Краткие сведения из истории науки.



Вендина Глава 1 (стр 9-21). Тут много, но лучше саму главу прочитайте. Хз, что именно она спросит.

Языкознание как наука зародилось в глубокой древности (Древний Восток, Индия, Китай, Египет).

Первоначально наука о языке развивалась в рамках частного языкознания, что было вызвано необходимостью обучения письменному языку. Первым теоретическим опытом описания языка была грамматика санскрита индийского ученого Панини (5-4вв до н.э.) «Восьмикнижие». В ней устанавливались нормы санскрита, и давалось точное описание языка священных текстов. Это было наиболее полное, хотя и предельно сжатое, описание фонетики, морфологии, морфонологии, словообразования и элементов синтаксиса санскрита.

Прикладной характер древнего языкознания проявился и в интересе к толкованию значений слов. Первый толковый словарь «Эр я» появился в Китае (3-2вв до н.э.).

Европейская лингвистическая (грамматическая) традиция зародилась в Древней Греции (Платон 4в до н.э.)

Грамматическое и лексикографическое направление частного языкознания было ведущим в науке о языке в античной языковедческой традиции, в средневековой Европе и особенно на Востоке.

К 10му веку на Востоке формируется понятийный аппарат и терминология лексикологии, которая выделяется в самостоятельную научную дисциплину (работы арабского ученого Ибн Фариса)

Арабское языкознание повлияло на становление еврейского языкознания. Собственно научное изучение древнееврейского языка начинается с работ Давида Хайюджа, который в двух «Книгах о глаголах» выделил основные категории морфологии глагола и впервые ввел понятие корневой морфемы.

Собственно теоретическое изучение языка, становление особой научной дисциплины – языкознания происходит в рамках общего языкознания.

Философское осмысление языка, изучение его как средства познания мира начинается в Древней Греции, где постижение законов языка происходило в рамках философии и логики. Интерес был сосредоточен на вопросах происхождения языка, языка и мышления и т.д.

Наиболее ярким представителем античной языковедческой традиции является Аристотель. Он был одним из первых античных философов, кто развил учение о частях речи и синтаксисе простого предложения.

Своей вершины философское изучение зыка достигает в трудах западноевропейских ученых 16-17вв Ф.Бэкона, Р.Декарта, В.Лейбница, выдвинувших идею создания единого для всего человечества языка в качестве совершенного средства общения и выражения человеческих знаний. Развитие языкознания в 17в происходило под знаменем создания философской грамматики языка.

Идеи В.Лейбница и проект формализованного языка дали толчок развитию символической логики и в дальнейшем оказались полезными в кибернетике (конструирование языков машин).

Логический подход к языку как способ познания его универсальных свойств получил продолжение в рационалистических концепциях языка, лежавши в основе грамматики Пор-Рояль. Опираясь на логические формы языка, выявленные Аристотелем, А.Арно и К.Лансло доказали их универсальность для многих языков мира.

В рамках общей теории языка формируется и сравнительно-историческое языкознание (Ф.Бопп, Я.Гримм, К.Раск, А.Х.Востоков), в основе которого лежали следующие принципы:

каждый язык имеет свои отличительные признаки, выделяющие и противопоставляющие его другим языкам;

выявить эти признаки можно путем сравнительного изучения языков;

сравнительный анализ обнаруживает не только различия, но и родство языков;

родственные языки формируют языковую семью;

различия родственных языков – результат их исторических изменений;

фонетическая система языка изменяется быстрее других языковых систем; фонетические преобразования в рамках одной языковой семьи осуществляются со строгой последовательностью, не знающей исключений.

Сравнительно-исторический подход к изучению языков способствовал разработке их генеалогических классификаций. Первым лингвистом, предложившим такую классификацию, был немецкий ученый А.Шлейхер.

На основе теории «родословного дерева» А.Шлейхер делает следующие выводы:

языки, относящиеся к одно и той же ветви родословного древа, ближе друг к другу в языковом отношении, чем к языкам других ветвей;

чем восточнее живет индоевропейский народ, тем более древним является его язык, чем западнее – тем больше в языке новообразований и тем меньше у него сохранилось старых индоевропейских форм.

Оба вывода, однако, не выдерживали критики с точки зрения реальных фактов индоевропейских языков.

Неприятие шлейхеровской теории вызвало появление новых гипотез происхождения языков. Одной из них была «теория волн» И.Шмидта, ученика Шлейхера.

Параллельно со сравнительно-историческими исследованиями продолжает развиваться общее и теоретическое языкознание, происходит формирование новых направлений. Зарождается психологическое направление, основателями которого являются В.Гумбольдт, Г.Штейнталь, А.А.Потебня. Лингвистическая концепция Гумбольдта основывалась на антропологическом подходе к языку, в соответствии с которым изучение языка должно вестись в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его духовно-практической деятельностью («О различиях строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества»).

Развивая идеи Гумбольдта, представители психологического направления рассматривали язык как феномен психологического состояния и деятельности человека. По мнению Потебни язык – средство выявления индивидуальной психологии говорящего.

В 80х г. 19в. Оформляется течение младограмматизма, сторонники которого выступали с резкой критикой старших поколений. Основатели: Ф.Царнке, К.Бругман, Г.Пауль, А.Лескина, И.Шмидт и др. Единственно научным принципом лингвистического анализа они признавали исторический. Разделяя идеи о психологической природе языка, они отвергали этнопсихологию как научную фикцию, признавая единственно реальной речь индивида. Исследуя физиологию и акустику звуков речи, младограмматики выделили фонетику в особый раздел языкознания. А скрупулезное изучение фонетики, корня и флексии позволило сделать более достоверной лингвистическую реконструкцию праязыка.

На смену младограмматике приходят новые направления, самое значительное из которых – лингвистический структурализм (Ф. де Соссюр, И.А.Бодуэн дэ Куртенэ, Ф.Ф.Фортунатов, Р.О.Якобсон и др.). Для этого течения свойственны повышенный интерес к структуре плана выражения, к описанию различных отношений между элементами системы, позднее – к динамическим моделям языка. В основе направления лежало понимание языка как системы, объединяющей строго согласованное множество разнородных элементов, внимание к связям между элементами и т.д.

В современном языкознании прослеживается тенденция к синтезированию различных идей и методов лингвистического анализа, то оказывает влияние на общий уровень науки о языке, стимулируя ее развитие.

К числу новейших лингвистических исследований относятся этнолингвистика, психолингвистика, ареальная лингвистика.

Этнолингвистика изучает язык в его отношении к культуре народа, исследует взаимодействие языковых, этнокультурных, этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка. В рамках этнолингвистики существуют разные течения и направления (немецкое – Й.Трир, Л.Вейсгербер, русское – А.А.Потебня, школа И.И.Толстого, американское – Ф.Боас, Э.Сепир, Б.Уорф).

Психолингвистика изучает процессы речеобразования, восприятия речи в их соотнесенности с системой языка. Наиболее заметными являются следующие лингвистические школы: Московская, Ленинградская, американская.

Ареальная лингвистика занимается изучением распространения языковых явлений в пространстве в межъязыковом и междиалектном взаимодействии. Задача – охарактеризовать и интерпретировать ареал того или иного языкового явления с целью изучения истории языка, процесса его формирования и развития.

 


4) Определение природы и сущности языка: знаковая и социальная природа языка, система и структура, свойства знака.

ПРИРОДА ЯЗЫКА

1. Издавна существовало мнение, что язык – биологическое явление, что это врождённое свойство человека, такое же, как способность человека есть, пить, ходить и т. п., т. е. язык наследуется человеком, он заложен в самом биологическом существе человека.
Однако в истории известны случаи, когда маленькие дети попадали к диким зверям, росли среди них, особенно часто среди волков, но вернувшись в человеческое общество, они не смогли научиться говорить и мыслить, хотя их органы речи были вполне нормальны [см. Сын волчицы 1963; Сидоров М. 1965 и др].

Кроме того, жизнь знает немало примеров, когда детей одной национальности помещали в другую языковую среду, и они говорили на языке окружения, а не на родном.

Всё это подводило исследователей к выводу, что язык по наследству не передаётся и не относится к биологическим явлениям.
Однако современные исследования на новом уровне развития науки возвращаются к этой стороне природы языка. Новые данные научно обосновывают язык как общечеловеческое биологическое врождённое достояние, как психофизиологический резерв в мозге людей, который един для всего человечества. Эта высшая биологическая способность мозга (психофизиологический резерв) «передаётся по наследству генетическим путём, но реализация в форме речи зависит от множества факторов исторического, социального, территориального и иного порядка» [Нечипоренко В.Ф 1984: c.42].

Биологический фактор обнаруживается в двух основных сферах проявления языковой способности: в процессе усвоения конкретного человеческого языка и в процессе хранения, порождения и передачи информации вербальным путём.Современные учёные находятся на пороге открытия уникальной закономерности, свидетельствующей об изоморфизме (т. е. подобии, аналогии) генетического и языкового кодов. Клинические данные патологии речи позволяют предположить, что гены, отвечающие за язык, расположены в Х-хромосоме <…> На основании этого можно утверждать, что наша способность к речи генетически предопределена <…> и онтогенез, т. е. происхождение индивидуальной речи, проявляющийся в процессах овладения языком, регулируется генетически» [Бачанджян Б.Х. 1992: c. 131].

 

2. Существует также точка зрения, согласно которой язык считается проявлением «духа божьего или человеческого». Например, немецкий лингвист В. фон Гумбольдт говорил о языке как проявлении «духа народа».
Психологи, занимающиеся проблемой природы языка, изучают, как соотносятся между собой вербальные и невербальные способы хранения, порождения и передачи информации в сознании отдельных людей и коллективов, и какую роль играет это соотношение в формировании общих и отличительных черт лексико-семантических систем в различных языковых картинах мира. В результате они утверждают, что язык – индивидуальный психический акт, явление психологической деятельности человека или народа, т. е. единственной реальностью является язык индивида с его личностной и этнической спецификой.

 

3. Как мы уже говорили, язык возникает и развивается только в коллективе, только под влиянием речи коллектива. «Язык существует постольку, поскольку есть общество»– писал французский учёный А. Мейе. Способность к членораздельной речи формируется у человека в процессе усвоения исторически сложившейся системы того или иного языка.
Таким образом, был сделан вывод: язык – явление общественное, т. е. социальное. Однако точнее, по мнению В.Н. Манакина, было бы говорить об особой социальной природе языка, о его социальной обусловленности. Итак, «в языке, как и в человеке, в сложном многомерном единстве живут, по крайней мере, три основных начала: физическое (биологическое), психологическое (индивидуальное) и социальное…» – такую точку зрения излагает В.Н. Манакин в своей монографии. Это можно представить в виде следующей таблицы.
Таблица 2

Природа языка

Биологическое явление Психическое явление Социальное явление
Язык – общечеловеческое биологическое достояние как психофизический резерв в мозге людей. Язык – индивидуальный психический акт, явление психологической деятельности человека или народа. Язык возникает и развивается только в обществе.

 

Язык как структура и система

Языковые знаки отличаются сложным строением. Они образуют несколько систем, которые вступают между собой в определенные отношения и создают более сложную общую систему. Язык – это система подсистем, каждая из подсистем имеет свои элементы. Языковая система – иерархически организованная система, находящаяся в постоянном движении и изменяющаяся в зависимости от условий коммуникации.

Язык начали изучать именно как систему в XX в. Идея системного описания языка принадлежит Ф. де Соссюру. Чтобы выявить системные свойства, нужно обнаружить в изучаемом объекте структуру, описать элементы, установить все множество отношений между ними. В языке много единиц, каждая несет определенного рода информацию и может быть интерпретирована с точки зрения знака.

Единицы языка объединяются в категории и я русы по типовым отношениям. Языковая система представляет собой многоуровневую структуру. Уровни в языке находятся между собой в иерархических отношениях. Единицы более низкого уровня функционируют в составе единиц более высокого уровня. С точки зрения внутрисистемных ролей единицы языка выполняют номинативную, коммуникативную и строевую функции. Единицы низшего уровня составляют единицы высшего уровня, выполняя строительную функцию.

Структура и единицы языковой знаковой системы

Уровень языка Тип знака Функция знака Знак языковой системы Особенность языкового уровня
Синтакси-ческий Суперзнак Коммуника-тивная Предложение Единицы высшего уровня строятся каждый раз заново из разных знаков языковой системы.
Лекси-ческий Собственно знак Номинативная Лексема Основной языковой уровень.
Морфем-ный Знак Слово- и формо-образующая Морфема Морфемы не являются самостоятельными единицами. Это связанные знаки.
Фонети-ческий Субзнак Смыслораз-личительная фонема Единицы этого уровня не имеют плана содержания.

 

 

ЗНАК
В окружающей нас жизни мы постоянно пользуемся условными обозначениями, так называемыми знаками. В музыке употребляются нотные знаки, существуют математические, химические, дорожные и многие-многие другие. Эти условные знаки нам понятны, или же их толкование можно найти в справочниках, так как употребляются они на основе договора между людьми, т. е. осознанно, преднамеренно и целенаправленно. Следовательно, люди способны извлекать из этих условных обозначений нужную им информацию, обмениваться ею. Итак, знаками называются условные обозначения, которые используются как заместители реальных предметов, как представители этих реальностей, вызывающие в сознании образ, представление, понятие об этих реальностях


Знаки должны обладать следующими свойствами:
а) знак должен быть материален, т. е. он должен быть доступен чувственному восприятию (его можно увидеть, как дорожные знаки, или услышать, как телефонные гудки или текст, переданный азбукой Морзе, и т. п.);
б) знак направлен на значение: люди вкладывают в него какое-то содержание (известно, что в древности многие народы для обозначения цифр пользовались буквами своего или латинского алфавита, а позже перешли на так называемые арабские цифры);
в) связь между знаком и его содержанием условна (произвольна, конвенциональна), поскольку она устанавливается каким-то коллективом и впоследствии может быть изменена;
г) значение знака выявляется при его противопоставлении в определенной системе: знаки в системе «+ или » «: или ×» воспринимаются как математические знаки, а условные обозначения : – это уже знаки общественных организаций Красного креста и полумесяца. Возможен еще пример: использование красного, желтого и зеленого цвета в дорожных светофорах имеют одно значение, в цветомузыке же (на дискотеке) никто не воспринимает их в этом значении. Из всех признаков знака важны те, которыми они различаются, т. е. дифференцирующие признаки.
Следовательно, во всех случаях преднамеренного обмена информацией мы имеем дело со знаками. Наука, изучающая знаковые системы, называется семиотикой или семиологией [от греч. semeion знак, признак].

 

Любой знак имеет следующие основные свойства.

1. Коммуникативность. Знак – посредник между говорящим и слушающим.

2. Социальность. Знак порождается в обществе и существует только в нем.

3. Информативность. Знак – носитель информации для человека. Он осуществляет информативную функцию.

4. Обобщенность. Знак обобщает признаки целого класса: имена лица (изменник, школьник, узник), названия действий (ходить, кормить, водить). Языковой знак способен передавать информацию о совокупности ситуаций (конференция, война, мир), он может соотноситься с конкретным предметом (Байкал, Эверест), и с классом предметов (газета, озеро).

5. Преднамеренность, целенаправленность. Знак специально создается и используется для передачи определенного смысла.

6. Двусторонность. У знака обязательно должно быть две стороны:идеальнаяиматериальная.

7. Конвенциальность. Большинство знаков появляется благодаря договоренности, соглашению, конвенции людей о придании данной форме данного содержания. У большинства знаков связь между планом выражения и планом содержания –условная.

8. Системность. Для того чтобы знак состоялся, появился, необходимо наличие оппозиции двух знаков.


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!