулась и ряда произведений собственно художественной, особенно т. н. "поэтической", лирической прозы (например, некоторые произведения Н.М.Карамзина, Н.В.Гоголя, Я.П.Полонского, А.Белого, А.М.Ремизова). Конечно, ритмические возможности речи в такой прозе используются своеобразно и, можно сказать, ограниченно (за исключением отдельных случаев приближения к образованию равных слого-ударных групп), ибо есть опасность ритмической монотонии. Ритмизация отдельных кусков, как правило, не выходит за пределы интонационно-синтаксического членения (поскольку прозаическая речь, в отличие от стиха, не знает членения на строки и соответственно синтаксического переноса из строки в строку), она скорее даже обедняет, упрощает его.

Использующая большое количество изометрических построений (обычно изотонических, без использования большого количества ритмико-гармонических деталей) ритмическая проза в отдельных частях может восприниматься как стихотворная речь, но никогда не достигает полной или доминирующей изометрии, свойственной стихотворной речи. Метром в собственно музыкальном смысле, регулирующим интонационные, ритмические, темповые (агогические) и другие характеристики речи, обладает только стих, стихотворная речь.


Стиховедение

Стих (стихотворная речь).Речь становятся словесной музыкой благодаря особому метрическому (акцентно-паузному) членению, не совпадающему с основным членением обычной и художественной прозаической речи (преимущественно интонационно-паузным).

Каждый отдельный стихинтонационно-ритмически соотнесенный с другими отрезок художественной речи между регулярными однотипными и соотнесенными между собой диерезами (интонационными сигналами членения речи). Диерезы-стихоразделы — это создающие изометрию речи преобразованные фразо- и словоразделы, образуемые и предупреждаемые различными интонационными сигналами (соотносительными изменениями тона, паузами, долготой, громкостью акцентированных звуков и другими средствами). Особое значение в членении речи на стихи имеют межстиховые паузы (//), которые могут быть недолевыми (не занимающими долю такта стихотворной речи).

Стих обычно на письме выделен системой организации полей и орфографически (прописными буквами в начале).

Строение стиха таинственным образом связано одновременно с музыкой и со строением языка. Чем-то оно похоже на строение слова. Стих также, как и слово, состоит из основы (от начала до доли с сильнейшим — тактовым — акцентом) и окончания (эпикрузы). Основа стиха состоит из анакрузы ("приставки", или затакта стиха — от начала до первого регулярного акцента) и корня. Анакруза и эпикруза стихамогут быть переменными (смешанными) и включать в себя часть межстиховой паузы.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.   (А.С.Пушкин)

 

 

                                          С Т И Х

 

               о с н о в а     || о к о н ч а н и е

           анакрузы стихов | корень  || окончания стихов

 

 пауза//пауза ‘ — ‘ — — | ’ — — ‘ — —   || ” —()  пауза//пауза

   

            a анакруза стихотакта |   корень       || э п и к р у з а a

 

            С Т И Х О Т А К Т       || С Т И Х О Т А К Т

 

Процессуальная формообразующая непрерывность стихотворной речи в поэзии нового времени обеспечивается благодаря интонационно-акцентным сигналам, членящим стихотворную речь на стиховые такты (стихотакты) и периоды (стихопериоды). Стихотакты и стихопериоды образуются акцентно-динамическим (акцентно-тактовым) обращением стихов и строф (или их структурных частей). Обращение (акцентно-динамическое обращение стиха и строфы) — одно из главнейших понятий речемузыкального анализа (анализа стихотворной речи). И неслучайно. Ведь по латыни стих, как уже было сказано выше, — versus, буквально — обращение, движение по кругу (в отличие от не возвращающейся, не обращающейся прозы, от proversa — идущая вперед).

Чтобы определить структуру стихотакта, надо переставить эпикрузу стиха в начало следующего стиха. Например:

Облаком волнистым

Пыль встает вдали.

Тактовое обращение:

                | ’ — — ‘ — — || ” — ( — ) Þ

|| ” — ( — ) мсП | ’ — — ‘ — — ||

Летом в море легкая вода.

Белые сухие паруса.

Тактовое обращение:

           | ’ — — ‘ — — | ’ — — ‘ — — || ” — Þ

|| ” — мсП | ’ — — ‘ — — | ’ — — ‘ — — ||

При переменном окончании в эпикрузу может входить часть межстиховой паузы. (Длительность межстиховой паузы также не есть нечто произвольное, что находится только в ведении поэта и зависит от творческого намерения, или что-то еще более произвольное, что подведомственно только исполнителю. Она связана со строением стиха).

Стихотакт (обращение стиха)— интонационно-ритмически соотнесенный с другими отрезок стихотворного текста между сильнейшими стиховыми — преобразованными фразотактовыми — акцентами. В рифмованных стихах начала стихотактов (окончания-эпикрузы стиха) обычно соотнесены еще и гармонически (рифмовкой — см. ниже).

Иерархия стиховых акцентов является преобразованием системы словесно-фонетических, синтагматических, фразовых, логических и эмфатических ударений. При этом в отличие от речи, в которой эмфатическое ударение обычно сочетается со словесным, синтагматическим или — чаще всего — фразовым [Щерба Л.В. Фонетика французского языка. Л. 1937, c. 137] и является дополнительной его характеристикой, эмфатический акцент в стихотакте или периоде всегда противостоит иерархии акцентов, ибо, сочетаясь с другим акцентом, может создать инверсию акцентов, а не сочетаясь с другим акцентом, является наиболее резким отклонением от метроритма, создает аритмию (см. ниже пример в стихотворении А.А.Блока "Перед судом"). Виды и система акцентов (как и других элементов стихотворной речи по существу и функционально совершенно отличны от всех видов ударений в живом, естественном языке. Так, в русской поэтической речи наряду с среднезвучным акцентом, свойственным русскому литературному языку, встречается и краткозвучный, и долготный, наряду с атональным акцентом — мелодический. Их сочетание в пределах стиха, подтверждаемое экспериментально, вызвано самой музыкальной природой поэзии. И поэт изыскивает для этого фонетические средства (например, использование закрытых, открытых, неприкрытых слогов для долготы/краткости, мелодичности/атональности). И если в языке эмфатические отклонения от доминирующей характеристики ударения влияют лишь на степень ее стилистической выраженности, ударения в стихотворной речи, становясь речемузыкальными акцентами, могут быть разных видов в пределах одной системы (подсистемы) стихосложения. Основные виды и оппозиции акцентов: краткозвучный — среднезвучный — долготный; ритмический (динамический, громкостной) — мелодический, темпоритмический (агогический) и др.; по изначальной речевой функции: периодный — фразотактовый (рематический) — тематический — колонный — синтагматический — словесно-фонетический и др.; стихопериодный — стихотактовый — внутристихотактовый (в т. ч. стоподольный), или сильный — относительно сильный (разных степеней) — слабый; метрический — экспрессивно-эмфатический.

Структура такта с точки зрения речевого наполнения долей. Доля (стихотакта) — часть стихотакта, являющаяся единицей или сочетанием единиц соизмеримости стихов и стихотактов. Доля образуется (и соотносится с) различными речевыми (просодическими) наполнителями и их сочетаниями (слогом, группой слогов, фонетическим словом, речетактом (колоном, фонетической синтагмой), отрезками интонационных конструкций и др.): слогодоля (счетная — в силлабическом стихосложении, слагаемая — в силлабо-тоническом), стоподолясиллаботоническом), словодолятоническом), колон-доля (во фразотактовом стихе), темпоро-доля (время-доля, интонодоля)верлибре), другие типы или комбинации долей (в ряде маргинальных и экспериментальных форм). Доля — как структурная часть такта —может быть простой (в составе сложной), сложной и смешанной; счетной (в сложном стихотакте) и счетно-слагаемой (в смешанном и сложно-смешанном стихотакте).

Эпикруза и анакруза (включающие межстиховую паузу) как части стихотакта составляют его соединительную долю.

Размер стихотворения или монометрической части полиметрической стихотворной композиции (ПМК) — в силлабо-тоническом стихосложении: ритмический вариант метра, характеризующийся одинаковыми у всех вариантов данного метра корнем и анакрузой и особенным сочетанием системы окончаний и межстиховых пауз.

Например:                           

1) ‘ — — | ’ — — ‘ — — || ” — — ,

2) ‘ — — | ’ — — ‘ — — || ” — V,

3) ‘ — — | ’ — — ‘ — — || ” —()и т. д.

Или:

1) ‘ — ‘ — — | ’ — — ‘ — — || ” — — ,

2) ‘ — ‘ — — | ’ — — ‘ — — || ” —()и т. д.

Стихотакты состоят из простых (2, 3 доли) и сложенных частей — сложных (2+2, 3+3), смешанных (2+3, 3+2) или сложно-смешанных (3+2+2, 3+3+2 и др.) частей (счетных долей).

Такт, состоящий из стоподолей одного вида (2+2, 4+4; 5+5, 7+7 и т. д.) назвается составным симметричным, составленным из простых, сложных, смешанных или сложно-смешанных долей.

Стихотакт, составленный из долей разного вида (6+4, 9+6, 5+4, 7+5 и т. п.) называется составным асимметричным.

Если в стихе только один сильный акцент, стихотакт определяется тактовым обращением двустишия или трехстишия:

Любви приметы                 ‘ — ‘ —— | ’ — ( — )// ‘ — ‘ —— || ” — ( — ) Þ

Я не забыл.          || ” — ( — ) /// ‘ — ‘ —— | ’ — ( — )// ‘ — ‘ —— ||

Я ей служил

В былые леты.

Не для славы,           ‘ —— | ’ —— // ‘ —— | ’ —— // ‘ —— || ” — Þ

Для забавы         || ” — v/// ‘ —— | ’ —— // ‘ —— | ’ —— // ‘ —— ||

Я пишу.

Интонационно-паузное членение может затрагивать, кроме строф, их кратных частей (двустишье и др.), также сам стих (полустишье, третьстишье, четвертьстишье — не надо путать их с акцентным членением у Маяковского на 1/2, 1/3, 1/4, 1/5, 1/6 и даже меньшую часть стиха!). Делящая стих регулярная пауза поглощается на конце стиха межстиховой, эта пауза поглощается внутристрофной (междвустишной, межтрехстишной и др.), внутристрофная — межстрофной. Поэтому стихотакт (как часть сложного стихотакта или стихопериода) может также соотноситься с полустишием, третьстишием и другой частью стиха, разделенного цезурой (/):

 

Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог.

Конечно, голова в почтеньи меньше ног. (А.П.Сумароков)

          — | ’ —— ‘ —— | ’ — v ‘ v/ — | ’ —— ‘ —— || ” — Þ

|| ” — vv// — | ’ —— ‘ —— | ’ — v ‘ v/ — | ’ —— ‘ —— ||

 

Цезура. В отличие от межстиховой паузы (//), цезура — внутренний стихораздел. Обычно появление цезуры объясняют необходимостью членения длинного стиха (более 4 стоп). Но это неполное объяснение. Цезура — явление эвритмическое. Это интонационный сигнал членения стиха, возникающий тогда, когда есть опасность несимметричной словесно-фразовой акцентировки стиха. Благодаря этому сигналу такая акцентировка становится речемузыкально симметричной (в стихотакте или стихопериоде). Если в 5-6-стопных стихах акцентировка будет симметричной, соответствующей музыкальному закону акцентной диссимиляции, цезура не понадобится:


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 356; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!