Опыт воссоздания утраченного текста 2 страница
1 Новиков Н.М. — составление текста. Полный текст трактата «О молитве Иисусовой» был впервые опубликован в составленной нами книге «О молитве Иисусовой и Божественной благодати» (Красногорск, 2000). Трактат сопровождался развернутыми комментариями составителя. Дальнейшие публикации трактата состоялись в наших книгах «Молитва Иисусова: Опыт двух тысячелетий» (Т. 1. М., 2004,2011) и «Подвиг в миру» (М., 2006). Трактат был также переведен на английский язык и издан в США в книге «Два старца об Иисусовой молитве: Иосиф Исихаст и Антоний Голынский» (USA. 2007).
Сведения об изданиях, вошедших в серию «Путь умного делания», помещены на с. 234.
2 Антоний (Тихон Иванович Голынский; 1889—1976), среди своей паствы, а также современным читателям известен как нелегальный архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский). Сведения о нем см. на с. 192. В связи с отсутствием документального подтверждения ряда фактов биографии Антония Голынского, Издательским Советом РПЦ определено (25.08.2011) впредь упоминать о нем при публикации как о состоящем в сане священника. См .: http://izdatsovet.ru/catalog/ references/detail.php?REFERENCE=32876 (п. 51).
3 См.: 1 Кор. 12, 3; Рим. 8, 26.
4 Синергия, синергизм (стиуеруйсо, cruvepytig ) — содействие, сотрудничество, помощь, совместная деятельность. В греческом переводе Нового Завета этот термин употребляется для обозначения тесного, неразрывного взаимодействия Божественных и человеческих сил. В святоотеческих писаниях обозначает совместную деятельность Святого Духа и самого человека в деле совершения его спасения, взаимное проявление Божественной благодати и человеческих усилий, человеческой свободы. Подробнее см.: Зарин С. М. Аскетизм. С. 75, 86-96, 114.
|
|
(21) Системный подход нужен при постижении теории: «В обучении молитве существует свой порядок, своя система... Отвержение системы при изучении науки служит источником превратных понятий»5. Но учебные пособия могут дать лишь опорную схему, разметку маршрута. Аналитический подход, условно расчленяющий единый процесс, необходим для теоретического изучения предстоящего пути, чтобы в дальнейшем не заблудиться. Но для тех, кто уже, встав на путь, приступил к деланию, потребно иное. «Когда станете работать над собою, увидите, что все внешние руководства и указания суть только пособия. Что же именно бывает нужно душе или как лучше поступить в том или другом случае, это всякая душа должна решить сама, при помощи Божией благодати, невидимо руководящей ею». Молитвенная практика не встраивается в жесткие схемы, «потому что духовное дело, подчиняясь системе, необходимо должно терпеть усечение, лишать свободы, свойственной духу, находящемуся под действием и управлением Духа Бо- жия, а не человеческого узаконения»6. Не будем забывать, что «чтение, как и богомыслие, необходимо, но это все-таки не молитва». Когда мы отправляемся в путь, то «берем карту и изучаем ее. Это нужно для успешного путешествия. Но если мы будем только сидеть и изучать карту, то не продвинемся на своем пути. Молитва — это путь, а книги — это путеводный компас»7. Поэтому вместе с апостолом Иаковом можем сказать, слегка его пе-
|
|
(20) альном и социальном положении. Этим могут быть обусловлены некоторые рекомендации, которые не вполне приемлемы в иное время, в других условиях.
Нужно предостеречь читателя от соблазна видеть в публикуемой работе некое универсальное «средство» к овладению молитвой. Трактаты, напоминающие по форме учебные пособия, предлагающие своего рода методу, могут создавать впечатление надежного руководства, давать иллюзию «гарантии» достижения благодатных состояний. Но специальных технологий по стяжанию благодати не существует, не может быть и «инструкций». С нашей стороны необходим личный подвиг, ведущий к обретению молитвы, но провести по этому пути может только Сам Господь. Хотя наша православная традиция знает исихастский метод и зиждется на аскетической практике, тем не менее молитвой нельзя «овладеть», как неким ремеслом, полагаясь на обучение, технику или метод, потому что молитва, по учению Вселенской Церкви и по слову апостола, есть действие Святаго Духа в человеке3. Потому многое на этом пути определяется индивидуально, по мере исполнения Божественных заповедей, а само продвижение по нему есть синергийное4 творчество.
|
|
5 Игнатий (Брянчанинов), сет. Творения. М., 1996. Т. 1. С. 268.
6 Феофан Затворник, сет. Что есть духовная жизнь... М., 1996. С. 216; БТ. 1997. № 33. С. 7.
7 Рафаил (Карелин), архим. Вся жизнь в нашем мире... М., 2005. С. 43.
8 См.: 1 Кор. 12, 3; Рим. 8, 26.
9 Синергия, синергизм (стиуеруйсо, cruvepytig ) — содействие, сотрудничество, помощь, совместная деятельность. В греческом переводе Нового Завета этот термин употребляется для обозначения тесного, неразрывного взаимодействия Божественных и человеческих сил. В святоотеческих писаниях обозначает совместную деятельность Святого Духа и самого человека в деле совершения его спасения, взаимное проявление Божественной благодати и человеческих усилий, человеческой свободы. Подробнее см.: Зарин С. М. Аскетизм. С. 75, 86-96, 114.
|
|
(21)Системный подход нужен при постижении теории: «В обучении молитве существует свой порядок, своя система... Отвержение системы при изучении науки служит источником превратных понятий»5. Но учебные пособия могут дать лишь опорную схему, разметку маршрута. Аналитический подход, условно расчленяющий единый процесс, необходим для теоретического изучения предстоящего пути, чтобы в дальнейшем не заблудиться. Но для тех, кто уже, встав на путь, приступил к деланию, потребно иное. «Когда станете работать над собою, увидите, что все внешние руководства и указания суть только пособия. Что же именно бывает нужно душе или как лучше поступить в том или другом случае, это всякая душа должна решить сама, при помощи Божией благодати, невидимо руководящей ею». Молитвенная практика не встраивается в жесткие схемы, «потому что духовное дело, подчиняясь системе, необходимо должно терпеть усечение, лишать свободы, свойственной духу, находящемуся под действием и управлением Духа Бо- жия, а не человеческого узаконения»6. Не будем забывать, что «чтение, как и богомыслие, необходимо, но это все-таки не молитва». Когда мы отправляемся в путь, то «берем карту и изучаем ее. Это нужно для успешного путешествия. Но если мы будем только сидеть и изучать карту, то не продвинемся на своем пути. Молитва — это путь, а книги — это путеводный компас»7. Поэтому вместе с апостолом Иаковом можем сказать, слегка его пе-(22)ефразируя: как тело без духа мертво, так и молитва мертва без опыта делания8.
В заключение приведем авторитетный отзыв почтенного пастыря о публикуемой нами работе: «К этой книге я отношусь очень положительно и считаю, что в своем молитвенном опыте владыка Антоний отразил святоотеческий дух»9. Упомянем также краткую характеристику архимандрита Кирилла (Павлова), высказанную старцем в частном письме к составителю трактата. Благословляя работу над первым выпуском серии «Путь умного делания», отец Кирилл, лично знавший Антония Голынско- го, так отозвался о нем: «Он на меня произвел хорошее впечатление, владыка благодатный»10.
5 Игнатий (Брянчанинов), сет. Творения. М., 1996. Т. 1. С. 268.
6 Феофан Затворник, сет. Что есть духовная жизнь... М., 1996. С. 216; БТ. 1997. № 33. С. 7.
7 Рафаил (Карелин), архим. Вся жизнь в нашем мире... М., 2005. С. 43.
* * *
Автор серии «Путь умного делания» глубоко благодарен всем, чья молитвенная поддержка помогла воплотить в жизнь этот проект, и прежде всего — приснопамятным схимитрополиту Питириму (Нечаеву) и архимандриту Иоанну (Крестьянкину). Особую признательность хочется выразить схиархимандриту Илию (Ноздрину), архимандриту Кириллу (Павлову), архимандриту Даниилу (Воронину), игумену Петру (Пиголю), протоиерею Георгию Брееву, схимонахине Антонии (Сухих), а также всем, кто своим искренним интересом к теме, своим добрым расположением и молитвой принимает незримое творческое участие в нашем проекте.
8 Ср.: Иак. 2, 26.
9 Рафаил (Карелин), архим. 2005. http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/143/in dex.html
10 Личная переписка. Архив составителя. 1997.
***
Предостережение
(23)Считаем нужным предупредить читателей о фактах незаконного переиздания11 трактата «О молитве Иисусовой», нарушающих общепринятые издательские правила и этические нормы. Продукция недобросовестных издателей часто содержит неточности и искажения. Это вынуждает лишний раз напомнить, что любое неправедное дело не бывает благотворным, скорее способно причинить духовный вред.
Прежде всего укажем на «пиратскую» версию трактата, размещенную на нескольких сайтах сети Интернет: «Архиеп. Антоний. О молитве Иисусовой и Божественной благодати». Этот сокращенный и неточный текст изобилует серьезными погрешностями, а некоторые грубые ошибки, касающиеся практических рекомендаций, например в главе о деятельной умно-сердечной молитве, могут способствовать духовному повреждению. Та же сокращенная, ущербная версия из Интернет, не пригодная для тех, кто всерьез интересуется данной темой, помещена в двухтомном сборнике «Жемчужина отцов»12. К сожалению, именно эта версия записывается на аудиодиски и тиражируется в виде аудиокниг. Еще одна Интернет-версия под наименованием «Умное делание. О молитве Иисусовой. Поучения архиеп. Антония
11 С нарушением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» № 5351-1 (в ред. Ф3 от 20.07.2004 №72-ФЗ. Наказание предусмотрено по ст. 146 УК РФ: лишение свободы на срок до 6 лет), http :// ukru . ru
12 Жемчужина отцов: в 2 т. / сост. свящ. Сергий Молотков. СПб.: Сатисъ; Держава, 2006.
(24) (Михайловского)»13 вообще не поддается каким-либо комментариям, остается только предостеречь от ознакомления с ней.
Предупреждаем также доверчивых пользователей сети Интернет о том, что все варианты «житий» Антония Го- лынского, которые размещены на сайтах так называемых «катакомбников», не имеют отношения к действительности, а их публикаторы, объявляющие себя «учениками» и «чадами» подвижника, не знакомы с реальной биографией своего «учителя».
Целый ряд одиозных публикаций, содержащих плагиат, осуществил клирик Ростовской-на-Дону епархии священник Владимир Панковец. Помимо плагиата и искажений все его издания, в том числе тиражируемые через Интернет, содержат, мягко говоря, не соответствующие действительности факты биографии Антония Голынского14.
13 http://hesychasm.ru/library/antony/index.htm ; http://poetica.ru/fulltext . php?t=230
14 Вот некоторые из них: Антоний (Голынский-Михайловский), архиеп. О молитве Иисусовой и Божественной благодати. Путь умного делания. Азов, 2004; Антоний (Михайловский), архиеп. О молитве Иисусовой. Ростов-на-Дону, 2005; Антоний (Голынский-Михайловский), архиеп. Путь умного делания. О молитве Иисусовой и Божественной благодати: в 3 ч. Мелиса, 2008; Антоний (Михайловский), архиеп. Брянский. О молитве Иисусовой: Руководство к деланию. Житомир, 2009; Панковец В., свящ. Забытый святитель: Жизнь и труды архиеп. Брянского Антония (Михайловского). Ростов-на- Дону, 2010; Антоний (Голынский-Михайловский), архиеп. О молитве Иисусовой. Путь умного делания: в 2 т. Издание УПЦ. В последнем из указанных изданий, помимо трактата «О молитве Иисусовой», незаконно перепечатаны наши обширные комментарии к нему и составленные нами заметки о жизни Антония (Голынского). Гриф благословения на публикацию сфальсифицирован, такое благословение архиеп. Сергием Тернопольским не преподавалось.
(25) Особой оригинальностью отличается книга «Ваш богомолец смиренный старец»15. Здесь за «богомудрые писания» «архиепископа Антония» составителем выдаются перетасованные отрывки из текстов священноисповед- ника Афанасия Ковровского, протоиерея Иоанна Журавского, Л. Н. Толстого, Е. Н. Трубецкого, В. С. Соловьева...
Книга не подлежит обсуждению, так как содержание ее выходит за пределы здравого смысла16.
15 Панковеи, В. свящ. Ваш богомолец смиренный старец. Азов, 2009.
16 Укажем на некоторые факты. 1) «Половая похоть» (с. 52—62) — этот текст буквально заимствован В. Панковцом у классика. См.: Толстой J 1. H . Мой путь. Собр. соч. Раздел VIII. Половая похоть (в 7 главах). http :// biografia . ru / cgi - bin / names . pl ? oaction = show & letter =771
2) «Забытый путь...» (с. 63-88) — представляет собой выписки из книги: Журавский Иоанн, прот. О внутреннем христианстве: Тайна Царствия Божия, или забытый путь опытного богопознания. См.: http : // hesychasm . ru / library / juravski / sod . htm
3) «Мысли о спасении» (с. 175—195) — не что иное, как выписки (с ошибками и искажениями) из книги: Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. См.: http://koob.ru/trubeckoy_ye/smisljizni_trubeckoy
4) «К тем, которые соблазняются» (с. 284-288) и «Должно возносить...» (с. 289) — это перепечатки (с ошибками) фрагментов из общеизвестного 2-го Послания епископа Афанасия Ковровского (Сахарова) от 9/22.05.1955. См.: Акты Святейшего Патриарха Тихона. М.: ПСТБИ, 1994. С. 790-793.
5) Стихотворение «Милый друг» (с. 296) принадлежит перу Соловьева B.C. и написано в 1892 г., когда Голынскому было 3 года от роду (последние 4 строки — произвольная вставка). См.: http://litera.ru/ stixiya/authors/solovev/milyj-drug-il.html
6) Раздел «Воспоминания духовных чад», составленный В. Пан
ковцом, частично представляет собой незаконную перепечатку из
нашей книги (Новиков Н.М. О молитве Иисусовой и Божественной благода
ти. Красногорск, 2000), дополненную произвольными домыслами,
противоречащими документальным данным.
(26) Беспрецедентные по дерзости фальсификации содержат три других издания, составленных В. Панковцом. В первом случае за произведение Антония Голынского выдается хорошо знакомая еще дореволюционным читателям книга «День заднем»17. Этот дневник умудренного пастырским опытом священника был издан в Санкт- Петербурге в 1908 году, когда 19-летний юноша Тихон Голынский (будущий отец Антоний) еще работал служащим заводской больницы в Юзофке на Донбассе.
Второй случай превосходит самые смелые ожидания. Антонию Голынскому приписан ни больше ни меньше, как известный труд патриарха Сергия (Страгородского) «Православное учение о спасении»18. В довершение всего В. Панковец кощунственно утверждает, что это патриарх Сергий присвоил себе чужую работу: «труд, написанный архиепископом Антонием Михайловским, издан под авторством патриарха Сергия (Страгородского)», причем патриарх якобы действовал в демоническом помрачении — «по внушению темных сил», поэтому работа и «издана под чужим именем», то есть под именем патриарха Сергия, «а затем неоднократно переиздавалась» в таком виде19. Напомним, что сочинение архимандрита Сергия (Страгородского) «Православное учение о спасении», рецензентом которого был ректор МДА архимандрит Антоний (Храповицкий), было представлено автором на соискание степени магистра богословия в 1895 году, и (26) уточним, что будущему отцу Антонию Голынскому шел тогда шестой год от роду.
В книге «Забытый святитель»20 В. Панковец, поделившись всеми своими прежними «открытиями», сообщает о новой сенсации — на сей раз Антоний Голынский зачисляется им в авторы популярной в последние годы книги «Отец Арсений». А вымышленная биография Го- лынского продолжает обрастать «новооткрытыми» деталями: выясняется, например, что крестил его в младенчестве не кто-нибудь, а патриарх Иерусалимский, и т.п.
17 См.: Антоний Михайловский, архиеп. День за днем: Дневник православного священника. Ростов-на-Дону, 2009.
18 См.: Антоний Михайловский, архиеп. О личном спасении. Ростов-на- Дону, 2009.
19 Антоний Михайловский, архиеп. О личном спасении. 2009. С. 111; Антоний Михайловский, архиеп. День за днем. 2009. С. 13.
20 Панковец В., свящ. Забытый святитель: Жизнь и труды архиеп. Брянского Антония (Михайловского; 1889—1976). Ростов-на-Дону, 2010
Николай Новиков
.
О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ
АСКЕТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ
Предисловие
(30)Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты11. Две выраженные здесь мысли — «Господи, помилуй мя» и «Буди, Господи, воля Твоя святая» — составляют сущность молитвы Иисусовой. Прежде всего, нужно знать, что молитва Иисусова есть действенная суть покаяния, указанная Христом Господом. Она научает делателя отсекать желания своей воли, любить Бога более твари, искренне смиряться, (31) истинно познавать себя, никак на себя не надеяться, приписывать все доброе не себе, а Богу и за все воздавать Ему славу.
Молитва Иисусова приближает к Богу, а примирение с Богом порождает истинную любовь к ближнему. Молитва соединяет душу с женихом ее — Господом и становится беседой между Господом и душой. Великое дело Иисусовой молитвы начинается со словесного труда в деятельный период и простирается до периода созерцательного, возводя человека к истинно духовной целомудренной жизни, а достойнейшие, те, которые не осквернились с женами23, достигшие устроения истинного духовного девства, сподобляются наивысшей добродетели — молитвы зрительной24.
Молитва, по мере действия в ней слова, ума, сердца и Духа Божия, имеет соответствующие наименования. Она бывает словесной, умной деятельной, умно-сердечной деятельной. Эти три вида молитвы доступны человеку в период его вет-(32) хой деятельности, то есть до всецелой преданности его в волю Божию. Последующие два вида молитвы обретаются подвижником лишь по очищении сердца от страстей и греха и именуются умно- сердечной самодвижной, движимой Духом Святым, и умно-сердечной чистой, или непаритель- ной. Последняя есть истинно созерцательная молитва, доводящая все добродетели, будучи всем им матерью, до совершенства духовного целомудрия. Самые достойные через эту молитву приводятся к соединению души с Небесным Женихом в единый дух. Человек тогда обретает высший дар — молитву зрительную. Тогда, соединившись с Господом, он зрит, уразумевая, великие тайны Божии и премудрость Его, прославляет всем своим духовным существом Святую Троицу, стяжав в сердце Бога.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!